3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… Г. Сапгир "Четыре конверта".

3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… Г. Сапгир "Четыре конверта".

Комментарии преподавателя

Г. Сапгир "Четыре конверта". 

Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад».

   http://boombob.ru/img/picture/Oct/15/e92808c6bf56643c3c77309e34c712a2/9.jpg

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

- С чем сравнивает поэт лес? Почему? Что означает это слово? ( «Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…»)
- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме. ( Терем, резьба, оконца, стена, вышки.)
Вспомните, какой раздел мы начали изучать. («Глухая пора листопада…»)

О чём произведения в этом разделе? (об осени)

Мы познакомились с какими произведениями? Какие они по интонации? (грустные)

Работа со стихотворением до чтения.

                          http://www.knigaline.ru/pick/img00204.jpg
Что изображено? Можете предположить, о чём будет произведение7
- Что же нам предстоит сейчас читать? ( по жанру – стихотворение) Каким оно может быть? Почему? (Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей.)
- Прочитайте название,  О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения? (

Работа со стихотворением во время чтения.

  Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном?  (4 времени года.)
- Определите настроение стихотворения. (Весёлое, игривое.)
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм? (Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают…)

Чтение стихотворения по строфам.
1-я строфа.
- Почему конверт жёлтого цвета? (Любимый цвет осени.)
2-я строфа.
- Что интересного заметили? (В строчках по одному слову.)
- Для чего автор использует такой приём? (Показывает, как летел конверт.)

-Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись. (Шуршание, скользит по крыше, шум ветра.)
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (Ускоренный, но плавный.)
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает? (Интерес, радость, удивление, изумление.)
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет? (Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает…)
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?
5-я строфа.  
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени? (Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками.)
6-я строфа.
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?  (Маленькие лапки, петляет.)
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?  (Приглашает за лесным урожаем.)
7-я и 8-я строфы.  
- Что значит озябли? (Замерзли )
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова? (Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту.)
- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе.)
- Как летят утки в тёплые страны? (Косяком.)
- Каким тоном будем читать эти строфы? (7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра».)
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт.)
- Как вы поняли предложение Утки тянут В путь-дорогу? (Приглашают с собой в тёплые края.)
- Знаем мы такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь.
Какой?
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству? (Большой и серьезнй)
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (Засыпает уже, нет сил.)
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны.)
11-я строфа.  
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (Острые плавники, колючие иголки.)
- Почему же они спешили? (Река покрылась льдом.)
- Перечислите, кто же были авторами письма.

Итоги

 Мы познакомились   с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта». Стихотворение «Четыре конверта» — сказка о девочке Лене, которой лесные звери присылают письма про каждое время года. Так, осень описывают в желтом конверте, зиму — в белом. В каждом письме говорится о том, чем занимаются звери в это время года, как меняется природа.
Например осенью: «Пожелтело все вокруг, — пишет пестрый бурундук», или весной: «Шлют нам жаворонки трели — тирли-тирли, прилетели».
 Стихотворение том, что одно время года отличается от другого; о том, что происходит в лесу летом, осенью, зимой и весной. И еще смысл в том, чтобы показать красоту природы и научиться беречь ее.

ИСТОЧНИК

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2015/01/27/Konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3-m_klasse_eminar_nach_kl_Shalygina_M_A_1422375475_85101.rar

http://www.youtube.com/watch?v=Uw8wFFpqAmE

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://proteacher.ru/2015/01/27/Konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3-m_klasse_eminar_nach_kl_Shalygina_M_A_1422375475_85101.rar

http://fs1281.gavitex.com/get/2528602735/sapgir-biografiya-tvorchestvo.rar

 

 

Файлы