11 класс. Литература. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. "Гроза". "Бесприданница"

11 класс. Литература. А.Н. Островский. Жизнь и творчество. "Гроза". "Бесприданница"

Комментарии преподавателя

Как известно, сам этот термин «тёмное царство» принадлежит Добролюбову (рис. 1),

Н.А. Добролюбов

Рис. 1. Н.А. Добролюбов (Источник)

который написал две статьи, посвященные творчеству Островского: «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве». И для того чтобы понять, что это такое, «тёмное царство», нужно обратиться к тексту пьесы Островского. Островского не раз осуждали за то, что у него в этой пьесе есть персонажи, которые не имеют прямого отношения к действию.

В первую очередь, речь идет о страннице Феклуше (рис. 2).

Феклуша

Рис. 2. Феклуша (Источник)

Но если бы не было Феклуши, то мы бы не смогли оценить всю глубину и мощь происходящего и не поняли бы, в каком же мире вынуждены жить герои Островского.

2. Характеристика образа Феклуши

Феклуша – истинное порождение этого самого «тёмного царства», а также его вдохновенный певец. Как выглядит жизнь города Калинова со стороны для человека, не вписанного в контекст этого маленького и страшноватого мирка? Обратимся к тому, что говорит Кулигин – старик-изобретатель, яростно осуждающий этот мир и в тоже время не имеющий возможности и сил восстать против него (рис. 3).

Кулигин

Рис. 3. Кулигин (Источник)

Кулигин говорит в самом начале пьесы следующее: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба…» Это, видимо, объективный взгляд на вещи.

В этот же момент Феклуша-странница выходит из церкви и говорит: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!» Т. е. Феклуша олицетворяет в данном случае знания, свойственные почти всем жителям города Калинова. Такое сознание мы можем назвать традиционным, или патриархальным, что характерно для патриархального общества. Каковы же приметы такого общества? Нужно жить так, как жили деды и прадеды. Если ты живешь по-другому и нарушаешь сложившийся закон, то ты можешь быть подвергнут не только осуждению, но и сама судьба твоя может принять самый неблагоприятный оборот. Нужно жить по старинке, как раньше, как всегда. В этой системе координат всё здешнее, наше, местное по определению прекрасно. Именно об этом и говорит Феклуша: «Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими!» Особенно же она восхваляет дом Кабановых. На это сразу следует реакция Кулигина: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Система мира, с точки зрения жителей Калинова, предельно проста: если наша изначально благолепна, то мир чужой, враждебен и опасен. Чуть дальше, за пределами города Калинова, простирается огромный мир, в котором уже явно что-то неблагополучно. Более того, с точки зрения Феклуши, там явственно намечаются признаки грядущего конца света. Она рассказывает, что за пределами этого тихого, трогательного, великолепного мирка в больших городах «Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ… Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает…; ан пусто, нет ничего, мечта одна…» Таким образом, людей вроде бы смущает лукавый: «По улицам-то индо грохот идет… Огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости…» Причем люди, которые не понимают, считают, что это машина, а люди, подобные Феклуше, уверены, что запрягают чуть ли что не самого антихриста, хотя на самом деле имеется в виду паровоз:«Они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает…»

Но и это еще не всё. Если в больших городах признаки конца света: суета, сокращение времени – только назревают, то еще дальше, за пределами этого мира, творится совсем безобразие, там правят салтаны:«Говорят, такие страны есть, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный!..» Заметим, что всё, что у нас – это правильно и праведно, а всё, что у чужих – неправильно и неправедно. Ну а на периферии, совсем уже на границе обитаемого мира, живут люди с песьими головами:

Феклуша. …А то есть еще земля, где все люди с песьими головами.

Глаша. Отчего же так – с песьими?

Феклуша. За неверность…

Вот такая вот система традиционалистского взгляда на жизнь. Мало того, «тёмным царством» можно назвать этот мир, в первую очередь, за невежество, оглушительное и страшное, глашатаем которого является Феклуша.

3. Характеристика обывателей города Калинова

Но не одна Феклуша представитель вот этого замшелого и заскорузлого взгляда на жизнь. Любой житель города Калинова не знает, в каком мире он живет, не помнит истории, а главное, не хочет вспоминать. В пьесе есть замечательная сцена, когда жители города беседуют около развалин, но развалин каких и чего – им неизвестно. Обыватели смотрят на эти развалины и рассуждают таким образом:

1-й (осматривая стены). А  ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было. И теперь еще местами означает.

