4 класс. Окружающий мир. Зона арктических пустынь.

4 класс. Окружающий мир. Зона арктических пустынь.

Комментарии преподавателя

 Арктика

Арк­ти­ка – это огром­ное про­стран­ство Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на с мо­ря­ми и ост­ро­ва­ми, на ко­то­рых на­хо­дят­ся арк­ти­че­ские пу­сты­ни (рис. 1).

Рис. 1. Арк­ти­ка (Ис­точ­ник)

Сол­неч­ные лучи толь­ко сколь­зят по их по­верх­но­сти, давая мало тепла, по­то­му что солн­це ни­ко­гда не под­ни­ма­ет­ся здесь вы­со­ко (рис. 2).

Рис. 2. Солн­це Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

В Арк­ти­ке очень су­ро­вый кли­мат: снег и лед лежат почти весь год, зима очень длин­ная и мо­роз­ная (до -60°), дуют ура­ган­ные ветры, по несколь­ко недель под­ряд бу­шу­ет пурга. С се­ре­ди­ны ок­тяб­ря солн­ца уже не видно – на­чи­на­ет­ся дол­гая по­ляр­ная ночь (длит­ся до 5 ме­ся­цев). Ино­гда по время по­ляр­ной ночи воз­ни­ка­ют по­ляр­ные си­я­ния, ко­то­рые длят­ся от несколь­ких минут до несколь­ких суток и бы­ва­ют на­столь­ко об­шир­ны­ми, что их света до­ста­точ­но даже для чте­ния (рис. 3).

Рис. 3. По­ляр­ное си­я­ние (Ис­точ­ник)

В конце фев­ра­ля по­яв­ля­ет­ся солн­це и на­чи­на­ет при­бы­вать день. А с се­ре­ди­ны мая до се­ре­ди­ны июня солн­це со­всем не скры­ва­ет­ся – на­сту­па­ет по­ляр­ный день. Но даже в это время тем­пе­ра­ту­ра под­ни­ма­ет­ся лишь на несколь­ко гра­ду­сов выше нуля.

 Растительный мир арктических пустынь

Ост­ро­ва на­столь­ко бедны рас­ти­тель­но­стью, что их на­зы­ва­ют арк­ти­че­ски­ми пу­сты­ня­ми. На кам­нях встре­ча­ют­ся мох, ли­шай­ни­ки, по­ляр­ный мак и неко­то­рые дру­гие рас­те­ния (рис. 4–6).

Рис. 4. Мхи на камне (Ис­точ­ник)

Рис. 5. Ли­шай­ни­ки на камне (Ис­точ­ник)

Рис. 6. По­ляр­ный мак (Ис­точ­ник)

Все рас­те­ния здесь – кар­ли­ки, их вы­со­та не более 10 см, толь­ко по­ляр­ная ива до­сти­га­ет 1 м (рис. 7).

Рис. 7. По­ляр­ная ива (Ис­точ­ник)

Но все рас­те­ния, за­щи­ща­ясь от хо­ло­да и ветра, вы­нуж­де­ны при­жи­мать­ся к земле.

 Животный мир арктических пустынь

Море кор­мит всех оби­та­те­лей ле­дя­ной зоны. В бо­га­той кис­ло­ро­дом и уг­ле­кис­лым газом воде ак­тив­но раз­мно­жа­ют­ся во­до­рос­ли и рачки – пер­вое звено пи­ще­вой цепи арк­ти­че­ской зоны (рис. 8).

Рис. 8. Мор­ские во­до­рос­ли, рачки и дру­гие оби­та­те­ли оке­а­на (Ис­точ­ник)

Ими кор­мят­ся рыбы и птицы. Птицы со­би­ра­ют­ся в боль­шие стаи, се­лят­ся на ска­лах, и, несмот­ря тес­но­ту и чис­лен­ность стаи, каж­дая птица без­оши­боч­но на­хо­дит свое гнез­до (рис. 9).

Рис. 9. Гнез­до­ва­ние кайр (Ис­точ­ник)

Кайры – шум­ные птицы, ко­то­рые гнез­дят­ся на от­вес­ных ска­лах, куда не может до­брать­ся ни один зверь (рис. 10).

Рис. 10. Кайры (Ис­точ­ник)

Кайры вы­си­жи­ва­ют толь­ко по од­но­му яйцу ко­ну­со­об­раз­ной формы (такая форма предо­хра­ня­ет яйцо от па­де­ния с вы­со­ких скал). Когда пте­нец под­рас­та­ет, кайра сбра­сы­ва­ет его в воду, где на­чи­на­ет­ся его взрос­лая жизнь: кайры – от­лич­ные плов­цы и ны­ряль­щи­ки (в воде раз­ви­ва­ют ско­рость до 20 км/ч, до­сти­гая глу­би­ны 140 м).

Чайки также при­спо­со­би­лись к усло­ви­ям Арк­ти­ки: они от­лич­но ле­та­ют, хо­ро­шо пла­ва­ют, но плохо ны­ря­ют (рис. 11).

Рис. 11. Чайки (Ис­точ­ник)

На неко­то­рых ост­ро­вах можно уви­деть огром­ное ко­ли­че­ство ту­пи­ков (рис. 12).

Рис. 12. Ту­пи­ки (Ис­точ­ник)

Это кра­си­вые мол­ча­ли­вые птицы с необыч­ным клю­вом. Для про­жи­ва­ния они вы­би­ра­ют ост­ро­ва с тол­стым слоем торфа, в ко­то­ром с по­мо­щью ког­ти­стых лап и клю­вов роют себе гнез­да. Тупик – пре­крас­ный до­быт­чик: он может на­хо­дить­ся под водой до 30 се­кунд, го­ня­ясь за рыбой, и при­но­сить в гнез­до до 10 рыбок за один раз.

