6 класс. Литература. Из литературы 20 века. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Смысл названия. Пейзаж.

6 класс. Литература. Из литературы 20 века. М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Смысл названия. Пейзаж.

Комментарии преподавателя

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Особенности жанра. Смысл названия. Пейзаж. 

Цели:

познакомить с фактами жизни и творчества М.М.Пришвина; проанализировать  прочитанный отрывок из повести «Кладовая солнца».

Задачи :

обратить внимание на портретные характеристики героев, показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев; раскрыть особенности жанра сказки-были.

Введение

Повесть «Кладовая солнца».

  Особенность сказки-были в том ,что она написана от первого лица. Образ рассказчика представляет значительный интерес ,так как придает определенную жизнеутверждающую тональность всему  произведению. С большой теплотой и лаской, с оттенком мягкого юмора характеризует рассказчик внешность детей, их дружную жизнь, нелегкий труд. 

Повесть Пришвина «Кладовая солнца» – произведение, написанное не только для детей, но и для взрослых. Замечательный знаток родного края, натуралист и учёный, всем сердцем влюбленный в родину, в её удивительную природу и богатства её недр, писатель делился в своих произведениях глубокими знаниями о животном и растительном мире России, учил бережному, рачительному отношению к полезным ископаемым, прививал читателям чувства хозяина и защитника отчих земель.

«Кладовая солнца»

краткое содержание кладовая солнца

Краткое содержание «Кладовая солнца» обращает нас к событиям Великой Отечественной войны. Недалеко от городка Переславль-Залесский, в небольшом селе остались бедовать-горевать двое детишек: Настенька по прозвищу Золотая курочка и её брат Митраша – Мужичок в мешочке. Насте было лет 12, Митраше – 10. Мать их умерла после тяжёлой болезни, отец пропал на дорогах войны.

Краткое содержание «Кладовая солнца» не позволяет подробно рассказать о житии-бытии детишек. Важно отметить только, что они, несмотря на возраст, не пропали, а смогли устоять и выдержать удары судьбы. После родителей им осталась крепкая изба-пятистенка, хозяйство – поросёнок, корова, немного птицы. За всем нужен глаз да глаз, но Настя была девочкой хозяйственной, мастерицей на все руки: и еду приготовит вкусненько, и скотинку обиходит, накормит, приберёт. А Митраша ей во всём помогал. Сам крепенький, лобастенький, коренастый, он не зря назывался мужичком. Крестьянская сметка, осмотрительность оказались присущи парнишке с детства. От отца научился он бондарничать – делал деревянные вёдра, бочонки да кадушки людям. Так и жили братик с сестричкой до того момента, пока удивительные силы природы не вторглись в их быт.

краткое содержание пришвин кладовая солнца

Далее краткое содержание «Кладовая солнца» таково. Деревня, где жили наши герои, находилась недалеко от леса. Лесник Антипыч был хорошим другом их отца, да и ребят привечал добрым словом, занимательным рассказом. Он всё обещал открыть им какую-то свою, особую правду. Да так и не успел, умер. Но вроде как успел шепнуть эту правду Травке, своей любимице, собаке, которая была с ним много лет. После смерти Антипыча Травка не прибилась к людям, осталась в лесу – тосковать по хозяину, загонять по привычке для него дичь, сторожить избушку его да лесные угодья – от лихих людей-браконьеров и порубщиков. И часто выла она по ночам от беспросветного одиночества, словно соревнуясь со своим давним недругом – волком Серым Помещиком. А ещё краткое содержание «Кладовая солнца» нам даёт возможность узнать историю двух деревьев – сосны и ели. Когда ветер занёс на полянку близ Блудова болота два семечка да и бросил их в землю. Хоть и была здесь почва не особенно плодородная, семена принялись, дали ростки, и вот выросли из них ель да сосна. Оба дерева переплелись корнями в борьбе за питательные соки земли, а ветвями - в борьбе за солнечный свет, свободу и жизнь. Они искривлены, покорёжены, ранят друг друга ветками и сучьями. Но каждое хочет жить. Эта великая битва символизирует жизненную силу самой природы, которую невозможно уничтожить.

