Культура России в XVIII веке. История России. 10 класс.

Культура России в XVIII веке. История России. 10 класс.

Культура России второй половины XVIII века. Видеоурок.

Комментарии преподавателя

В этот пе­ри­од на раз­ви­тие куль­ту­ры очень силь­но по­вли­я­ют и связи с за­па­дом. Имен­но со вто­рой по­ло­ви­ны XVIII века наше ис­кус­ство, наша куль­ту­ра на­чи­на­ет раз­ви­вать­ся син­хрон­но, то есть те стили, ко­то­рые гос­под­ству­ют на за­па­де, будут и у нас. Рос­сия во вре­ме­на ре­форм Петра Ве­ли­ко­го стала в об­ла­сти ис­кус­ства стра­ной ев­ро­пей­ской. С дру­гой сто­ро­ны, в общем и целом па­да­ет вли­я­ние церк­ви, и мы можем ска­зать, что вто­рая по­ло­ви­на XVIII века – это все-та­ки пе­ри­од свет­ско­го ис­кус­ства. Раз­ви­ва­ют­ся об­ра­зо­ва­ние, наука и так далее, но вли­я­ние церк­ви осла­бе­ва­ет. Ко­неч­но, не надо за­бы­вать о таких фак­то­рах, как при­ро­да, земля, кли­мат и т.д., как мно­го­на­ци­о­наль­ность нашей куль­ту­ры, ко­то­рые до­бав­ля­ли свой ко­ло­рит в этот пе­ри­од. И – яркие ис­то­ри­че­ские лич­но­сти. Среди ис­кус­ство­ве­дов есть такой тер­мин: Ели­за­ве­тин­ское Ба­рок­ко. Ве­се­лая им­пе­ра­три­ца, лю­бив­шая балы, пыш­ность и т.д., также лю­би­ла пре­крас­ную, пыш­ную, ве­се­лую ар­хи­тек­ту­ру, ве­се­лую жи­во­пись, и имен­но Ели­за­ве­те мы обя­за­ны во мно­гом по­яв­ле­нию этих пре­крас­ных двор­цов, зда­ний и т.д.

Бук­валь­но пару слов об об­ра­зо­ва­нии. Можно ска­зать, что в этот пе­ри­од свет­ское об­ра­зо­ва­ние де­ла­ет ка­че­ствен­ный шаг впе­ред. Од­на­ко об­ра­зо­ва­ние не ли­ше­но всех тех черт, ко­то­ры­ми щедро на­де­ле­на рус­ская жизнь XVIII века. Во-пер­вых, это со­слов­ность. Четко надо по­ни­мать, что для куп­цов со­зда­ва­лись свои школы, для свя­щен­ни­ков – свои се­ми­на­рии; дво­рян­ство учи­лось или дома (что было до­ста­точ­но по­пу­ляр­но в XVIII веке), или в ка­дет­ских или шля­хет­ских кор­пу­сах; для де­ву­шек-дво­ря­нок был со­здан зна­ме­ни­тый Смоль­ный ин­сти­тут. Кроме того, нель­зя прой­ти мимо уни­вер­си­те­та – мас­штаб­ней­ше­го со­бы­тия рус­ской куль­ту­ры, без ко­то­ро­го вто­рая по­ло­ви­на XVIII века будет непол­ной.

С дру­гой сто­ро­ны, два че­ло­ве­ка из ты­ся­чи были гра­мот­ны­ми. Про­цент, мягко го­во­ря, не ев­ро­пей­ский. В Ев­ро­пе тоже да­ле­ко не все еще были гра­мот­ны­ми, но та­ко­го чу­до­вищ­но­го уров­ня негра­мот­но­сти не было нигде. Здесь нам было еще до­го­нять и до­го­нять.