2-й. Ну да, как же! Само собой, что расписано было… После пожара так и не поправляли…

Но дальше возникает вопрос:

1-й. А это, братец ты мой, что такое?

2-й. А это литовское разорение. Битва – видишь? Как наши с Литвой бились.

1-й. Что ж это такое – Литва?

2-й. Так она Литва и есть…

Вот в таком жанре они и разговаривают: вопрос, вполне не интересующий спрашивающего от скуки и безделья, и ответ, который вообще никому не интересен. Вот это мир, в котором предстоит действовать Катерине.

Катерина, как мы помним, не очень отличается от этих обывателей города, она тоже ничего не знает ни об окружающем мире, ни о Литве. Но вот эта неподвижная жизнь у неё вызывает стихийный, неосознанный, но очень сильный протест. Конечно, не только тьма невежества является отличительной чертой города Калинова. Более важно отметить мрак душевный. Эти люди не знают жалости, милосердия, им хорошо знакомо ветхозаветное библейское понятие справедливости, когда за каждый грех следует неотвратимое суровое наказание, когда грешника ждет геенна огненная, изображенная на стене церкви. Но прощать и любить в этом мире как будто бы разучились.

4. Характеристика образа Кабановой

Олицетворением жестокости и лицемерия и душевной непросвещенности является Марфа Игнатьева Кабанова (рис. 4).

Марфа Кабанова

Рис. 4. Марфа Кабанова (Источник)

Но не всё так просто у Островского. Характер Кабановой необычайно сложный. По-своему эта женщина искренне верит в то, что мир держится только на традиции. Если изменить хоть что-то во внешнем облике жизни, то сама жизнь начнет разрушаться. Но жизнь и не слушается Кабанову. Некоторые изменения уже идут: вот в больших городах кто-то запрягает железного змия и ездит на нем. Она же, хоть её озолоти, на таком змие, конечно же, не поедет, но другие её совета не спрашивают: «Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду…»Кабанова тоскует и вместе с Феклушей говорит о том, что скоро, видимо, будет конец света, а они, может, не доживут, а может, и доживут. С её точки зрения, ей остается только одно: следить за формой, за соблюдением строгих неумолимых обычаев, пришедших из старины. Что означают эти обычаи, её уже не волнует. Именно поэтому её называют ханжой. Она действительно ханжа и лицемерка. Ей не важно, любит ли Катерина своего мужа, но она должна кланяться ему в ноги. В сущности, Марфа Кабанова хотела бы, чтобы окружающий её мир жил по «Домострою» (рис 5).

«Домострой» (современное издание)

Рис. 5. «Домострой» (современное издание) (Источник)

«Домострой» – это замечательная средневековая книга, в которой было регламентировано буквально всё: куда девать остатки еды, обноски, как мужу обращаться с женой и с детьми. Но даже сам «Домострой» вовсе не отражал некую кондовую неподвижность жизни. «Домострой» – это была попытка упорядочить и гуманизировать достаточно дикий русский быт. Например, там говорилось о том, что нельзя жену бить не в живот ногами, не по голове, а нужно бить по спине и пониже спины. И то, раз ударь, два ударь, а потом и приласкай. Т. е. жизнь неподвижной оставаться не может, как бы ни хотела этого Кабанова, как бы ни жаждала этого Феклуша. Неподвижная жизнь не может оставаться такой же по той простой причине, что всякая неподвижная система начинает либо разрушаться и погибать, либо находит в себе силы для изменения. И вот именно эта жажда новизны, жажда большей гуманности, человечности отношений, истинности, правды, свободы тайно зреет в жителях города Калинова. Ярчайшим подтверждением этого является судьба Катерины,

Иллюстрация к драме Островского «Гроза»

Рис. 6. Иллюстрация к драме Островского «Гроза» (Источник)

которая не может подчиняться законам, обозначенным Кабановым, потому что если она давала в церкви обет любить мужа, то муж должен быть достойным любви и уважения. Если же уважать его она не может, то она не может и любить его, а стало быть, её порыв к свободе неизбежен.