пришвин кладовая солнца краткое содержание

Вспомним далее краткое содержание. Пришвин («Кладовая солнца») повествует нам о Палестинке – чудесной поляне, где видимо-невидимо самой полезной и целебной ягоды – клюквы. Растёт она в болотистых местах, небольшими островками, и чтобы добыть её, немало трудов нужно. А Палестинка вся красным-красна, за один раз можно набрать ягодок столько, сколько в обычных местах за месяц не соберёшь. И вся она крупная, крепкая, сладкая-сладкая! Именно так рассказывал про волшебную поляну Насте и Митраше отец. И даже сказал, где искать её, по каким тропам – на севере, куда укажет стрелка компаса. Горячее желание найти Палестинку послужило началом всех приключений, что произошли с ребятишками, когда те пошли в лес за клюквой. Мудр писатель Пришвин: «Кладовая солнца», краткое содержание которой вы сейчас прочитали, – это рассказ о великой дружбе и взаимовыручке, о преданности человека и собаки друг другу, о настоящей любви между братом и сестрой, о тех человеческих ценностях, без которых люди давно бы одичали и перестали быть людьми. Повесть заканчивается счастливо. Настя нашла Палестинку, а все собранные ягоды отдала в госпиталь, раненым. Травка спасла Митрашу из трясины и обрела в его лице нового любимого хозяина – молодого Антипыча. Поссорившись в лесу, братик с сестричкой помирились и вновь стали теми милыми и добрыми ребятишками, которых так любили и уважали соседи. А Природа приподняла перед людьми завесу над своими тайнами и дала понять, что готова поделиться с ними своими сокровищами, будь то лечебная клюква или залежи торфа в Блудовом болоте.

 Краткая биография М.М. Пришвина

http://fb.ru/misc/i/gallery/26550/729705.jpg

Михаил Михайлович Пришвин родился в 1873г. Неподалеку от Ельца, в дворянском имении Хрущево, принадлежавшем отцу, происходившему из елецких купцов. Он рос среди крестьянских детей, учился в елецкой гимназии и был исключен оттуда за крупную ссору с учителем. Потом Пришвин учился в реальном училище в Тюмени, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899 г. Пришвин едет в Германию, в Лейпциг ,откуда возвращается четыре года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности в лаборатории академика Д.Н.Прянишникова. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет его резко изменить свою судьбу.

С 1905 г. Пришвин становится писателем-путешественником, этнографом. Он много ездит по стране, выпускает книги, сотрудничает в газетах.

В детской литературе Пришвин остался как автор нескольких сборников рассказов («Лисичкин хлеб», «Зверь-бурундук», «Дедушкин валенок» и др.),сказки-были «Кладовая солнца» и замечательного переложения автобиографической повести канадского индейца «Серая сова».

Его первые книги родились еще до революции 1917 г., а путешествия его продолжались в течение всей жизни: начиная с Севера, он прошел через азиатские степи на Дальний Восток, и каждое его путешествие завершалось новой книгой.

Михаила  Пришвина можно назвать  истинным певцом природы. В  глубине пришвинского восприятия природы лежит переживание ее как поэтической сказки. Он писал: «Чувство природы есть чувство жизни личной, отражаемой  в природе: природа-это я. Труднее всего говорить о себе, оттого так и трудно говорить о природе».

Сказка-быль «Кладовая солнца» была написана в 1945 г., после окончания Великой Отечественной войны. События ,изложенные в сказке ,имеют реальную основу .В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши ,которые осиротели после смерти родителей. Хотя в основу произведения положены приключения детей, случившиеся с ними в течение одного дня в лесу, а не военные события ,все же именно воспоминания писателя  о суровой и мужественной жизни советских людей  во врем войны ,о близком его сердцу Переславском крае послужили материалом для книги.

Особенности композиции произведения.

А) Большую роль в произведении играют внесюжетные герои – родители детей и старый лесник Антипыч: с помощью этих образов писатель выражает мысль о той правде «вековечной суровой борьбы людей за любовь», которая, по мнению Пришвина, является главным законом жизни. Передающимся от поколения к поколению и основанным на разумном. «родственном» отношении человека к природе.

