Культура России XVII в. История России. 10 класс.

Культура России XVII в. История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Культура России XVII века.

XVII в. за­ни­ма­ет осо­бое место в ис­то­рии рус­ской куль­ту­ры, по­сколь­ку имен­но в это сто­ле­тие: а) на­чал­ся про­цесс фор­ми­ро­ва­ния рус­ской нации и подъ­ем на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния и б) более от­чет­ли­во обо­зна­чил­ся про­цесс раз­ру­ше­ния сред­не­ве­ко­во­го ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния, а вме­сте с ним об­мир­ще­ние или се­ку­ля­ри­за­ция куль­ту­ры.

При этом ряд ав­то­ров (Д. Ли­ха­чев, А. Пан­чен­ко) утвер­жда­ют, что имен­но ба­рок­ко  вы­пол­ни­ло в Рос­сии ту же ис­то­ри­че­скую мис­сию, что и куль­ту­ра Воз­рож­де­ния в Ев­ро­пе. Ба­рок­ко, ко­то­рое в Ев­ро­пе стало ан­ти­те­зой Ре­нес­сан­са, в Рос­сии ока­за­лось близ­ким к воз­рож­ден­че­ским тра­ди­ци­ям и иде­а­лам, по­сколь­ку несло в себе про­све­ти­тель­ское на­ча­ло и спо­соб­ство­ва­ло про­цес­сам «об­мир­ще­ния» куль­ту­ры и ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния.

Барокко

 Ба­рок­ко 

Уст­ное на­род­ное твор­че­ство

В XVII в. даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ло уст­ное на­род­ное твор­че­ство и по­яви­лись пер­вые ли­те­ра­тур­ные за­пи­си фольк­ло­ра, в част­но­сти мно­го­чис­лен­ных по­сло­виц и по­го­во­рок: «бас­ня­ми со­ло­вья не на­кор­мишь», «взял­ся за гуж не го­во­ри, что не дюж», «кому тошно, а кому мошно», «где тонко, там и рвет­ся», «Богу мо­лись, а сам не пло­шай», «муж любит жену здо­ро­вую, а брат сест­ру – бо­га­тую», «закон что дышло, как по­вер­нешь, так и вышло», «на­ка­зал бог народ – на­слал во­е­вод», «за­ко­ны наши святы, да ис­пол­ни­те­ли лихие су­по­ста­ты» и т. д.

Тра­ди­ци­он­ным жан­ром уст­но­го фольк­ло­ра оста­ва­лись на­род­ные песни, в ко­то­рых от­ра­зи­лась вся мно­го­об­раз­ная па­лит­ра на­род­ных ча­я­ний и чувств. Осо­бен­но ярко эта тен­ден­ция про­яви­лась в мно­го­чис­лен­ных пес­нях, глав­ным ге­ро­ем ко­то­рых стал Сте­пан Разин – пред­во­ди­тель самой мощ­ной Кре­стьян­ской войны «бун­таш­но­го века».

Лубок о восстании С.Разина

Лубок о вос­ста­нии С.Ра­зи­на 

Ос­нов­ны­ми нов­ше­ства­ми в этой об­ла­сти куль­ту­ры стали:

1. Из­да­ние пер­вых пе­чат­ных учеб­ни­ков: «Аз­бу­ки» Ва­си­лия Бур­це­ва (1634), «Грам­ма­ти­ки» Ме­лен­тия Смот­риц­ко­го (1648), «Лек­си­ко­на ре­че­ний языка сла­вен­ска и гре­чес­ка со инеми языки… в на­уче­ние и ра­зу­ме­ние уча­щих­ся» (1650) Епи­фа­ния Сла­ве­нец­ко­го и мно­го­чис­лен­ных учеб­ных «Псал­ты­рей» и «Ча­со­сло­вов».

