4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Фёдор Иванович Тютчев "Ещё земли печален вид", "Как неожиданно и ярко".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Фёдор Иванович Тютчев "Ещё земли печален вид", "Как неожиданно и ярко".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь.

Фёдор Иванович Тютчев  "Как неожиданно и ярко".

Введение

http://mkrf.ru/upload/iblock/6f0/6f00f5f579862c17a0885c9b235e5aa9.jpg

– В детстве Феденька (как ласково звали его домашние) был любимцем и баловнем семьи Тютчевых. Из троих детей мать поэта особенно выделяла Фёдора, который унаследовал от неё недюжинный ум и «фантазию, развитую до болезненности». Когда Фёдору исполнилось 10 лет, ему пригласили учителя, знающего классическую литературу, и поэта, Семёна Егоровича Раича, который стал готовить юного Тютчева к поступлению в Московский университет.

Родители Тютчева ничего не жалели для образования сына. И уже в детстве Тютчев очень хорошо знал французский язык и позже пользовался им как родным, даже некоторые стихотворения Тютчева написаны по-французски.

Подростком Тютчев с родителями из имения отца в Орловской губернии (сейчас – Брянская область) переехал в Москву. В 16 лет Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, а за два года до этого 14-летний Тютчев был принят в Общество любителей российской словесности, так как пробы пера Тютчева обратили на себя внимание его наставников, одним из которых был поэт, критик и профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков.

В университете Тютчев поразил своего товарища, будущего известного историка М. П. Погодина, тем, что с ним «можно было говорить о чём угодно: о религии, о древней и новой европейской литературе, о философии, математике и даже медицине.

Через два года, в ноябре 1821 года, Тютчев окончил университет со степенью  кандидата  словесных  наук.  На  семейном  совете  было  решено, что с блестящими способностями «Феденьки» можно сделать карьеру дипломата.

О  поэзии  всерьёз  никто  не  помышлял…  И  в  середине  1822  года Ф. И. Тютчев едет работать в столицу Баварии – Мюнхен.

Ни сам Тютчев, ни его друзья и родственники не могли предполагать, что отъезд за границу обернётся для него двадцатидвухлетней разлукой с родиной. Не могли они и знать, что карьеры дипломата он не сделает по той простой причине, что был рождён поэтом, а не чиновником. В Мюнхене Тютчев общается с первыми умами Германии, особенно Фёдор Иванович сблизился с известным поэтом Генрихом Гейне. Здесь Тютчев быстро начал приобретать известность как человек необычайно глубокого ума и острословия.

В стихах Тютчева, которые он создаёт в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века, природа полна противоречий и в то же время гармонична. Его излюбленный контраст – день и ночь.

Кроме создания собственных произведений, Тютчев много переводит: стихи Шиллера, Гёте, Гейне, Байрона – поэтов, чьё творчество ему близко и понятно. К сожалению, во время жизни в Мюнхене Тютчев не был известен как поэт. Лишь в 1836 году копии некоторых стихотворений Тютчева с помощью Жуковского и Вяземского попали к Пушкину, который в третьем номере своего журнала «Современник» поместил сразу 16 стихотворений поэта, а в следующем номере – ещё восемь. Стихотворения Тютчева продолжали печататься в «Современнике» и после гибели Пушкина, вплоть до 1840 года.

Сам Тютчев относился к судьбе своих поэтических созданий на удивление равнодушно. Он не заботился о том, чтобы их напечатать, и лишь благодаря стараниям его друзей лирические шедевры Тютчева смогли увидеть свет.

В 1843 году Ф. И. Тютчев возвращается в Россию. Во многих аристократических домах его знают как умнейшего собеседника, но совсем не знают как поэта. Правда, сам Тютчев долго не придавал серьёзного значения своим стихам.

В наш век стихи живут два – три мгновенья,

Родились утром, к вечеру умрут…

              («Михаилу Петровичу Погодину».)

Но всё-таки знакомые Тютчеву литераторы, упорно твердившие ему о том, что у него громадный талант, наконец расшевелили самолюбие поэта: он стал всё чаще отдавать стихи в печать. 