Раз­ви­ва­ет­ся в этот пе­ри­од наука. Ко­неч­но же, необ­хо­ди­мо было в первую оче­редь осва­и­вать, опи­сы­вать и т. д., со­зда­вать карты и ат­ла­сы им­пе­рии. Здесь вы­де­лим Ки­рил­ло­ва – его атлас Рос­сии был одним из луч­ших в мире на тот пе­ри­од. Экс­пе­ди­ции зна­ме­ни­тые, из­вест­ные – не будем на них по­дроб­но оста­нав­ли­вать­ся, да­вай­те про­сто вспом­ним. Витус Бе­ринг – про­лив между Евра­зи­ей и Аме­ри­кой, Море Лап­те­вых – бра­тья Лап­те­вы – это все ис­сле­до­ва­те­ли, ко­то­рые сде­ла­ли столь много для опи­са­ния нашей Ро­ди­ны, для того, чтобы мы лучше ее знали.

В то же время в XVIII веке раз­ви­ва­ет­ся ис­то­ри­че­ская наука. На­сто­я­щая ис­то­ри­че­ская наука раз­ви­ва­ет­ся здесь и сей­час – в XVIII веке. Ло­мо­но­сов, Та­ти­щев – рус­ские ис­то­ри­ки, плюс ино­стран­цы. Пом­ни­те зна­ме­ни­тую нор­манн­скую тео­рию? Байер, Мил­лер, Шле­цер и т.д. В XVIII веке в Рос­сии ра­бо­та­ло много уче­ных, на­зо­вем вы­да­ю­щих­ся ма­те­ма­ти­ков Эй­ле­ра, Бер­нул­ли – эти люди, ко­неч­но же, тоже по­мо­га­ли раз­ви­тию науки в Рос­сии.

В то же время рус­ские са­мо­уч­ки, ме­ха­ни­ки, изоб­ре­та­те­ли: Пол­зу­нов, Ку­ли­бин, Че­ре­па­но­вы – тоже очень из­вест­ные люди. К со­жа­ле­нию, их изоб­ре­те­ния, их твор­че­ство, ко­то­рое в дру­гое время могло быть вос­тре­бо­ва­но, ока­за­лось за­дав­ле­но тол­щей этих фе­о­даль­ных от­но­ше­ний, и, несмот­ря на то, что тот же Ку­ли­бин был и при дворе, он так и не смог ре­а­ли­зо­вать ни свой од­но­ароч­ный мост через Неву, ни ка­кие-ли­бо дру­гие про­ек­ты.

В этот пе­ри­од раз­ви­ва­ет­ся об­ще­ствен­ная мысль, раз­ви­ва­ет­ся ли­те­ра­ту­ра. Можно ска­зать, что это еще не та ли­те­ра­ту­ра, ко­то­рая при­не­сет нашей Ро­дине славу, но тем не менее: Фон­ви­зин, Дер­жа­вин, Тре­ди­а­ков­ский, чуть ранее – Кан­те­мир, Ло­мо­но­сов, Кры­лов на­чи­на­ет свое твор­че­ство. Все эти люди со­зда­ли базу для того, чтобы уже в сле­ду­ю­щую эпоху, в пер­вой по­ло­вине XIX века на­сту­пил зо­ло­той век рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Без Дер­жа­ви­на, Ло­мо­но­со­ва, Тре­ди­а­ков­ско­го и т.д. ве­ли­кой рус­ской ли­те­ра­ту­ры не было бы.

На­ко­нец – пуб­ли­ци­сти­ка. Но­ви­ков, ко­то­рый по­ле­ми­зи­ро­вал с Ека­те­ри­ной, эта по­ле­ми­ка, в конце кон­цов, до­ро­го ему обо­шлась: после на­ча­ла Ве­ли­кой фран­цуз­ской ре­во­лю­ции Ека­те­ри­на Ве­ли­кая пре­кра­ти­ла игры в ли­бе­ра­лизм, в про­све­ще­ние, Но­ви­ков от­пра­вит­ся в кре­пость. В 90-е годы будет со­слан Ра­ди­щев. Его книга «Пу­те­ше­ствие из Пе­тер­бур­га в Моск­ву» по­тряс­ла. И то, что уже об­суж­да­лись ка­кие-то во­про­сы, – во­про­сы за­ко­но­да­тель­ства, во­про­сы кре­пост­но­го права – го­во­рит о раз­ви­тии рус­ской об­ще­ствен­ной мысли. Она все-та­ки не спала, она все-та­ки раз­ви­ва­лась. Она не бо­я­лась, хотя, ко­неч­но же, для но­си­те­лей идей ни­че­го хо­ро­ше­го не про­изо­шло.