Грамматика Мелентия Смотрицкого

Грам­ма­ти­ка Ме­лен­тия Смот­риц­ко­го 

2. Со­зда­ния пер­вых част­ных школ при Чу­до­вом мо­на­сты­ре (Фи­ла­рет, 1633), Ан­дре­ев­ском муж­ском мо­на­сты­ре (Ф. Рти­щев, 1646), За­и­ко­но-Спас­ском мо­на­сты­ре (С. По­лоц­кий, 1664), церк­ви Иоан­на Бо­го­сло­ва (Иосиф, 1667), Мос­ков­ском Пе­чат­ном дворе (Ти­мо­фей, 1680) и т. д.

3. Со­зда­ние пер­во­го выс­ше­го учеб­но­го за­ве­де­ния – Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мии (1687), ко­то­рую воз­гла­ви­ли Иоан­ни­кий и Со­фро­ний Ли­ху­ды.В 1694 г. из-за ин­триг иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха До­си­фея, они вы­нуж­де­ны были по­ки­нуть Моск­ву, и ака­де­мию воз­гла­ви­ли их уче­ни­ки, Ни­ко­лай Се­ме­нов и Федор По­ли­кар­пов. В 1699 г. она была пре­об­ра­зо­ва­на в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, пер­вый рек­то­ром ко­то­рой стал Пал­ла­дий Ро­гов­ский.

4. Воз­ник­но­ве­ние пер­вых биб­лио­теч­ных кол­лек­ций пе­чат­ных из­да­ний на рус­ском, ла­тин­ском, гре­че­ском и поль­ском язы­ках у царя Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, пат­ри­ар­ха Ни­ко­на, князя В.В. Го­ли­цы­на, А.Л. Ор­ди­на-На­що­ки­на, А.С. Мат­ве­е­ва и дру­гих.

5. Выход пер­вой ру­ко­пис­ной га­зе­ты «Ку­ран­ты» (1621), ко­то­рая пред­став­ля­ла собой ан­то­ло­гию пе­ре­вод­ных пе­чат­ных из­да­ний, вы­хо­див­ших в раз­ных стра­нах Ев­ро­пы.

 XVII в. стал вре­ме­нем на­коп­ле­ния на­уч­ных зна­ний, про­изо­шел за­мет­ный рост ин­те­ре­са к на­уч­ной ли­те­ра­ту­ре ев­ро­пей­ско­го Воз­рож­де­ния с ее свет­ским под­хо­дом к объ­яс­не­нию мно­гих при­род­ный яв­ле­ний. Имен­но в этот пе­ри­од в Рос­сии по­яв­ля­ют­ся пе­ре­во­ды ряда тру­дов круп­ных ев­ро­пей­ский мыс­ли­те­лей и уче­ных: «О стро­е­нии че­ло­ве­че­ско­го тела» (Е. Сла­ви­нец­кий, 1658), «Ше­стод­нев» (А. Хо­ло­мо­гор­ский, 1663), «Про­хлад­ный вер­то­град» (А. Ни­ки­фо­ров, 1672) и дру­гие.

В тоже время на свет по­яв­ля­ют­ся и ори­ги­наль­ных на­уч­ные трак­та­ты рус­ских ав­то­ров: «Устав рат­ных, пу­шеч­ных и дру­гих дел, ка­са­ю­щий­ся до во­ин­ской науки» (О. Ра­ды­шев­ский, 1621), «Книга сош­но­го пись­ма» (1629), «Фар­мо­ко­пея» (И. Ве­не­дикт­тов, 1682) и дру­гие.

В XVII в. осо­бый ин­те­рес стал про­яв­лять­ся к на­коп­ле­нию и раз­ви­тию гео­гра­фи­че­ских зна­ний, и по­яв­ля­ют­ся «Книга Боль­шо­му чер­те­жу» (1627), «Чер­теж го­ро­дам рус­ским и швед­ским до Ва­ряж­ско­го моря» (1656) «Рос­пись си­бир­ским го­ро­дам и остро­гам» (1640), «Рос­пись мор­ско­го пути вдоль Охот­ско­го моря» (1649), «Го­ду­нов­ский чер­теж» (1667) и дру­гие.

