6 класс. Литература. Из литературы 20 века. В.Г.Распутин «Уроки французского».

6 класс. Литература. Из литературы 20 века. В.Г.Распутин «Уроки французского».

Комментарии преподавателя

В.Г.Распутин. «Уроки французского»

 

«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня»

(В.Г.Распутин)

 

Мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы, познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.  

Словарь                                                                                                      

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Введение

Как можно объяснить название рассказа?

Название имеет широкий смысл. Лидия Михайловна вела уроки французского языка в школе. Она приглашала юного ге­роя к себе домой на дополнительные заня­тия французским языком, много разгова­ривала и пыталась угостить ужином. Уро­ки давали свои плоды, так как он был способным мальчиком. Они не только по­могли преодолеть отставание в учебе, но и развивали интерес к языку, заставляли самостоятельно заглядывать в словарь, в дальние учебные тексты. Фактически ав­тор под названием уроки французского подразумевает уроки доброты, гуманнос­ти, цель которых — как-то помочь мальчи­ку, отогреть его душевно.

Кратко   о событиях этого рассказа и важнейших элементах его сюжета.

В рассказе описываются автобиогра­фические события 1948 года. Герой рассказа, пятиклассник, после окончания в деревне начальной школы был отправлен в райцентр для продолже­ния учебы. Жил на квартире. В деревне царил голод, и мать помогала ему про­дуктами очень скудно, да и то часть их воровали то ли хозяйка, то ли ее голод­ные дети. Будучи способным ребенком, он учился хорошо, но не ладилось с французским языком из-за произношения. Эти предва­рительные сведения о жизни и учебе под­ростка составляют экспозицию рассказа. Мальчик любил игры, которые разви­вали ловкость, точные движения.

В рай­центре ребята играли на деньги, что преследовалось взрослыми. Рассказчик приобщается к компании старших под­ростков, в совершенстве овладевает их иг­рой и начинает зарабатывать себе на еду. Здесь складывается завязка сюжета. Его успехи вызывают озлобление товарищей, и он дважды подвергается побоям. О его игре на деньги узнает классный руководи­тель и учительница французского языка Лидия Михайловна, которая проводит с ним беседу и узнает причины его участия в азартной игре. Она пытается как-то по­мочь мальчику, осторожно, не ущемляя его достоинства. Понимая его способности к учебе, она приглашает его домой для до­полнительных занятий языком. Жалея мальчика, она пытается усадить его за стол поужинать, однако стеснительный и в то же время обостренно гордый мальчик отказывается от угощений, заявляя, что сыт.

http://i809.photobucket.com/albums/zz11/bukvoed/14639/14714/img011.jpg

Дополнительные уроки не только по­могают ликвидировать пробелы в знаниях и произношении, но и развивают вкус к языку, желание самостоятельно зани­маться, почитать дальние тексты в учеб­нике, заглянуть в словарик. Отчаявшись помочь мальчику, в том числе и неудачно отправленной посылкой с макаронами и гематогеном, которые не­возможно купить в деревне, Лидия Ми­хайловна решается на крайний шаг. Она заинтересовывает его игрой на деньги, ко­торая при всей ее «непедагогичности» ста­новится орудием доброты. Мальчик чест­но выигрывает свои копейки и рубли, чтобы купить необходимое ему от мало­кровия молоко. Игра также сближает под­ростка и его учительницу.

http://md-gazeta.ru/upload/iblock/a95/a95a5001a0d4eeab2c6953c5a6fd2ef6.jpg

Эпизоды игры — кульминационные мо­менты рассказа. Развязка наступает нео­жиданно. Живущий в другой половине дома директор школы Василий Андре­евич, педагог и школьный администра­тор, пораженный шумом в квартире Ли­дии Михайловны, застает ее за игрой с мальчиком. «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок, — задыхаясь, произнес он. — Это преступление. Растление. Сов­ращение. И еще, еще… Я двадцать лет ра­ботаю в школе, видывал всякое, но та­кое… — И воздел руки над головой». Ли­дия Михайловна уехала в свой родной Краснодарский край. Больше герой ее ни­когда не видел. Среди зимы он получил посылку с укладками макарон и тремя красными яблоками, которые раньше видел только на картинках.


Теория литературы                                                       

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

  • Что такое автобиография?

Словарь

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.  

Биография В.Г.Распутина 

http://mini55.ru/assets/images/Ilya/zhivopis/otechestvennaya/glazunov/portret%20rasputina.jpg                           В.Г.Распутин                     

 

Детские годы.

В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

 Творчество В.Г.Распутина.

 И он учился. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. Последние годы жизни В. Распутин живёт в Иркутске и продолжает писать. Умер писатель в 2015 году.

Словарь

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.                                                                                                   

а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.

 

  • Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.

Словарь

Прототип - первоначальный образец,  человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.                                        

  •  Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.                                                

 

ИСТОЧНИК

http://www.youtube.com/watch?v=38NW42F0Cyk

http://www.youtube.com/watch?v=SHyliJYswws

http://fs01.metod-kopilka.ru/uploads/files/4/publ.rar

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0_%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_-_%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE

http://vsesochineniya.ru/v-g-rasputin-uroki-francuzskogo-kratkij-pereskaz.html

http://cs1-49v4.vk-cdn.net/p23/7ed26c2f437410.mp3?extra=vYrVUfa98WELjxXJKZv6F9oF_l3GDMeo9zlqkPMlPeziZydt3LbTSbaxdhUqXQUA1iERKllTvN3Rf0ZOkLB_M30ZQufMp3nrZ3MmseeIIwF7LZOJHReUyLAhtFym__vyrMFqo7omdfI

http://v.900igr.net/zip/a9afb152f291cccc75da78b788162258.zip

Файлы