11 класс. Литература. Подготовка к ЕГЭ. Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь писателя

11 класс. Литература. Подготовка к ЕГЭ. Ф.И. Тютчев. Жизненный и творческий путь писателя

Комментарии преподавателя

Основные моменты поэтического мира Тютчева: трагическая раздвоенность человека, погруженного в «сон»; зыбкость границ реального и идеального миров («двойное бытие»); образ хаоса, окружающего человека, слияние человека с природой.

Путь жизни есть путь в никуда; небытие – последнее пристанище и человека, и природы. (слайд № 15)

Тяжело сразу понять эти особенности, если не знать о философии, которой увлекался в то время Тютчев.

Речь идет о популярной в середине 19 века натурфилософии Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга. (слайд № 16, 17)

Индивидуальное задание ученика

Основным принципом натурфилософии Шеллинга является единство. С точки зрения этого принципа вся природа представляет как бы один бесконечно развивающийся организм. Внутренние силы, обуславливающие развитие различных частей этого организма, всюду одни и те же. Только путем взаимного осложнения и комбинаций они дают столь разнообразные внешние проявления природы. Между неорганической и органической природой нет резких границ. Шеллинг решительно отвергает точку зрения витализма, предполагающую, для объяснения жизненных процессов, особые жизненные силы. Неорганическая природа сама производит из себя органическую. В основе как той, так и другой лежит единый жизненный процесс. Источником этого процесса является мировая душа, оживляющая всю природу. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие существует лишь там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эту противоположность или двойственность следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе. Но эту двойственно не стоит понимать как абсолютное начало; напротив, она коренится в единстве мировой души и вечно стремится к синтезу или примирению, что и осуществляется в полярности. Двойственность и полярность являются универсальными принципами природы и всякого развития.

И еще один момент нужно озвучить, чтобы постичь поэтический мир Тютчева.

Он являлся приверженцем так называемого «чистого искусства», искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. «Чистое искусство» создавало мир красоты, поэзии, противопоставленный действительности.

Сторонники теории «искусства для искусства» объявили красоту единственным содержанием и конечной целью искусства. В созданном воображением мире прекрасного они мечтали укрыться от несправедливости социальных отношений, от порабощающей власти денег. Им казалось, что можно обрести независимость, если не вмешиваться в общественную борьбу. Однако свобода оказалась мнимой. Отказ от социально-гражданской тематики отвечал интересам правящих классов, напуганных критической силой реализма.

В России сторонники «искусства для искусства» (А. А. Фет, Н. Ф. Щербина) оказались противниками «натуральной школы» и гоголевского направления, а их теоретики (А. В. Дружинин, А. А. Григорьев) выступили против революционно-демократической критики В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. «Искусство для искусства» стало лозунгом академического, официального искусства XIX века. Таким образом сторонники теории «искусства для искусства» втягивались в общественную борьбу. Игнорируя интересы общественной деятельности человека, художник ограничивался миром интимных переживаний; стремился «красу долин, небес и моря и ласки милой воспевать», как иронически писал Н. А. Некрасов. Теория «искусства для искусства» предваряла формализм XX века. Вместе с тем следует учитывать, что творчество таких выдающихся поэтов, как Фет, Тютчев, отнюдь не сводилось к пропаганде «искусства для искусства» — оно было шире и богаче их собственной эстетической программы и поэтому оставило заметный след в истории литературы.

 

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=ZPrEaajhqNk

http://aplik.ru/konspekty/razlichnye-temy/osoboe-filosofskoe-zvuchanie-liriki-prirody-v-tvorchestve-fi-tiutcheva-10-klass/ - конспект

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.