4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».

4 класс. Чтение. Произведения фольклора. Сказки, легенды, былины, героические песни. Былина «Волх Всеславович».

Комментарии преподавателя

 

Былина «Волх Всеславович». 

Введение

-Как вы думаете, что такое былина?

-Слово «былина» означает «быль» ,т.е. правдивое повествование.

Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования.

-Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам с времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, которые ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян-сказителей.

Ребята, а кто является главным героем былины?

-Главными героями былин являются  народные герои-Богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу и спасают его.

Каких богатырей вы знаете?  Кого они символизируют? Как характеризуют русского человека?

                    http://www.zwalls.ru/pic/201309/1920x1200/zwalls.ru-5253.jpg

Посмотрите на   картину, кто здесь изображён? Что необычного в изображении богатырей? Опишите словами.

Обратите внимание на снаряжение героев, лошадей – о чём оно свидетельствует?

Дайте словесную характеристику каждому богатырю, используя слова, словосочетания на :

Сильный; Мужественный; Благородный;  Целеустремлённый; Красивый; Бесстрашный; Решительный;Ответственный; надежный,добропорядочный, героический, смелый, храбрый, доблестный, доблестный и т.д. 

Под стать богатырям их лошади: ухоженные, сильные, красивые, породистые, натренированные, вороной, гордый  стройный,опытный, обученный, преданные, …..и т.д.   

  Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека, которого не страшат несметные силы врага, не пугает даже сама смерть…..

Илья Муромец,  Добрыня  Никитич, Алёша Попович, Волх Всеславович-вызывают у нас восхищение,   радость, веру в силу русского человека.

-Итак, Былины - это прежде всего, героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.

-Ребята, а встречали ли вы богатырей где-нибудь? (например в мультфильмах)

-Самыми известными былинами стали  «Добрыня и Змея», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горныча», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и многие другие.

И сегодня мы познакомимся с одной из былины: «Волх Всеславович»

         http://img0.liveinternet.ru/images/foto/c/1/apps/4/989/4989272_80.jpg


   В былине о герое Волхе, которая дошла до нас в текстах XVIII—XIX веков, все дышит глубокой стариной и пронизано древними мифологическими мотивами. Подобно многим персонажам мировой мифологии, Волх обязан своим рождением фантастическим обстоятельствам.
По саду, саду зеленому
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна.
Она с каменю скопила на лютого на змея,
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну,    
 хвостом бьет по бедру)
А втапоры княгиня понос понесла,     ( зачала ребенка )
А понос понесла и дитя родила:
А на небе просветя светел месяц, —
А в Киеве родился могуч богатырь.


   Итак, Волх родился от фантастического змея и от него унаследовал способности, которые обыкновенному человеку не свойственны. Что родился великий герой, которому предстоят чудесные деяния, — об этом сразу же узнала природа:

Подрожала сыра земля...
А и синее море сколыбалося
Для-ради рожденья богатырского...
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по островам.

 

   Звери испугались еще и потому, что знали: Волх будет великим охотником и им от него не станет спасения.
   Второе после рождения чудо с Волхом заключалось в его невероятно быстром росте и взрослении. Ему еще не было полутора часов, а он уже попросил мать, чтобы она пеленала его «в крепки латы булатные», надела бы на голову золотой шлем и положила бы ему «по праву руку» «тяжку палицу свинцовую» весом в «триста пуд».
   И, наконец, третье чудо, завершившее формирование богатыря, — это быстрота, с какой Волх овладел науками — грамотой и волшебными премудростями:А и первой мудрости учился —
Обвертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он, Волх,—
Обвертываться серым волком,
Ко третьей-то мудрости учился Волх —
Обвертываться гнедым туром — 
золотые рога.