Еще одна цепь пи­та­ния – это во­до­рос­ли – рачки – киты (рис. 13).

Рис. 13. Кит (Ис­точ­ник)

Эти огром­ные жи­вот­ные пре­крас­но при­спо­со­би­лись к жизни в ле­дя­ной зоне: во­до­не­про­ни­ца­е­мая шкура и тол­стый слой жира под ней за­щи­ща­ют их от хо­ло­да.

Тю­ле­ни – еще одни оби­та­те­ли Арк­ти­ки, живут и на суше, и в воде (рис. 14).

Рис. 14. Тю­ле­ни (Ис­точ­ник)

Они от­лич­ные плов­цы. Им нужно до 16 кг пищи в день. В конце зимы у тю­ле­ней по­яв­ля­ют­ся на свет бе­ло­снеж­ные де­те­ны­ши – бель­ки. Белый цвет по­мо­га­ет ма­лы­шам пря­тать­ся, мас­ки­ру­ясь под снег, чтобы спа­стись от вра­гов, в первую оче­редь от бе­ло­го мед­ве­дя. А взрос­лые тю­ле­ни спа­са­ют­ся от сво­е­го глав­но­го врага в воде, ведь на суше они мед­ли­тель­ны и неук­лю­жи.

Бе­ло­го мед­ве­дя на­зы­ва­ют царем Арк­ти­ки, ве­ли­ким пу­те­ше­ствен­ни­ком и охот­ни­ком (рис. 15).

Рис. 15. Белый мед­ведь (Ис­точ­ник)

Этот зверь ве­ли­ко­леп­но при­спо­со­бил­ся к жизни в ле­дя­ной зоне: он быстр и ловок на суше и в воде, силен, у него от­лич­ный нюх, гу­стая белая шерсть и ши­ро­кие лапы с ост­ры­ми ког­тя­ми. Как и у всех оби­та­те­лей Арк­ти­ки, у него неболь­шие уши – чтобы не от­мерз­ли. Сам­ки-ма­мы на зиму за­ле­га­ют в снеж­ные бер­ло­ги, где у них рож­да­ют­ся мед­ве­жа­та (чаще всего мед­ве­жат двое, они ма­лень­кие, раз­ме­ром с ру­ка­вич­ку). Ма­ма-мед­ве­ди­ца кор­мит их и со­гре­ва­ет. Вес­ной мед­ве­жа­та вый­дут из бер­ло­ги, но еще два года мед­ве­ди­ца будет учить своих де­те­ны­шей ло­вить рыбу, охо­тить­ся на тю­ле­ней и мно­го­му дру­го­му (рис. 16).

Рис. 16. Белая мед­ве­ди­ца с де­те­ны­ша­ми (Ис­точ­ник)

Жи­вот­ный мир Арк­ти­ки уни­ка­лен. На ост­ро­ве Вран­ге­ля был со­здан за­по­вед­ник – здесь наи­боль­шие скоп­ле­ния мор­жей (рис. 17).

Рис. 17. Морж (Ис­точ­ник)

Бивни моржа – уни­вер­саль­ное ору­дие в до­бы­че пищи и ору­жие при обо­роне от врага, а также знак от­ли­чия (у кого самые боль­шие и мощ­ные бивни, тот и глав­ный). На морде моржа есть гу­стые усы – виб­риссы – с по­мо­щью ко­то­рых они отыс­ки­ва­ют пищу на дне моря (рис. 18).

Рис. 18. Виб­риссы на морде моржа (Ис­точ­ник)

Еще в этом за­по­вед­ни­ке можно уви­деть ов­це­бы­ков (рис. 19).

 

Рис. 19. Ов­це­бы­ки (Ис­точ­ник)

 Заповедник на острове Врангеля

Ко­гда-то они оби­та­ли на тер­ри­то­рии Рос­сии, но потом ис­чез­ли, и уче­ные за­вез­ли их на ост­ров Вран­ге­ля из Се­вер­ной Аме­ри­ки (так со­хра­ня­ют ред­кие и ис­че­за­ю­щие виды жи­вот­ных).

А еще этот за­по­вед­ник на­зы­ва­ют ро­диль­ным домом белых мед­ве­дей – мед­ве­ди­цы при­хо­дят сюда со всех угол­ков Арк­ти­ки, уче­ные на­счи­ты­ва­ют до 250 бер­лог за год.

Дол­гие годы Арк­ти­ка манит к себе людей, ко­то­рые, рискуя жиз­нью, в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях изу­ча­ют ее про­сто­ры, со­став­ля­ют карты (рис. 20).

Рис. 20. Ис­сле­до­ва­те­ли Арк­ти­ки (Ис­точ­ник)

 Исследования Арктики

На дрей­фу­ю­щих льди­нах ор­га­ни­зо­вы­ва­ют по­ляр­ные стан­ции, где живут и ра­бо­та­ют уче­ные-по­ляр­ни­ки. Они на­блю­да­ют за по­го­дой, рас­ти­тель­ным и жи­вот­ным миром Арк­ти­ки (рис. 21).

Рис. 21. По­ляр­ная стан­ция (Ис­точ­ник)

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/4-klass/undefined/zona-arkticheskih-pustyn?seconds=0&chapter_id=852

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=ZLtt-o_SbSI

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=LiSPqju2XOU

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=Et6u1KblZRY

источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=cIyP18OYDDs

источник презентации - http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/10/11/prezentatsiya-zona-arkticheskikh-pustyn

Файлы