6 класс. Литература. Мифы народов мира. Подвиги Геракла. "Скотный двор царя Авгия". "Яблоки Гесперид."

6 класс. Литература. Мифы народов мира. Подвиги Геракла. "Скотный двор царя Авгия". "Яблоки Гесперид."

Комментарии преподавателя

 1. Введение

На служ­бе у Эв­ри­сфея Ге­ракл со­вер­ша­ет две­на­дцать ве­ли­ких по­дви­гов. Но самым труд­ным счи­та­ет­ся по­след­ний из них: Самым труд­ным по­дви­гом Ге­рак­ла на служ­бе у Эв­ри­сфея был его по­след­ний, две­на­дца­тый по­двиг. Ге­ракл  дол­жен был от­пра­вить­ся к ве­ли­ко­му ти­та­ну Ат­ла­су, ко­то­рый дер­жит на пле­чах небес­ный свод, и до­стать из его садов, за ко­то­ры­ми смот­ре­ли до­че­ри Ат­ла­са Гес­пе­ри­ды, три зо­ло­тых яб­ло­ка. Яб­ло­ки эти росли на зо­ло­том де­ре­ве, вы­ра­щен­ном бо­ги­ней земли Геей в по­да­рок ве­ли­кой Гере в день ее сва­дьбы с Зев­сом.

Огромный змей, охраняющий вход в сады Гесперид 

Рис. 1. Огром­ный змей, охра­ня­ю­щий вход в сады Гес­пе­рид (Ис­точ­ник)

По­че­му же две­на­дца­тый по­двиг Ге­рак­ла ока­зал­ся самым труд­ным? Во-пер­вых, по­то­му что это по­след­ний по­двиг и сил оста­ва­лось очень мало. Во-вто­рых, нужно было узнать до­ро­гу, пре­одо­леть мно­же­ство ис­пы­та­ний, чтобы до­стичь цели.

Пре­жде всего, необ­хо­ди­мо было узнать путь в сады Гес­пе­рид, охра­ня­е­мые дра­ко­ном, ни­ко­гда не смы­кав­шим глаз сном.

Ге­ракл дол­жен был на­пасть врас­плох на мор­ско­го ве­ще­го стар­ца Нерея, когда он вый­дет на берег из мор­ской пу­чи­ны, и узнать у него путь к Гес­пе­ри­дам; кроме Нерея, никто не знал этого пути. Ге­ракл долго искал Нерея. На­ко­нец, уда­лось ему найти стар­ца  на бе­ре­гу моря. Ге­ракл напал на мор­ско­го бога. Труд­на была борь­ба с ним. Чтобы осво­бо­дить­ся от же­лез­ных объ­я­тий Ге­рак­ла, Нерей при­ни­мал все­воз­мож­ные об­ра­зы, но не вы­пус­кал его герой. На­ко­нец, он свя­зал утом­лен­но­го Нерея, и мор­ско­му богу при­ш­лось, чтобы по­лу­чить сво­бо­ду, от­крыть Ге­рак­лу тайну пути в сады Гес­пе­рид. Узнав эту тайну, сын Зевса от­пу­стил мор­ско­го стар­ца и от­пра­вил­ся в да­ле­кий путь.

В этом ис­пы­та­нии Ге­рак­лу при­ш­лось при­ме­нить недю­жин­ную силу.

Врас­плох – неожи­дан­но, вне­зап­но (Тол­ко­вый сло­варь С.И. Оже­го­ва).

Недю­жен­ный – вы­да­ю­щий­ся, вы­де­ля­ю­щий­ся сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми (Тол­ко­вый сло­варь С.И. Оже­го­ва).

Неимо­вер­ная сила по­на­до­би­лась герою, когда он встре­тил­ся с ещё одним ве­ли­ка­ном, Ан­те­ем.  Обыч­но, сто­и­ло про­тив­ни­ка опро­ки­нуть на землю – и он по­вер­жен. Дру­гое дело – Антей, ко­то­рый пи­тал­ся силой от Земли, своей ма­те­ри.

