4 класс. Чтение. Страна детства. Борис Степанович Житков "Как я ловил человечков".

4 класс. Чтение. Страна детства. Борис Степанович Житков "Как я ловил человечков".

Комментарии преподавателя

Страна детства.

Борис Степанович Житков "Как я ловил человечков".

Введение

                    http://www.vinograd.su/upload/iblock/a39/53-76.jpg

Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.

После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература.

Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Свои познания и впечатления от путешествий он выражал в произведениях. Так в биографии Бориса Житкова было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий: «Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998).. Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве.

Чтение с комментированием

 

   

                                  http://mir-skazki.com.ua/image/cache/

 

                              http://img.labirint.ru/images/comments_pic/

Словарная работа

Кормазадняя часть судна
Сенив деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом
Модельобразец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.

- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? (...Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:

— Вот это уж не проси. Не то что играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память...)

- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.

- Каким представляет Боря настоящий пароход.  (...Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.

А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые...)

     http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/597043/main_597043_original.jpg

- Каким вы представляете героя? (Фантазер, исследователь.)

- Проследим, как развиваются его фантазии

“… тихонько зашуршало…”
“… дать им конфетку…”
“… отломить от леденца кусок…”
“… Я положил хлеб…”
“… хотел взять, намочить чернилами…”

- Что еще использует Боря в своей фантазии? (Обман)

- Чем заканчивается история? (...А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо.

Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.

Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтобы не выскочили человечки...)

- Как поступил Боря? (... Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно все заделано! Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти веревочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу делать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щелку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! — и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал руку наготове — схватить...)

       http://img-fotki.yandex.ru/get/15502/19411616.459/0_1035b8_a8eb5277_M.jpg

- Увидел ли он кого-либо? (...Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего...)

- Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего? (...У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Все криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь — все пропало!...)

- Зачем автор написал рассказ? (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)

- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”. (Не нарушать данное слово)

Рис. Е. Медведева

                         http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702406

Итоги

Познакомились с биографией и творчеством писателя и путешественника Бориса Степановича Житкова.  Отметили автобиографичность рассказов Бориса Житкова . Читали и анализировали его рассказ "Как я ловил человечков", в котором автор описывает  ожидание чуда, маленькие фантазии, детские мечты и надежды, трогательную наивность.  В этой истории главный герой так охвачен жаждой увидеть маленьких человечков, так живо их себе представляет, рисует в своем воображении, что невольно верится, что они и впрямь существуют.

ИСТОЧНИК

http://festival.1september.ru/articles/527111/

https://www.youtube.com/watch?v=LgAQg4HtD-4

https://www.youtube.com/watch?v=WPACMp7xuPk

http://proteacher.ru/2015/01/25/chelovechki_1422203844_69296.ppt

http://tak-to-ent.net/load/298-1-0-6465

Файлы