11 класс. Литература. Подготовка к ЕГЭ. Творчество А.С. Пушкина. "Медный всадник"

11 класс. Литература. Подготовка к ЕГЭ. Творчество А.С. Пушкина. "Медный всадник"

Комментарии преподавателя

Итак, повесть «Медный всадник» интересна и сегодня, она действительно заставляет задуматься над сложнейшими вопросами. Главное, А.С.Пушкин из своего «далека» протянул нам свою руку, подал свой поэтический голос, связал воедино несколько поколений. Произведение, написанное 172 года назад, современно и сегодня, потому что затрагивает «вечные» проблемы бытия нравственного, этического, философского характера

Обратимся к вопросу интерпретации «Медного всадника» в литературе. Почти за два столетия появилось огромное количество истолкований пушкинского произведения. Причем, точки зрения литературоведов, писателей, философов часто противоположны. Обратите внимание на доску, на эпиграфы. (чтение эпиграфов).

Давайте проследим, как меняются точки зрения на произведение Пушкина. Помните, что истинный пушкинский текст медленно пробивал себе дорогу. Различия в оценках порой объясняются тем, что интерпретаторы работали с разными редакциями текста. Второй, очень важный момент, на восприятие писателей, философов оказывало влияние и время, эпоха, в которую они жили. Так, русские писатели и философы IX века воспринимали пушкинскую повесть с позиции человека трагического века: повесть оказалась созвучной российской истории XX века, в котором произошло крушение самодержавия, а также в свете своего художественного, философского и этического мировоззрения.

Среди сторонников «государственно концепции» оказался и Дмитрий Мережковский, поэт, писатель, философ начала XX века.

Надо отметить, что его оценка конфликта героя – Медного Всадника и «маленького человека» Евгения очень резкая. Он замечает: «Какое дело гиганту до гибели неведомых? Не для того ли рождаются бесчисленные, равные, лишние, чтобы по костям их великие избранники шли к своим целям?»

По мнению Мережковского, Евгений – «дрожащая тварь», «червь земли», он, как «малый мира сего» не равен великому – Петру, воплотившему в себе сверхчеловеческое, героическое начало. Правда, Мережковский замечает, что «в простой любви Евгения может открыться бездна, не меньшая той, из которой родилась воля героя», он полагает, что Пушкин воспел героическое и сверхчеловеческое начало Петра и опасается, что после Пушкина вся последующая литература будет «демократическим и галилейским восстанием на того гиганта, который «над бездной Россию вздернул на дыбы».

 Развитие «государственной» линии в истолковании «Медного Всадника» было предпринято Монидом Петровичем Гроссманом в 1939 году. Литературовед поддерживает мысль Белинского. Он идеализирует и возвеличивает Петра, при этом дискредитирует Евгения, обвиняет его в эгоизме, ничтожности и неуемной дерзости. «Он (Евгений) беден, лишен дарований, ему не хватает «ума и денег». Евгений не носитель новаторских идей, как Петр, не строитель, не борец… Слабосильному мятежнику, кончившему безумием, противостоит в «Медном Всаднике» государственный зодчий, полный «великих дум».

Среди губернаторов XX века приверженцем «государственной концепции» считается и Григорий Александрович Гуковский. Он писал: «Собственно тема «Медного всадника» - это, как известно, конфликт личного и государственного начала, символизированного образом Фальконетова памятника». Конфликт поэмы – это конфликт «единичного человеческого бытия, частных целей человека с общими коллективными целями массы». Гуковский считает, что Евгений в этом конфликте побежденный. «Личность подчинена общему, и это закономерно и необходимо. Частные цели и индивидуальное счастье Евгения при столкновении с целями государственными должны быть принесены в жертву… И этот закон благ», - заключает литературовед.

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=V2aQURI92k4

http://www.youtube.com/watch?v=41yCo5jPHwU

http://www.youtube.com/watch?v=qRqWDV_TXtA

http://www.youtube.com/watch?v=Yx1B281-eR0

http://www.youtube.com/watch?v=W41NYAz4_VM

http://www.youtube.com/watch?v=3vko0q5Bxek

http://gigabaza.ru/doc/75683.html - конспект

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/literatura/161853-konspekt-i-prezentacija-uroka-po-pojeme-aspus.html

Файлы