Опять при­ш­лось ему идти через Ливию. Здесь встре­тил он ве­ли­ка­на Антея, сына По­сей­до­на, бога морей, и бо­ги­ни земли Геи, ... Антей за­став­лял всех пут­ни­ков бо­роть­ся с ним и всех, кого по­беж­дал в борь­бе, неми­ло­серд­но уби­вал. Ве­ли­кан по­тре­бо­вал, чтобы и Ге­ракл бо­рол­ся с ним. Нель­зя было по­бе­дить Антея в еди­но­бор­стве, не зная тайны, от­ку­да ве­ли­кан по­лу­чал во время борь­бы все новые и новые силы. Тайна же была та­ко­ва: когда Антей чув­ство­вал, что на­чи­на­ет осла­бе­вать, он при­ка­сал­ся к земле, своей ма­те­ри, и об­нов­ля­лись его силы: он чер­пал их у своей ма­те­ри, ве­ли­кой бо­ги­ни земли. Но сто­и­ло толь­ко ото­рвать Антея от земли и под­нять его на воз­дух, как ис­че­за­ли его силы. Долго бо­рол­ся Ге­ракл с Ан­те­ем. Несколь­ко раз он валил его на землю, но толь­ко при­бав­ля­лось силы у Антея. Вдруг во время борь­бы под­нял мо­гу­чий Ге­ракл Антея вы­со­ко на воз­дух, – ис­сяк­ли  силы сына Геи, и Ге­ракл за­ду­шил его.

Поединок Геракла с Антеем

Рис. 2. По­еди­нок Ге­рак­ла с Ан­те­ем (Ис­точ­ник)

В Егип­те героя под­сте­ре­га­ли новые ис­пы­та­ния:

Там, утом­лен­ный длин­ным путем, уснул он в тени неболь­шой рощи на бе­ре­гу Нила. Уви­дал спя­ще­го Ге­рак­ла царь Егип­та Бу­си­рис, сын По­сей­до­на и до­че­ри Эпафа Ли­си­а­нассы,  и велел свя­зать спя­ще­го героя. Он хотел при­не­сти Ге­рак­ла в жерт­ву отцу его Зевсу. Де­вять лет был неуро­жай в Егип­те; при­шед­ший с Кипра про­ри­ца­тель Фра­сий пред­ска­зал, что пре­кра­тит­ся неуро­жай толь­ко в том слу­чае, если будет Бу­си­рис еже­год­но при­но­сить в жерт­ву Зевсу чу­же­зем­ца. Бу­си­рис велел схва­тить про­ри­ца­те­ля Фра­сия и пер­вым при­нес его в жерт­ву. С тех пор же­сто­кий царь при­но­сил в жерт­ву гро­мо­верж­цу всех чу­же­зем­цев, ко­то­рые при­хо­ди­ли в Еги­пет. При­ве­ли к жерт­вен­ни­ку и Ге­рак­ла, но разо­рвал ве­ли­кий герой ве­рев­ки, ко­то­ры­ми он был свя­зан, и убил у жерт­вен­ни­ка са­мо­го Бу­си­ри­са и сына его Ам­фи­да­ман­та. Так был на­ка­зан же­сто­кий царь Егип­та.

И вот Ге­ракл до­стиг края земли и встре­тил ве­ли­ка­на Ат­ла­са, дер­жа­ще­го небес­ный свод.

- О, ве­ли­кий титан Атлас!  – об­ра­тил­ся к нему Ге­ракл, – я сын Зевса, Ге­ракл. Меня при­слал к тебе Эв­ри­сфей, царь бо­га­тых зо­ло­том Микен. Эв­ри­сфей по­ве­лел мне до­стать у тебя три зо­ло­тых яб­ло­ка с зо­ло­то­го де­ре­ва в садах Гес­пе­рид.

- Я дам тебе три яб­ло­ка, сын Зевса, – от­ве­тил Атлас, – ты же, пока я буду хо­дить за ними, дол­жен встать на мое место и дер­жать на пле­чах своих небес­ный свод. Ге­ракл со­гла­сил­ся.

Атлас, держащий небесный на своих плечах

Рис. 3. Атлас, дер­жа­щий небес­ный на своих пле­чах (Ис­точ­ник)

В мифе под­чер­ки­ва­ет­ся нече­ло­ве­че­ское на­пря­же­ние героя, когда он дер­жал небес­ный свод:

Страш­но да­ви­ла тя­жесть на мо­гу­чие плечи Ге­рак­ла. Он со­гнул­ся под тя­же­стью неба, его му­ску­лы взду­лись, как горы, пот по­крыл все его тело от на­пря­же­ния, но нече­ло­ве­че­ские силы и по­мощь бо­ги­ни Афины дали ему воз­мож­ность дер­жать небес­ный свод до тех пор, пока не вер­нул­ся Атлас с тремя зо­ло­ты­ми яб­ло­ка­ми.

Не толь­ко сила по­тре­бо­ва­лась Ге­рак­лу. На хит­рость Ат­ла­са Ге­ракл от­ве­тил хит­ро­стью. Не хотел Атлас снова дер­жать небес­ный свод, а хотел пе­ре­ло­жить его на плечи Ге­ракл

Вер­нув­шись, Атлас ска­зал герою:

- Вот три яб­ло­ка, Ге­ракл; если хо­чешь, я сам от­не­су их в Ми­ке­ны, а ты по­дер­жи до моего воз­вра­ще­ния небес­ный свод; потом я вста­ну опять на свое место. Ге­ракл понял хит­рость Ат­ла­са,  понял, что хочет титан со­всем осво­бо­дить­ся от сво­е­го тя­же­ло­го труда, и про­тив хит­ро­сти при­ме­нил хит­рость.

