11 класс. Литература. Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество

11 класс. Литература. Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество

Комментарии преподавателя

Биография

Чернышевский Николай Гаврилович [12(24).7.1828, Саратов, — 17(29).10.1889, русский революционер и мыслитель, писатель, экономист, философ. Родился в Саратове в семье священника.

В детстве стал «пожирателем книг».

1836 – 42 духовное училище

1842 – 45 духовная семинария. Однако образование не удовлетворяло, и он покидает семинарию.

1846-1850 – обучается в Петербургском университете на историко-филологическом факультете.

Вспоминают, как обсуждали «Ревизора» и «Обыкновенную историю». Диспут – основная форма урока. Литературу связывали с жизнью.

Об Акакии Акакиевиче: «о смешных людях <…> прочитайте и увидите, захочется ли вам смеяться над ним?

Не сошелся с начальством, ведь он учил свободно мыслить, говорил о свободе, об отмене крепостного права…

Личная жизнь

Знакомится с дочерью врача Ольгой Сократовной Васильевой (Чернышевской). Домашняя обстановка девушки очень тяжёлая: домострой, подчинение материнской воле. Чернышевский хотел равенства в семье, вызволить девушку из «семейного плена».

Николай Гаврилович боялся за девушку, предупреждал, что собирается посвятить себя делу, что жизнь будет связана с политикой и придется сидеть в тюрьмах, а может быть, погибнуть. Девушка была согласна помогать будущему мужу.

1853 свадьба, отъезд в Петербург, преподавание в Кадетском корпусе.

В 1855 Ч. защитил магистерскую диссертацию, которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.

Самое дорогое и прекрасное для нас жизнь.

Но не всякая жизнь, а «жизнь, какая она должна быть»

Жизнь выше искусства – главная мысль.

Цель искусства — воспроизведение жизни, её объяснение, «приговор о явлениях ее»; искусство должно быть «учебником жизни» .

Эстетическое учение Ч. наносило сильнейший удар аполитичной теории «искусства для искусства». При этом эстетические вопросы для Ч. были только «полем битвы», его диссертация провозглашала принципы нового, революционного направления.

Слежка за Чернышевским, арест. Закрытие возглавляемого «Современника» на 8 месяцев.

«... Он умел, — писал В. И. Ленин, — влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».

Тюремное заключение в Петропавловской крепости.

Камера – одиночка в Алексеевском равелине. Здесь написан роман «Что делать?» Здесь писатель проведет около двух лет.

1864 суд и «гражданская казнь»

Приговор каторжные работы – 14 лет (впоследствии Александр || заменил на 7 лет), далее поселение в Сибири навсегда.

В знак лишения гражданских прав и состояния над головой была сломана шпага, затем он был поставлен на полчаса к позорному столбу – полетел букет цветов.

Герцен писал: «Чернышевский поставлен нами к позорному столбу на четверть часа… а сколько лет будем стоять мы?»

1866 – состоится свидание с женой и сыном Михаилом (6 лет)

Следующее свидание будет через 17 лет

1870. 7 лет каторги прошли.

Русские революционеры предпринимали смелые попытки вырвать Ч. из сибирской изоляции (Г. А. Лопатин в 1871, И. Н. Мышкин в 1875). В 1881 Исполком «Народной воли» в переговорах со «Священной дружиной» выдвигал освобождение Ч. первым условием прекращения террора. Только в 1883 Ч. был переведён в Астрахань под надзор полиции, а в июне 1889 получил разрешение жить на родине.

Всю жизнь Чернышевский воплощал свои философские взгляды на жизнь. Как писал, так и жил.

Впервые искусство к чему-то обязывали, оно должно было служить жизни, стать учебником, выносить приговор. Иск–во – популярно написанная наука.

Писатель верил, что человек от природы добр. Чернышевский был убежденный просветитель, полагал, что до каждого можно докричаться.