5. Вывод

Вот так и выглядит «тёмное царство» города Калинова. Традиционное общество – общество, основанное на патриархальных ценностях. Нельзя говорить о том, что патриархальное общество – это безусловное зло. Жить по традиции, в соответствии с заветами предков для многих – единственно возможный способ существования. Традиции – это костыль для слабого и клетка для сильного. Поэтому рано или поздно в обществе созревают силы, которые заставляют это общество измениться и привносят что-то новое. Если же это не происходит, то общество подвергается гниению и распаду, и общество, которое стремилось быть традиционным, обречено на гибель.

**********************************************************************************

Анализ героев пьесы «Бесприданница»

Рис. 1. Титульный лист одного из изданий драмы «Бесприданница» (1948) (Источник)

«Бесприданницу» Островский написал в 1878 году. 10 ноября она была поставлена в Москве, а через две недели, 22 ноября 1878 года, – в Александринском театре Санкт-Петербурга. В январском номере «Отечественных записок» появилась эта пьеса уже напечатанной. Это драма в четырех действиях, действия происходят в наше время. Место действия – город Бряхимов. Это такой же вымышленный, обобщенный город, как Калинов в «Грозе».

Рис. 2. Иллюстрация к драме «Гроза» (Источник)

Бряхимов также является местом действия в пьесах «Красавец мужчина» и «Таланты и поклонники», обе они написаны позже «Бесприданницы». Как и в «Грозе», декорации – это Приволжский бульвар, но пространство, в отличие от пьесы 1859 года, разделено на уровни, оно организовано вертикально. Кофейня и есть Волга. В спектакле театра-студии Петра Фоменко эти уровни подчеркнуты и часть действий происходит в подмостках на вершине лестницы. Любопытно посмотреть на имена персонажей. У Островского имена персонажей часто говорящие. Часто, но не всегда. Иногда Островский одинаково называет персонажей совершенно противоположных. В «Бесприданнице» фамилии действительно говорят. Вот, например, фамилия Кнуров. Кнур – это боров, кабан. Кнуров – это персонаж нового типа. Это хозяин жизни, богатый купец, но это не Дикой, не Большов, не Торцов. Здесь нет ни сапог, ни поддевки, ни картуза, ни бороды. У него из кармана торчит французская газета, которую он читает довольно много времени. А когда он на сцене – как будто заслоняется этой газетой от недостойных его собеседников. Следующий персонаж – Вожеватов. Само слово вожеватый означает обходительный, приветливый. Фигура достаточно нетрадиционная. Во-первых, молодой, об этом будет сказано с самого начала пьесы, а во-вторых, он с детских лет знаком с Ларисой и симпатизирует ей, хотя и не влюблен. В-третьих, он чувствует в себе еще азарт покупки, приобретения. Это другой тип купца, предпринимателя, «денежного мешка». В пьесе есть такой персонаж, как Паратов. Фамилия Паратов образована от прилагательного паратый, это охотничий термин. Словопаратый означает сильный, быстрый, хитрый. Действительно, Паратов – персонаж необычайно любопытный. Он всегда эффектен, вплоть до театральности, он способен выбить монету из рук Ларисы, он любит быструю езду, хотя если бы капитан парохода послушался его, то, возможно, котлы действительно разорвались бы. Важно, что он уже в первом разговоре с Вожеватовым говорит, что у него «… ничего нет заветного, найду выгоду, так все продам, что угодно…».

Это выражение задает тональность характера Паратова, который, очень эффектно обольстив Ларису, говорит ей, что у него обручальное кольцо, он помолвлен, он чувствует, что он свою свободу уже продал. Это персонаж очень важный.

Имя матери Ларисы – Харита. Оно по-цыгански означает прелестница. Цыганская тема в этой пьесе необычайно важна. Чрезвычайно многое в настроении этой пьесы рождается от цыганского хора, от цыганских песен, и не только цыганских. Здесь все время звучит музыка. Здесь и «Матушка-голубушка», и «Не искушай меня». Поет Лариса. Музыкальная составляющая пьес, а, соответственно, и спектакля, фильма, если говорить об экранизации Эльдаром Рязановым этой пьесы под названием «Жестокий романс», тоже чрезвычайно важна.

Имя Лариса означает приятная, сладкая. Имя персонажа здесь вступает в некий диалог с характером. Это не просто этикетка: если Лариса, то будет всегда приятная и сладкая. А она совсем не сладкая. Или Вожеватов должен быть всегда вежливым и обходительным, но вспомните его отношение с Робинзоном. Робинзон – это персонаж, который читателю Островского должен быть знаком. Это актер Счастливцев, который появляется в пьесе «Лес», написанной намного раньше, чем «Бесприданница».

