Литература.Жизнь и творчество Максима Горького. 2 курс

Литература.Жизнь и творчество Максима Горького. 2 курс

Комментарии преподавателя

1. Вступление

Максим Горький (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868-1936), русский писатель, публицист.

Рис. 1. Ранняя фотография

Рис. 1. Ранняя фотография (Источник)

2. Детство и юность писателя

Рис. 1. Максим Горький

Рис. 1. Максим Горький (Источник)

Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-71) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры. Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки. Детство писателя прошло в доме деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни» («Детство»).

Настоящего образования Горький не получил, закончив лишь ремесленное училище. Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой». Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться...» — сохранившийся фрагмент уничтоженной поэмы молодого Пешкова «Песнь старого дуба».

Ненависть к злу и этический максимализм были источником нравственных терзаний. В 1887 году пытался покончить с собой. Принимал участие в революционной пропаганде, «ходил в народ», странствовал по Руси, общался с босяками. Испытал сложные философские влияния: от идей французского Просвещения и материализма И. В. Гете до позитивизма Ж. М. Гюйо, романтизма Дж. Рескина и пессимизма А. Шопенгауэра. В его нижегородской библиотеке рядом с «Капиталом» К. Маркса и «Историческими письмами» П. Л. Лаврова стояли книги Э. Гартмана, М. Штирнера и Ф. Ницше.

Рис. 3. К. Маркс « Капитал»     Рис. 3. К. Маркс « Капитал» (Источник)

Рис. 4. П.Л. Лавров    Рис. 4. П.Л. Лавров (Источник)

Рис. 5. И.В. Гете      Рис. 5. И.В. Гете (Источник)

1888 году скитается по Руси, он встречает разных людей, узнает много судеб.

Вторая волна скитания в 1991 году: его интересует жизнь, которой живут люди.

3. Раннее творчество

Горький начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида).Псевдоним М. Горький (письма и документы подписывал настоящей фамилией — А. Пешков; обозначения «А. М. Горький» и «Алексей Максимович Горький» контаминируют псевдоним с настоящим именем) появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»).

Рис. 6. В. Г. Короленко    Рис. 6. В. Г. Короленко (Источник)

Максим Горький в 1996 году женится. Прекращается статус скитания. Он каклитератор получает первые деньги.

В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью А. П. Чехова и Л. Н. Толстого.

Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон.

4. Герои произведений Горького

С самого начала обозначилось расхождение между тем, что писала о Горьком критика, и тем, что желал видеть в нем рядовой читатель. Традиционный принцип толкования произведений с точки зрения заключенного в них социального смысла применительно к раннему Горькому не срабатывал. Читателя меньше всего интересовали социальные аспекты его прозы, он искал и находил в них настроение, созвучное времени. По словам критика М. Протопопова, Горький подменил проблему художественной типизации проблемой «идейного лиризма». Его герои совмещали в себе типические черты, за которыми стояло хорошее знание жизни и литературной традиции, и особого рода «философию», которой автор наделял героев по собственному желанию. Критики в связи с его текстами решали не социальные вопросы и проблемы их литературного отражения, а непосредственно «вопрос о Горьком» и созданном им собирательном лирическом образе, который стал восприниматься как типический для России конца 19 — начала 20 вв. и который критика сравнивала со «сверхчеловеком» Ницше. Все это позволяет, вопреки традиционному взгляду, считать его скорее модернистом, чем реалистом.

Рис. 7. Босяки в России    Рис. 7. Босяки в России (Источник)

Критики стали говорить, что Горький открыл нового героя - это босяк. В словарях того времени этого слова еще не было. «Босяк» встречается в разных произведениях того времени.  Он  похож на опустившегося городского жителя, бездомный, плохо одетый, обитатель ночлежки, алкоголик.

Горьковские  же  босяки выглядят по-другому. Это  яркие, красивые, сильные люди,  и даже оборванцы  у Горького выглядят эффектно и уверенно (Кузька, рассказ «Тоска», Коновалов).  И эти герои оказываются на дне,  это их выбор, здесь нет влияния среды, которые выбирают свободу.  

Горьковским босякам нигде не хочется быть. Бродяги отказались от цивилизации. Они свободно двигаются, мыслят, разговаривают. Эти герои - индивидуалисты, не являются членами никакого социума.  Они любят поговорить, любят изрекать афоризмы, что, конечно же, критикам не понравилось, они заметили, что герои странные ( напоминают искателей приключений) живут  по странной морали, нет деления на зло и добро. Главная цель существования - это интерес, веселье, легкая и веселая жизнь («Старуха Изергиль»).

