Россия в 1800-1825 годах, 8 класс

Россия в 1800-1825 годах, 8 класс

Комментарии преподавателя

Экономика России очень зависела от состояния сухопутного и речного транспорта. в первой половине XIX века  основной поток  грузов внутри страны перевозился по рекам. Суда шли под парусом, на веслах, использовался труд батраков. зимой движение прекращалась. Чтобы перевести грузы в Петербург с Урала или с юга, одной навигации не хватало.

В 1815 году в Петербурге на машиностроительном заводе К. Берда был построен первый отечественный парохлд "Елизавета". Пробное путешествие от Петербурга до Кронштадта завершилось за 2 часа 45 минут. В 1817-1820 гг. пароходы появились на Волге и Каме.  Первые пароходы были несовершенны, а потому по-прежнему широко использовались парусные суда, баржи на конной тяге и труд бурлаков. Лишь в 1846 году "Пароходное общество на Волге", закупив пароходы за границей, смогло организовать прибыльное транспортное предприятие. В 1849 году возникло пароходное общество "Меркурий". К концу 50-х годов по Волге ходило 369 пароходов.

В местах пересечения торговых путей устраивались ярмарки. Самой большой и знаменитой была Нижегородская, а с 1816 года - Макарьевская.

В начале XIX ВЕКА  в России было 686 городов и посадов из них 41 в Сибири. В городах проживало 2,7 млн человек. Самым крупным был  Петербург (335 тыс. жителей) В Москве наситывалось 270 тыс. жителей. Третьим по величине городом был  Вильно ( Вильнюс) В нем проживало  56 тыс жителей.

Некоторые города  ( Петербург, Москва, Тула, Ярославль,  Коломна и др.) выделялись большим количествм промышленных заведений. В промышленности происходила конкуренция между крепостным трудом и вольнонаемным. Крепостной труд использовался  в помещичьих мануфактурах и на старых уральских заводах. Вольнонаемный труд применялся на мелких, но быстро развивающихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне.

Горнодобывающая и металлургическая  промышленность пазмещалась на Урале, Алтае, Забайкалье. Основными центрами  металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губернии, Тула. На некотрорых заводах началось применение паровых машин.  Россия  к концу  20-х гг. почти перестала ввозить ситец из-за рубежа.

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.