В XVII в. ха­рак­тер­ная для сред­не­ве­ко­вья идео­ло­гия про­ви­ден­ци­а­лиз­ма, объ­яс­няв­шая ис­то­ри­че­ский про­цесс как осу­ществ­ле­ние бо­же­ствен­но­го про­мыс­ла, по­сте­пен­но стала раз­бав­лять­ся по­пыт­ка­ми ра­ци­о­наль­но­го тол­ко­ва­ния ис­то­ри­че­ских со­бы­тий и по­ис­ка ре­аль­ных при­чин их воз­ник­но­ве­ния.

Москва в XVII веке

 Москва в XVII веке 

В цен­тре вни­ма­ния рус­ских ис­то­ри­ков и пуб­ли­ци­стов пер­вой по­ло­ви­ны XVII в. были тра­ги­че­ские со­бы­тия Смуты, ко­то­рой были по­свя­ще­ны: «Новая по­весть о пре­слав­ном Рос­сий­ском цар­стве и Ве­ли­ком го­су­дар­стве Мос­ков­ском», «Плач о пле­не­нии и о ко­неч­ном ра­зо­ре­нии пре­вы­со­ко­го и пре­свет­лей­ше­го Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства в поль­зу и на­ка­за­ние слу­ша­ю­щим», «Ска­за­ние, каких ради гре­хов по­пу­стил гос­подь бог нам пра­вед­ное свое на­ка­за­ние», «Пи­са­ние о пре­став­ле­нии и по­гре­бе­нии князя Ми­ха­и­ла Ва­си­лье­ви­ча Ско­пи­на», «По­весть како вос­хи­ти неправ­дою на Москве цар­ский пре­стол Борис Го­ду­нов», «Ска­за­ние о Гриш­ке От­ре­пье­ве и о по­хож­де­нии его», со­здан­ные в 1610-х гг.

Затем в 1620-х гг. XVII в. были со­зда­ны «Вре­мен­ник» Ивана Ти­мо­фе­е­ва, «Ска­за­ние» или «Ис­то­рия в па­мять преды­ду­щим родам» Ав­ра­амия Па­ли­цы­на, «О псков­ском ра­зо­ре­нии», «О бедах, скор­бях и на­па­стях», «Сло­ве­са» князя Ивана Ан­дре­еви­ча Хво­ро­сти­на и «По­весть» князя Ивана Ми­хай­ло­ви­ча Ка­ты­ре­ва-Ро­стов­ско­го.

В 1630-х г. на свет по­яви­лись «Новый ле­то­пи­сец» или «Ле­то­пись о мно­гих мя­те­жах» и «Си­бир­ское цар­ство и кня­же­ние и о взя­тии», на­пи­сан­ное дья­ком си­бир­ско­го ар­хи­епи­ско­па Сав­вой Еси­по­вым.

Осо­бое место в раз­ви­тии ис­то­ри­че­ских зна­ний сыг­рал зна­ме­ни­тый «Си­ноп­сис» рек­то­ра Ки­е­во-Мо­ги­лян­ской Ду­хов­ной ака­де­мии и на­сто­я­те­ля Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Ин­но­кен­тия Ги­зе­ля, вы­шед­ший тремя из­да­ни­я­ми в 1674 г., 1678 г. и 1680 г.

Во вто­рой по­ло­вине XVII в. вышел еще целый ряд ин­те­рес­ных ис­то­ри­че­ских трак­та­тов, в част­но­сти «Думы по­ли­тич­ны» (1663) Юрия Кри­жа­ни­ча, «Па­мя­ти» Афа­на­сия Ор­ди­на-На­що­ки­на, «Со­зер­ца­ние крат­кое» (1682) Силь­ве­ст­ра Мед­ве­де­ва и «Скиф­ская ис­то­рия» (1692) Ан­дрея Лыз­ло­ва.

 Ли­те­ра­ту­ра

По мне­нию мно­гих ав­то­ров (И. Ере­мин, В. Ан­дри­а­но­ва-Пе­ретц, Д. Ли­ха­чев), са­мы­ми важ­ны­ми нов­ше­ства­ми в рус­ской ли­те­ра­ту­ре того пе­ри­о­да стали: а) рас­про­стра­не­ние свет­ско­го, лич­ност­но­го на­ча­ла в ли­те­ра­ту­ре и ее осво­бож­де­ние от тра­ди­ци­он­ной про­ви­ден­че­ской идео­ло­гии и б) ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие новых ли­те­ра­тур­ных жан­ров.

