4 класс. Окружающий мир. Нервная система человека

4 класс. Окружающий мир. Нервная система человека

Комментарии преподавателя

 Кто управляет организмом человека?

Че­ло­век не пол­но­стью управ­ля­ет своим телом: нель­зя при­ка­зать серд­цу уско­рить би­е­ние, же­луд­ку – пе­ре­стать пе­ре­ва­ри­вать пищу, че­ло­век не за­ме­ча­ет, как мор­га­ет и дышит. Ор­га­низм че­ло­ве­ка – это слож­ный ме­ха­низм, со­сто­я­щий из мно­же­ства ча­стей; для пра­виль­ной и сла­жен­ной ра­бо­ты необ­хо­ди­ма со­гла­со­ван­ная ра­бо­та каж­дой части. Такую со­гла­со­ван­ность обес­пе­чи­ва­ет нерв­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка (рис. 1).

Нервная система человека

Рис. 1. Нерв­ная си­сте­ма че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

 Центральная и периферическая система

Нерв­ная си­сте­ма со­еди­ня­ет все части ор­га­низ­ма в еди­ное целое и ру­ко­во­дит его ра­бо­той. Это по­хо­же на ло­каль­ную сеть, со­еди­ня­ю­щую все части ор­га­низ­ма с мощ­ным сер­ве­ром – цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мой, ко­то­рую об­ра­зу­ют го­лов­ной и спин­ной мозг. От цен­траль­ной нерв­ной си­сте­мы от­хо­дит мно­же­ство тон­чай­ших нер­вов к каж­до­му ор­га­ну, каж­дой мышце в теле че­ло­ве­ка. Если все нервы че­ло­ве­ка со­еди­нить в одну нить, она будет в 4 раза длин­нее рас­сто­я­ния от Земли до Луны. Нервы об­ра­зу­ют пе­ри­фе­ри­че­скую нерв­ную си­сте­му (рис. 2).

Центральная и периферическая нервная система

Рис. 2. Цен­траль­ная и пе­ри­фе­ри­че­ская нерв­ная си­сте­ма (Ис­точ­ник)

По одним нер­вам ин­фор­ма­ция от ор­га­нов чувств по­сту­па­ет в спе­ци­аль­ные от­де­лы го­лов­но­го и спин­но­го мозга в виде элек­три­че­ских им­пуль­сов, где она, как в ком­пью­те­ре, об­ра­ба­ты­ва­ет­ся (рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся, срав­ни­ва­ет­ся с по­лу­чен­ной ранее, за­по­ми­на­ет­ся), и в ре­зуль­та­те при­ни­ма­ет­ся ка­кое-ли­бо ре­ше­ние. По дру­гим нер­вам ко­ман­ды го­лов­но­го мозга по­сту­па­ют к мыш­цам тела, за­став­ляя их рас­слаб­лять­ся или со­кра­щать­ся. На­при­мер, че­ло­век уви­дел крас­ный свет све­то­фо­ра, го­лов­ной мозг отдал мыш­цам ног пре­кра­тить дви­же­ние. Или, неча­ян­но кос­нув­шись го­ря­че­го, че­ло­век от­дер­нет руку еще до того, как по­чув­ству­ет боль. Это за­щит­ный ме­ха­низм ор­га­низ­ма. Когда чув­стви­тель­ные клет­ки руки по­чув­ство­ва­ли жар, этот сиг­нал от­пра­вил­ся в спин­ной мозг, ко­то­рый отдал при­каз мыш­цам руки резко со­кра­тить­ся, чтобы быст­ро от­дер­нуть руку от ис­точ­ни­ка опас­но­сти. Од­но­вре­мен­но сиг­нал кле­ток руки о жже­нии по­сту­пил в го­лов­ной мозг, ко­то­рый отдал при­каз о боли. Боль – это ре­ак­ция ор­га­низ­ма на опас­ность.

Строение нейрона

Рис. 3. Стро­е­ние ней­ро­на (Ис­точ­ник)

 Нейроны

Сла­жен­ную ра­бо­ту нерв­ной си­сте­мы обес­пе­чи­ва­ют ней­ро­ны (рис. 3), нерв­ные клет­ки, ко­то­рые по­хо­жи на па­уч­ка, си­дя­ще­го в цен­тре па­у­ти­ны. Каж­дый ней­рон со­сто­ит из тела и мно­же­ства от­рост­ков, ко­рот­кие вет­ви­стые от­рост­ки на­зы­ва­ют­ся денд­ри­ты, один длин­ный – аксон. Имен­но по от­рост­кам нерв­ных кле­ток в виде сла­бых элек­три­че­ских сиг­на­лов пе­ре­да­ет­ся ин­фор­ма­ция. Со­сед­ние ней­ро­ны со­еди­ня­ют­ся между собой при по­мо­щи от­рост­ков (рис. 4).

