4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь Валерий Брюсов "Опять сон", "Детская".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь Валерий Брюсов "Опять сон", "Детская".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь

Валерий Брюсов "Опять сон"

Введение

Об авторе

http://aforizmy-citaty.ru/wp-content/uploads/2013/05/bryusov.jpg

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Писать стихи он начал уже в 8 лет. Уже в студенческие годы он заявляет о себе, как о поэте нового направления- символизма: издал сборник «Русские символисты»

- Те, кто в своих стихах используют слова-символы.

-Опознавательный знак, примета.

- Солнце – жизнь, тепло, счастье, радость.

Звезда – рождение нового человека.

- В 1899г. Брюсов стал одним из организаторов московского издательства «Скорпион», объединившего сторонников нового искусства. Под его руководством создается альманах «Северные цветы», с выходом которого символизм оформился, как самостоятельное течение.

- Сборник произведений, посвященных одной теме.

- Брюсов организовал высший литературно-художественный институт. Умер  Валерий Яковлевич 9 октября 1924г. в Москве.

Чтение с комментированием

- Мы сейчас прочитаем одно из замечательных произведений Валерия Яковлевича «Опять сон». Но прежде чем начнем, прочтите название и подумайте о чем, на ваш взгляд, пойдет речь?

- К этому вопросу мы вернемся немного позже, а сейчас подумаем над тем, что означают слова ДЕБРИ и ГИППОПОТАМ

Дебриместо, заросшее непроходимым лесом.

http://mypresentation.ru/documents/273836cecf6d5cebbdc5cf094cb2abee/img4.jpg

Гиппопотам бегемот

Каким представляется лирический герой? Кстати, а кто такой лирический герой?  (  Лирический герой – тот, кто наблюдает, делится своими впечатлениями, чувствами, переживаниями.)

- Кто в произведении является лирическим героем?  ( лирический герой – сам автор)

Почему лирическому герою снятся дебри? Как это его характеризует?  ( Дебри – это лес. Значит, лирический герой любит природу, обожествляет ее.)

- Какие чувства испытывает лирический герой в данный момент?  ( Восторг, удивление, восхищение )

- Почему лев крадется к зебре? Как это характеризует льва? ( Хитрый, осторожный, решительный, стремительный, наблюдательный )

http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-05/1306778500_www.nevsepic.com.ua_105_predatorprey_pic.jpg

- Какие из этих качеств можно приписать лирическому герою и почему? ( Осторожный, т.к. не приближается ко льву; решительный и стремительный – он поставил перед собой цель и хочет ее достичь: наблюдательный – замечает все, что делает лев )

Что значит «Стволы упрямо в небо ветви вознесли»? О ком так говорим? ( О человеке )

- Какой прием использует поэт? ( Олицетворение )

- Подумайте какие чувства вызывает у лирического героя гиппопотам? Как он к нему относится? ( Чувство гордости за природу, восторг и восхищение ее силой, мощью обитателей леса )

http://www.pavelin.ru/images/stories/begemot/begenot-017.jpg

- Что такое утес? ( Гора)

http://nature.baikal.ru/phs/norm/54/54877.jpg

 - Предположите, почему лирический герой забирается на утес? ( Возможно потому, что здесь безопасно, а может потому, что с утеса лучше видно )

- Как вы думаете, что такое видение? ( Что-то несуществующее; то, что кажется )

- Змей буквально переводится – ползущий по земле, «огненный змей» - огонь, ползущий по земле. Это было настоящей катастрофой и только дождь мог затушить огонь. Какие чувства мог вызвать этот образ?

( Страх, опасность, отвращение )

- Что такое закат? Когда он наблюдается ?  ( Закат – это явление природы. ​Наблюдается он вечером)

 

http://www.wallgrad.ru/_ph/4/719517381.jpg

- Опишите его и то, какие чувства он вызывает. ( Красота. Предвосхищение )

- Какими другими словами можно заменить слова «затмят» и «сея» ? ( Заслонят, закроют; бросая )

Кто такие карлики? ( Маленькие люди. Возможно здесь автор имеет ввиду гномов, которые выходят из камней )​

Как вы понимаете выражение «превращая ветви в угли»? ( Сжигая, уничтожая все живое )

- Как вы считаете какие чувства эта картина пробуждает у лирического героя? ( Чувство жалости к природе, сожаления, чувство боли, что такая красота погибает )

- Обратите внимание на то, что в 6 строфе мы вновь встречаемся с зеброй, только теперь она уже мчится. (  Возможно она мчится от пожара, ото льва )

- Почему на ваш взгляд лев тянется к реке? ( Мы говорили об огненном змее, который взлетел и сыплет искры, возможно лев тянется реке, спасаясь от пожара )

- Представьте себя на его месте, что, по вашему мнению, он испытывает? ( Нестерпимую боль, боязнь, грусть, отчаянье )

- Можно ли приписать эти чувства лирическому герою? ( Можно, так как он жалеет природу )

- Прочитайте последнюю строфу и подумайте, почему «хруст слышнее», почему лирическому герою страшно? ( Хруст слышнее, так как все стихло, лес в ожидании чего то, в напряжении и от этой тишины герою не по себе )

- По вашему мнению, кто такие духи? ( Духи – души умерших людей. )

- Как вы считаете кого лирический герой боится больше, духов или медведя? Почему? ( Медведя, так как духи ничего не сделают. )

Теперь давайте дадим лирическому герою наиболее полную характеристику. ( Любит жизнь и природу. Живет в гармонии с природой. Испытывает восторг от увиденного, удивление,

чувство гордости за красоту родной природы. Человек эмоциональный, благородный, добрый, отзывчивый, щедрый, решительный, наблюдательный, стремительный, осторожный, испытывает чувство жалости к природе. )

 Обобщение

Мир очень интересен, богат, таинственен, очень важно уметь восторгаться, восхищаться им, задумываться, что происходит в природе, беречь ее.

Почему стихотворение называется «Опять сон»? ( Здесь лирический герой говорит и о духах, и о огненном змее, о карликах, об африканских животных и о медведе. Он видит сразу несовместимые вещи, а такое бывает только во сне. )

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Валерия Яковлевича Брюсова. Читали и нализировали его стихотворение "Опять сон". Отметили, что один из ключевых приемов, используемых в произведении   — олицетворение. Природа здесь предстает как живой организм, а происходящее с лирическим героем во сне носит сказочный оттенок. Брюсов упоминает старые басни, племя карликов, выходящее из камней. В последних строках стихотворения к сказочности прибавляется мистицизм. Слышнее становится хруст в дали, лирический герой напуган, ведь он не знает, что служит источником звуков — духи или медведь, царь пещеры.

ИСТОЧНИК

https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0bd5/0000f634-0db13f78.rar

http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3

http://www.wisdoms.ru/avt/b34.html

http://45parallel.net/analysis/valeriy_bryusov/opyat_son.html

 

Файлы