3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. М.Твен «Приключения Тома Сойера». Главы 8 и 13.

3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. М.Твен «Приключения Тома Сойера». Главы 8 и 13.

Комментарии преподавателя

М.Твен «Приключения Тома Сойера». Глава 8 «Будущий храбрый пират». 

Введение.

– Сегодня мы познакомимся с книгой, автор которой – американский писатель Марк Твен. Вам знакомо это имя?

http://www.ruskniga.com/media/catalog/product/cache/3/image/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/1/0/1007397258_1.jpg

Предисловие автора. (Большая часть приключений, о которых рассказано в этой книге, взяты из жизни: одно-два пережиты мною самим, остальные мальчиками, учившимися вместе со мной в школе. Том Сойер ... представляет собой комбинацию черт, взятых у трех мальчиков, которых я знал, и потому принадлежит к смешанному архитектурному ордеру.)

Повторение.

Повесть — литературное произведение в прозе, в котором описан довольноьбольшой отрезок Жизн^ героев, || происходит много событий.

Рассказ — это один эпизод, одно событие из жизни героев (вспомните рассказ «Англичанин Павля»). В рассказе - один или несколько героев, в повести - значительно больше. Рассказ занимает несколько страниц, повесть - гораздо больше по объему, часто она делится на главы.

Чтение авторского текста учебника (с. 53–54 до слов «…ты просто не заметишь…»).


...Почти всю неделю в доме пахло грибами и лесом, и это немного смягчило рассерженных бабушку и маму. Как-то за ужином, доедая жареную картошку с грибами, Настя вздохнула:
-   Здорово  было  в лесу!   Как  бы  я  хотела  пожить  несколько дней  в  палатке  или  в  шалаше  на берегу  реки!  Наверное,   все  мои  друзья  мечтают об этом...
-  А ты знаешь,  - вдруг сказал папа,  - что это мечта   не   только   твоих   сверстников,    а   многих мальчишек и девчонок, в какое бы время они ни жили. В твоей книжке есть главы из романа американского писателя Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Кстати, учти, что ты будешь читать перевод. Марк Твен написал эту книгу по-английски (она вышла в 1876 году), но что интересно: его мальчишки и герои повестей Сергея Голицына и Иосифа Дика говорят на разных языках, живут в разное время, но их мысли, поступки, увлечения, шалости очень похожи.
Марк Твен жил во второй половине XIX века, был журналистом, писал книги для взрослых, но всемирно известен он стал благодаря двум увлекательнейшим романам о детях - «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Действие романов происходит во второй половине XIX века, но когда будешь читать, ты этого просто не заметишь, зато при внимательном чтении заметишь многое другое. 

Первичное знакомство с книгой М. Твена

– Перелистайте страницы. Всё ли произведение будем читать? (Нет, только две главы.)

– Мы будем читать текст в переводе с английского. Переводчик – К.И. Чуковский.

Работа с текстом главы 8.

Работа с текстом до чтения.

– О чём можно узнать из заглавия книги? Можно ли предположить, кто такой Том Сойер?

– Прочитайте название главы 8 и рассмотрите иллюстрацию на с. 55. О чём хочется спросить? ( Глава 8 «Будущий храбрый пират». )

– Перелистайте страницы, рассмотрите иллюстрации, прочтите название главы 13. (Глава 13 «Шайка пиратов поднимает паруса»).

 Вы получили ответы на свои вопросы? (Очевидно, что Том и его друзья играют в пиратов – морских разбойников.)

Желательно   прочитать   1-ю главу книги и небольшие фрагменты из других глав, тогда перед нами предстанет герой книги – проказник, хитрец, выдумщик, любитель приключений, находчивый и любознательный Том; яснее станут место и время действия.

http://download.loveradio.ru/pub/634703.jpg   Первое знакомство с Томом Сойером.