Вставка «Пьеса «Лес»

Заглавие комедии «Лес» также многозначно, как и заглавие «Грозы».

С одной стороны, речь идет о продаже леса. Помещица Гурмыжская продает свой лес. Это отражение реального процесса, когда дворянские усадьбы приходят в упадок, имения продаются, мельчают и т. д. Бодаев, один из персонажей этой комедии, говорит: «Нужно любовнику ермолку с кисточкой – она лес продает, строевой, бережёный, первому плуту». Действительно, Восмибратов – первый плут. Но с другой стороны, лес – это и место действия. В лесу встречаются Петр и Аксюша, Счастливцев и Несчастливцев. Причем здесь снова пьеса становится в контекст творчества Островского: один из указателей ведет в усадьбу Гурмыжской Пеньки, а другой – в город Калинов (место действия «Грозы»). Неслучайно Карп говорит: «Живем здесь в лесу, молимся пенью, да и то с ленью». А потом Несчастливцев будет говорить Счастливцеву: «Как мы попали в этот лес?» Т. е. лес – это не только деревья, лес – это жизнь в усадьбе Гурмыжской, жизнь с чудовищными порядками.

Несчастливцев: И в самом деле, брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор? Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец.

Так вырастает смысл заглавия и становится символическим.

Очень любопытны имена персонажей. Как всегда, у Островского они значимые. Например, Миланов. Миланов был в «Недоросле» Фонвизина. Миланов – это чувствительный негодяй.

Миланов: Когда были счастливы люди? Под кущами. Как жаль, что мы удалились от первобытной простоты, что наши отеческие отношения и отеческие меры в применении к нашим меньшим братьям прекратились! Строгость в обращении и любовь в душе – как это гармонически изящно!

Т. е. он тоскует о том, что после реформ нельзя пороть крестьян, нельзя безнаказанно ими распоряжаться, как вещами.

Миланов: Не от дам разорены имения, а от того, что свободы много.

Бодаев: Какой свободы? Где это?

В основе пьесы – традиционная ситуация: молодые люди, которые любят друг друга, на пути которых есть препятствие. В конце эти препятствия должны быть преодолены. Так происходит в классической пьесе. В произведении Островского появляются деньги, с помощью которых решается всё.

Буланов: За деньги-то люди черту душу закладывают.

Комедия злободневна. Здесь есть четкие привязки к современности, например земство (местное самоуправление), которое страшно не нравится Бодаеву. Нам становится понятным, как существует театр в театре. Это является самым главным в пьесе «Лес».

Вначале Аксюша спрашивает у Гурмыжской, зачем нужна эта комедия с её замужеством за Буланова. Гурмыжская, как циничное и лицемерное существо, говорит, что если понадобится, то она заставит её играть эту комедию. Здесь вообще каждый разыгрывает свою роль. Например, Гурмыжская. Первое амплуа – она благодетельница.

Гурмыжская: Играешь роль, да и заиграешься.

Сколько я перенесла неприятностей за эту глупую комедию с родственниками!

Разве я для себя живу? Все, что я имею, все мои деньги принадлежат бедным.

Сироту обидеть грешно. Ты не забывай Бога-то!

Второе амплуа – она возлюбленная старуха, которая выходит замуж за гимназиста Буланова.

У Буланова тоже несколько амплуа: он – простак, любовник и хозяин игры.

Счастливцев – комический персонаж. Это хорошо видно из разговоров с Несчастливцевым, который, играя роль благородного человека, становится таковым. Например, отдает последнюю тысячу Аксюше.

После упомянутой выше реплики о лесе есть продолжение:

Гурмыжская (пожимая плечами): Комедианты.

Несчастливцев: Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы. Мы коли любим, так уж любим; коли не любим, так ссоримся или деремся; коли помогаем, так уж последним трудовым грошом. А вы? Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы.

Вставка «Жанровая композиция «Леса»

«Лес» – комедия, и признаков комедии в этой пьесе очень много, хотя все вместе они не соответствуют типу комедии. Можно считать её сатирической, злободневной, в которой есть и отмена крепостного права, и земство, и разорение помещиков. Но здесь же есть и черты классицистической комедии: молодая пара, любовь, препятствия, которые устраняются к концу. Здесь также есть комедия интриги, например события, связанные с образом племянника Гурмыжской. Здесь есть и черты водевильного комизма, например обращения Счастливцева к Карпу, которого он называет то окунем, то налимом. Здесь есть бутафорские ордена и сломанный пистолет, которые тем не менее позволяют Несчастливцеву получить с Восьмибратова 1000 рублей, которую тот собирался украсть у Гурмыжской. В комедии 5 действий, что соответствует классической комедии.

