4 класс. Окружающий мир. Как человек двигается?

4 класс. Окружающий мир. Как человек двигается?

Комментарии преподавателя

 Части скелета

Про­щу­па­ем пра­вой рукой ла­донь левой руки. Мы по­чув­ству­ем мышцы и кости. В теле че­ло­ве­ка более двух­сот ко­стей. Они об­ра­зу­ют ске­лет че­ло­ве­ка, ко­то­рый одет мыш­ца­ми, ко­то­рые со­став­ля­ют почти по­ло­ви­ну веса тела че­ло­ве­ка. Если бы у че­ло­ве­ка не было ко­стей и мышц, он был бы мяг­ким, как ме­ду­за, и не смог бы сто­ять, дви­гать­ся. Кост­ная и мы­шеч­ная си­сте­мы дают опору тела че­ло­ве­ка и по­мо­га­ют ему дви­гать­ся. Это опор­но-дви­га­тель­ный ап­па­рат че­ло­ве­ка. Рас­смот­рим ри­су­нок ске­ле­та, вы­яс­ним на­зва­ния его ча­стей и их на­зна­че­ние (рис. 1).

 

Рис. 1. Ске­лет че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

 Мышцы

Части ске­ле­та: череп, по­зво­ноч­ник, груд­ная клет­ка, ребра, кости таза, кисть, бедро, го­лень, стопа. У ко­стей два на­зна­че­ние: пер­вое, кости за­щи­ща­ют уяз­ви­мые и мяг­кие ор­га­ны на­ше­го тела. На­при­мер, наш череп, со­сто­я­щий из проч­но со­еди­нен­ных между собой ко­стей, слу­жит на­деж­ным за­щит­ным шле­мом для на­ше­го мозга (рис. 2).

Рис. 2. Череп и мозг че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

 Позвоночник

По­зво­ноч­ник со­сто­ит из ма­лень­ких ко­стей – по­звон­ков (рис. 3).

Рис. 3. По­зво­нок (Ис­точ­ник)

По­се­ре­дине каж­до­го по­звон­ка име­ет­ся неболь­шое от­вер­стие, а так как по­звон­ки рас­по­ла­га­ют­ся один над дру­гим, то от­вер­стия на­хо­дят­ся друг под дру­гом и внут­ри по­зво­ноч­ни­ка об­ра­зу­ет­ся длин­ный канал, в ко­то­ром спря­тан спин­ной мозг (рис. 4).

Рис. 4. Спин­ной мозг (Ис­точ­ник)

По­зво­ноч­ник за­щи­ща­ет на­хо­дя­щий­ся внут­ри него спин­ной мозг, ко­то­рый пред­став­ля­ет собой тол­стый пучок нер­вов, а креп­кая груд­ная клет­ка из ребер охра­ня­ет наше серд­це и лег­кие (рис. 5).

Рис. 5. Груд­ная клет­ка (Ис­точ­ник)

Вто­рое на­зна­че­ние ко­стей: по­зво­ноч­ник и кости ног вме­сте со ске­лет­ны­ми мыш­ца­ми и су­ста­ва­ми дают че­ло­ве­ку воз­мож­ность сто­ять и хо­дить. Су­став – это по­движ­ное со­еди­не­ние ко­стей.

Для того чтобы по­чув­ство­вать, ка­ко­вы мышцы на ощупь, можно, на­при­мер, паль­ца­ми левой руки взять верх­нюю часть пра­вой руки и несколь­ко раз со­гнуть и разо­гнуть руку в локте. Ин­те­рес­но, что на­зва­ние «мышцы» про­изо­шло от слова musculus, что зна­чит «мышь» (рис. 6).