Так оправдалось имя, которое ему дали: Волх, то есть волхв — волшебник, кудесник, колдун. Но также — и жрец в языческом храме. Нашему Волху от рождения предстало быть великим воином — недаром он уже младенцем потребовал воинское снаряжение и оружие. В древние времена — докняжеские — ему была уготована роль вождя племени. Но в Киевской Руси вождей уже не было, на смену им пришли князья. И вот былина делает Волха киевским князем: он набирает дружину и во главе ее совершает свои подвиги. Обратим внимание на его отчество: Всеславьевич. Летопись сохранила имя полоцкого князя Все-слава Брячиславича: в 60—70-е годы XI века он принимал деятельное участие в княжеских междоусобицах, и его считали князем-кудесником. Это о нем говорилось в «Слове о полку Игореве» как о князе, что волком рыскал ночами по Русской земле, успевал «до петухов» преодолеть расстояние от Киева до Тмутаракани, перебегая по-волчьи путь солнцу, на момент захватывал киевский княжеский стол и тут же соскакивал с него «лютым зверем»... Конечно же, Волх Всеславьевич — персонаж вымышленный, пришедший в историю из древней мифологии. Но, может быть, перекличка его отчества с именем реального князя, которому приписывали способности кудесника, и не случайна...

Богатырь Волъга с дружиною. Художник И. Билибин, 1902 г

           Богатырь Волъга с дружиною. Художник И. Билибин, 1902 г.

Итак, набрав дружину, Волх отправляется в поход к чужому царству.

             http://new-obzor.esy.es/wp-content/uploads/2015/08/fa157035b764.jpg

В былинах, записанных в XVIII—XIX веках, оно называется Индийским. Как оно звалось в древнерусских былинах, мы не знаем, но это и не имеет значения, потому что речь идет ведь не о действительном, имевшем место в истории событии, а о вымышленном, фантастическом. Важно, что царство это — враждебное, Волх хочет напасть на него, чтобы пограбить либо предупредить поход индийского царя на Русь.
   Самое интересное — в описании похода и в рассказе о победе. На пути в чужую страну дружина не терпит никаких трудностей: ночами, пока она спит, Волх, обернувшись «серым волком», охотится на зверей, кормит мясом дружину и одевает ее в шубы соболиные;

                     http://slavyans.myfhology.info/herous/volh-vseslav3.jpg

а ради перемен оборачивается «ясным соколом» и бьет на синем море гусей, лебедей, уток. Когда нужно разведать вражеские силы, он же оборачивается сначала гнедым туром и в несколько скачков достигает чужеземного царства, а затем превращается в сокола и, усевшись на окошке, подслушивает разговор царя с царицей; наконец, оборачивается горностаем, пробирается в царские арсеналы и портит все оружие.
   Когда его войско подходит к городу, перед ним оказывается каменная стена с железными воротами, и тогда Волх обращает всю дружину в муравьев, и они легко преодолевают препятствие. И лишь в самом городе дружина, вернув облик добрых молодцев, проявляет свои воинские способности. После полной победы Волх становится царем. Снова повторим: ничего исторического — в смысле событийном, летописном — былина о Волхе не заключает. Ее можно было бы счесть за сказку, если бы не одно очень важное обстоятельство: сам народ и к ее герою, и к описываемому в ней относился с полным доверием. И в этом смысле Волх — лицо историческое, он — персонаж народной устной истории. Образ Волха наглядно свидетельствует, что в Древней Руси сохранялась живая память о временах языческих, что герои языческих преданий занимали в этой памяти свое место. Но они не оставались такими, какими их создала народная фантазия языческих времен. Волх соединяет в себе черты героя мифологического и исторического. Заметим, что в нем нет никаких следов влияния христианского учения. Слияние ранней мифологии и поздней истории (уже княжеских времен) характерно для народного сознания Древней Руси; оно проявлялось в самых разных формах. В данном случае — в перенесении персонажа из языческих времен в эпоху Киевской Руси, в превращении древнего волхва (племенного вождя) в князя — предводителя дружины.

Работа с текстом

1. Каким необычным даром был наделён Волх? Прочитайте, что означает слово «волховать». Подберите синонимы.

Волх мог принимать облик птицы, зверя, рыбы. Мог стать даже маленьким муравьём.

Волховать — колдовать, ворбжить, применить чары.

2. Как сумел отвести от Русской земли беду Волх? Найдите ответ в тексте.