Из аудиокниги из главы 7   следует, почему Том «решил уйти куда глаза глядят и в этот день не возвращаться в школу».

http://www.xn--80aobchcjq2a.xn--p1ai/book-96/8     .... Ему было трудно заставить себя сделать первый шаг к примирению, но он поборол свою гордость и вошёл в класс… Бекки всё ещё стояла в углу и плакала, повернувшись лицом к стене. У Тома защемило сердце, он подошёл к ней и постоял немного, не зная, с чего начать......

– Вернёмся на с. 54, дочитаем авторский текст (установка на ведение диалога с автором).

(...Действие романов происходит во второй половине XIX века, но когда будешь читать, ты этого просто не заметишь, зато при внимательном чтении заметишь многое другое. Но для этого нужно не просто читать, а вести диалог с автором через текст: находить его вопросы к тебе и отвечать на них, прогнозировать развитие действия, проверять себя.
Ребята, в третьем классе вы будете учиться сами задавать вопросы автору. А как это можно сделать, мы покажем на примере нескольких текстов. Имейте в виду, что это нелегкая работа, потому что прямые ответы не всегда есть в тексте и находят их только внимательные читатели.
Читая главы из книги Марка Твена, подумайте вместе с Настей, что объединяет её героев Тома и Гека с героями Сергея Голицына и Иосифа Дика.)

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение, озаглавливание частей.

– Как можно озаглавить 1-ю и 2-ю части?

Возможные варианты:

1. Бегство от людей. (Куда глаза глядят.)

2. Печаль и одиночество. (Тома терзает печаль.)

Часть 3,    обращаем внимание на то, кем хочет стать Том (клоуном уже не хочет, более романтично – солдатом, покрытым ранами и славой…), главное – он хочет, чтобы восхищались им – его мужеством, красотой…

Озаглавливание:

3. Он будет пиратом! (Великолепное поприще. Будущее, озарённое блеском.)

Часть 4  

Вопросы после чтения:

– Том решил собрать всё своё богатство, прежде чем убежит из дома и начнёт новую жизнь. Что это было за богатство? (Алебастровые шарики, то есть игрушки… Сокровища, которых пока нет.)

– «Всё, во что верил Том, было подорвано в корне». Во что верил Том и его друзья? (В чудо, в старые поверья, в чары, которые могут быть разрушены ведьмой…)

Озаглавливание:

4. Тайник для сокровищ. (Но чуда не произошло. Том собирает свои богатства.)

Части 5, 6 : Том и его друг Джо Гарпер играют в Робин Гуда, это их любимая книга, которую друзья знают почти наизусть.

Нужно обратить внимание   на то, что Том и Джо, очевидно, играют в разбойников частенько: в укромном месте спрятаны и оружие, и труба…

Озаглавливание:

5. Благородный разбойник. (Лесное сражение.)

6. Игра в Робин Гуда.

Два последних абзаца 6-й части (с. 60–61) демонстрируют, с каким замечательным юмором и любовью писатель рассказывает о своих маленьких героях.

Обобщение.

а) Каким же мы увидели Тома Сойера в этой главе? (В начале главы – печальный, одинокий; мечтает о славе, о великолепном поприще, он романтик, любит приключения, книги о благородных разбойниках; справедливый, фантазёр, хороший друг.)

б) Во что же верят и во что играют мальчишки – герои книги М. Твена? (Верят в чудеса и предания, в благородство и справедливость; играют в благородных разбойников.)

Итоги

Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали? 

Осознанно, правильно, выразительно читать вслух; самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);  делить текст на части, составлять простой план. преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/23/uroki-literatury

http://www.youtube.com/watch?v=IhS3-8zMD30

http://www.youtube.com/watch?v=iOldiCyUkcg

http://www.youtube.com/watch?v=b-rJkuEMlRo

http://szhato.ru/tven/50-priklyucheniya-toma-soyera.html

http://download.myshared.ru/IiQvZXaFC28zqizzZhVspQ/1458237793/827434.ppt

 

 

 

 

Файлы