История России. Золотой век русской культуры, 8 класс

История России. Золотой век русской культуры, 8 класс

Оперу " Жизнь за царя" ( "Иван Сусанин") написал

Комментарии преподавателя

В театральной жизни России  большую роль по-прежнему играли иностранные труппы и крепостные театры.

Многие талантливые  русские артисты вышли из крепостных. Михаил Семенович Щепкин до 33 лет был крепостным. Павел Степанович  Мочалов вырос в семье крепостного актера. В числе поклонников  Мочалова, игравшего на московской сцене,  были Белинский и Лермонтов. Зрителям он запомнился как непревзойденный Гамлет и Ромео.  Другим выдающимся исполнителем роли Гамлета в то время был  В. А.  Каратыгин, игравший в Петербурге. 

Больши событием в театральной жизни России была премьера  гоголевского Ревизора - сначала в Петербурге, в Александринском театре, а затем в московском Малом, где роль городничего играл Щепкин.

В те же годы на сцене Московского Большого театра была поставлена опера М.И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Глинка первый создал  неувядаемые образцы новейшей национальной  русской музыки.

Оперные творения Глинки отличаются роскошью и яркостью музыкальных красок, гениальной легкостью техники и классической простотой. Это относится и к другой опере "Руслан и Людмила". Зарубежные ценители  французский  романист П. Мериме,  композиторы  Г. Берлиоз и ф. Лист уже в то время  высоко оценивали творчество Глинки. Его перу принадлежит и ряд замечательных романсов. Пожалуй, наиболее известный из них написан на стихи А.С. Пушкина -"Я помню чудное мгновенье ..."

Пушкинский сюжет лег в основу оперы А. С. Даргомыжского "Русалка". Эта опера тоже встретила холодный прием у столичной публики. "Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признает во мне  вдохновения,-писал огорченный композитор. - Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий. за которыми я не гонюсь. Я не  намерен снизвсдить для них  музыку до забавы. Хочу, чтоб звук прямо  выражал слово. Хочу правды".

 Музыка Даргомыжского не столь мелодична, как  Глинки.  Но в  одном отношении он его  превзошел. Глинка в своих операх часто ограничивался общей характеристикой драматической ситуации. Даргомыжский  же умел передавать душевное состояние своих героев взволнованной музыкальной   речью.

 

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.