О пространстве мы уже говорили: всюду лес. Здесь есть фольклорный сюжет: несчастный сирота, добрый избавитель, счастливая развязка. Здесь есть предчувствия, например интересные переходы тысячи рублей. Вначале эту тысячу Восьмибратов недодает Гурмыжской, потом её получает Несчастливцев и возвращает Гурмыжской. Но Гурмыжская сама должна ему тысячу рублей, и Несчастливцев с помощью пистолета получает свою тысячу. Но деньги нужны Аксюше, поэтому тысяча рублей достается ей. Таким образом, происходит круговорот денег.

Важны также цитаты, например из Шиллера. В пьесе также явно выражен мотив дороги и скитаний. Очень сильным является финал пьесы:

Несчастливцев: О, люди, люди! (Идет в угол, надевает котомку.) Ну, Аркадий, мы с тобой попировали, пошумели, братец; теперь опять за работу! (Выходит на середину сцены, подзывает Карпа и говорит ему с расстановкой и внушительно.) Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти ее, братец, в город; скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ! (Подает руку Счастливцеву и медленно удаляется.)

Здесь он в несколько ином амплуа. Он шут, но не просто шут, а шут осознающий, продающий свое достоинство. Очень важен здесь диалог Робинзона с Паратовым. Паратов издевательски спрашивает у Робинзона, скоро ли тот в Париж едет. На словах «поехать в Париж» строится небольшая игра. Робинзон думает, что его повезут в столицу Франции, а «Париж» – это трактир в окрестности города, куда обещает свозить его Вожеватов.

Робинзон: С кем это? С тобой куда хочешь, а уж с купцом я не поеду. Нет, с купцами, кончено.

Паратов: Что так?

Робинзон: Невежи!

Паратов: Будто? Давно ли ты догадался?

Робинзон: Всегда знал. Я всегда за дворян.

Современники чувствуют то, что не чувствуем мы. Мы можем сейчас сколько угодно давать социологический комментарий, мол, вот дворяне разоряющиеся, мельчащие, рождающиеся, а вот купцы… Это всего лишь социологический комментарий. Для современников это была жизнь, это было то, чем они жили. Это важно понимать.

Паратов: Это делает тебе честь, Робинзон. Но ты не по времени горд. Применяйся к обстоятельствам, бедный друг мой! Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии, теперь искусство на вес золота ценится, в полном смысле наступает золотой век…

Не золотой век искусства, не искусство выше всего, а сколько ты заслужишь золота, столько ты стоишь. О духе коммерции в современном искусстве впервые заговорили не в XXI веке.

Паратов: Но, уж не взыщи, подчас и ваксой напоят, и в бочке с горы, для собственного удовольствия, прокатят – на какого Медичиса нападешь.

Медичи – это покровитель искусств эпохи Возрождения. А здесь Паратов говорит: «какой покровитель достанется». Могут и ваксой напоить, и в бочке с горы прокатить. За деньги все сделают.

Вставка «Островский после «Грозы»

В 1860 году Островский получает Уваровскую премию за пьесу «Гроза» (1859). В конце 1860 году после 11-летнего запрета разрешена к постановке пьеса «Свои люди – сочтемся» (1849), но с измененным финалом. Островский обращается к историческим темам и пишет такие пьесы, как «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Козьма Захарьич и Минин-Сухорук», «Тушино». Эти пьесы он пишет в шестилетие от 1861 до 1866 года, период, в котором историческая тематика была характерна для русской литературы. Островский много переводит: «Укрощение строптивой» (У. Шекспир), «Семья преступника» (П. Джакометти), «Кофейня» (К. Гольдони), «Мандрагора» (Н. Макиавелли). В 1861 году Островский дописывает пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь».