с. 18: «Около города Волх велел своим товарищам подо­ждать, а сам оборотился зверьком горностаем... — Она разумнее тебя, царь Салтык, ей править государством».

3. Прочитайте, как в былине описано появление богатыря.

с. 16: « Однажды над Русской землей появилось белое облако. Оно шло по небу... Родился богатырь Волх Все- славович».

4. Каким представляете Волха? Расскажите.

                                      http://pagan.ru/img/w/wolh_.gif

Волх представляется огромным по росту и крепким по телосложению человеком. Светлые, слегка кудрявые во­лосы, умный взгляд. Одет в народную рубаху, поверх ко­торой надета кольчуга; на голове — шлем, а в руках па­лица.

5. Прочитайте последний абзац былины. Почему служба богатыря на Руси считалась славным, почётным делом?

Служба богатыря считалась почётной, потому что обыч­ные люди не имели оружия и не умели им пользоваться, соответственно не могли себя защитить. Дружина же оберегала покой людей, поэтому она очень почиталась ими.

6. Попробуйте доказать, что вы прочитали былину. Аргументируйте свой ответ, используя рассуждение.

«Волх Всеслацвович» — былина, потому что рассказыва­ет о богатыре. Было ли это на самом деле, проверить нельзя, былину сочинил русский народ в стародавние времена.

7. Что такое былина? Объясните. Если затрудняетесь, то обратитесь к словарю.

Былина — русская народная повествовательная песня о богатырях.

Примечательной чертой Волха  было умение быть оборотнем, превращаться то в «серового волка», то в «ясного сокола», то в «гнедого тура», что высоко ценилось в дохристианские времена. Этого былинного героя еще в ХIХ веке профессор Ф.И.Буслаев сопоставлял с историческим Волховом, записи о котором сделаны в ХVI-ХVII веках, а действовал он в середине первого тысячелетия. Если верить преданию, он был сыном Словена, первого славянского поселенца в Новгородских землях, и по его имени река Мутная стала называться Волхов. Он облюбовал место вблизи Волховских или Ладожских порогов, где проходил древний торговый путь. Принимая образ змея-крокодила, он преграждал путь по реке купцам и пропускал лишь после выплаты дани.

-Как вы понимаете фразу «Пеленай меня в крепкие латы булатные» (Доспехи из твердой стали)

-Как вы считаете, что такое палица? (старинное оружие- тяжелая дубинка с утолщенным концом.)

-А как вы думаете, кто такой старик кудесник? (Волшебник)

-Как понимаете фразу: «Он научил Волхва волхвовать»-это значит что делать? (колдовать)

-Всем ли помогают и в сказках волшебники? –   тому, кто   делает  добро.

-А как вы считаете, почему Волх решил посетить соседние царства -государства? Какую цель преследовал наш герой? (герой решил посмотреть что в каждом царстве происходит)                                                                                                                 

-Как вы считаете, что означает слово «Туром»? (т.е. придет диким быком с большими рогами)

- В облике кого  Волх  оказался в третьем царстве царя Салтыка? (сокола)

-Кто отговаривал царя от войны с Русскими землями? (царица)

-Послушал ли царь Салтык  обращение к нему царицы? (нет)

-Какую мысль пытается передать нам былинный сказитель?

-Добро всегда побеждает зло! Добро всегда возвращается добром, а зло – злом. Нужно почаще задумываться о смысле жизни, о её истинных ценностях

-А что самым ценным и главным было для русских Богатырей? – Правильно, защита отечества.

Итоги

Познакомились    с былиной как с жанром устного народного творчества и ее особенностями, познакомились с былиной « Волх Всеславович»

Учились сравнивать и анализировать; бережному отношению  к устному  народному творчеству, к русской словесности.

ИСТОЧНИК

http://sueverija.narod.ru/Slovar/Volh_Vseslavovich/Volh_Vseslavovich.htm

http://www.youtube.com/watch?v=zCylQ6O5GUs

http://www.lang-lit.ru/2014/12/volkh-vseslavovich.html

http://ppt4web.ru/uploads/ppt/15/c50c2bc7fd06f611f3f6d1fc567a906e.ppt

Файлы