6 класс. Литература. Мифы народов мира. Отличие мифа от легенды. Геродот.

6 класс. Литература. Мифы народов мира. Отличие мифа от легенды. Геродот.

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Се­год­ня на уроке мы узна­ем, что такое ле­ген­да, как и когда со­зда­ва­лись ле­ген­ды, а также по­зна­ко­мим­ся с ле­ген­дой об Ари­оне и про­ана­ли­зи­ру­ем ее.

Ле­ген­ды, как и мифы, со­зда­ва­лись в древ­но­сти. Рас­ска­зы об ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях древ­ние люди пе­ре­да­ва­ли  из уст в уста, из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние. Со вре­ме­нем они об­рас­та­ли до­пол­ни­тель­ны­ми по­дроб­но­стя­ми и при­об­ре­та­ли ино­гда фан­та­сти­че­ские черты. Так со­зда­ва­лись ле­ген­ды.

Мифы – это про­из­ве­де­ния на­род­ной фан­та­зии, объ­яс­ня­ю­щие устрой­ство мира, яв­ле­ния при­ро­ды, смысл и при­чи­ны про­ис­хо­дя­щих со­бы­тий.

Ле­ген­да – (от лат. – то, что долж­но быть про­чи­та­но) — жанр неска­зоч­ной прозы в фольк­ло­ре, уст­ный на­род­ный рас­сказ, в ос­но­ве ко­то­ро­го лежат ис­то­ри­че­ские факты, со­бы­тия, ар­гу­мен­ты,  пе­ре­пле­та­ю­щи­е­ся с вы­мыс­лом и фан­та­сти­кой; это пре­да­ние о ка­ком-ли­бо ис­то­ри­че­ском со­бы­тии, из­ло­жен­ное в ху­до­же­ствен­ной, по­э­ти­че­ской форме.

Се­год­ня мы с вами по­зна­ко­мим­ся с одной из самых зна­ме­ни­тых ле­генд. Это Ле­ген­да об Ари­оне Ге­род­о­та.

Кто же такой Ге­род­от?

Древнегреческий историк Геродот

Рис. 1. Древ­не­гре­че­ский ис­то­рик Ге­род­от

Ге­род­от –  ве­ли­кий древ­не­гре­че­ский ис­то­рик, ко­то­рый жил в V веке до Рож­де­ства Хри­сто­ва. Он много пу­те­ше­ство­вал и за­пи­сы­вал рас­ска­зы о про­шлом. Он по­бы­вал на ме­стах ве­ли­ких сра­же­ний и на­пи­сал ис­то­рию Гре­ко-Пер­сид­ских войн.  В своей ра­бо­те он боль­шое место уде­лял мест­ным  мифам, ле­ген­дам, пре­да­ни­ям. Рим­ский ора­тор Ци­це­рон на­зы­вал Ге­род­о­та отцом ис­то­рии.

Ге­ро­ем ле­ген­ды Ге­род­о­та яв­ля­ет­ся Арион.  Арион – это ре­аль­ное ис­то­ри­че­ское лицо. Он яв­лял­ся несрав­нен­ным,  ве­ли­ким ки­фа­ре­дом. Он, как и пра­ви­тель Ко­рин­фа тиран Пе­ри­андр, жил в VII веке до нашей эры. Даже со­хра­нил­ся от­ры­вок од­но­го из его про­из­ве­де­ний «Гимн По­сей­до­ну».

Древнегреческий кифаред Арион

Рис. 2. Древ­не­гре­че­ский ки­фа­ред Арион  (Ис­точ­ник)

Ки­фа­ред –  му­зы­кант, иг­ра­ю­щий на ки­фа­ре, раз­но­вид­но­сти лиры.

Тиран – в Древ­ней Гре­ции и в сред­не­ве­ко­вых го­ро­дах-го­су­дар­ствах Ита­лии – еди­но­лич­ный пра­ви­тель.

Древнегреческий правитель Коринфа Периандр

Рис. 3. Древ­не­гре­че­ский пра­ви­тель Ко­рин­фа Пе­ри­андр (Ис­точ­ник)

По­зна­ко­мим­ся с Ле­ген­дой об Ари­оне.