Они жаждут жить, жить «вовсю».  Они талантливы: любят читать,  чувственно слушают музыку, песни, которые трогают душу.

5. Заключение

Ранние романтические произведения М.Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

************************************************************

Вступление

М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького.  

    Рис. 1. Максим Горький (Источник)

Герои и антигерои

С 1895 года Горький (рис. 1) становится профессиональным литератором.

Его первые произведения автобиографичны, посвящены жизни и началу творчества писателя («Мои университеты»: «Коновалова», «Хозяина», «Случай из жизни Макара (о попытке самоубийства в 1987 году и о причинах этого события).

Свои мечты и чаяния отразил в романтических произведениях 90-х годов.

Рассказы М. Горького 90-х гг.

Автор использует легенды и сам сочиняет их:

«Старуха Изергиль», «Песня о Соколе»

Сцены из реальной жизни босяков:

« Макар Чудра», «Челкаш», «Коновалов», «Супруги Орловы»

Рассказ «Челкаш»

Челкаш

Гаврила

ПОРТРЕТ

«острое хищное лицо»

«длинный, костлявый, сутулый», «горбатый, хищный нос», «кот», «степной ястреб», «хищная худоба», «хищная птица», «волчьи лапы», «кошка».

ВЫВОД

В описании героя встречаются повторения, что говорит об обычном, естественном состоянии героя.

ПОРТРЕТ

«здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сморщив глаза», «безумное лицо».

ВЫВОД

Описание внешности Гаврилы даётся в развитии, наблюдается динамика его характера, причём в худшую сторону.

2. Как герои относятся друг к другу?

Челкаш о Гавриле

Гаврила о Челкаше

«сосунок», «дурак», «телёнок», «собака», «гнус»

«оборванец», «драный», «пьяница», «тёмный»

3. Имущество героев

Челкаш

Гаврила

разорванная рубаха да грязные штаны.

Вывод:

Свободен, нечего терять.

«Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земля.

Есть что терять.

4. Отношение к свободе

Челкаш

Гаврила

Любит свободу, море.

Возненавидел парня за то, что тот смеет любить свободу.

«Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…» 

Челкаш

Гаврила

«босяк» «хищник» «волк» «ястреб» «хозяин» «охотник»

«крестьянин» «дитятко» «теля» «сосунок» «раб»

«жертва»

Челкаш презрительно относится к деревенскому парню Гавриле, которого он подбивает на грабеж.

Оба героя – хищники!

Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное»

У Гаврилы возникает желание «убить и ограбить»

«Гаврила кошкой изогнулся»

«Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»

 Кто же такие герои и антигерои произведений М. Горького? Какова концепция мира героев? Кого они презирают?

Челкаш

Гаврила

На дне жизни – это плохо, но хуже уже некуда.

Ощутил преступную слабость обладания богатством. Не остановился.

Будет гулять, «как хошь», но будет ли помнить Бога?

Человек в стремлении к освобождению принёс в жертву другого.

Идея рассказа: выше всех материальных ценностей должны быть нравственные ценности, которые не утерял «босяк» Челкаш, но которые «растерял», на первый взгляд, скромный, богобоязливый Гаврила.

Хотя со времени написания рассказа «Челкаш» прошло много лет, он не потерял своего значения и в наше время. Экономический кризис, обнищание большинства населения, падение престижа нравственных ценностей – все это привело к тому, что многие люди считают деньги самым главным в жизни, и для них неважно, каким способом они добыты. Преодолеть психологию стяжательства не просто, но тот, кто сможет это сделать, станет выше, чище и духовно богаче.

Презрение к жадности будет сопутствовать горьковским героям.

Босякам будут противостоять люди, которые будут бояться всего нового и бояться самого призрака свободы.

    Рис. 2. Челкаш. Кадр из фильма «Челкаш».1956 (Источник)

В рассказах аллегорического характера тоже есть антигерои.

Сокол жалеет ужа, уж хочет познать неба, думает о том, что такое полет.

    Рис. 3. Иллюстрация к «Песне о соколе» (Источник)

В « Буревестнике» птицам не доступно понять, что такое полет.

В сердце Данко вскипает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко. Только люди не помнят его любви и забывают его подвиг.

