4 класс. Чтение. Родина. Иван Саввич Никитин "Русь", "В синем небе плывут над полями". Спиридон Дмитриевич Дрожжин "Родине".

4 класс. Чтение. Родина. Иван Саввич Никитин "Русь", "В синем небе плывут над полями". Спиридон Дмитриевич Дрожжин "Родине".

Комментарии преподавателя

Родина.

Иван Саввич Никитин "Русь"

Введение

Что такое Родина?

Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Держава, Отечество, отчий дом)

-Стихотворение " Русь" - это первое произведение И. Никитина,появившееся в печати.

"Когда читаешь " Русь" - особенно вслух, - обжигает душу ощущение кровной связи с каждой частичкой того великого целого, что зовётся Россией. Удивительно, как сумел начинающий поэт столь вдохновенно пропеть гимн отчей земле!" - писал критик Олег Ласунский.

      Иван Саввич Никитин (1824 — 1861) – поэт.

http://www.worldpeople.su/image/nikitin-ivan-savvich-21-09-1824-voronezh-16-10_1.png

Родился Иван Никитин 21 сентября 1824 года в Воронеже. В 1839 году в биографии Никитина состоялось поступление в духовную семинарию Воронежа.

Никитин мечтал поступить в университет, но разорение отца не позволило ему кончить даже семинарии, из которой он ушел в 1843, чтобы помогать семье. Завод был продан на уплату долгов, и вместо него отец приобрел полуразвалившийся постоялый двор, управлять которым начал Никитин. В письме о своей жизни в это время он рассказывал: “Любовь к родной литературе, к родному русскому слову не угасала во мне... Сердце мое обливалось кровью от грязных сцен; но, с помощью доброй воли, я не развратил своей души. Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца”.

Чтение с комментированием

- Какие литературные приёмы использует автор в своём стихотворении? (сравнение)

-Найдите приёмы сравнения. (небо-шатёр, грань-горизонт, горы-великаны, мурава-ковёр, снег-пух, волна-грудь, заря-пожар, кровавый пир, зловещий дым, глухие степи, люд муравьём кишит, седые моря)

- О чём рассказывает автор в своём стихотворении, о каких исторических событиях? (захват Батыем Руси- Монголо-Татарское иго, 1812 г. война с Наполеоном,  борьба Руси с Литвой и Польшей.)

-Найдите приёмы олицетворения.

( по лицу земли, в красе царственной, перед кем ты себя унизила, вела спор, облегла туча, мать сыра земля, зловещий дым вставал, поднялася русь, собрала детей, приняла гостей, хоронили вьюги, бури плакали, на поклон корабли идут, слава идёт)

Словарная работа

Нивы – поля, луга;

Мурава – трава;

Курганы – холмы;

На сколько частей можно разделить это произведение?

1 часть : описание природы Руси.

2 часть : описание исторических событий.

3 часть : прославление богатства и величия Руси.

- Чему посвящена первая часть?

Стихотворение начинается с описания природы. Прочитайте это описание.

- Как вы думаете, можно ли одновременно увидеть степь, горы, реки, моря, наливающийся виноград и кружащийся снег?

- Почему же Никитин именно так строит описание? Какая мысль важна для него?

- Какой образ Руси создаёт поэт?

- Найдите и прочитайте четверостишие, обобщающее впечатления от природы Руси.( " Широка ты, Русь..." )

- Каким чувством пронизаны эти строки? ( Гордость, любовь, почитание. )

-Прочитайте 2 часть. Чему она посвящена? ( Истории России. )

- Первые 4 строфы этой части состоят из вопросительных предложений.

--Требуют ли ответов эти вопросы? Вопросы, которые не требуют ответов, поскольку ответ на них ясен и автору, и читателю, называются риторическими вопросами.    

-Почему поэт выбирает форму риторических вопросов? ( Утверждение в форме риторического вопроса становится более весомым и значимым. )

Прочитайте эти 4 строфы.

- Найдите во 2 части исторические эпизоды,которые упоминает поэт.

1 эпизод.

На полях своих,

Под курганами,

Положила ты

Татар полчища.

http://www.mccvu.ru/upload/medialibrary/25e/25e93cdf243c256ca81ae4d470f7fa45.jpg

2 эпизод.

Ты на жизнь и смерть

Вела спор с Литвой

И дала урок

Ляху гордому.

В борьбе с Литвой, Ордой и Польшей. 

                     http://www.proza.ru/pics/2014/08/21/1383.jpg

3 эпизод.

И давно ль было,

Когда с Запада

Облегла тебя

Туча тёмная?

Отечественная война 1812 года   

                       http://monetainfo.ru/wp-content/uploads/2015/08/voyna.jpg

- Почему поэт не указывает точной даты, когда "... в глухих степях, под сугробами, улеглися спать гости навеки"?

( Поэт выражает уверенность, что так было и так будет всегда, что Русь в любых обстоятельствах отстоит свою независимость.) 

- Прочитайте 3 часть стихотворения.

- Чему она посвящена? ( В ней звучит тема богатства родной земли, гостеприимства, открытости для добрых гостей,её славы. )

Итоги

Познакомились с биографией и творчесвом русского поэта Ивана Никитина. Читали и анализировали его произведение "Русь", рассказывающее об истории нашей Родины, о людях, защищавших её. Отметили, что наша жизнь связана с историческим прошлым и с будущим России.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/09/urok_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.doc

http://proteacher.ru/2015/04/03/Konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya__1428064971_92389.docx

https://www.youtube.com/watch?v=MVFz3EdUkm8

http://prezentacii.com/uploads/ppt/03-14/nikitin-rus.rar

http://all-biography.ru/alpha/n/nikitin-ivan-savvich-nikitin-ivan-savvich

http://ref.zeyn.ru/biograff/13_07.html                                                                                                                                            

Файлы