3 класс. Чтение. Прощание с летом. К. Бальмонт "Капля", Б. Заходер "Что красивей всего ?"

3 класс. Чтение. Прощание с летом. К. Бальмонт "Капля", Б. Заходер "Что красивей всего ?"

Комментарии преподавателя

 Прощание с летом.

К. Бальмонт "Капля",

Б. Заходер "Что красивей всего ?"

Введение

Чтение авторского текста (с. 18).

– Каким запомнилось лето Насте? Прочитайте.

(-  Как же всё-таки хорошо, как весело было летом,   -  вздохнула  Настя.   - Но я  запомнила лето таким:   жаркий  день  и  холодная   вода  из  колодца, которая  вкуснее  любого  лимонада.   А  ещё  звёзды  - огромные,   каких  не бывает в другое  время года...)

 

– Как вы думаете, где провела своё лето Настя? Почему вы так решили?

– Кто сможет рассказать о колодце? Какой он? Как им пользуются?

http://al-spbphoto.narod.ru/prig/Shuvalovka_Russkaja_Derevnja_kolodec_21-08-2005.jpg

                    http://karopka.ru/upload/iblock/362/photo_1_1381046012.jpg

Определение из толкового словаря: «Колодец – глубокая узкая яма, вырытая для водяной жилы, для воды и одетая срубом либо камнем».

– Какой показалась Насте вода из колодца? (Вкуснее любого лимонада.)

– Что ещё так поразило Настю летом? (Огромные звёзды, каких не бывает в другое время года.)

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 19. Как вы думаете, что проиллюстрировал художник? (В колодец мёртвый, давно забытый, где тосковало без влаги дно, Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле – звено.)

1. Чтение стихотворения К. Бальмонта «Капля».

Работа с текстом до чтения.

– Как нам следует читать недетское стихотворение К. Бальмонта? (Не торопясь, обязательно представляя то, о чём читаешь.)

Работа с текстом во время чтения.

Выявление первичного восприятия.

– Какие картины вы представили? Расскажите.

– Какое настроение в этом стихотворении? (Мечтательное, таинственное, противоречивое: радость жизни и грусть, сказочное и т.д.)

– На что похоже стихотворение? (На легенду об упавшей в колодец звезде.)

– Почему же К. Бальмонт назвал своё стихотворение «Капля»? Попробуем ответить.

Повторное чтение по строфам с комментариями.

Константин Бальмонт

КАПЛЯ

В глухой колодец, давно забытый,

давно без жизни и без воды,

Упала капля – не дождевая,

упала капля ночной звезды.

(Глухой колодец – это какой? Что значит колодец «без жизни»? А какой вы себе представляете каплю ночной звезды? Какая она? (Ответы детей.) Интересно, а какой автор её видит? Представьте картину: звёздная ночь, и в глубокий, безжизненный, пустой колодец падает капля ночной звезды…)

В колодец мёртвый, давно забытый,

где тосковало без влаги дно,

Она упала снежинкой светлой,

от выси неба к земле – звено.

(Обратите внимание: поэт вновь повторяет, что колодец давно забытый, то есть люди уже давно к нему не ходят, ведь там нет воды, и добавляется ещё одно прилагательное – мёртвый. А что значит «где тосковало без влаги дно»? Посмотрите, в этой строфе мы находим ответ на наш вопрос: поэт представляет каплю ночной звезды… снежинкой.)

Когда усталый придёшь случайно

к тому колодцу в полночный час,

Воды там много, в колодце – влага,

и в сердце песня, в душе – рассказ.

(И вот к колодцу случайно приходит усталый путник. И что же он видит? (Колодец вновь полон.) Что же произошло? (Чудо. Капля ночной звезды оживила колодец, снежинка растаяла – и наполнился колодец!) А какое чудо произошло с усталым путником? Что это значит – «в сердце песня, в душе – рассказ»? (Может быть, к поэту приходит вдохновение…)

Но чуть на грани земли и неба

зеленоватый мелькнёт рассвет, (Что это значит?) (Наступило мгновение, когда ночь сменяет рассвет, она начинает уходить.)

Колодец меркнет (Обычно меркнет что? Звёзды.А здесь «колодец меркнет». Что произойдёт дальше, можете предположить? Колодец снова высыхает, умирает, волшебство кончилось…)

и лишь по краю

росистой влаги белеет след.

Подготовка к выразительному чтению.

– Как нужно прочитать каждую строфу?

Работа с текстом после чтения.

– Как вы думаете, о чём ещё это стихотворение? Ведь человеческую душу часто сравнивают с бездонным колодцем. (В ней – огромное количество энергии, идей, творческих планов. Она способна напоить живой водой и самого человека, и людей, которые рядом с ним. К такому человеку тянутся люди. Бывает и такое, что человек вдруг открывает новые возможности: одни открывают в себе дар художника в 60 лет, другие изобретают и конструируют, третьи становятся поэтами, это на дно колодца их души падает «капля ночной звезды»... Среди полночной темноты стоит одинокий колодец, который изнутри светится огнём жизни. Он наполнен живой водой, и поэт, который оказался в этот час у колодца, испив его чудесного напитка, тоже полон жизни: из-под его пера одна за другой выходят строчки – это та самая песня сердца, рассказ души. Так рождается творец.)