В жанре де­мо­кра­ти­че­ской са­ти­ры были на­пи­са­ны «Ска­за­ние о куре и ли­си­це», «Служ­ба ка­ба­ку», «Ка­ля­зин­ская че­ло­бит­ная», «По­ве­сти о Карпе Су­ту­ло­ве», «Ска­за­ние о попе Савве и его славе», «По­весть о браж­ни­ках», «По­весть о Ше­мя­ки­ном суде» «По­весть о Ерше Ер­шо­ви­че, сыне Ще­тин­ни­ко­ве».

В жанре бы­то­вой ре­а­ли­сти­че­ской по­ве­сти со­зда­ны «По­весть о Фроле Ско­бе­е­ве», «По­весть о Фоме и Ереме», «По­весть о Савве Груд­цыне», «По­весть о Го­ре-Зло­ча­стии», «По­весть об Ули­ане Осо­рьи­ной», «По­весть о Марфе и Марии» и «По­ве­сти о Твер­ском От­ро­че мо­на­сты­ре».

В жанре ка­зац­кой по­ве­сти по­яви­лись «На­пи­са­ние о по­хо­де Ер­ма­ка Ти­мо­фе­е­ви­ча в Си­бирь» (1623) и «По­весть об Азов­ском взя­тии и си­де­нии» (1641). В жанре ме­му­ар­ной ли­те­ра­ту­ры были со­зда­ны «О Рос­сии в цар­ство­ва­ние Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча» (1664), на­пи­сан­ное по­дья­чим По­соль­ско­го При­ка­за Г.К. Ка­тоши­хи­ным и «Житие про­то­по­па Ав­ва­ку­ма, им самим на­пи­сан­ное» (1680), ав­то­ром ко­то­ро­го был Ав­ва­кум Пет­ров

Новым яв­ле­ни­ем в ли­те­ра­ту­ре стало ста­нов­ле­ние сил­ла­би­че­ско­го сти­хо­сло­же­ния или вир­шей. Наи­бо­лее яр­ки­ми пред­ста­ви­те­ля­ми этого жанра яв­ля­лись:

1. Си­ме­он По­лоц­кий (1629–1680), автор таких по­э­ти­че­ских сбор­ни­ков, как «Обед ду­шев­ный», «Ве­че­ря ду­шев­ная», «Венец веры», «Орел Рос­сий­ский», «Гусль доб­ро­глас­ная», «Вер­то­град мно­го­цвет­ный», «Риф­мо­ло­ги­он, или Сти­хо­слов» и «Псал­тырь риф­мо­твор­ная», а так же двух пьес «Ко­ме­дия-прит­ча о блуд­ном сыне» и «О Но­во­ху­до­но­са­ре-ца­ре».

2. Силь­вестр Мед­ве­дев (1641–1691), перу ко­то­ро­го при­над­ле­жа­ли вирши «Епи­та­фи­он», «При­вет­ство брач­ное Фе­до­ру Алек­се­е­ви­чу», «Плач и уте­ше­ние на смерть Фе­до­ра Алек­се­е­ви­ча», «Под­пи­си к порт­ре­ту ца­рев­ны Софьи», «Вирши на Ве­ли­кую суб­бо­ту», «По­здрав­ле­ние ца­ревне Софье по слу­чаю Пасхи» и по­ле­ми­че­ские и ис­то­ри­че­ские трак­та­ты «Хлеб жи­вот­ный» и «Из­ве­стие ис­тин­ное», «Со­зер­ца­ние крат­кое…» и «Оглав­ле­ние книг и кто их сло­жил».

3. Ка­ри­он Ис­то­мин (1640–1717), автор таких со­чи­не­ний, как «Ка­те­хи­зис», «Ле­то­пи­сец ве­ли­кия земля Рос­сий­ская» «Книга вра­зум­ле­ния», «Едем», «Еклес­сиа» «Стихи на вос­кре­се­ние гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста», «Книга стам­на ду­хо­нос­ная» и эн­цик­ло­пе­ди­че­ский трак­тат в сти­хах «Град цар­ства небес­но­го» или «Полис».