Два ос­нов­ных стиля гос­под­ству­ют в рус­ском ис­кус­стве во вто­рой по­ло­вине XVIII века. Это клас­си­цизм – ан­тич­ная тра­ди­ция, чет­кость форм, пра­виль­ность гео­мет­рич­ность, впи­сан­ность в окру­жа­ю­щую среду. Че­ло­век кра­си­вый тро­я­ко: фи­зи­че­ски, ум­ствен­но, нрав­ствен­но. Гар­мо­нич­но раз­ви­тый че­ло­век – это идеал клас­си­циз­ма. И немно­го дру­гой идеал – идеал Ба­рок­ко. Дво­рец царя по­стро­ил Рас­трел­ли – изя­ще­ство, пыш­ность, бо­гат­ство. Кра­со­та ви­дит­ся в де­та­лях, в оби­лии укра­ше­ний и – асим­мет­рия. Один из пе­ре­во­дов «Ба­рок­ко» – жем­чу­жи­на непра­виль­ной формы. Вот эта асим­мет­рия, эта непра­виль­ность и, об­ра­ти­те вни­ма­ние: то, чего в Ев­ро­пе не было, – рус­ское мно­го­цве­тие: и зо­ло­то, и би­рю­за, и белый, и крас­ный цвет, и дру­гие цвета – все это рус­ское ба­рок­ко, ко­то­рое себя про­яви­ло и в скульп­ту­ре, и в жи­во­пи­си, но боль­ше всего, ко­неч­но же, в ар­хи­тек­ту­ре.

Да­вай­те немно­го по­го­во­рим об ар­хи­тек­ту­ре. Несколь­ко ге­ни­аль­ных рос­сий­ских ар­хи­тек­то­ров тво­рят в этот пе­ри­од. Па­мят­ни­ков очень много. Го­во­рить до­ста­точ­но труд­но, тем более что в конце века по­явит­ся еще один стиль – ро­ман­тизм. О нем мы обя­за­тель­но по­го­во­рим, но немно­го позже, когда будем го­во­рить про Павла I и про ис­кус­ство XIX века – имен­но тогда он ста­нет более за­мет­ным. А пока – клас­си­цизм и ба­рок­ко. Опять же – зна­ме­ни­тая ци­та­та из Ма­я­ков­ско­го: «Дво­рец царям по­стро­ил Рас­трел­ли. Цари уми­ра­ли, рож­да­лись, ста­ре­ли…» Он по­стро­ил не один дво­рец – он по­стро­ил очень много. Рас­трел­ли – зна­ме­ни­тый ле­ген­дар­ный рос­сий­ский ар­хи­тек­тор. Зим­ний дво­рец (там, где сей­час Эр­ми­таж) – это огром­ный ком­плекс на бе­ре­гу Невы. Ека­те­ри­нин­ский дво­рец Цар­ско­го Села, Смоль­ный собор в Пе­тер­бур­ге, Ан­дре­ев­ская цер­ковь в Киеве и мно­же­ство дру­гих раз­ных про­ек­тов. В Ме­та­ве он стро­ил еще для Бе­ро­на – много чего стро­ил Рас­трел­ли. Пет­ро­дво­рец. Это все по­стро­е­но им. Двор­цы, бле­стя­щая са­до­во-пар­ко­вая ар­хи­тек­ту­ра – это он.