Поэтому-то «новые люди» только и делают, что учат, декламируют, назидают.

Чернышевскому близка нехристианская точка зрения. По религии душа живет сама по себе, а по писателю - бедная обстановка заставляет душу быть бедной.

Именно Чернышевскому принадлежит открытие Л.Н. Толстого.

Выходят «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы». Чернышевский усматривает в них надежды на то, что рождается художник, который сумеет показать те тенденции к позитивному в жизни, которые обеспечат полноту жизни.

«Что делать?»

Сюжет: явный – жизнь В.П. Розальской в родительском доме. Первая любовь, законный брак. Вторая любовь, замужество.

Сюжет.

Явный – отказ от богатства, чтение книг с «проклятиями», стипендиаты, отказ от любви, режим питания, закаливание организма – особенный человек

Тайный – средства для революции, знакомство с революционной литературой, будущие революционеры, нужно быть свободным для дела, понадобятся физические силы, готовность терпеть мучения – вождь, руководитель народа.

Система образов.

Высшие люди – Рахметов. «новые люди» - Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна. «пошлые люди» - Розальские, Сторешниковы.

Вопросы романа: что делать, чтобы стать «новым человеком»? чтобы стать «особенным»? чтобы освободиться самому и освободить других?

Ответы романа.

Готовить революцию, готовиться к революции, переносить из прошлого в настоящее все, что можно перенести.

Роман «Что делать?» (Из рассказов о новых людях.)

Новый человек (по сл. Даля;1863) – христианин, возрожденный обновленной благодатью.

По Чернышевскому новые люди – носители новой религии - -религии деяния, новое христианство, включающее Христа на правах исторической личности, но не Бога.

«Если бы Христос в наше время был бы жив, он был бы с нами», - Белинский.

В древнем Риме новыми людьми назывались лица, происходящие не из сенаторского сословия, которые первые в своем роду достигли консульской должности (плебеи).

Разночинцы – плебеи.

Весь мир для них столь же новый, как они сами, в этом мире они должны освоиться. Этот мир нужно изучить (опыт, полигон). И в первую очередь испытывается сам человек (Базаров, Рахметов, Раскольников). Все, что непрочно, поддается давлению новых людей, - всё это ложное и обречено; и, соответственно, наоборот.

В мире нет ничего случайного, в нем каждое событие связано причинно-следственной связью.=>зло тоже полезно.

Грань между добром и злом в «Что делать?» стирается. «Отлично дурно, следовательно, отлично», - из последней главы романа.

В религии деяния дух святой – прогресс.

Достоевский эти понятия пересматривает.

Символика имен

Вера Павловна: Вера + Павел (малый)= дочь малого, дочь малых.

Надежда (пропавшая сестра).=>не хватает любви.

Дмитрий Лопухов (Диаметра – богиня плодородия)=воскресший.

Розальская – Лопухова – Кирсанова => растительная тематика

 Розальская – потомок поповского рода, вместе с тем роза.

Цветок связан с идеей воскресения, символ рая, атрибут святой Девы Марии, символ тайны.

Аль – алая, красная роза.

Последние главы романа «Что делать?» пропитаны розовой символикой. Символ розы опоясывает роман.

Розальская становится Лопуховой.

.

«Что делать?»

 

«Преступление и наказание»

Конногвардейский бульвар

Место действия

Конногвардейский бульвар

Студент Лопухов
спаситель

Фабула и герои

Раскольников
спаситель

Девушка – подросток – Вера Павловна
жертва

 

Девочка-подросток
жертва

Жирный господин – Сторешников
насильник

 

Жирный господин
насильник

Источники

http://www.youtube.com/watch?v=cg9rroqzNtY

http://www.youtube.com/watch?v=L0mi0tS2Z2E

http://www.youtube.com/watch?v=anmzo1XhxDQ

http://www.youtube.com/watch?v=qi6wnuO6bQ0

конспект http://festival.1september.ru/articles/605414/

Файлы