Рис. 4. Иллюстрация к фильму «Женитьба Бальзаминова» (Источник)

Это третья пьеса из трилогии о Мише Бальзаминове – незадачливом и недалеком, бедном и глуповатом персонаже, который мечтает жениться на богатой невесте (рис. 4). И вот на протяжении первых двух пьес у него ничего не получается, а на третий раз он находит вдову Белотелову, и сваха устраивает их брак. Эта третья пьеса напечатана в журнале братьев Достоевских «Время», и Достоевский (рис. 5) пишет Островскому письмо:

Рис. 5. Ф.М. Достоевский (Источник)

«Уголок Москвы, на который вы взглянули, передан так типично, что будто сам сидел и разговаривал с Белотеловой. Вообще, эта Белотелова, девицы, сваха, маменька, сваха и, наконец, сам герой – это до того живо и действительно, до того целая картина, что теперь, кажется, у меня она ввек не потускнеет в уме. Но из всех ваших свах – Красавина должна занять первое место. Я её видал тысячу раз, я с ней был знаком, она ходила к нам в дом, когда я жил в Москве, лет десяти от роду; я её помню». Действительно, Островский в этой трилогии о Бальзаминове изображает совершенно особый замоскворецкий мир со своим неторопливым укладом, нелепой претенциозной ученостью и фантастическими суждениями. В пьесе «Праздничный сон до обеда» (1857) сваха появляется в доме купеческой вдовы, у которой дочка на выданье:

Красавина: Да говорят, белый арап на нас подымается, двести миллионтов войска ведет.

Ничкина: Откуда же он, белый арап?

Красавина: Из Белой Арапии.

В 1868 году Островский пишет комедию «На всякого мудреца довольно простоты». В этой комедии все мудрецы: и ретрограды, и консерваторы, и либералы. А сюжет этой комедии состоит вот в чем: некий молодой человек, умный, циничный, собирается продвинуться в своей карьере и решает, что для этого все средства хороши. Он ухаживает за женой одного очень глупого, но высокопоставленного чиновника, который очень любит учить других. И Глумов покорно выслушивает все его поучения, а его жене, довольно немолодой, но с большими претензиями, намекает на свое увлечение ею. Он устраивает дело так, что довольно вздорная вдова Турусина именно за него пытается отдать свою единственную и с большим приданым дочь. Он поступает в секретари к отставному чиновнику Крутицкому, у которого много идей, в частности о вреде реформ. И чтобы как-то вознаградить себя за этот цинизм, Глумов ведет дневник, где дает беспощадные характеристики всем. Но однажды он забывает этот дневник, и дневник попадает к Мамаевой, которая обнародует его. Вначале все шокированы тем, что пишет Глумов о них в дневнике. И вот, что говорит Глумов в финале пьесы:

Глумов: Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки – я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты. Но знайте, господа, что, пока я был между вами, в вашем обществе, я только тогда и был честен, когда писал этот дневник. И всякий честный человек иначе к вам относиться не может. Вы подняли во мне всю желчь. Чем вы обиделись в моем дневнике? Что вы нашли в нем нового для себя? Вы сами то же постоянно говорите друг про друга, только не в глаза. Если б я сам прочел вам, каждому отдельно, то, что про других писано, вы бы мне аплодировали. Если кто имеет право обижаться, сердиться, выходить из себя, беситься, так это я. Не знаю кто, но кто-нибудь из вас, честных людей, украл мой дневник. Вы у меня разбили все: отняли деньги, отняли репутацию. Вы гоните меня и думаете, что это все – тем дело и кончится. Вы думаете, что я вам прощу. Нет, господа, горько вам достанется. Прощайте! (Уходит.)

Молчание.

Крутицкий: А ведь он все-таки, господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю, через несколько времени можно его опять приласкать.

Городулин: Непременно.

Мамаев: Я согласен.

Мамаева: Уж это я возьму на себя.

Так заканчивается пьеса.

В 1870 году Островский пишет комедию «Лес», а в 1873 – «Снегурочку» (рис. 6).

Рис. 6. Издание сказки «Снегурочка» (Источник)

У Островского складывается такой ритм: с мая по сентябрь он живет в имении Щелыково и обдумывает пьесу, осенью печатает, зимой ставит. Но так было не всегда. Пресса к Островскому была настроена не участливо, все время выискивая огрехи в творчестве писателя. В 1875 году Островский ставит дворянскую комедию «Волки и овцы» (рис. 7),

Рис. 7. Титульный лист одного из изданий пьесы «Волки и овцы» (Источник)

в 1880 году печатает пьесу «Сердце не камень», в том же 1880 году участвует в Пушкинском празднике, на котором выступали и Тургенев, и Достоевский. В 1882 году он печатает пьесу «Таланты и поклонники», в 1884 – «Без вины виноватые», а в 1886 году становится заведующим репертуарной частью московских театров, а 2 июня 1886 года умирает в своем Костромском имении, где его и хоронят.