Отец Митраши воспитал в сыне не только необходимые житейские навыки, но. Главное. Развил в нём пытливость. Смелость, уверенность в человеческом разуме, умение зорко всматриваться в окружающую природу, понимать её. Влияние отца было так велико, что в разговорах Митраши как лейтмотив постоянно звучит фраза: «Отец говорил», которая во многом определяет поведение мальчика, объясняя истоки его уверенности, а порой и упрямства.

Старый охотник Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через свою собаку Травку. Он подшучивает над самоуверенностью некоторых людей, их желанием всё в жизни получить из чужих рук. Над неумением понимать природу. На примере своего отношения с травкой старик показывает. Каким может и должно быть взаимопонимание между человеком и животным («то-то. Ребята…вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает. А вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт. Ладно же. Приезжайте. А упустите меня, травке я всё перешепну»).

Б) Особенность сказки-были Пришвина в том, что она написана от лица рассказчика. Здесь рассказчик хотя и повествует от первого лица, но выступает не как главный герой, а как очевидец, которому близок и знаком мир, окружающий героев («Мы жили в этом селе…», «Мы с давних лет ездили к этому Антипычу на охоту…», «Блудово болото, где и мы сами не раз блуждали…»).

С каждым новым эпизодом читатели всё больше и больше узнают не только героев, но и самого рассказчика по тем репликам, оценкам, которыми он сопровождает свой рассказ. С большой теплотой и лаской говорит рассказчик о Насте и Митраше, об их внешности, дружной жизни, нелёгком труде. Он гордится детьми, сочувствует им, когда они проявляют слабость, радуется их победе над собой и всегда верит в то, что из Насти и Митраши вырастут настоящие люди.

Он прекрасно понимает «разговоры» птиц, свободно читает 2мысли» Травки и зайца. Для него шум ветра наполнен определённым содержанием. Окружающая природа заставляет рассказчика раздумывать о человеческих судьбах, волноваться вместе с героями, сопереживать их бедам и радостям.

В конце сказки-были рассказчик выступает как бы от лица тех людей. Которые ищут союза с природой, чтобы она открыла свои богатства: «Мы – разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах!»

Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.

Подведение итогов.

-Какую смысловую нагрузку несут старый лесник Антипыч и его собака Травка?(Старый охотник  Антипыч обещает передать понятый им смысл жизни через собаку Травку.)

Антипыч  подшучивает над  самоуверенностью, желанием все легко получить из жизни из чужих рук, над неумением понимать природу. На примере своего отношения с Травкой старик показывает, каким может и должно быть взаимопонимание между человеком  и животным .Даже после смерти лесника Антипыча Травка следует тем же  правилам, которые ей внушили.

Своеобразие сказки-были Пришвина-раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе .Пришвин писал : «Я ведь, друзья мои ,пишу о природе, сам же только о людях и думаю» .Поэтому значительное место в «Кладовой солнца» занимает природа ,так как в замысел писателя входило показать единство человека и природы, неразрывную связь всего существующего на земле.

Показывая  взаимосвязь между человеком и природой, Пришвин раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность, как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну ,и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу ,который создается природой: злой ветер рванул, деревья ,прокалывая друг друга ,зарычали ,завыли ,застонали.

Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика, не желая пропускать его в глубь своего царства, вороны каркают ,чуя близкую добычу.

http://900igr.net/datai/literatura/Kladovaja-solntsa/0012-012-Kladovaja-Solntsa.jpg

Автор все время напоминает ,что в природе идет постоянная борьба, в которой побеждает сила ,и человек должен уметь совладать с этой силой, 4подчинить себе могучую стихию.

ИСТОЧНИК

http://fb.ru/article/63035/v-pomosch-shkolnikam-m-i-prishvin-kratkoe-soderjanie-kladovaya-solntsa

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/02/razrabotka_uroka_0.docx

http://gigabaza.ru/doc/108645.html

http://www.youtube.com/watch?v=NXNeYb0w4ZY

http://www.youtube.com/watch?v=w5q-JbEBOpE

http://ppt4web.ru/uploads/ppt/242/b96bbf5c40440a01e7acf953f02d8037.ppt

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C._%D0%9C._%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%88%D0%B2%D0%B8%D0%BD._%C2%AB%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0%C2%BB

 

Файлы