 Ар­хи­тек­ту­ра

Вы­да­ю­щи­ми­ся про­из­ве­де­ни­я­ми рус­ско­го де­ре­вян­но­го зод­че­ства стали цар­ский дво­рец в селе Ко­ло­мен­ском под Моск­вой, по­стро­ен­ный в 1667–1678 гг. под ру­ко­вод­ством Се­ме­на Пет­ро­ва, Ивана Ми­хай­ло­ва и Саввы Де­мен­тье­ва, и ша­тро­вые храмы цер­ковь Иоан­на Пред­те­чи на Ши­ро­ко­вом по­го­сте под Во­лог­дой, Воз­не­сен­ская цер­ковь в Торж­ке и Тро­иц­кий собор под Ар­хан­гель­ском.

Царский дворец в Коломенском

Цар­ский дво­рец в Ко­ло­мен­ском

XVII в. стал вре­ме­нем даль­ней­ше­го раз­ви­тия ка­мен­но­го зод­че­ства, что было вы­зва­но: а) во­ен­но-обо­ро­ни­тель­ны­ми по­треб­но­стя­ми го­су­дар­ства и б) уси­ле­ни­ем цар­ской вла­сти, ав­то­ри­тет и ве­ли­чие ко­то­рой тре­бо­ва­ло осо­бо­го вы­ра­же­ния в мо­ну­мен­таль­ном ка­мен­ном зод­че­стве. По­это­му еще при Бо­ри­се Го­ду­но­ве был со­здан При­каз ка­мен­ных дел.

В 1624–1625 гг. под ру­ко­вод­ством ан­глий­ско­го ар­хи­тек­то­ра Хри­сто­фо­ра Га­ло­вея и рус­ско­го зод­че­го Ба­же­на Огур­цо­ва были воз­ве­де­ны ша­тро­вые пе­ре­кры­тия на Спас­ской и Ни­коль­ской баш­нях. Затем, в 1672–1686 гг., ана­ло­гич­ные пе­ре­кры­тия были воз­двиг­ну­ты над осталь­ны­ми баш­ня­ми Мос­ков­ско­го Крем­ля. Затем ана­ло­гич­ной пе­ре­строй­ке под­верг­лись башни и стены Ка­ля­зин­ско­го, Тро­и­це-Сер­ги­е­ва, Спа­со-Ев­фи­мье­го, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го, Си­мо­но­ва, Но­во­де­ви­чье­го, Дон­ско­го и мно­гих дру­гих мо­на­сты­рей. В 1670–1683 гг. под ру­ко­вод­ством ро­стов­ско­го мит­ро­по­ли­та Ионы Сы­со­е­ви­ча был воз­двиг­нут уни­каль­ный ан­самбль Ро­стов­ско­го мит­ро­по­ли­чье­го двора (Ро­стов­ский кремль), ко­то­рый по праву счи­та­ет­ся ше­дев­ром рус­ской куль­то­вой и кре­пост­ной ар­хи­тек­ту­ры XVII в.

Вы­да­ю­щи­ми­ся свет­ски­ми со­ору­же­ни­я­ми XVII в. были Те­ремной Дво­рец Мос­ков­ско­го Крем­ля (1635–1636), по­стро­ен­ный под ру­ко­вод­ством рус­ских зод­чих Ба­же­на Огур­цо­ва, Тре­фи­ла Ша­ру­ти­на, Ан­ти­па Кон­стан­ти­но­ва и Ла­ри­о­на Уша­ко­ва, Пат­ри­ар­ший дво­рец в Мос­ков­ском Крем­ле, воз­ве­ден­ный в 1642–1656 гг. под ру­ко­вод­ством Дмит­рия Охлеб­ни­на и Авер­кия Мок­е­е­ва, Ца­ри­цы­ны па­ла­ты Сав­ви­но-Сто­ро­же­во­го мо­на­сты­ря под Зве­ни­го­ро­дом (1650–1652), По­теш­ный дво­рец в Мос­ков­ском Крем­ле (1651–1652), Пат­ри­ар­шие па­ла­ты и тра­пез­ная Вал­дай­ско­го Ивер­ско­го мо­на­сты­ря (1552–1556), Ха­мов­ный двор в Москве (1658–1661), Го­сти­ные дворы в Москве (1661–1665) и Ар­хан­гель­ске (1668–1684), Зем­ский При­каз в Москве (1683), Пат­ри­ар­шая тра­пез­ная Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря (1692) и Ар­хи­ерей­ский дом в Суз­да­ле (1694).

