6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».

6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.В. Гоголь. История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».

Ночь перед Рождеством.

Комментарии преподавателя

Тема занятия: Реалистическое и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством». Сцены придворной жизни. 

Введение

Н. В. Гоголь стал широко известен читателям после выхода в свет книги "Вечера на хуторе близ Диканьки". «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии!» Как упоительны как роскошны, как необыкновенно притягательны повести неведомого в Санкт-Петербурге пасечника Рудого Панька.

Свободный, живой разговор, великолепно драматически построенные диалоги, богатство народных преданий – все это сделало книгу занимательной одухотворенной. Добрый юмор, оригинальные для российской словесности герои, смешение лирики, сказки и жутковатой мистики, колдовства. Это книга романтика, художника, поэта в прозе.
 

img1

Со страниц этих повестей повеяло дыханием подлинной народной жизни. Все они основаны на украинском народном творчестве, народных поверьях, сказках, песнях, а также личных воспоминаниях Н. В. Гоголя об Украине.

 

 1. Особенности повести.

- Повести Н. В. Гоголя читаются легко и интересно. Как вы думаете почему?

(много юмора, веселья, реальная жизнь сочетается с фантастическим вымыслом и т. д. )

- Давайте вспомним, от чьего имени ведётся рассказ? Что вы о нём можете сказать?

(Рудый Панько (рыжий) - весёлый, гостеприимный, любит собирать молодёжь, слушать их шутки-прибаутки, страшные рассказы)

Таким образом, Н. В. Гоголь в своих повестях сумел в шутливой форме рассказать об обычаях украинского народа, в то же время умело вписал настоящих исторических лиц. Поэтому и воспринимается фантастика за реальность.

За всем этим стоит литературный герой. Со своими проблемами, положительными и отрицательными чертами характера, в обыкновенной жизни.

2. Характеристика главных героев.

Вакула

умеет ценить прекрасное
сам трудолюбив и другим найдёт работу
умеет признать ошибку
готов на всё ради любви

Солоха

летает на метле
умела очаровывать
хорошая хозяйка
хитрая и сметливая
жадная

Оксана

красавица
избалованная
честная и гордая
хорошая хозяйка

Чёрт

хитрый
проказник
мстительный
строит любовные куры
боится креста

   
   

 

3. Каковы реалистические и фантастические элементы в повести? 

Реальность и фантастика причудливо переплетаются в представлениях народа о прошлом и настоящем, о добре и зле. Фантастика в «Вечерах…» этнографически достоверна. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что вся область непознанного населена нечистью, а сами «демонологические» персонажи показаны Гоголем в сниженном, бытовом обличье. Они тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей. Вмешиваясь в их быт, празднуя и играя вместе с ними. Народная фантастика переплетается с реальностью, проясняя отношения между людьми, разделяя добро и зло.

Давайте сравним два противоположных мира: небо и землю. Что происходит на земле, а что в небе?

 

В повести Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки

На земле

соединяются влюблённые
торжествует добро

В небе

летают на мётлах ведьмы и черти
крадут звёзды
задумывают интриги во вред людям

4. Придворная знать

Характерная особенность «Ночи перед Рождеством» состоит в том, что наряду с образами, взятыми из народной среды, здесь показаны столичные верхи, рядом с фантастикой нарисованы реальные исторические фигуры. Включение в повесть картин, изображающих Петербург, несомненно, содержит в себе определенное сопоставление их со сценами и образами народной жизни. Вакулу более всего поразило в Петербурге обилие «панства». «Господ, в крытых сукном шубах, он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мои, сколько тут панства!- подумал кузнец.- Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те, когда не городничие, то верно комиссары, а может еще и больше». В первоначальной редакции «Ночи перед Рождеством» впечатление Вакулы от Петербурга было выражено несколько острее: «и в друг увидел в крытых сукном тубах, что не знал, кому шапку снимать. «Боже ты мой! Сколько (чиновничества) панства тут»,- подумал кузнец».

Иронический тон Гоголь сохраняет и при описании придворной знати, подчеркивая то соединение надменности и раболепия, высокомерия и трусливого заискивания, которое характерно для знатных особ. «Минуту спустя, вошел в сопровождении немой свиты количественного росту довольно плотный человек в гетманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, па лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились и с низкими поклонами, казалось, ловили его слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его».

http://radmuseumart.ru/images/for-the-news/2014-05-08a-03.jpg

Потемкин нарисован в «Ночи перед Рождеством» властным и хитрым сановником, лукавым царедворцем. Заранее дав «наставления» запорожцам о том, как и что им говорить на приеме у царицы, он зорко следит за исполнением своего «режиссерского» плана. В повести содержится ясное указание на то, что приезд запорожцев в столицу связан с уничтожением Запорожской Сечи, прежних казацких вольностей. Это придает образу Потемкина, так же как и образу Екатерины II, отнюдь не «благостный» облик. Вместе с тем очевидно, что писатель не стремился нарисовать портрет Екатерины II в обличительном духе.

http://mp3fon.kz/img.php?aHR0cDovL3BpYy5ydXR1YmUucnUvdmlkZW8vOWMvNmYvOWM2ZjUwYjRhY2ZhOWEzN2IxNWQ2MzQ4MDUyZDU2NzQuanBn.jpg

Сопоставление картин народной жизни и картин сановного Петербурга в «Ночи перед Рождеством» широко не развернуто, и тем не менее оно весьма существенно как выражение общей направленности «Вечеров». Тут мы видим развитие тех идей, которые высказаны от имени Рудого Панька в его «предисловии» к «Вечерам», когда «издатель» повестей сравнивал народный быт с бытом и жизнью знати.

 

 

ИСТОЧНИК

http://pandia.ru/text/77/450/20182.php

 

 
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

http://www.youtube.com/watch?v=h2YICT8ZkNI

http://soch-russ.narod.ru/index-2351.htm

http://www.auradoma.ru/articles/a_1607/

http://download.myshared.ru/N0_yPasskmrsFHe_SR3iOA/1457122332/551824.ppt

Файлы