У Островского появляются характеры очень сложные, очень неоднозначные. При всем том, что и Кабаниха, и Варвара, и Катерина – необычайно сложные персонажи, но главное в них все же не внутренняя противоречивость, не сложность психологических мотивов, а сила, с которой выражена та или иная черта. В «Бесприданнице» все сложнее. Карандышев (карандаш, коротышка, недоросток) не только жалок, не только смешон, он не только ничтожество. Мы увидим, как осложняется этот характер.

Не случайно Кнуров, уже после истории с пикником за Волгой, когда Лариса уже опозорена и несчастна, хладнокровно и цинично говорит: «Я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления… Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат…».

То, что Кнуров готов купить Ларису, понятно с самого начала. Но то, что Кнуров готов разыграть с Вожеватовым Ларису в «орлянку», т. е. в «орла и решку», это мы видим на сцене. А вот насколько он искренен, когда говорит, что не задумался бы предложить Ларисе руку, но он женат? Это новый, неочевидный мотив, оттенок в характере этого героя.

В первом действии пьесы Островского, как всегда, экспозиция. Второстепенные персонажи представляют главных, их предыстории. Пушечный выстрел. Это завязка. Уже Лариса сказала Карандышеву: «Если б явился Сергей Сергеевич, все было бы иначе». Лариса хочет покончить с цыганским табором, с унизительной долей бесприданницы, с тем, что мать ее продается кому угодно. Она с отчаянья готова выйти за Карандышева, но предупреждает его, что никаких заслуг пока она в нем не видит.

Лариса. Не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их!

Анализ сюжета пьесы «Бесприданница»

А для Карандышева важно, что он здесь победил всех, что неприступная Лариса согласилась выйти за него. Для него это амбиция, черта героя Достоевского, необычайно важна, поэтому он и не хочет уезжать. Драма произойдет на наших глазах. Забери он Ларису, как она просила, увези ее куда-то в захолустье, куда он собирается поехать к чиновникам, и драмы бы не было. Вот чем отличается драма от трагедии. Трагедия неизбежно произойдет, трагедия – это воля судьбы, рока. Драма – результат человеческих решений. Поэтому «Бесприданница» – психологическая драма, а «Гроза» – трагедия.

Еще одно предчувствие, предсказание есть в первом действии. Именно предчувствие, но не пророчество. Лариса видит решетку, у нее кружится голова, она боится отсюда упасть, сорваться. Это, по сути, сюжет «Грозы», но Лариса этого шага не сделала.

Второе действие начинается с диалога Кнурова и довольно лукавой, жадной матери Ларисы. Здесь появляется Паратов у Ларисы, здесь некоторое столкновение Паратова и Карандышева, приглашение на обед. Понятно, что для Кнурова, Вожеватого, Паратова приглашение на обед Карандышева звучит как оскорбление, но все трое принимают его. Кнуров – потому что просит Харита. Он уверен, что так или иначе, в замужестве или нет, Лариса очень скоро разочаруется в своем Карандышеве и ей, как дорогому бриллианту, нужна будет дорогая оправа, вот тут он и понадобится. Вожеватов принял приглашение на ужин, потому что он, как Паратов, собирается подшутить над Карандышевым и его высмеять. Для этого им понадобился Робинзон. Тут еще, вдобавок к унижениям грядущим карандышевским, Островский выводит на сцену его тетку, которая будет рассуждать о том, что слишком дорогое вино куплено, слишком дорогие закуски, все можно было сделать дешевле, все чрезвычайно разорительно.

Третье действие. Обед. Карандышев предлагает тост за Ларису, которая умеет ценить и выбирать людей. Все идет по плану Вожеватого и Паратова. Карандышева подпаивают, и когда он выходит на сцену, входит в комнату, выясняется, что уехали не только Кнуров, Вожеватов, Паратов, а уехала и Лариса. И вот здесь происходит очень важный разговор.

Карандышев: Да, это смешно… Я смешной человек… Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны? Я смешон – ну, смейся надо мной, смейся в глаза! Приходите ко мне обедать, пейте мое вино и ругайтесь, смейтесь надо мной – я того стою. Но разломать грудь у смешного человека, вырвать сердце, бросить под ноги и растоптать его! Ох, ох! Как мне жить! Как мне жить!