Арион боль­шую часть вре­ме­ни своей жизни про­вел у Пе­ри­андра и затем решил от­плыть в Ита­лию и Си­ке­лию. Там он нажил ве­ли­кое бо­гат­ство, потом по­же­лал воз­вра­тить­ся назад в Ко­ринф. Он от­пра­вил­ся в путь из Та­ран­та и, так как ни­ко­му не до­ве­рял боль­ше ко­рин­фян, нанял ко­рабль у ко­ринф­ских мо­ре­хо­дов. А ко­ра­бель­щи­ки за­ду­ма­ли злое дело: в от­кры­том море вы­бро­сить Ари­о­на в море и за­вла­деть его со­кро­ви­ща­ми. Арион же, до­га­дав­шись об их умыс­ле, стал умо­лять со­хра­нить ему жизнь, пред­ла­гая от­дать все свои со­кро­ви­ща. Од­на­ко ему не уда­лось смяг­чить ко­ра­бель­щи­ков. Они ве­ле­ли Ари­о­ну либо са­мо­му ли­шить себя жизни, чтобы быть по­гре­бен­ным в земле, либо сей­час же бро­сить­ся в море. В таком от­ча­ян­ном по­ло­же­нии Арион все же упро­сил ко­ра­бель­щи­ков (раз уж та­ко­во их ре­ше­ние) по край­ней мере поз­во­лить ему спеть в пол­ном на­ря­де певца, став на ска­мью греб­цов. Он обе­щал, что, про­пев свою песнь, сам лишит себя жизни. Тогда ко­ра­бель­щи­ки пе­ре­шли с кормы на се­ре­ди­ну ко­раб­ля, ра­ду­ясь, что им пред­сто­ит услы­шать луч­ше­го певца на свете. Арион же, об­ла­чась в пол­ный наряд певца, взял ки­фа­ру и, стоя на корме, ис­пол­нил тор­же­ствен­ную песнь. Окон­чив песнь, он, как был во всем на­ря­де, ри­нул­ся в море.

По­че­му Арион хотел спеть в пол­ном на­ря­де певца? В первую оче­редь, чтобы по­ка­зать ко­ра­бель­щи­кам, что он не ис­пу­гал­ся их угроз и  для него важ­нее не бо­гат­ство, а ис­кус­ство певца. Кроме того, он хотел по­ка­зать, что они хотят ли­шить жизни не про­сто обыч­но­го бо­га­то­го че­ло­ве­ка. Может быть, он на­де­ял­ся, что боги при­дут ему на по­мощь, по­то­му что не за­хо­тят ги­бе­ли ве­ли­ко­го ис­кус­но­го му­зы­кан­та.

Как же изоб­ра­же­ны мо­ре­хо­ды? Жад­ность, алч­ность, ко­рысть, же­ла­ние лег­кой на­жи­вы опре­де­ли­ли их по­ве­де­ние. Они, ко­неч­но, знали, что Арион – ве­ли­кий певец. И в то же время пом­ни­ли о том, что про­слав­лен­ный ки­фа­рист везёт ве­ли­кое бо­гат­ство. Од­на­ко уби­вать его сами они не ре­ши­лись и за­ста­ви­ли Ари­о­на са­мо­го ли­шить себя жизни, при этом по­ра­до­ва­лись, что услы­шат луч­ше­го певца на свете.

Арион и дельфин

Рис. 4. Арион и дель­фин (Ис­точ­ник)

Между тем ко­ра­бель­щи­ки от­плы­ли в Ко­ринф, Ари­о­на же, как рас­ска­зы­ва­ют, под­хва­тил на спину дель­фин и вынес к Те­на­ру. Арион вышел на берег и в своем на­ря­де певца от­пра­вил­ся в Ко­ринф. По при­бы­тии туда он рас­ска­зал все, что с ним слу­чи­лось. Пе­ри­андр же не по­ве­рил рас­ска­зу и велел за­клю­чить Ари­о­на под стра­жу и ни­ку­да не вы­пус­кать, а за ко­ра­бель­щи­ка­ми вни­ма­тель­но сле­дить. Когда же те при­бы­ли в Ко­ринф, Пе­ри­андр при­звал их к себе и спро­сил, что им из­вест­но об Ари­оне. Ко­ра­бель­щи­ки от­ве­ча­ли, что Арион живет и здрав­ству­ет где-то в Ита­лии и они-де оста­ви­ли его в Та­ран­те в пол­ном бла­го­по­лу­чии. Тогда вне­зап­но по­явил­ся Арион в том самом оде­я­нии, в каком он бро­сил­ся в море. По­ра­жен­ные ко­ра­бель­щи­ки не могли уже от­ри­цать своей вины, так как были ули­че­ны. Так рас­ска­зы­ва­ют ко­рин­фяне и лес­бос­цы. А на Те­на­ре есть неболь­шая мед­ная ста­туя – жерт­вен­ный дар Ари­о­на, изоб­ра­жа­ю­щий че­ло­ве­ка на дель­фине.