И вдруг… В 1850 году (Тютчеву уже 47 лет) молодой в то время поэт Николай Некрасов, издатель журнала «Современник», опубликовал статью, в которой полностью привёл 24 старых стихотворения Тютчева из пушкинского «Современника» с восторженным отзывом!

Ещё через 4 года писатель Иван Тургенев взял на себя труд издать сборник стихов Тютчева и тоже написал о нём похвальную статью. Первый сборник поэта, которому уже перевалило за 50! В XIX веке случай едва ли не  единственный.  «О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

Чтение с комментированием

- А сейчас угадайте, о каком чуде природы пойдет речь:

“После жаркого душного дня спустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце, и в это время над темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле появилась…. радуга.

(Семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый”)

- Пейзажная лирика Тютчева проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства.

http://musafirova.ucoz.ru/Metod_kopilka/4_klass/Literatura/Urok_2_2/12.jpg

                              http://pochit.ru/pars_docs/refs/69/68641/68641_html_41a4b149.jpg

Как неожиданно и ярко, 
На влажной неба синеве, 
Воздушная воздвиглась арка, 
В своем минутном торжестве.

Стихотворение "Как неожиданно и ярко…" имеет полярно противоположную окраску. В нем преобладают звонкие "н", "л" и "м":
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла -
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

Эпитеты "влажная синева", "воздушная арка", "радужное видение" делают стихотворение более ярким, красочным.

Для усиления эффекта Тютчев использует глаголы высокого штиля: "воздвиглась", "вонзила", "изнемогла".

- Какой совет дает поэт тому, кто увидит радугу? (ловить мгновенье)..

  • воздвиглась” - (воздвигнуть)- соорудить, построить.

  • арка”- 1. Дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. 2.Сооружение в виде больших ворот такой формы.

  • вонзить”- что-то в кого-то. Воткнуть острием.

  • изнемочь”- потерять силы, ослабеть.

  • нега”- блаженство, приятное состояние (нега во взоре).

  • всецело”- целиком, полностью.

Обобщение

– О чем говорится в I части? (О появлении воздушной арки-радуги. Дается ее описание через восприятие лирического героя)
– Как вы понимаете слова в первой строфе «и в высоте изнемогла»? (Исчезла, перестала быть видимой)
– О чем говорится во II части? (Впечатление  героя от радуги и его размышления)
– О чем размышляет лирический герой? (О быстротечности времени. Нужно ценить каждый миг жизни)
– Какие средства для создания выразительности использует автор? (Метафора,  сравнение, олицетворение)
– Какие строки стихотворения воспринимаются как наиболее значимые по содержанию? («Ушло, как  то уйдет всецело …»  и «Лови его – лови скорей!»)
– Определить на их основе главную мысль  стихотворения? (Нужно ценить каждый миг жизни, каждый миг той красоты, которую дарит нам природа)
– Что же позволяет нам ощутить лирика Ф.И. Тютчева? (Неразрывную связь с природой, обрести единство с ней)

Итоги

Продолжили знакомство с биографией и творчеством  поэта Фёдора Ивановича Тютчева. Читали и анализировали его стихотворение  "Как неожиданно и ярко". Познакомились с пейзажными зарисовками весеннего времени года; отметили музыкальность стихотворения.

- Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихов изданы на многих языках мира. Тысячи экскурсантов со всех уголков нашей Родины приезжают в Овстуг - взглянуть на тютчевские места, посетить музей, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев. И поэт, навечно вставший в бронзе на поляне парка, приветствует своих многочисленных почитателей.

ИСТОЧНИК

https://infourok.ru/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_f.i._tyutchev_esche_zemli_pechalen_vid...-166624.htm

http://tak-to-ent.net/load/298-1-0-6441

https://www.youtube.com/watch?v=8v_OaZBCnu4

http://download.myshared.ru/mfpiaSy6R1FeAbgN4BitaA/1463595622/815198.ppt

http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/10972-----l---r

 

 

Файлы