Ка­мен­ное куль­то­вое зод­че­ство было пред­став­ле­но тремя ос­нов­ны­ми сти­ля­ми: а) кре­сто­во-ку­поль­ным, б) ша­тро­вым и в) на­рыш­кин­ским.

Среди кре­сто­во-ку­поль­ных хра­мов особо сле­ду­ет от­ме­тить­цер­ковь Воз­не­се­ния в селе Мед­вед­ко­во под Моск­вой (1619–1621), Ка­зан­ский собор на Крас­ной пло­ща­ди в Москве (1626), Успен­скую цер­ковь Алек­се­е­ва мо­на­сты­ря в Уг­ли­че (1628), цер­ковь Тро­и­цы в Ни­кит­ни­ках (1628–1651), цер­ковь Зо­си­мы и Сав­ва­тия в Тро­и­це-Сер­ги­е­вом мо­на­сты­ре (1635–1638), храм Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Пу­тин­ках (1649–1652), Воз­не­сен­ский собор в Устю­ге (1648) и Тро­иц­кий храм в Москве (1642–1648), цер­ковь Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца на Бер­се­нев­ке (1657). Но, без­услов­но, среди этих по­стро­ек осо­бое место за­ни­ма­ет лю­би­мое де­ти­ще пат­ри­ар­ха Ни­ко­на Но­во-Иеру­са­лим­ский мо­на­стырь (1656–1694) и его ка­фед­раль­ный Вос­кре­сен­ский собор (1685).

Несмот­ря на жест­кий за­прет, про­дол­жа­ло успеш­но раз­ви­вать­ся «по­сад­ское» на­прав­ле­ние в куль­то­вом зод­че­стве, от­ли­чи­тель­ной чер­той ко­то­ро­го были ша­тро­вые пе­ре­кры­тия и раз­но­об­раз­ные «узор­чия». Наи­бо­лее ин­те­рес­ны­ми па­мят­ни­ка­ми этого стиля по праву счи­та­ют­ся храм Рож­де­ства в Мед­вед­ко­во (1635), храм Пре­об­ра­же­ния в селе Ост­ров под Моск­вой (1646), цер­ковь Вос­кре­се­ния в Ко­стро­ме (1652), цер­ковь Кось­мы и До­ми­а­на в Са­дов­ни­ках (1657–1662), цер­ковь Воз­не­се­ния в Ро­ма­но­ве-Бо­ри­со­ве (1678), цер­ковь Тро­и­цы в селе Остан­ки­но под Моск­вой (1678–1683), цер­ковь Ни­ко­лы в Ха­мов­ни­ках (1679), цер­ковь Иоан­на Зла­то­уста в Ко­ров­ни­ках (1679) и мно­гие дру­гие.

По мне­нию ряда уче­ных (Н. Во­ро­нин, А. Са­ха­ров, А. Му­ра­вьев), осо­бен­но зримо свет­ское на­ча­ло про­яви­лось в яро­слав­ском куль­то­вом зод­че­стве, где за­каз­чи­ка­ми хра­мов вы­сту­па­ли бо­га­тые ку­пе­че­ские кор­по­ра­ции (Скри­пи­ны, Нежда­нов­ские). Ха­рак­тер­ны­ми па­мят­ни­ка­ми яро­слав­ско­го зод­че­ства яв­ля­ют­ся храм Ильи Про­ро­ка (1647–1650), храм Иоан­на Зла­то­уста на Ко­то­рос­ле (1649–1654), храм Ни­ко­лы Мок­ро­го (1665–1672) и гран­ди­оз­ная цер­ковь Иоан­на Пред­те­чи в Толч­ко­ве (1671–1689), ко­то­рая, по вы­ра­же­нию Н. Во­ро­ни­на, яв­ля­ла собой «ли­ку­ю­щую сим­фо­нию на­род­ной фан­та­зии».