Сообщение нейронов

Рис. 4. Со­об­ще­ние ней­ро­нов (Ис­точ­ник)

 Спинной мозг

Часть пути элек­три­че­ские сиг­на­лы про­хо­дят через спин­ной мозг. Спин­ной мозг на­хо­дят­ся внут­ри по­зво­ноч­ни­ка. Глав­ная за­да­ча спин­но­го мозга – об­ра­бот­ка ин­фор­ма­ции, иду­щей от мозга к телу и об­рат­но. Его можно на­звать «ин­фор­ма­ци­он­ной до­ро­гой» (рис. 5).

Головной и спинной мозг

Рис. 5. Го­лов­ной и спин­ной мозг (Ис­точ­ник)

Спин­ной мозг раз­де­лен на 31 уча­сток, от каж­до­го участ­ка влево и впра­во от­хо­дят нервы, про­ни­зы­ва­ю­щие все тело.

Спин­ной мозг от­ве­ча­ет за ра­бо­ту опор­но-дви­га­тель­ной си­сте­мы и неко­то­рых внут­рен­них ор­га­нов, со­би­ра­ет ин­фор­ма­цию об окру­жа­ю­щей среде от ор­га­нов чувств.

Очень важно со­хра­нять пра­виль­ную осан­ку, сле­дить за со­сто­я­ни­ем по­зво­ноч­ни­ка, чтобы спин­ной мозг мог ком­форт­но ра­бо­тать. Стоит за­ни­мать­ся физ­куль­ту­рой и ак­тив­ным фи­зи­че­ским тру­дом, чтобы укреп­лять мышцы спины. Пом­ни­те, что пе­ре­лом по­зво­ноч­ни­ка ведет к по­вре­жде­нию нерв­ных тка­ней, что может при­ве­сти к ча­стич­ной или пол­ной по­те­ре чув­стви­тель­но­сти, па­ра­ли­за­ции. По­это­му важно не пе­ре­ме­щать по­стра­дав­ше­го при се­рьез­ном несчаст­ном слу­чае до при­ез­да вра­чей.

 Головной мозг

Спин­ной мозг со­еди­ня­ет­ся с го­лов­ным моз­гом – «цен­траль­ным ком­пью­те­ром» че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма. Мозг че­ло­ве­ка на­деж­но за­щи­щен че­ре­пом (рис. 6).

Головной мозг защищен черепом

Головной мозг младенца – 360 г

Головной мозг взрослого человека – около 1,5 кг

Рис. 6. Го­лов­ной мозг за­щи­щен че­ре­пом (Ис­точ­ник)

Рис. 7. Го­лов­ной мозг мла­ден­ца – 360 г (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Го­лов­ной мозг взрос­ло­го че­ло­ве­ка – около 1,5 кг (Ис­точ­ник)

Масса мозга но­во­рож­ден­но­го ре­бен­ка – 360 г (рис. 7), к 20 годам масса мозга до­сти­га­ет пре­де­ла – до 1,5 кг (рис. 8).

Го­лов­ной мозг кон­тро­ли­ру­ет дви­же­ния, от­ве­ча­ет за ощу­ще­ния, эмо­ции, мысли, ру­ко­во­дит ра­бо­той внут­рен­них ор­га­нов. Мозг со­сто­ит из трех ос­нов­ных от­де­лов: боль­шие по­лу­ша­рия, моз­же­чок и ствол мозга (рис. 9).

Строение головного мозга

Рис. 9. Стро­е­ние го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

Мозг раз­де­лен на левое и пра­вое по­лу­ша­рия. Каж­дое по­лу­ша­рие раз­де­ле­но на 4 доли: лоб­ную, те­мен­ную, за­ты­лоч­ную и ви­соч­ную (рис. 10).

Доли головного мозга

Рис. 10. Доли го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

По­лу­ша­рия сна­ру­жи по­кры­ты слоем се­ро­го ве­ще­ства, корой го­лов­но­го мозга, ко­то­рая по­кры­та ще­ля­ми и бо­розд­ка­ми, на­по­ми­на­ет грец­кий орех (рис. 11).

Кора головного мозга

Рис. 11. Кора го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

Пра­вое по­лу­ша­рие кон­тро­ли­ру­ет левую сто­ро­ну тела, а левое по­лу­ша­рие – пра­вую сто­ро­ну тела. У боль­шин­ства людей одна по­ло­ви­на раз­ви­та силь­нее; от этого за­ви­сит, прав­ша че­ло­век или левша. Если боль­ше раз­ви­то левое по­лу­ша­рие, че­ло­век – прав­ша, если пра­вое по­лу­ша­рие – левша.

