3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Б. Заходер "Перемена".

3 класс. Чтение. Уроки и переменки. Б. Заходер "Перемена".

Комментарии преподавателя

Б. Заходер «Перемена»

Речевая разминка.

Шел прогульщик на прогулку,
Шел и песенку свистел,
Захотел прогульщик булку, 
И баранку захотел.
Захотел он шоколадку,
Пососал бы леденцов,
Но прогуливал буфетчик,
И не видно продавцов,
И прогуливал киномеханик, 
Не показывал кино,
Футболисты и артисты,
Прогуляли заодно.
И обиделся прогульщик!
И прогульщик не смолчал!
И прогульщикам прогульщик
"Вы прогульщики!" кричал. 

Вопросы после чтения.

- Кто такой прогульщик?

- Почему слово прогульщик написано с большой буквы?

(Он так часто прогуливает уроки, что все забыли как его зовут. Это теперь новое имя мальчика – прозвище. Имя не важно – важен поступок.)

- Что же возмутило Прогульщика?

- Какой урок получил Прогульщик во время прогулки?

Введение

- Двоечники, лентяи, озорники…

-А как ещё их называют? Вспомните эти слова, далеко не самые приятные. (Лодырь, оболтус, разгильдяй, шалопай, хулиган, балбес…)

- А знаете ли вы, что слово «лодырь» пришло к нам из немецкого языка? Занесли его к нам немцы, которые учили русских подмастерьев. В старых немецких говорах слово «лоддэр» означало «бездельник». Это слово прижилось у нас на Руси и стало совсем родным.

А вот ещё всем знакомое слово «балбес».

В старой русской гимназии, ученика, который не выучил урок и читал с запинками, насмешливо называли «заика». А по-латыни «заика»  - балбус. Отсюда и обрусевшее «балбес» – неуч, лентяй.

- Сегодня мы будем изучать стихотворение Б. Заходера «Перемена».

Борис Заходер и его творчество

                   http://korolev.mejdu.ru/foto/dom-borisa-zahodera-25390.jpg

Борис Владимирович Заходер родился в 1918 году в молдавском городе Кагул, детство провел в Москве. После школы Заходер поступил в Литературный институт, откуда в 23 года ушел на фронт. Институт Заходер окончил в 1946 году, после демобилизации.

В армейской печати военных лет появились его стихотворения, однако к профессиональным занятиям литературой Заходер пришел лишь в начале 1950-ых. Первой серьезной публикацией был сборник переводов "Веселые стихи польских поэтов".

Наиболее известны переводы-пересказы Владимира Заходера сказок Милна "Винни-Пух и все-все-все", Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше", Памелы Треверса "Мэри Поппинс ", Джорджа Барри "Питер Пен, или Мальчик, Который Не Хотел расти", Льюиса Кэрролла "Приключение Алисы в стране чудес", сказок братьев Гримм, Карела Чапека, стихов польских поэтов, польских народных песенок, стихотворений Иоганна Гете.

Первичное чтение

– Действительно, перемена – увлекательное, интересное и очень нужное время в течение школьного трудового дня. Почему школьники так любят перемены?

- Кто же герой стихотворения Б. Заходера «Пермена»? Правы ли мы в своих предположениях? Узнаем об этом, когда прочитаем стихотворение.

Вопросы после чтения

- Б. Заходер – любитель играть в слова. Какой же смысл он вложил в слово «перемена» в тексте? А в заглавии?

- С кем же происходит перемена на перемене?

- Что необычного вы заметили в построении стихотворения, в его композиции? Сколько в нём строф? (Оно не разделено на строфы. Это рассказ в стихах.)

Чтение стихотворения по фрагментам, работа с текстом во время чтения.

После прочтения 1, 2 строк:

- С каким настроением следует читать эти строки? Почему вы так решили?

- Чьё настроение передаётся в них?

- Кому принадлежат слова «Перемена! Перемена!»? (Дети ждут перемену. Звонок заливается, а не дребезжит.)

- Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся ученики… Какие они? Читаем дальше.

              http://im12.asset.kwimg.kz/screenshots/normal/wu/wu9mtz1qa6ig_2.jpg

После 3-6 строк:

- Кого же мы видим? Каким предстаёт перед нами Вова?

- Его поведение на перемене – случайность? Как Б. Заходер говорит об этом? (Он так ведёт себя всегда: первый непременно вылетает, т. е. всегда, постоянно.)

После 7-12 строк:

- Какие предложения по интонации мы прочитали?  Каким тоном следует их читать? (Изумление, удивлении, не верим тому, что видим.)

- Отчего же такое удивление? Что автор имел ввиду под выражением «продремавший весь урок»? (Не работал на уроке, был пассивным)

- Как вы думаете, кто мог наблюдать за Вовой, а потом так удивиться его поведению?  (Учитель, который вёл урок; одноклассники Вовы; сам автор.)