Рис. 6. Мышцы че­ло­ве­ка (Ис­точ­ник)

Уче­ным, изу­чав­шим стро­е­ние тела че­ло­ве­ка, со­кра­ще­ние мышц на­по­ми­на­ло бе­га­нье мышки под кожей. Они на­счи­та­ли в теле че­ло­ве­ка более ше­сти­сот мышц. Мы­шеч­ная ткань со­сто­ит из кле­ток. Мы­шеч­ная клет­ка длин­ная, узкая и на­по­ми­на­ет во­лок­но. Так, при сги­ба­нии и раз­ги­ба­нии руки ске­лет­ная мышца при­креп­ле­на к од­но­му концу кости и тя­нет­ся вдоль ее по­верх­но­сти. Затем она про­хо­дит через су­став и при­креп­ля­ет­ся к дру­гой кости, при этом она тянет за собой кости, к ко­то­рым при­креп­ле­на. Мышцы могут рас­тя­ги­вать­ся (удли­нять­ся) и со­кра­щать­ся (ста­но­вить­ся ко­ро­че).

Рас­смот­рим ри­сун­ки со­гну­той и разо­гну­той в лок­те­вом су­ста­ве руки (рис. 7).

Рис. 7. Ри­сун­ки со­гну­той и разо­гну­той в лок­те­вом су­ста­ве руки (Ис­точ­ник)

Най­дем мыш­цу-сги­ба­тель, мыш­цу-раз­ги­ба­тель и места их при­креп­ле­ния. Мыш­ца-сги­ба­тель и мыш­ца-раз­ги­ба­тель – это два про­ти­во­по­лож­но дей­ству­ю­щих ме­ха­низ­ма, ко­то­рые ра­бо­та­ют со­гла­со­ва­но. Если мыш­ца-сги­ба­тель сжи­ма­ет­ся, то мыш­ца-раз­ги­ба­тель рас­слаб­ля­ет­ся, и на­о­бо­рот. Это поз­во­ля­ет нам вы­пол­нять с по­мо­щью рук раз­лич­ные дви­же­ния: пи­сать, ри­со­вать, вя­зать, стро­ить, под­тя­ги­вать­ся на тур­ни­ке и т. д. А мышцы спины и ног более мас­сив­ны, чем мышцы рук, ведь им при­хо­дит­ся удер­жи­вать все тело в вер­ти­каль­ном по­ло­же­нии. Но, без­услов­но, нема­лую роль в этом иг­ра­ет по­зво­ноч­ник.

По­зво­ноч­ник может вы­дер­жи­вать боль­шие на­груз­ки в вер­ти­каль­ном по­ло­же­нии, од­на­ко даже самые неболь­шие на­груз­ки, ко­то­рые ис­пы­ты­ва­ет по­зво­ноч­ник при непра­виль­ной осан­ке, могут при­ве­сти к его ис­крив­ле­нию. При непра­виль­ной осан­ке у ре­бен­ка, ко­то­рый изо дня в день сидит или ра­бо­та­ет в непра­виль­ной позе, по­зво­ноч­ник, ко­то­рый рас­тет вме­сте с ор­га­низ­мом, на­чи­на­ет ис­крив­лять­ся, не вы­дер­жи­вая веса тела (рис. 8).

Рис. 8. Непра­виль­ная осан­ка ре­бен­ка (Ис­точ­ник)

Для того чтобы из­бе­жать ис­крив­ле­ния по­зво­ноч­ни­ка, нужно, пре­жде всего, сле­дить за своей осан­кой, не гор­бить­ся. Можно про­ве­рить пра­виль­ность своей осан­ки таким об­ра­зом: нужно встать к за­кры­той двери так, чтобы за­ты­лок, ло­пат­ки, пятки и кон­чи­ки ми­зин­цев, опу­щен­ных и при­жа­тых к телу, рук ка­са­лись по­верх­но­сти двери (рис. 9).

Рис. 9. Про­вер­ка пра­виль­но­сти осан­ки (Ис­точ­ник)

Сто­ять так долго слож­но, но это одно из неслож­ных фи­зи­че­ских упраж­не­ний, ко­то­рое может вы­пол­нять каж­дое утро в те­че­ние при­мер­но пяти минут не толь­ко ре­бе­нок, но и взрос­лый. Пра­виль­ная осан­ка не да­ет­ся нам с рож­де­ния, она вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся в те­че­ние жизни (рис. 10).

