4 класс. Чтение. Литературные сказки. Владимир Фёдорович Одоевский "Городок в табакерке".

4 класс. Чтение. Литературные сказки. Владимир Фёдорович Одоевский "Городок в табакерке".

Комментарии преподавателя

Литературные сказки.

Владимир Фёдорович Одоевский "Городок в табакерке".

Введение

Сегодня мы будем говорить о творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского.

Тема «Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».

Знакомство со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского. 

           http://rusplt.ru/netcat_files/52/104/620x407/odoevskiy_26_08_15_620.jpg

    В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.

   С 1826 года он живёт  в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.

       В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия. 

   Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Словарная работа.

 -Кто знает, что такое табакерка?

http://img-fotki.yandex.ru/get/6419/157060903.9a/0_a5981_ed370599_L.jpg                     

                        http://www.diva.by/i/photo/news/2013/tabac-faberge.jpg

 В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.

 Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.

Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.

      Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами,  но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки

Словарная работа

- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.

Бюро -  письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой

Ставни - деревянный затвор  на окнах в деревянных домах.

Флюгер- прибор для определения направления и измерения скорости ветра.

Горка- это мебель для посуды.

Тиснёная бумага  - сорт бумаги с тисненым узором на поверхности.

Счесть нельзя – сосчитать нельзя.

Одинакие – одинокие.

Учтиво - очень вежливо.

Досадно – обидно.

С сими словами - с этими словами.

Свод – дугообразное покрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.

Индо – даже.

Опамятоваться – опомниться

Чтение с комментированием

                       http://www.playing-field.ru/img/2015/052104/3533813

- Чем поразила шкатулка Мишу? (...Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу...)

- Как вы думаете, почему городок назывался Динь-Динь? (... — Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка...)

 -Какое явление продемонстрировал Одоевский, описывая работу шкатулки?  Описана смена дня и ночи.

- Почему мальчику хотелось войти в городок?  Ему хотелось узнать. Что внутри табакерки, откуда раздаётся музыка?

- Как папа объяснил, почему это невозможно?  (...— Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту...)

- На какие вопросы хотел получить ответы Миша, когда увидел механизм табакерки?  (Зачем колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками?)

- О чём папа строго предупредил мальчика?  (Папа предупредил, что нельзя трогать пружинку.)

- Выполнил ли Миша просьбу папы?  (Миша тронул пружинку и даже испугался от этого.)

 - Отчего родители смеялись над мальчиком?

 

- А что же произошло во сне, мы сейчас узнаем. Прежде, чем приступить к чтению основной части, посмотрите на слова:

  • Колокольчики
  • Молоточки
  • Валик с крючками
  • Пружинка
  • Колёса

http://img-fotki.yandex.ru/get/4133/128154535.3b/0_c18fa_448e5a05_XXL.jpeg.jpg

- Сравните их с теми выражениями, которые произносит Миша в конце произведения.

  • Мальчик – колокольчик
  • Дядька – молоточек
  • Царевна Пружинка

- Какого типа этот текст?  (Это текст – рассуждение.)

— Динь-динь-динь, — отвечал незнакомец, — я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же перед ним табакерка...

Обобщение

Сказка «Городок в табакерке» - история о том, как папа подарил сыну табакерку. Мальчику захотелось узнать как она работает и попасть внутрь маленькой табакерки, чтобы всё там рассмотреть. И вот чудеса! К нему вышел мальчик-колокольчик и пригласил в гости. Внутри табакерки оказался целый городок, всё там было новое и неизвестное. Мальчик многому научился и многое узнал о механизмах, перед тем как проснуться и понять, что это был сон.

Итоги

Познакомились с творческой биографией В.Ф.Одоевского и его  произведением «Городок в табакерке». Учились анализировать произведение. Отметили, что сказка помогает помогает понять принцип действия некоторых механизмов на примере музыкальных шкатулок.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/22/odoevskiy_gorodok_v_tabakerke.doc

https://www.youtube.com/watch?v=4Qrz1Mv7qKc

https://www.youtube.com/watch?v=kgA1dQ6mnA4

http://ppt4web.ru/uploads/ppt/8/2eaef990f3c40cc21cd628858c99750d.ppt

http://moi-stroki.livejournal.com/66069.html

http://soshinenie.ru/skazka-v-f-odoevskogo-gorodok-v-tabakerke/

 

 

Файлы