Это монолог героя Достоевского. Смешной человек, который оказывается глубоко раненым, уязвленным. Он совсем неоднозначный. А героиня говорит матери: «Или я буду счастлива, или ищи меня в Волге». Счастлива она не будет, но и в Волгу она не бросится.

Четвертое действие. Этому действию можно было бы дать название «Вещь». Сначала друг другу передают Робинзона. Потом Кнуров и Вожеватов в «орлянку» разыгрывают Ларису. Появляется Карандышев с пистолетом. Смешная фигура. До этого сказано, что он ковер дешевый купил, повесил туда сабли старые, турецкий кинжал, который не вынимается из ножен, пистолеты, ружье, которое не стреляет. Последний его разговор с Ларисой так же не прост, как и характер Карандышева. Сначала Карандышев стыдит Ларису, возмущается ее поведением, потом заявляет свои права на нее: «я ваш хозяин», а потом говорит (это к вопросу о том есть или нет любовь у Карандышева к Ларисе): «Лариса Дмитриевна! Остановитесь! Я вас прощаю, я все прощаю». На что Лариса с горькой улыбкой говорит: «Так я себе не прощаю, что вздумала связать судьбу свою с таким ничтожеством, как вы». Лариса почти цинически говорит: «Да, я вещь, но если быть вещью, то дорогой. Зовите Кнурова».

Карандышев (вставая): О, не раскайтесь! Вы должны быть моей.

Лариса: Чьей ни быть, но не вашей.

Карандышев: Не моей?

Лариса: Никогда.

Карандышев: Так не доставайся ж ты никому! (Стреляет в нее из пистолета).

Лариса (хватаясь за грудь): Ах! Благодарю вас!

Карандышев: Что я, что я …ах, безумный! (Роняет пистолет).

Лариса (нежно). Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали! Пистолет сюда, сюда, на стол! Это я сама… сама. Ах, какое благодеяние… (Поднимает пистолет и кладет на стол).

Их кофейной выходят Паратов, Кнуров, Вожеватов, Робинзон, Гаврило и Иван.

Все: Что такое? Что такое?

Лариса: Это я сама… никто не виноват, никто… Это я сама.

За сценой цыгане запевают песню.

Паратов: Велите замолчать! Велите замолчать!

Лариса (постепенно слабеющим голосом): Нет, незачем… Пусть веселятся, кому весело… Я не хочу мешать никому! Живите, живите все! Вам надо жить, а мне надо… умереть… Я ни на кого не жалуюсь, ни на кого не обижаюсь… вы все хорошие люди… я вас всех… всех люблю. (Посылает поцелуй).

Громкий хор цыган.

В этой пьесе важно все: мотив игры, игры сценической, Робинзон, обед у Карандышева, где все разыгрывают гостей, заинтересованных в хозяине, игры в «орлянку», стрельба Паратова. Здесь важны предметные детали: и решетка, и гитара, и пистолет. Время действия – менее суток, как в классической пьесе, Островскому больше и не нужно. Деньги, расчет, самоубийство, Волга, музыка – все это входит в пьесу и реализуется только в спектакле. В пьесе нарастает драматизм от начала к концу. Эта пьеса при жизни Островского не имела успеха, и Савина, для которой Островский писал эту роль, после девятого спектакля отказалась от нее. Созонов перестал играть Карандышева. Эту пьесу ждали только в 1896 году, когда на большой сцене Ларису играла Вера Комиссаржевская.

Вывод

Закончим урок вопросом, ответ на который вы можете найти, посмотрев иллюстрации и записи фильмов, спектаклей прошлых лет. Как играть Ларису? Играть ее как исключительную героиню, поднятую над всеми (так играла Комиссаржевская), или играть ее как одну из (героиню заблуждающуюся, подверженную таким же искушениям, каких не миновали другие герои пьесы). Вопросы остаются, а следовательно, остаются и разные возможности для разного прочтения пьесы, разных постановок спектаклей, для разных пониманий.

 

Источники

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/10-klass/a-n-ostrovskiy/drama-bespridannitsa-osobennosti-problematiki?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=OLolThUJHQk

http://900igr.net/zip/literatura/A.N.Ostrovskij.html

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/10-klass/a-n-ostrovskiy/temnoe-tsarstvo-mir-goroda-kalinova?seconds=0

http://www.youtube.com/watch?v=iQSn0SORBqg

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.