3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… К. Паустовский "Мой дом".

3 класс. Чтение. Глухая пора листопада… К. Паустовский "Мой дом".

Комментарии преподавателя

Глухая пора листопада…

К. Паустовский "Мой дом".

Введение

Мы продолжаем знакомиться с произведениями в разделе «Глухая пора листопада»

Мы уже знаем, что многие люди любят осень.

Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

Рассмотрите картину Василия Поленова «Золотая осень».

                       http://dvorovay.narod.ru/mastera/polenov/big/a4.jpg                                    

   Василий Дмитриевич ПОЛЕНОВ (1844-1927) Золотая осень 1893 год (холст, масло.)

Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали на прошлом уроке?

-Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа? Чтение авторского текста на стр. 178.

( Настя прочитала стихи и задумалась:
—  Папа,  вот мы читали стихи о лете,  теперь об осени.   А   почему   о   природе   так   часто   говорят стихами?
—   Попробую  тебе  объяснить,  -  не  сразу  ответил  папа.  -  Понимаешь,  стихи обращаются  к чувствам  людей,   они  легче  вызывают  определённые переживания,   настроение.   Хотя  о  красоте  природы, о чувствах, которые она вызывает, можно писать и прозой.  Вот, например, у Константина Паустовского есть целая книга об этом - «Мещёрская сторона».  Прочти один из его рассказов.)

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного, папы?

Вы согласны с его ответом?

-Произведение, какого автора мы будем читать?

Как называется?  Из какой книги это произведение? К какому литературному жанру относится это произведение? Что мы знаем о рассказе?

Работа с текстом до чтения.

Это уже не первое произведение К. Паустовского, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о К. Паустовском  - писателе? (Константин Георгиевич Паустовский,  известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.)

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени.

-Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу и предположите, кто же будет героем этого произведения? (дом и коты)

-Скоро мы прочитаем этот рассказ и узнаем, насколько вы правы. В рассказе встречаются слова и выражения, которые могут вызвать у вас затруднения в их понимании.

Обшитая тёсом - тонкие доски из древесины хвойных пород.

Берут дом в осаду - окружают его со всех сторон.

Кукан с рыбой - приспособление для сохранения и переноса выловленной рыбы. Он представляет собой прочный шнур с проволочной петлёй на конце. 

Мертвой хваткой - очень крепко схватив кого-либо или что-либо, вцепившись в кого-либо или во что-либо.

Застигнутые врасплох -  внезапно, нечаянно, нежданно и притом не вовремя, не кстати.

Облетающий сад - все листья опали.

                    http://static.panoramio.com/photos/original/1192700.jpg

Работа с текстом во время чтения.

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.( Можете предположить почему?.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду . Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера.(Почему же коты ждут вечера?) Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали, кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Почему коты бьют друг друга?)  Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

            Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Отчего осенью в доме становится светло? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.(Какие запахи вы почувствовали в осеннем саду?

Какие услышали звуки? Сравните выражения:

Трещат печи и трещат синицы - так бывает только осенью. Их пение разное.

Чтение 2-й части.

Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. Постарайтесь увидеть обыкновенные чудеса.

-О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

-Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

-Что значит Солнце бьет?

               http://www.kartinki.me/pic/201209/1152x864/kartinki.me-7049.jpg

-Как автор описывает листву?

-Кто еще навещает писателя по утрам?

-Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

Найдите эпитеты.(отвесный дождь)

-Объясните это выражение.(Идет абсолютно прямо)

-Что автор говорит о  шуме дожде? (шумит вполголоса)

-Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

-Как описывает писатель  туман?  (Туман шуршит в саду. В тумане падают листья. )

-Может ли туман шуршать?

-Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

-Кого он увидел в ведре?  ( Из ведра выскакивает лягушка. )

-Что называют околицей деревенские жители?  ( Изгородь, окружающая деревню или изгородь с воротами на выезде из деревни.)\

- Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет

-Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

-О чем может рассказать вздох собаки?

- Объясните выражение «Восток розовеет»

 -Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

-В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

     «Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

    Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем  свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

-Как вы думаете, какие стихотворные строчки  очень подходят ко 2 части рассказа «Мой дом»

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!....»

                                                    А. С. Пушкин

Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»?  Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах , которые она вызывает, можно писать и прозой?  ( Да )                                                                                                    

Итоги

Продолжили знакомство с творчеством К. Паустовского; определяли жанр и тему произведения, учились анализировать текст и составлять план; закрепляли умения вести диалог с автором, делить части рассказа на картины.

Учились видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/14/moy_dom_k.paustovskiy.docx

http://www.youtube.com/watch?v=PDRIwTmRUBw

http://download.myshared.ru/r4-PM4zsTtI7yiriQG5wnA/1460371505/565634.ppt

http://playroom.ru/paustovskiy-konstantin-georgievich-kratkaya-biografiya-rasskazy-dlya-detey/

 

 

Файлы