В 1670-х гг. воз­ник новый ар­хи­тек­тур­ный стиль, по­лу­чив­ший на­зва­ние на­рыш­кин­ско­го стиля или мос­ков­ско­го ба­рок­ко. Са­мы­ми зна­чи­тель­ны­ми по­строй­ка­ми этого стиля, во­шед­ши­ми в со­кро­вищ­ни­цу рус­ской куль­ту­ры, были: тра­пез­ная Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря (1689), ко­ло­коль­ня Но­во­де­ви­чье­го мо­на­сты­ря (1690), Успен­ский собор Иоси­фо-Во­лоц­ко­го (1688–1696) и Боль­шой собор Дон­ско­го (1698) мо­на­сты­рей, зда­ние Мос­ков­ско­го Пе­чат­но­го двора (1676), цер­ковь Воз­не­се­ния в селе Уборы (Яков Бу­хво­стов, 1694–1697), Тро­иц­кая цер­ковь в Тро­и­це-Лы­ко­во (Яков Бу­хво­стов, 1698–1704), Кру­тиц­кое по­дво­рье в Москве (Осип Стар­цев, 1693), па­ла­ты дум­но­го дьяка Авер­кия Ки­рил­ло­ва в Москве (1657–1672), Су­ха­ре­ва башня (Ми­ха­ил Чо­гло­ков, 1692–1701) и эта­лон­ный ше­девр мос­ков­ско­го ба­рок­ко цер­ковь По­кро­ва в Филях (1690–1694), по­стро­ен­ная по за­ка­зу Льва Ки­рил­ло­ви­ча На­рыш­ки­на.

Церковь Покрова в Филях

 Цер­ковь По­кро­ва в Филях  

 

Жи­во­пись

В XVII в. даль­ней­шее раз­ви­тие по­лу­чи­ла тех­ни­ка фрес­ко­вой и тем­пер­ной рос­пи­си. Среди наи­бо­лее из­вест­ных про­из­ве­де­ний этого на­прав­ле­ния сле­ду­ет на­звать фрес­ки Кня­жи­на мо­на­сты­ря во Вла­ди­ми­ре (1648), Ар­хан­гель­ско­го со­бо­ра Мос­ков­ско­го крем­ля (1652), Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Спа­со-Ев­фи­мье­го мо­на­сты­ря в Суз­да­ле (1689) и дру­гие.

В ико­но­пи­са­нии по-преж­не­му были силь­ны тра­ди­ции «Стро­га­нов­ской школы», но от­ме­ча­лось су­ще­ствен­ное огруб­ле­ние тех­ни­ки пись­ма и упро­ще­ние ху­до­же­ствен­ных ком­по­зи­ций. Вме­сте с тем, по­яви­лись и опре­де­лен­ные нов­ше­ства: жи­во­пис­цы стали более точно изоб­ра­жать про­стран­ство и на­ча­ли ак­тив­но ис­поль­зо­вать при­е­мы све­то­тех­ни­ки. По мне­нию боль­шин­ства ав­то­ров (И. Гра­барь, А. Му­ра­вьев), выс­ший этап в раз­ви­тии жи­во­пис­но­го ис­кус­ства XVII в. свя­зан с име­нем вы­да­ю­ще­го­ся рус­ско­го ху­дож­ни­ка Се­ме­на Фе­до­ро­ви­ча Уша­ко­ва, воз­глав­ляв­ше­го ар­тель жи­во­пис­цев Ору­жей­ной па­ла­ты Мос­ков­ско­го Крем­ля, ко­то­рой ру­ко­во­дил бо­ярин Бог­дан Мат­ве­е­вич Хит­ро­во.

