3 класс. Чтение. Природа летом. А.Чехов «Степь».

3 класс. Чтение. Природа летом. А.Чехов «Степь».

Комментарии преподавателя

А.Чехов «Степь».  (Отрывок)

Введение

«Всё бледнеет перед книгами…»
А.П.Чехов

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

( Ничто не в состоянии заменить книгу. Никакие новейшие и самые передовые технологии не смогут заменить тех истин, простых человеческих слов о любви, о добре, о честности и доблести, что хранятся на страницах книг, которые мы открываем для  себя и в раннем детстве, и в пору  цветущей юности, и когда становимся взрослыми серьезными людьми.)

Повторение

 Повесть - литературный жанр. Как правило, повеcть содержит одну (бывает две) сюжетную линию. ​

Рассказ -   небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода, характера.

Сравнение художественный прием, который в литературных произведениях используется для повышения выразительности и образности описаний.​

Эпитетопределение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности.

Олицетворениевоплощение чего-нибудь в образе живого существа.

Антон Павлович Чехов, краткая биография.

http://mypresentation.ru/documents/8d6ccb2305b5f857bcd63e687854b2ad/img7.jpg


Посмотрите на этот портрет. Кто - нибудь знает кто это? (А.П. Чехов). Сегодня мы познакомимся с творчеством А.П.Чехова. Известный  русский писатель. 

Ранние годы

Родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. Затем Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году. После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Начало литературного пути

Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.
Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.). Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» — «две сказки из собачьей жизни», — как выразился сам писатель в письме к издателю.

Интересные факты

  • Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.
  • В семье Чехова считалось, что фамилия их рода происходит от предка чеха.
  • Женой драматурга Чехова была артистка театра Ольга Леонардовна Книппер, которая пережила его на 55 лет. После смерти мужа по завещанию она получила дачу в Гурзуфе и пять тысяч рублей.
  • У Чехова было две любимых собаки породы такса, которым он дал необычные имена — Бром Исаевич и Хина Марковна.

Попытайтесьузнать, как называется  произведение,  которое мы будем сегодня читать, отгадав загадку:

Какая ширь здесь и приволье,
Куда ни глянь - полей раздолье,
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, синицам,
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это:

 

                       http://rznp.ru/wp-content/uploads/2012/05/step.jpg

 

Что такое степь?

 Степи –огромные участки земли, на  которых растительный покров образован главным образом разными типами трав, среди которых самое видное место занимают злаки, ковыль. 

Какие чувства у вас возникают, когда мы смотрим на фотографии степи?

-(Чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины).

В каких районах, областях нашей страны есть зона степей?

- Волгоградская область, Астраханская, в Калмыкии, Бурятия, Забайкалье. А мы в какой зоне живем? ( Ростовская область- зона степей). Сохранение степных экосистем – одна из острейших проблем современности. Степи нуждаются в специальной защите и восстановлении.

- Сегодня мы с вами  продолжим знакомиться  с  описанием природы и познакомимся с отрывком из повести А.П. Чехова  «Степь». Вокруг города, в котором жил А.Чехов, простиралась необъятная степь. Он писал:» степь я люблю и когда – то чувствовал себя в ней как дома».

- Лев Толстой назвал Антона Павловича Чехова «несравненным художником жизни», и нам предстоит в этом убедиться на уроке во время чтения.  Что, по-вашему, будет рисовать писатель в этом отрывке, что описывать словами? Природу. - Каких авторов-мастеров описаний природы вы помните? (С.Есенин, М. Пришвин,  К.Паустовский)

Сегодня мы читаем отрывок из повести «Степь». Как по- другому можно назвать слово отрывок? (фрагмент)

Найдите в словаре, что означает это слово?

-Фрагмент – отрывок текста или музыкального произведения.

-Какие задачи мы должны поставить себе на урок?

Прочитать отрывок, ответить на вопросы.

Узнать, какую роль играют средства выразительности, их роль в тексте. Выяснить, почему М. Горький написал, что «А. П. Чехов «Степь» свою точно цветным бисером вышил».

- Отправляемсяся в путешествие! Согласны ли вы сегодня поработать журналистами? Куда мы должны отправиться? Чехов говорил, что действие происходит на юге, недалеко от Таганрога.

- Внимательно рассмотрите иллюстрацию в учебнике с.89. Что  на ней изображено? (Через степь едет подвода) Телега с лошадью называлась подвода. Несколько подвод – обоз.

Каким изображено небо? (Тёмное, грозное)

- Что может предвещать это небо? Какая опасность ждёт путников? (Начнётся гроза)

-Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту иллюстрацию? (Тревога)

Словарная работа.

ОБЛОЖНОЙ дождь – проливной, очень сильный.

ЗНОЙ – сильная жара

БАГРОВЫЙ – красный цвет, густого тёмного оттенка

ГРОЗА – бурное ненастье с громом, дождём, молнией

ФОСФОР – светящийся светлым светом минерал

ЯВСТВЕННО – хорошо различимый, ясный

РОГОЖА – грубая, плетёная ткань

ТЮК – большой мягкий перевязанный свёрток

ПОТЁМКИ – темнота, отсутствие света

ОГЛОБЛИ – в упряжи одна из двух круглых  длинных  жердей, укреплённая на повозке

ТОМИЛСЯ – мучился

Вопросы перед чтением:

О чём говорится в тексте? (о грозе)

Почему произведение названо «Степь»? Постарайтесь мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.

Чтение отрывка

Анализ текста.