Рис. 10. Пра­виль­ная осан­ка (Ис­точ­ник)

 Интересные факты

Ин­те­ре­сен тот факт, что кости че­ло­ве­ка со­сто­ят из живых кле­ток. Как и все живые клет­ки, клет­ки кост­ной ткани могут де­лить­ся. Всем из­вест­но, что у че­ло­ве­ка после пе­ре­ло­ма руки или ноги кости срас­та­ют­ся. Если бы кост­ная ткань не со­сто­я­ла из живых кле­ток, этого бы не про­ис­хо­ди­ло. А еще с ро­стом у ре­бен­ка уве­ли­чи­ва­ет­ся тол­щи­на и длина ко­стей, а взрос­лые не рас­тут по­то­му, что у них нет хря­щей. Осо­бен­ность ске­ле­та детей – это хрящи, ко­то­рые на­мно­го мягче, чем кости. Хрящи об­ла­да­ют вол­шеб­ной спо­соб­но­стью пре­вра­щать ма­лень­ких в боль­ших. В пер­вые неде­ли жизни ре­бен­ка его ске­лет почти це­ли­ком хря­ще­вой. Хрящи мяг­кие, гну­щи­е­ся, непроч­ные, их легко можно по­вре­дить. Ске­лет ре­бен­ка стре­ми­тель­но рас­тет, и по­сте­пен­но в хря­ще­вой ткани по­яв­ля­ют­ся от­дель­ные ост­ров­ки на­сто­я­щей твер­дой кости. Кост­ные участ­ки с го­да­ми уве­ли­чи­ва­ют­ся, а хря­ще­вые умень­ша­ют­ся, и это, в конце кон­цов, при­во­дит к за­держ­ке их роста (рис. 11).

Рис. 11. Из­ме­не­ние ко­стей с воз­рас­том (Ис­точ­ник)

Как и любым клет­кам че­ло­ве­че­ско­го ор­га­низ­ма, клет­кам ко­стей необ­хо­ди­ма кровь, ко­то­рая при­но­сит им кис­ло­род и пи­та­тель­ные ве­ще­ства. Кровь по­сту­па­ет к клет­кам ко­стей по кро­ве­нос­ным со­су­дам, ко­то­рые про­хо­дят через спе­ци­аль­ные от­вер­стия (рис. 12).

Рис. 12. Стро­е­ние кости (Ис­точ­ник)

Ин­те­рес­но, что мно­гие кости имеют внут­ри по­лость, бла­го­да­ря ко­то­рой кости такие лег­кие. Внут­ри по­ло­сти кости на­хо­дит­ся кост­ный мозг (рис. 13),

Рис. 13. Стро­е­ние кости (Ис­точ­ник)

ко­то­рый про­из­во­дит клет­ки крови: крас­ные кро­вя­ные клет­ки, ко­то­рые пе­ре­но­сят кис­ло­род (рис. 14),

Рис. 14. Крас­ные кро­вя­ные клет­ки (Ис­точ­ник)

и белые кро­вя­ные клет­ки, ко­то­рые по­мо­га­ют на­ше­му ор­га­низ­му бо­роть­ся с мик­ро­ба­ми и бо­лез­ня­ми (рис. 15).

Рис. 15. Белые кро­вя­ные клет­ки (Ис­точ­ник)

 Вывод

Се­год­ня на уроке мы го­во­ри­ли об опор­но-дви­га­тель­ном ап­па­ра­те че­ло­ве­ка и вы­яс­ня­ли пред­на­зна­че­ние кост­но-мы­шеч­ной си­сте­мы.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/chelovecheskiy-organizm/kak-chelovek-dvigaetsya?seconds=0&chapter_id=2301

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=Asv2STuFZSw

http://www.youtube.com/watch?v=0iyR1CgRGH4

Файлы