Каким же изоб­ра­жен Пе­ри­андр?

Пе­ри­андр изоб­ра­жен в ле­ген­де че­ло­ве­ком недо­вер­чи­вым, он не по­ве­рил сразу в чу­дес­ное спа­се­ние Ари­о­на. Од­на­ко он умён и спра­вед­лив, по­это­му всё же решил разо­брать­ся в этой ис­то­рии и ули­чил ко­ра­бель­щи­ков во лжи.

Что же при­вле­ка­ет в об­ра­зе Ари­о­на?

Арион – та­лант­ли­вый че­ло­век, несрав­нен­ный ки­фа­ред, ос­но­во­по­лож­ник жанра ди­фи­рам­ба. Он пе­ре­да­вал свои зна­ния дру­гим, со­здал хор для вы­ступ­ле­ния в Ко­рин­фе. Он был че­ло­ве­ком преду­смот­ри­тель­ным: для про­дол­же­ния пу­те­ше­ствия нанял зем­ля­ков. Перед лицом смер­ти он ведет себя до­стой­но: он поёт свою по­след­нюю песню и храб­ро бро­са­ет­ся в море.

Ди­фи­рамб – пре­уве­ли­чен­ная  вос­тор­жен­ная по­хва­ла.

По­че­му это про­из­ве­де­ние на­зы­ва­ет­ся ле­ген­дой?

По­вест­во­ва­ние на­зы­ва­ет­ся ле­ген­дой, по­то­му что оно было со­зда­но Ге­род­о­том  на ос­но­ве уст­но­го пре­да­ния, рас­про­стра­нён­но­го в Ко­рин­фе и на ост­ро­ве Лес­бос. В нём при­сут­ству­ют ре­аль­ные люди: Арион и Пе­ри­андр. Ска­зоч­ное обо­га­ще­ние Ари­о­на в Ита­лии и Си­ке­лии, а также его чу­дес­ное спа­се­ние дель­фи­ном можно от­не­сти к фан­та­сти­че­ским со­бы­ти­ям.

Ка­ко­ва ос­нов­ная идея про­из­ве­де­ния?

Идея – (от греч. – по­ня­тие, пред­став­ле­ние) – ос­нов­ная  мысль ху­до­же­ствен­но­го про­из­ве­де­ния, пред­ло­жен­ный ав­то­ром спо­соб ре­ше­ния по­став­лен­ных им про­блем.

Автор го­во­рит о спа­си­тель­ной силе ис­кус­ства, об оба­я­нии и кра­со­те твор­ца, о цен­но­сти ис­кус­ства.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/mify-narodov-mira/otlichie-mifa-ot-legendy-gerodot-legenda-ob-arione

http://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-mif-ot-legendy/#с_menu

http://s020.radikal.ru/i717/1402/7b/f34065b6dc7b.jpg

http://www.wisdoms.ru/avt/b53.html

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c4/Kern_Arion_auf_dem_Delphin.jpg

http://fs1.ppt4web.ru/uploads/ppt/95242/37d7135b4663bdcf6259fce47bde7a4a.pptx

http://cs1-35v4.vk-cdn.net/p20/c0ca9306a75cba.mp3?extra=iIwvBHgBTKrgnQfuF3xSTPXdRoxxS_v5hNVUGYqdwYsS5dcQcmfEQ0GVS-qEomgLrVWNBDpHzYruZL68F9BnZ2dRCSfdV9M5jFMiBmf8SZeQFp_MTu5XfZ5rYg2sUV5Z6uSEd43-jgiX3w

 

Файлы