Кроме этого, в Пи­те­ре по­яв­ля­ют­ся и дру­гие по­строй­ки. В целом Питер ско­рее клас­си­че­ский. Ста­ров стро­ит Та­ври­че­ский дво­рец, можем ска­зать, что имен­но в этот пе­ри­од Ква­рен­ги стро­ит зда­ние Ака­де­мии наук, в это время в Пи­те­ре по­яв­ля­ют­ся зна­ме­ни­тые ре­шет­ки – Нева и дру­гие пи­тер­ские реки оде­ва­ют­ся в гра­нит. Тот Питер, ко­то­рым мы се­год­ня вос­хи­ща­ем­ся, тоже по­яв­ля­ет­ся во вто­рой по­ло­вине XVIII века.

Конец же века – это уже Брен­но, это уже Павел I, ко­то­рый соб­ствен­но­руч­но раз­ра­бо­тал план Ми­хай­лов­ско­го замка, замка в стиле ро­ман­тизм, в ко­то­ром, соб­ствен­но, его и убьют в марте 1801 года. Замок окру­жен рвом, дуб­ра­вой, что ти­пич­но для ро­ман­тиз­ма.

Москва ста­но­вит­ся го­раз­до более кра­си­вой: в ней тоже ра­бо­та­ет несколь­ко бли­ста­тель­ных ар­хи­тек­то­ров. Со­зда­вал школу Ухтом­ский. Пусть не так много всего он по­стро­ил, но, на­при­мер, его зна­ме­ни­тая ко­ло­коль­ня в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лавре. Имен­но он вос­пи­тал зна­ме­ни­тых рус­ских ар­хи­тек­то­ров Ка­за­ко­ва и Ба­же­но­ва.

Ка­за­ков – это зда­ние се­на­та в Крем­ле, это зда­ние Дво­рян­ско­го Со­бра­ния, сей­час это – Ко­лон­ный зал Дома Со­ю­зов. Ка­за­ков – это ны­неш­няя Ака­де­мия Жу­ков­ско­го, за­тей­ли­вая, при­чуд­ли­вая, с эле­мен­та­ми ба­рок­ко и ро­ман­тиз­ма. Ка­за­ков – это Пер­вая град­ская боль­ни­ца, Го­ли­цын­ская боль­ни­ца, боль­ни­ца для бед­ных. Все это в стиле клас­си­циз­ма.

Ба­же­нов. Дом Паш­ко­ва, Ца­ри­цы­но. Еще один ге­ни­аль­ный ар­хи­тек­тор, чьи про­ек­ты были, на­вер­ное, слиш­ком мас­штаб­ны­ми. Денег не хва­та­ло – Ца­ри­цы­но так и остал­ся недо­стро­ен­ным, до­стро­и­ли его со­всем недав­но. Много спо­ров: так – не так, пра­виль­но – непра­виль­но, од­на­ко мы сей­час можем до­ста­точ­но хо­ро­шо по­нять, что же хотел ар­хи­тек­тор во­пло­тить здесь, в Москве. Ну и, ко­неч­но же, дво­рян­ские усадь­бы. Мно­го­чис­лен­ные дво­рян­ские усадь­бы: Кус­ко­во, Остан­ки­но и т.д.