С. Уша­ков отдал дань ува­же­ния фрес­ко­вой жи­во­пи­си, при­ни­мая ак­тив­ное уча­стие в рос­пи­си Гра­но­ви­той па­ла­ты, Ар­хан­гель­ско­го и Успен­ско­го со­бо­ров Мос­ков­ско­го крем­ля (1660). Но в ис­то­рию рус­ско­го ис­кус­ства С. Уша­ков все же вошел как бле­стя­щий ма­стер стан­ко­вой жи­во­пи­си. Са­мы­ми зна­ме­ни­ты­ми его ико­на­ми яв­ля­ют­ся «Спас Ве­ли­кий Ар­хи­ерей» (1656–1657), «Спас Неру­ко­твор­ный» (1657–1658) «Тро­и­ца» (1671), «На­саж­де­ние древа го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» или «Вла­ди­мир­скую бо­го­ма­терь» (1668), «Ар­хан­гел Ми­ха­ил по­пи­ра­ю­щий диа­во­ла» (1676) и «Тай­ная Ве­че­ря» (1685). С. Уша­ков ока­зал огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие рус­ской жи­во­пи­си и со­здал бле­стя­щую школу жи­во­пис­цев, яр­ки­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ко­то­рой были его уче­ни­ки Гри­го­рий Зи­но­вьев, Тихон Фи­ла­тьев, Ни­ки­та По­ло­вец, Федор Зубов и мно­гие дру­гие.

 «Архангел Михаил попирающий диавола»

«Ар­хан­гел Ми­ха­ил по­пи­ра­ю­щий диа­во­ла»

Кроме того, С. Уша­ков вошел в ис­то­рию рус­ско­го ис­кус­ства и как круп­ный тео­ре­тик, на­пи­сав­ший два трак­та­та «Слово к лю­бот­ща­тель­но­му икон­но­му пи­са­нию» (1667) и «Ал­фа­вит ху­до­жеств» (1673).

На­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми фор­ма­ми изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства в на­ча­ле XVII в. за­рож­да­ет­ся жанр порт­ре­тов-пар­сун. Имен­но в такой жи­во­пис­ной ма­не­ре были на­пи­са­ны пар­су­ны с изоб­ра­же­ни­ем Ивана Гроз­но­го, Ми­ха­и­ла Ва­си­лье­ви­ча Ско­пи­на-Шуй­ско­го, Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча (Еро­фе­ей Елин, 1675), Фе­до­ра Алек­се­е­ви­ча (Лука Смо­ля­нин, 1686), На­та­льи Ки­рил­лов­ны На­рыш­ки­ной, Льва Ки­рил­ло­ви­ча На­рыш­ки­на, Гри­го­рия Пет­ро­ви­ча Го­ду­но­ва, Бо­ри­са Ива­но­ви­ча Реп­ни­на и ряд дру­гих.

Му­зы­ка и театр

В му­зы­каль­ном ис­кус­стве, на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ным мно­го­го­ло­сьем: а) по­яви­лись «канты» – вне­цер­ков­ные му­зы­каль­ные про­из­ве­де­ния и б) воз­ник­ло «пар­те­нос­ное пение» для трех го­ло­сов, бе­ру­щее свои тра­ди­ции в да­ле­кой Ве­не­ции.

В те­ат­раль­ном ис­кус­стве, на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми «мед­ве­жьим» цир­ком, те­ат­ром ско­мо­ро­хов и ку­коль­ным те­ат­ром Пет­руш­ки, по­яв­ля­ет­ся При­двор­ная хо­ро­ми­на (1672–1676), ре­жис­се­ра­ми ко­то­рой были Иоганн Гре­го­ри и Сте­пан Чи­жев­ский. Са­мы­ми за­мет­ны­ми по­ста­нов­ка­ми этого те­ат­ра были «Ар­так­серк­со­во дей­ство», «Юдифь», «Товий», «О блуд­ном сыне», «О Его­рии Храб­ром», «Гре­хо­па­де­ние Адама», «Жа­лоб­ная ко­ме­дия об Адаме и Еве», «Давид и Со­ло­мон» «Малая ко­ме­дия о Ба­язе­те и Та­мер­лане», «Ко­ме­дия о Ба­ху­се с Ве­ну­сом» и дру­гие.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/
  • http://www.youtube.com/watch?v=emi5CiMGjJc
  • http://www.youtube.com/watch?v=Jw7Ps5L-gfI

Файлы