О чём же говорится в отрывке? Почему произведение названо «Степь»?

-Какое настроение возникло у вас при чтении этого отрывка? (Настроение беспокойное, тревожное, охватывает страх перед силами природы)

-Кто главный герой отрывка?

-Чьими глазами мы видим приближение грозы? ( Глазами мальчика Егорушки)

-Как вы думаете, сколько лет Егорушке? (Лет 8-9, так как автор называет его ласково)

-Какая история с ним приключилась?

-  Что чувствует мальчик?

-  А вам случалось оказаться во время грозы вдали от дома? Что вы испытывали? Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает Егорушка?

-С кем ехал в подводе Егорушка? (С дедом Пантелеем)

-Какие явления природы говорили о приближающейся грозе в этом отрывке? (ветер, молния, гром)

Найдите описания ветра.(с.90) молния (с.91)

(Вдруг рванул ветер и с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу; встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки. Ветер со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо; вероятно, около самой черной тучи летали перекати-поле, и как, должно быть, им было страшно! Но сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний. )

-Что вы представляете при словах «чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём»?

Приближение грозы

Вдруг рванул  ветер Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём, тотчас загремел гром. Почувствовали, как на нас накатывает гроза? А помогли почувствовать сочетания звуков др. рв. р, г, гв.

- Какой художественный приём автор использовал в повести? (Приём олицетворения.)

- Специальное задание. Найдите, кого «оживил» А.П.Чехов? Докажите текстом. (В результате выборочного чтения   выстраивается группа слов-образов: молния, даль, дождь, туча, ветер, рогожа, звёзды, облака пыли, вихри, перекати-поле, гром, чернота)

В результате работы   появляется таблица:

образ

олицетворение

молния

бледная, фосфорическая полоска; мигнула, блеснула

даль

почернела

дождь

кто-то прошёлся по железной крыше…босиком; капля упала, другая поползла по руке.

туча

надвигалась не спеша; большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте.

ветер

со свистом понёсся по степи, беспорядочно закружился; дул с чёрной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли.

рогожа

Встрепенувшись, рогожа рванулась во все стороны и захлопала по тюку и по лицу Егорушки.

звёзды

звёзды ещё больше нахмурились

облака пыли

спешили куда-то

вихри

Вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо

перекати-поле

около самой чёрной тучи летали перекати-поле, и как должно быть, им было страшно.

гром

Загремел сердито гром, покатился по небу справа налево, потом назад и замер около передних подвод

чернота

Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнём

- Какой ещё приём помогает автору ярче показать свою степь? (Это сравнение.  )

образ

сравнение

молния

точно отразившись в зеркале,как будто кто чиркнул по небу спичкой

даль

мигала бледным светом, как веками

дождь

он (дождь) и рогожа как будто поняли друг друга, заговорили о чём-то быстро, весело и препротивно, как две сороки

туча

Чёрные лохмотья слева уже поднимались кверху, и одно из них, грубое, неуклюжее, похожее на лапу с пальцами, тянулось к луне.

      Степь перед грозой.

                   http://www.photoline.ru/critic/picpart/1211/1211449101.jpg    

     Гроза в степи.

     http://www.neizvestniy-geniy.ru/images/works/photo/2012/06/small/657083_1.jpg    

Обобщение

а) Как вы думаете, для чего А.П. Чехов использует такой приём – оживляет природу?

б) В каком стихотворении мы совсем недавно тоже встречались с этим приёмом? (С. Есенина.)

в) А какой ещё приём вы заметили? (Сравнение. Благодаря ему картины грозы мы представляем очень отчётливо.)

Что чувствует мальчик?

д) А вам случалось оказаться во время грозы вдали от дома? Что вы испытывали? Похожи ли были ваши чувства, переживания на те, что испытывает Егорушка?

Работа с текстом после чтения.

Интересные сведения   об А.П.Чехове и его повести "Степь".

Врачи вполне серьёзно рекомендовали читать «Степь» больным и ослабленным для успокоения духа и укрепления тела.

"Степь" - это повесть о родине, увиденной глазами детства. Егорушка, изумленный вольным степным простором, думал о том, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, - иначе кому же нужен такой простор?

- Зачем А.П.Чехов в свою повесть поместил так много образов? (Много образов, как бисер, сливаются в одну картину и дают нам яркое представление о степи.)

- Что обозначает это выражение?

Когда единая мысль или тема проходят через всё выступление или сочинение, мы обычно говорим: «Эта тема проходит красной нитью».

Выражение пришло от английских моряков. С 1776 года при изготовлении канатов для английского военного флота на фабриках начали вплетать во всю их длину красную нить. Делалось это для того, чтобы предотвратить хищения. С тех пор, какой бы малый кусок от каната ни был отрезан, всегда можно было узнать – он флотский.

Итоги

Учились определять  тему, основную идею произведения, его структуру и языковые средства; получать информацию, представленную в иллюстративной и текстовой формах, делать выводы на основе полученной информации;

Выяснили, что красной нитью повести «Степь»  является образ Родины с её необъятными просторами, противоречивым характером, русскими богатырями.

 

ИСТОЧНИК

https://educontest.net/storage3/article/50175/svetlana.docx

http://www.youtube.com/watch?v=_OuSKGxb_AY

http://www.youtube.com/watch?v=x5GggAnAOdA

http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/03/15/prezentaciya_a.p.chehov.ppt

https://educontest.net/storage3/article/50175/svetlana.pptx

 

 

 

 

Файлы