3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский "Кот - ворюга", "Жильцы старого дома".

3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский "Кот - ворюга", "Жильцы старого дома".

Комментарии преподавателя

Летние путешествия и приключения.

К. Паустовский «Жильцы старого дома» 
 

Введение

                http://cs409231.vk.me/v409231363/a1c7/nPEsn6uIRys.jpg


- С творчеством какого писателя - прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский).
Это занятие посвящено еще одному произведению писателя. Рассказ называется «Жильцы старого дома».
- Назовите героев рассказа, не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы.  (Кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.)     
- Прочитайте последний абзац рассказа и подумайте, чего же хотел Паустовский, создавая это произведение?  (В своих рассказах Паустовский указывает, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять.  Т.е. писатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома. )

Постараемся   не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстает со страниц своего рассказа Паустовский. 

Чтение и анализ текста. 

Домашние животные в рассказе.  
- Прочитайте 1 абзац рассказа. (Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме  появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы. )
- Для кого начались неприятности? Почему? 
- Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика ( Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану - хотел обнюхать этого загадочного зверя. 
     - Ах, вот как! 
     Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху. 
).
- Кто же начал войну? (Степан).
- Почему? (Фунтик унизил его достоинство).       
- Как об этом сказано в тексте, прочитайте. (с.175)
- Давайте сравним эти две клички: 

                 СТЕПАН                      ФУНТИК 
 
- О каком характере свидетельствует кличка кота? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый). 
- Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый).
- Вернитесь на с. 174 и прочитайте фрагменты, в которых представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать…)
- От чьего лица ведется описание? (описание ведется от лица автора, но оценка событий дается с точки зрения кота Степана, причем взгляд Степана представлен в авторской речи).
- Итак, жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьезного Степана единственный раз за все лето усмехнуться? 
- Прочитайте этот эпизод (с.175-176). (Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся. 
     Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой - в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку. 
     Сварливый голенастый петух, прозванный "Горлачом", пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж. 
     Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, - петух разъярялся. 
     Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. )

- Что вы можете сказать о характере Петуха?
- Как вы думаете, почему его так звали – «Горлач»? (может быть, был очень громкий голос, от слова «горластый»).
- Что значит «сварливый»? /может быть работа с толковым словарём/
               сварливый – ворчливый, склонный к ссорам.
- Знал ли Фунтик, что петух разозлился? А кто об этом узнал? (Степан). 
- Прочитайте этот эпизод. 
- Почему же Степан усмехнулся? (удалось хоть как-то отомстить Фунтику за те неудобства, которые он доставил Степану).
- Рассмотрите иллюстрацию к этому эпизоду. 

           http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/367/115367425_i_016.png
 

- Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает? (Он - человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей). 
- Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (черная курица).
- Прочитайте этот отрывок (с.176-177).  ( Но гораздо страшнее петуха была худая черная курица. На шее у нее была накинута шаль из пестрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются черными от злости. 
     Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить ее с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица - она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести.
)

Чья точка зрения здесь представлена? (автора). Почему? (т.к.  люди говорили, что нельзя её покупать, т.к. черный цвет делал её похожим на черного ворона. А в литературе черный ворон – символ темных сил, черный цвет – цвет зла, смерти, поэтому от вида её становилось страшно).
- На какие воспоминания наталкивал автора вид этой курицы, стоящей на печной трубе? (вспомнились средневековые харчевни, о которых в своих романах писал английский писатель Вальтер Скотт.)
- А откуда они знакомы с этими романами? (читали в дождливые и пасмурные дни).
Дождливые дни и вечера в старом доме. 
- Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме? (лягушка)
- Прочитайте, что делала лягушка во время дождя? (с.177) ( От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала. )

                    http://i6.pixs.ru/storage/3/4/3/363676jpg_8998694_11128343.jpg
- Как она вела себя, когда дождя не было, прочитайте. (с.178)  ( Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. )

- А что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? ( Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы. 
     Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами. 
     Лягушка так увлекалась этой сказкой, что ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, - на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики. )

- Как вы думаете, кого характеризует это описание? (автора - это видит автор, смотрящий на огонь).
- Т.е. все эпизоды рассказа проникнуты личным отношением автора к описываемому. 
 Итак,  в своих произведениях Паустовский указывает читателю, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. Так вот, особенною таинственностью в доме обладали старые вещи.
Старые вещи.
- К какой из вещей был неравнодушен Фунтик? (часы-ходики)
- Прочитайте этот эпизод (с.179).  (Во время дождя кое-где протекала крыша. Мы ставили на пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков. Ходики были очень веселые - разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал - должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей - не убегали вперед на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.) 
- Какие слова использует Паустовский, чтобы говорить о часах, как об одном из героев произведения? (знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались).
- Т.Е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценными жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер.
- Кто из героев рассказа жил на чердаке? Прочитайте, как об этом сказано. 
(В доме жило много старых вещей).
- Зачем  Паустовский одушевляет вещи? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук).
- Зачем на чердаке устраивались раскопки? (старые вещи хранят историю и могут о многом рассказать). 
- Почему взрослые люди занимались переводными картинками? (чтобы больше узнать из них о прошлом).
- Какая ещё старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке? (музыкальная шкатулка). Кто её сделал? (мастер Гальвестон).
 
Таинственный мастер Гальвестон.

http://v.900igr.net:10/datai/izo/Kak-risovat-zhivotnykh/0020-028-Taksa-slushaet-muzykalnuju-shkatulku.jpg


- Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? (нет). Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера? (с.181) ( Все сошлись на том, что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поет в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и предсказывал им их будущую жизнь. Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта черная шкатулка попадет из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а все остальное совсем не похоже на эту далекую северную страну. ) 
- Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый? (Паустовский – человек начитанный, знает о Шотландии, о людях этой страны, он много путешествовал и может быть там и был, а также ему помогает  фантазия).
- Паустовский пишет, что с тех пор – таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома. Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте (с.182-183 … мышей).( Но как-то осенью, поздней осенью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия: 
     В милые горы 
     Ты возвратишься... 
     Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина. 
     Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления. 
     Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли. 
     Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но ее уже некому слушать, кроме пугливых мышей. )

- Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо. Эта часть является кульминацией рассказа. Неслучайно автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно».   Прочитав рассказ, мы познакомились не только с жильцами старого дома, но и с замечательным писателем. Каким человеком вам представляется К.Г. Паустовский? (чуткий, внимательный, наблюдательный, начитанный, образованный, любит природу, людей, уважительно относится к вещам). 

Итоги

Мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жильцы старого дома», который полон лирики, включает в себя великолепнейшие образцовые описания и наблюдения автора. (Действительно, как мастерски автор переходит от сюжета к воспоминаниям, лирическим отступлениям).

Паустовский учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению не только к природе, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук. 

 Внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. 

ИСТОЧНИК

http://www.youtube.com/watch?v=8D8X8vKbiFI

https://www.youtube.com/watch?v=dcpoPsbHILA

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-litieraturnogho-chtieniia-k-g-paustovskii-zhil-tsy-starogho-doma

http://all-biography.ru/alpha/p/paustovskij-konstantin-paustovsky-konstantin?print=pdf

http://prezentacii.com/uploads/ppt/08-14/paustovskiy-zhilcy-starogo-doma-prezentaciya-3-klass.rar

 

Файлы