Мозг раз­де­лен на зоны, каж­дая из ко­то­рых вы­пол­ня­ет опре­де­лен­ные обя­зан­но­сти (на­при­мер, есть зоны, от­ве­ча­ю­щие за уме­ние дви­гать­ся, петь, раз­ли­чать звуки и вкус и т. д.), но, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти, сиг­на­лы по­сы­ла­ют­ся всем осталь­ным, таким об­ра­зом, мозг функ­ци­о­ни­ру­ет как еди­ное целое.

В за­ты­лоч­ной части го­лов­но­го мозга есть моз­же­чок, ко­то­рый ко­ор­ди­ни­ру­ет дви­же­ния че­ло­ве­ка и по­мо­га­ет дер­жать рав­но­ве­сие (рис. 12).

Мозжечок

Рис. 12. Моз­же­чок (Ис­точ­ник)

Когда че­ло­век идет, он не за­ду­мы­ва­ет­ся о том, когда и какую ногу под­ни­мать или опус­кать – об этом ду­ма­ет моз­же­чок. Если моз­же­чок ра­бо­та­ет непра­виль­но, у че­ло­ве­ка воз­ни­ка­ют про­бле­мы с дви­же­ни­я­ми.

Ствол мозга – это про­тя­жен­ное об­ра­зо­ва­ние, про­дол­жа­ю­щее спин­ной мозг и со­еди­ня­ю­щее все участ­ки мозга между собой (рис. 13).

Ствол головного мозга

Рис. 13. Ствол го­лов­но­го мозга (Ис­точ­ник)

Из-за того что мозг ра­бо­та­ет непре­рыв­но, его клет­ки по­лу­ча­ют пищи и кис­ло­ро­да в 10 раз боль­ше дру­гих. Неслу­чай­но кора го­лов­но­го мозга по­кры­та сетью кро­ве­нос­ных со­су­дов, по ко­то­рым к ней­ро­нам по­сту­па­ет пища и кис­ло­род. Если че­ло­век на­хо­дит­ся в душ­ной ком­на­те, у него на­чи­на­ет бо­леть го­ло­ва – это клет­ки мозга сиг­на­ли­зи­ру­ют о недо­стат­ке кис­ло­ро­да. Необ­хо­ди­мо по­ды­шать све­жим воз­ду­хом или про­вет­рить по­ме­ще­ние.

 Отдых нервной системы

Как и любая дру­гая часть тела, клет­ки мозга уста­ют и тре­бу­ют от­ды­ха. Нерв­ная си­сте­ма от­ды­ха­ет во время сна (рис. 14).

Сон

Рис. 14. Сон (Ис­точ­ник)

Весь день мозг вос­при­ни­мал ин­фор­ма­цию и впе­чат­ле­ния, а ночью он го­то­вит­ся к но­во­му дню: об­ра­ба­ты­ва­ет по­лу­чен­ные дан­ные, вы­де­ля­ет глав­ное и за­по­ми­на­ет. Че­ло­век спит в то время, когда мозг вы­пол­ня­ет эту ра­бо­ту и от­ды­ха­ет. Поток крови к со­су­дам го­лов­но­го мозга ночью су­ще­ствен­но умень­ша­ет­ся, почти на­по­ло­ви­ну, по­это­му так важно вы­сы­пать­ся. Для того чтобы вы­спать­ся и не чув­ство­вать уста­ло­сти, че­ло­век дол­жен спо­кой­но спать не менее 8–10 часов. Смена видов де­я­тель­но­сти во время дня, за­ня­тия физ­куль­ту­рой и фи­зи­че­ским тру­дом поз­во­ля­ют мозгу не уста­вать доль­ше. Мозг, как и мышцы, можно тре­ни­ро­вать: иг­рать в шах­ма­ты, ре­шать ло­ги­че­ские за­да­чи, учить на па­мять стихи.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем о гео­гра­фи­че­ском рас­по­ло­же­нии нашей стра­ны, раз­ме­рах ее тер­ри­то­рии. Также рас­смот­рим ее гра­ни­цы, узна­ем, ка­ки­ми оке­а­на­ми и мо­ря­ми омы­ва­ют­ся ее бе­ре­га, с ка­ки­ми стра­на­ми она со­сед­ству­ет. Об­су­дим, что озна­ча­ет слово «фе­де­ра­ция», какие субъ­ек­ты вхо­дят в со­став Рос­сии.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/nervnaya-sistema-cheloveka

источник презентации - http://prezentacii.com/po-okrujayuschemu-miru/11534-nervnaya-sistema-cheloveka-4-klass.html

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=U1YeccB81gI

http://www.youtube.com/watch?v=FE4S4ea7168

http://www.youtube.com/watch?v=Ro-ksMiZfbs

http://www.youtube.com/watch?v=gG0b56XzFlw

Файлы