Раз­ви­ва­ет­ся рус­ская жи­во­пись, раз­ви­ва­ет­ся рус­ская скульп­ту­ра, и по­смот­ри­те, какие раз­ные стили. Возь­мем два порт­ре­та. Один из них – это зна­ме­ни­тый порт­рет Ека­те­ри­ны II – вы­да­ю­щий­ся ху­дож­ник Ле­виц­кий. Там все пра­виль­но, там она – иде­аль­ная пра­ви­тель­ни­ца, кра­си­вая внешне, умная, во­ле­вая, ре­ши­тель­ная, она у ног ста­туи бо­ги­ни пра­во­су­дия. Вто­рой порт­рет ра­бо­ты дру­го­го ве­ли­ко­го рус­ско­го порт­ре­ти­ста Бо­ро­ви­ков­ско­го – лег­кий, очень кра­си­вый и ду­шев­ный порт­рет Ло­пу­хи­ной. Порт­рет – это, по­жа­луй, глав­ный жанр рус­ской жи­во­пи­си вто­рой по­ло­ви­ны XVIII века. По­смот­ри­те, какие раз­ные порт­ре­ты. С одной сто­ро­ны, па­рад­ный, и ду­шев­ный, с эле­мен­та­ми ро­ман­тиз­ма, пе­ре­да­ю­щий огром­ные чув­ства – с дру­гой. Кста­ти, тот же Бо­ро­ви­ков­ский со­здал и дру­гой порт­рет Ека­те­ри­ны, где она гру­стит на фоне мо­ги­лы По­тем­ки­на после его смер­ти, смер­ти сво­е­го лю­би­мо­го фа­во­ри­та. На­сколь­ко это все раз­ное! До­бавь­те сюда Ар­гу­но­ва, до­бавь­те сюда Ро­ко­то­ва, до­бавь­те сюда дру­гих за­ме­ча­тель­ных рус­ских порт­ре­ти­стов.

По­яв­ля­ют­ся, может быть, не столь из­вест­ные, но не менее ка­че­ствен­ные ра­бо­ты. На­при­мер, Ло­сен­ко тво­рил в жанре ис­то­ри­че­ской жи­во­пи­си – до Ло­сен­ко у нас этого жанра не было. Это фак­ти­че­ски пер­вый рус­ский ху­дож­ник, ко­то­рый учил­ся в Ита­лии. Пусть он не до­стиг славы Ле­виц­ко­го или Бо­ро­ви­ков­ско­го, но за­бы­вать его мы не долж­ны.

И на­ко­нец – рус­ская скульп­ту­ра. Возь­мем зна­ме­ни­тый скульп­тур­ный порт­рет Павла I. Федот (Федор) Ива­но­вич Шубин – ве­ли­кий рус­ский скуль­птор-ре­а­лист. Глядя на бюст Павла I, мы очень мно­гое можем ска­зать об этом че­ло­ве­ке. Это – ре­а­лизм. С дру­гой сто­ро­ны – Коз­лов­ский, его мо­ну­мен­таль­ная ста­туя Сам­со­на, ко­то­рая на­хо­дит­ся в Пе­тер­го­фе, в Пет­ро­двор­це – «Сам­сон, раз­ры­ва­ю­щий пасть льва», струя бьет на 16 мет­ров вверх. Мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра. Ну и тре­тий па­мят­ник, ко­то­рый ни в коем слу­чае нель­зя за­бы­вать, – это, ко­неч­но же, Мед­ный Всад­ник. Имен­но тогда Фаль­коне по за­ка­зу Ека­те­ри­ны II со­тво­рил ста­тую, ко­то­рая стала сим­во­лом Пе­тер­бур­га и во­об­ще одним из сим­во­лов Рос­сии.

Раз­ви­ва­ют­ся не толь­ко скульп­ту­ра, ар­хи­тек­ту­ра и жи­во­пись – в этот пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся пер­вый круп­ный рус­ский театр. В Яро­слав­ле его со­здал Федор Вол­ков. Потом труп­па пе­ре­едет в Пе­тер­бург, но театр раз­ви­ва­ет­ся тоже.

Вто­рая по­ло­ви­на XVIII века. Это пе­ри­од, когда рус­ские ар­хи­тек­то­ры, жи­во­пис­цы, скуль­пто­ры, ма­сте­ра сцены, поэты, пи­са­те­ли, об­ще­ствен­ные де­я­те­ли со­зда­ли столь­ко ше­дев­ров, столь­ко пре­крас­ных про­из­ве­де­ний, что можно од­но­знач­но ска­зать – это бли­ста­тель­ная эпоха, и ше­дев­ра­ми ее мы долж­ны гор­дить­ся. Гор­дить­ся долго, может быть, все­гда.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=-DtmQBYlh_Q
  • http://www.youtube.com/watch?v=1Vy3oCmHg34
     

Файлы