Повторное обращение к иллюстрации на с. 19.

– Какие строчки стихотворения К. Бальмонта проиллюстрировал художник, прочитавший это стихотворение? (Она упала снежинкой светлой, от выси неба к земле – звено.)

Рассматривание иллюстрации и чтение авторского текста на с. 19.

– Кого изобразила художница Ирина Лебедева на своём рисунке? (Это Настя и её мама плавают в море.)

– А почему вы решили, что это море, а не река или озеро?

– Чтобы убедиться в этом, прочитайте разговор дочки и папы на с. 19.

(-   Да...  - вздохнула Настя.  - Нет ничего красивее летнего  звёздного  неба,   правда?  А  маме  почему-то больше всего на свете  нравится  море...)

 

– Как вы думаете, можно ли однозначно ответить на вопрос: «Что красивей всего?» Обоснуйте свой ответ.

 

2. Чтение стихотворения Б. Заходера «Что красивей всего?».

Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение

Борис Заходер

ЧТО КРАСИВЕЙ ВСЕГО?

Ребёнок спросил

Ни с того ни с сего:

– А ну-ка скажи,

Что красивей всего? (Мы с вами уже попытались дать ответ на этот вопрос. И ответы у нас у всех... разные.)

Да, вот так вопрос:

«Что красивей всего?»

Ответить

Я сам не сумел на него.

И вот я решил

Послушать ответы

Других обитателей

Нашей планеты.

Деревья и Травы

Сказали в ответ:

– Да что же прекрасней,

Чем солнечный свет?! (Почему для деревьев и трав нет ничего прекраснее солнечного света?)

                      http://sf.co.ua/13/07/wallpaper-2932481.jpg

– Да что же прекрасней

Ночной темноты?! –

Откликнулись Совы,

Сычи и Кроты... (А кому-то больше по душе темнота, ведь они ведут ночной образ жизни)

        http://ichef.bbci.co.uk/news/ws/660/amz/worldservice/live/assets/images/

– Леса!.. –

Отвечали мне

Волк и Лиса, (Почему?)

                  http://www.stihi.ru/pics/2007/01/13-2103.jpg

Орёл свысока процедил:

– Небеса! (Потому что орёл летает, он птица)

                          http://snim.net/wp-content/uploads/

– По-моему, море! –

Ответил Дельфин. (Ну конечно, ведь дельфину без моря никак нельзя!)

                                http://images4.wikia.nocookie.net/

– Мой хвост, без сомнения! –

Крикнул Павлин. (И павлина мы понимаем: он так гордится своим прекрасным хвостом, ну разве есть что-то красивее?!)

   http://vistanews.ru/uploads/posts/2016-02/medium/1456241617_peacock-final.jpg

Спрошу Мотылька –

Отвечает:

– Цветок! (Потому что…)

Спрошу у Цветка –

Говорит:

– Мотылёк! (Конечно, они ведь дружат и друг без друга не могут!)

                   http://litsait.ru/images/photos/medium/article139800.jpg

Кто славит поля,

Кто – полярные льды,

Кто – горы, кто – степь,

Кто – мерцанье звезды... (Давайте попробуем предположить, кто же из обитателей нашей планеты славит поля? (…) А полярные льды? (Белый медведь.) А горы? (…) и т.д.)

А мне показалось,

Что все они правы.

Все: Звери и Птицы,

Деревья и Травы... (А вы поняли, почему все правы?)

И я не ответил,

Увы,

Ничего

На трудный вопрос:

«Что красивей всего?» (Ну вот, и поэт Борис Заходер на этот трудный вопрос не ответил, и мы не смогли… Или всё-таки попробуем ответить? (Что красивее всего – это каждый понимает по-своему.)

Подготовка к выразительному чтению.

– Вы заметили, в какой форме написано стихотворение? (В форме диалога. Значит, его удобно и интересно будет читать по ролям.)

– При чтении обратите внимание на характер ответа обитателей планеты, на то, какие глаголы употребил автор. (Сказали, откликнулись, отвечали, процедил, крикнул, говорит.)

– Как надо читать слова каждого из героев стихотворения?

Выразительное чтение стихотворения. (2–3 ученика.)

Подведение итогов.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

– Именно об этом пословицы:

«Сколько людей – столько и мнений».

«У каждого своя правда».

«На вкус и цвет товарищей нет».

ИСТОЧНИК

http://school2100.com/pedagogam/lessons/file.php?file=16338

http://www.youtube.com/watch?v=EoQvQXOOcN8

http://files.kopilkaurokov.ru/download.php?

http://sup1.easyen.ru/16000/16224.zip

 

 

 

Файлы