Всех героев М. Горького объединяет то, что они боятся чего-то нового и сильного, осторожничают и перестраховываются.

В других же рассказах добавляется жадность, жестокость, зависть. Именно эти качества присущи антигероям, которые противопоставлены босяку.

Учение Ницше и Маркса

Горький использовал учение Ницше и марксизм, откуда черпал свои идеи и создавал образы.

Неоромантизм конца XIX века – это новое приключенческое, высокое и яркое, необычное.

Философия Ницше отражается в творчестве М. Горького – это противопоставление слабых и сильных, несвобода и свобода (называет современность «жалкое время низменных людей с мертворожденными сердцами») У Горького сильные презирают слабых, а слабым нравится покоряться.

Горький не просто читает произведения Маркса, он и общается с марксистами, ведет пропаганду среди рабочих.

    Рис. 4. Мария Андреева и Максим Горький (Источник)

В 1903 году женою Горького становиться М. Андреева ( актриса и большевичка) (рис. 4).

«Идея о Великом человеке»

Дополнительно. Произведения

    Рис. 5. Легенда о Данко (Источник)

В основе легенды о Данко (рис. 5) лежит библейская история о Моисее.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь. Они шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

 Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение. Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.

 

Легенда о Моисее

Легенда о Данко

Сходство

Плен, враги, выводит один человек, люди теряют веру в спасение, ропщут и на Моисея и на Данко

Отличие

безжизненная пустыня

помощь Господа

умирает в пути, не закончив своё дело

непроходимый лес

надежда только на себя

выводит из плена ценой своей жизни

Вывод

спас Господь

Данко спас всех один

Данко умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью.

Не случайно имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий» (даже если его имя рассматривать с точки зрения цыганского языка).

Подвиг, по Горькому, – это высшая степень свободы от любви к себе. Героическая романтика Горького тесно связана с жизнью, она в более яркой и сильной форме выражает то, что заложено в самой действительности.

«Записки мещанина»

Горький становится верным помощником и соратником большевиков. События 9 января Горький тяжело переживает. Его арестовывают. И на его защиту становятся все. В это время (октябрь 1905 г.) он пишет «Заметки о мещанстве».

Мещанство – это одно из сословий империи городские жители, мастеровые.

Горький печатает свои «Заметки о мещанстве» в газете « Новая жизнь». После этой публикации это слово приобретает другой смысл. Мещанство воспринимается негативно. Мещанин – это не бедный, а невежественный человек, который теперь становится антигероем. У мещан уродливо развито чувство собственности, всегда присутствует желание покоя внутри и вне себя, темный страх перед тем, что могло бы нарушить покой. Все эти качества присущи антигероям раннего М. Горького. «Мещанин не способен видеть ничего, кроме отражения своей серой… души».

Горький относит к мещанскому типу сознания всех, кто призывает к покорности и терпению. Отзывается о нашей литературе, где пропагандируется терпение, непротивление злу насилием.

Горький открыто заявил, что пришло время революционеров, мещанство, косность должны быть уничтожены. Все, что проповедует смирение и терпение, все это несет зло.

Горький открыл образ духовного мещанина.

Заключение

Писатель желал увидеть жизнь во всей ее суровости, взглянуть на нее без какого бы то ни было жеманства и в то же время вселить веру в лучшее, пусть еще недостаточно конкретно представленное, пусть еще достаточно фантастичное в его произведениях тех лет.

Новизне взгляда на проблему деятельного человеческого счастья и остроте ее постановки помогает обращение к публицистике. Круг публицистических произведений увеличивается, их нужно включать в очерк жизненного и гражданского пути писателя.

 

Источники

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/maksim-gorkiy/maksim-gorkiy-nachalo-biografii-geroi-rannih-proizvedeniy?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=vsIjLANF29o

http://www.youtube.com/watch?v=pRgW_GHqzXY

http://www.youtube.com/watch?v=2lzhn41oYcQ

http://www.youtube.com/watch?v=pRgW_GHqzXY

http://www.youtube.com/watch?v=JkmOFMoopC8

http://www.youtube.com/watch?v=G3VxRcpmIUU

http://www.youtube.com/watch?v=s8XAUlEDlCw

http://www.youtube.com/watch?v=G-8Yzz2L5LI

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass/maksim-gorkiy/maksim-gorkiy-antigeroi-rannih-proizvedeniy-zametki-o-meschanstve?seconds=0

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.