4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень". Сергей Антонович Клычков "Весна в лесу".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень". Сергей Антонович Клычков "Весна в лесу".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь.

Сергей Антонович Клычков "Весна в лесу".

Введение

Определите, о каком времени года мы будем говорить:

В это время ласковые лучи солнца посылают на землю тепло. Снег тает, бегут весёлые ручьи, на реках – ледоход. Прилетают первые птицы. Скоро оживут леса, поля. Деревья наденут новый зелёный наряд. А птицы начнут вить гнёзда.

  - Как вы думаете, о каком времени года мы будем читать стихи? (Будем читать стихи о весне Сергея Антоновича Клычкова.)

Сергей Антонович Клычков (настоящая фамилия Лешенков) – русский поэт, прозаик и переводчик.

               http://lytera.ru/wp-content/uploads/2014/12/Sergey_Klychkov_.jpg

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами.

Клычков был студентом историко-филологического факультета Московского университета, потом перешел на юридическую специальность, но его исключили в 1913 году; позже он пошел добровольцем на фронт; на войне дошел до звания прапорщика. С 1919 года по 1921 поэт проживал на территории Крыма, где его чуть не расстреляли (сначала махновцы, а потом белогвардейцы). 

В 1937 году Клычкова по ложному доносу обвинили; а 8 октября 1937 знаменитый писатель был приговорен к высшей мере наказания. В тот же день его расстреляли. Во времена «оттепели» в 1956 году его полностью реабилитировали; также в реабилитационной справке указали намеренно ложную дату смерти - 1940 год, которая перекочевала в некоторые книги.

"Прежде всего, он был поэт и писатель, весь живший в мире восприятий, дум, образов, замыслов, слов, напевов, - писал о Клычкове друг его молодости Петр Андреевич Журов. - Поэтическое творчество было его природой, его душевной средой... Казалось, он нес в себе родник стихийного народного поэтического мирочувствования и миропонимания. В мире и в окружающих он ощущал и видел часто то, чего не замечают обыкновенные люди".

Чтение с комментированием

-  Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (бодрое, пробуждение, восхищение, радость…)

- Как относится поэт к весеннему лесу? ( с восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса …)

Словарная работа

Утренник – начало дня

Рудый - вымерший, пустой

Никнуть - опускаться, пригибаться

Яр – крутой, обрывистый берег реки.

Сои – сойки.            

Свирелка – прочитать в словаре 

Истома-чувство приятной расслабленности

Бор- хвойный лес

Странник (устар.)- человек, странствующий пешком.

-Подберите синонимы к словам рев (плач, крик), чудный (изумительный, волшебный, сказочный).

 -Подберите антонимы к словам мягкий (жесткий), никнуть (подниматься).

-  Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки. (И медведь с хребтом багровым  встанет, щуряся, в лому)

 - Как вы понимаете эти строки:     ( просыпаясь потягивается, щурится от яркого света)

-  Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну. (Громче дятел красногрудый застучит в сухой и рудый ствол со щелью и дуплом.)

- А что вы знаете об этой птице? 

Дятлы являются строительными рабочими птичьего мира. В то время как другие виды плетут гнёзда из травы и палочек, дятлы проделывают дыры в самых твёрдых породах деревьев, чтобы создать в полостях свои гнёзда, найти добычу, живущую под корой, и пустить сок дерева. 
Однако этим птицам не нужны защитные каски и специальные очки для защиты от кусков дерева, бьющих их по голове или от щепок, летящих им в глаза. У них есть свои собственные великолепные способы избегания повреждения головного мозга и слепоты.
Жизнь дятлов буквально полна сильных ударов. Представьте, если бы человек ударялся лицом о дерево на полной скорости. Дятел может ударять по стволу дерева с частотой 100 раз в минуту и скоростью до 24 километров в час. В то время как человек, скорее всего, оказался бы в больнице после первого же удара, дятел не испытывает никакого дискомфорта после множественных ударов. Он совершает в среднем 12 000 ударов в день и живёт более 10 лет. 
Дятлы обладают исключительной физической выносливостью и способностью к лазанью по деревьям. Хвост дятла, приспособленного к жизни на стволе дерева, усеян острыми шипами, которые впиваются в кору дерева. Когда дятел держится на стволе при помощи своих уникальных когтей, его хвост работает как третья нога или «опора», чтобы птица могла поддерживать баланс. 


   http://rasfokus.ru/images/photos/medium/c8d8eb91ae5a85d0d19d1172214a79ff.jpg

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном страничке « с золотыми кудрями говорит поэт?( так поэт описывает образ Весны)

- А как вы представляете Весну?

- Весна-это красивая молодая девушка .Волосы у нее золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный зеленый сарафан. Желтая блузка расшита в красивые весенние цветы, на голове у нее венок из подснежников. На руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.

http://estalsad30.edumsko.ru/uploads/3000/2219/section/144573/folder/98151661_0v.jpg

- Весна -это красивая маленькая девочка. У нее кудрявые короткие волосы, голубые ,как небо глаза. На ней пышное пестрое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет .Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются .

               http://dymovochka47.ru/wp-content/uploads/ 

- Какие ещё рисунки можно нарисовать к стихотворению?

( лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву…)

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? (Там нет пауз).

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю? ( среднюю )

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством Сергея Антоновича Клычкова – русского поэта, прозаика и переводчика. Читали и анализировали его стихотворение "Весна в лесу". Отметим, что приход весны в лесу автор описывает с большой любовью к родной природе.

ИСТОЧНИК

http://proteacher.ru/2015/01/27/Urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_1422354621_98673.doc

http://biblioman.org/authors/klyichkov/

https://www.youtube.com/watch?v=YnuvVNZbU3w

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/09/s.a._klychkov_vesna_v_lesu_4_klass.ppt

http://vsekratko.ru/biography/klychkov/

http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3

Файлы