- Что значит «несомненно»?  (Действительно, в самом деле.)

- Расставим логическое ударение в восклицательном предложении. Попробуем прочитать с верной интонацией.

Если он, / То несомненно, /

С ним б-о-о-льшая перемена!

- В чём же она заключается, эта « б-о-о-льшая перемена»?

Будем читать дальше.

14-15 строки:

- Как следует прочитать эти предложения?  (С восторгом, восхищением …)

- Какое слово вам показалось непонятным?  (Бедовый)

- Попробуйте объяснить его значение. Подберите однокоренные слова. Откроем словарь Ожегова С. И., отыщем слово «бедовый».  ( Бедовый – (разг.) шустрый, смелый.)

- Какое же определение больше подходит к Вове? Что имел ввиду Б. Заходер? Попробуем догадаться, читая дальше.

16-27 строки:

- В каком же значении употребил автор слово «бедовый»?  (Шустрый)

- В каком темпе надо читать это предложение? Почему?  (Достаточно быстро, в ускоренном темпе. Ведь он всего за пять минут «переделал кучу дел».)

- О чём можно судить по фразе «Лихо шлёпнулся с перил…»?  (Он упал, но сделал вид, что так и нужно было; молодецки, с удалью…)

- Как вы думаете, доволен собой Вова? Докажите это словами поэта.  ( Предложение восклицательное: «Сделал всё, что мог!»)

 - Казалось бы такому удальцу награда полагается, а тут…

Чтение 28 строчки … «Ну а тут – опять звонок…»

- На что указывают знаки препинания: тире, многоточие?  (Длительная пауза, резкая смена действия, настроения. Всё пропало.)

- Как же реагирует Вова? Почему теперь звонок не «заливается»?

Дочитываем до конца.

- Подберите синонимы к слову «плетётся».  (Медленно идёт, тащится, идёт нога за ногу…)

- Прочитайте фразеологический оборот. Как понимаете его смысл?  («Нет лица на нём!» - расстроен, очень устал.)

- Как следует прочитать предпоследнее предложение?  (С жалостью, медленно, с сочувствием.)

- Но Вова – оптимист. Какое решение он находит?  («На уроке отдохнём!»)

- Для чего же ходит в школу герой стихотворения Б. Заходера?  Где он по-настоящему трудится?

Повторное чтение стихотворения с выделением глаголов, наблюдение за динамикой.

Вопросы перед чтением:

- Какой части речи отдаёт предпочтение Б. Заходер, чтобы показать перемену в состоянии главного героя?  (Много глаголов.)

- Можно сказать, что стихотворение очень динамичное, действие развивается очень быстро. Перечитаем ещё раз стихотворение «Перемена»,  проследим, отчего же наступила такая усталость.

- Почему, на ваш взгляд, с Вовой происходит перемена на перемене? Почему ему не интересно на уроках?

- Как, по-вашему, автор относится к герою своего стихотворения?  (Снисходительно. Он посмеивается над ним, иронизирует, но сочувствует ему…)

– Вы заметили, что рассказчик всё время присутствует в стихотворении, наблюдает за Вовой, даёт комментарий его поступкам на перемене.

- Как вы думаете, мог ли Борис Заходер встретиться с таким Вовой в жизни или он выдумал своего героя и сюжет стихотворения?  (Автор мог наблюдать такого Вову в школе. Такие мальчишки есть во многих школах, они среди нас …)

- Какое необыкновенное оружие он использует?  (Юмор, смех.)

- Что хочется сказать о поэте Б. Заходере как о человеке?  (Он человек мудрый, с юмором.)

- Как вы думаете, для кого было написано это стихотворение и какие проблемы попытался решить автор?

(Б. Заходер с помощью юмора, смеха хочет повлиять на нерадивых учеников, сделать так, чтобы они посмотрели на себя со стороны, читая это произведение. Пишет ещё и для взрослых, учителей, чтобы они стремились сделать обучение детей интересным, увлекательным.)

Итоги

Продолжили знакомство с творчеством Б. Заходера;  учились выделять основную мысль произведения;  анализировать язык автора, особенность письма;  выражать свое мнение в устной беседе, понимать речь других, четко излагать свои мысли при устном ответе; извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

ИСТОЧНИК

http://novyurok.ru/downloadfile.php?file=http://ds02.infourok.ru/uploads/doc/0f95/00042e44-6d4faf7d.doc

http://playroom.ru/zahoder-b-v-kratkaya-biografiya-stihi-dlya-detey/

http://www.youtube.com/watch?v=jlCFsEC7WaY

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/02/18/zakhoder_boris_vladimirovich_biografiya.pptx

http://bk-detstvo.narod.ru/zahoder.html

 

 

Файлы