- Хо­ро­шо, Атлас, я со­гла­сен! - от­ве­тил Ге­ракл. - Толь­ко поз­воль мне пре­жде сде­лать себе по­душ­ку, я по­ло­жу ее на плечи, чтобы не давил их так ужас­но небес­ный свод.

Атлас встал опять на свое место и взва­лил на плечи тя­жесть неба. Ге­ракл же под­нял лук и кол­чан со стре­ла­ми, взял свою па­ли­цу и зо­ло­тые яб­ло­ки и ска­зал:

- Про­щай, Атлас! Я дер­жал свод неба, пока ты ходил за яб­ло­ка­ми Гес­пе­рид, вечно же нести на пле­чах своих всю тя­жесть неба я не хочу.

С этими сло­ва­ми Ге­ракл ушел от ти­та­на, и снова при­ш­лось Ат­ла­су дер­жать, как и пре­жде, на мо­гу­чих пле­чах своих небес­ный свод. Ге­ракл же вер­нул­ся к Эв­ри­сфею и отдал ему зо­ло­тые яб­ло­ки. Эв­ри­сфей по­да­рил их Ге­рак­лу, а он по­да­рил яб­ло­ки своей по­кро­ви­тель­ни­це, ве­ли­кой до­че­ри Зевса Афине-Пал­ла­де. Афина вер­ну­ла яб­ло­ки Гес­пе­ри­дам, чтобы вечно оста­ва­лись они в их  садах.

Па­ли­ца – древ­нее (с эпохи па­лео­ли­та) удар­ное или ме­та­тель­ное ору­жие из проч­ных и тя­же­лых сор­тов де­ре­ва, позже с ка­мен­ным или брон­зо­вым на­вер­ши­ем.  (Эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь).

После сво­е­го две­на­дца­то­го по­дви­га Ге­ракл осво­бо­дил­ся от служ­бы у Эв­ри­сфея, но на этом ис­пы­та­ния его не за­кон­чи­лись…

А что с ним про­изо­шло даль­ше,  вы мо­же­те про­чи­тать са­мо­сто­я­тель­но.

Какие же ка­че­ства сде­ла­ли  Ге­рак­ла ве­ли­чай­шим ге­ро­ем Древ­ней Гре­ции?  С одной сто­ро­ны – му­же­ство, сила, стой­кость, а  с дру­гой – ува­же­ние к воле богов, ум, хит­рость, сме­кал­ка. Имен­но эти нрав­ствен­ные ка­че­ства це­ни­лись древни­ми лю­дь­ми. Имен­но та­ко­вы­ми были их пред­став­ле­ния о добре и зле, о спра­вед­ли­во­сти.

Мно­гие по­ня­тия и об­ра­зы за­им­ство­ва­ло че­ло­ве­че­ство у Древ­ней Гре­ции. Вспом­ним устой­чи­вые вы­ра­же­ния-фра­зео­ло­гиз­мы: «па­ни­че­ский страх», «олим­пий­ское спо­кой­ствие», «ти­та­ни­че­ский труд», «си­зи­фов труд» и мно­гие дру­гие.

Фра­зео­ло­гизм – устой­чи­вое вы­ра­же­ние с са­мо­сто­я­тель­ным зна­че­ни­ем, близ­ким к иди­о­ма­ти­ма­ти­че­ско­му (Тол­ко­вы сло­варь С.И.)

Про­чи­тав мифы, вы не толь­ко узна­е­те ис­то­рию их по­яв­ле­ния, но и бу­де­те знать,  как и когда их можно упо­треб­лять в речи.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/literatura/6-klass/mify-narodov-mira/podvigi-gerakla-yabloki-gesperid

http://www.youtube.com/watch?v=02IMjQ4ND9Y

http://skazanie.info/jabloki-gesperid

http://cs1-26v4.vk-cdn.net/p8/506f095d9da311.mp3?extra=79hFcLYQY7n8fDFNemh_GTM4B0gU4BfO0kuW9x-Y-M0Nm8rCI-aTnuuJgbCIDbGqhgNA9bf5AVXOSAtVIGp-0kzQCCdZwyWZUg4XjINDNv221Q-pt2S2NhOcE-RQDcFf0sGsgBCcbHrijw

http://festival.1september.ru/articles/649597/

 

Файлы