3 класс. Чтение. Природа летом. А.Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».

3 класс. Чтение. Природа летом. А.Толстой «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».

Комментарии преподавателя

Природа летом.

А.Толстой «Детство Никиты». Глава «В купальне». 

На этом занятии мы познакомимся с отрывком Алексея Николаевича Толстого « В купальне» из повести « Детство Никиты». 

Толстой Алексей Николаевич – русский писатель. (29.12.1882г. – 23.02.1945г.) Автор таких произведений, как «Золотой ключик», « Князь Серебряный»,

« Сказки», « Детство Никиты»…..

Во время Первой мировой войны Алексей Николаевич Толстой был корреспондентом на фронте. Произведения Толстого того времени отражали военную ситуацию («Подводой», «На горе»).

После революции занялся изучением образа Петра I. В 1918 году переезжает в Одессу, затем в Париж, Берлин. Вдалеке от родины написаны произведения Толстого «Детство Никиты», «Аэлита», «Черная пятница».

После возвращения в СССР   издана трилогия Алексея Толстого «Хождение по мукам». Величайшим произведением Алексея Толстого считается исторический роман «Петр Первый». Над ним писатель трудился 16 лет.

Повесть «Детство Никиты» – автобиографическое произведение.

   

                     http://www.syl.ru/misc/i/ai/178809/714675.jpg                                                                   

Писатель Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Никита – имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые вётлами и заросшие камышом. Степная речонка Чагра. Товарищи – деревенские ребята. Верховые лошади… Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это, и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…» и, несомненно, мечтательность главного героя его повести Никиты.

Мама, Александра Леонтьевна, всеми силами старалась развить в Алексее Толстом писательский талант. Может быть, благодаря ей он и стал писателем.

Отрывок, с которым мы сегодня будем работать, называется « В купальне».  

Что такое купальня? ( Купальня - заведение для купания; строение на берегу для раздевания, строение на воде в виде сарая с затопленным днищем.)

Чтение текста

Где  и когда происходит действие?  ( Действие происходит ранним летним утром в купальне.)

                        http://bigslide.ru/images/22/21768/960/img3.jpg

Назовите главных героев.   ( Василий Никитьевич, Никита,Аркадий Иванович.) 

Чьими глазами мы видим картины летнего утра? ( Мы видим картины летнего утра глазами рассказчика.) 

Как вы думаете, какое настроение создают слова: хорошо, отлично, хорошо пахло здоровьем, звонко шлёпал, розовое пятно, душистое мыло, лёгкое?  ( Эти слова создают радостное, легкое, веселое настроение…)

Отчего же так хорошо ранним летним утром? ( Оттого что тепло и ранним утром можно купаться, оттого что всё вокруг цветёт и благоухает, летают пчёлы и бабочки, воркуют голуби, в пруду можно плавать и боком, и на спине, и колесом…)

Кто шел рано поутру на пруд купаться?  ( Рано поутру Василий Никитьевич, Аркадий Иванович и Никита шли гуськом на пруд - купаться.) 

               http://cp14.nevsepic.com.ua/203/20264/thumbs/1385233172-01-22.jpg

О чем ворковал дикий голубь? ( В чаще сада ворковал дикий голубь,- закрыв глаза, надув грудку, печально, сладко ворковал о том, что точно так же все будет всегда, и пройдет, и снова будет. ) 

Какие слова произносил Василий Никитьевич? ( «... Хорошо, отлично»- произносил Василий Никитьевич...") 

Что делал Аркадий Иванович, заплыв на середину? ( Заплыв на середину пруда, Аркадий Иванович начинал перекувыркиваться, нырял и ухал, как  водяное чудовище.) 

«В купальне» -это целая повесть или отрывок? ( Отрывок )

Отрывком какой повести является?  ( « В купальне»- это отрывок из повести « Детство Никиты».)

Почему повесть называется  « Детство Никиты»?  ( Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления . Имя Никита — имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.)

Итоги

Мы учились преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

ИСТОЧНИК

http://royallib.com/read/tolstoy_aleksey/detstvo_nikiti.html#264659

http://files.kopilkaurokov.ru/download.php?

http://www.youtube.com/watch?v=RixrEsXVb3U

http://www.klassnye-chasy.ru/userfiles/tolstoy-aleksey-biografiya.rar

http://moemesto.ru/lbalberova/file/

 

 

 

Файлы