Внешняя политика России в конце XV – XVI вв. История России. 10 класс.

Внешняя политика России в конце XV – XVI вв. История России. 10 класс.

Свержение ига. Внешняя политика Руси в конце XV в. Русская церковь в конце XV в. Видеоурок.

Комментарии преподавателя

Внешняя политика Руси в конце XV в. Свержение ига. Русская церковь в конце XV в.

Успе­хи объ­еди­ни­тель­ной по­ли­ти­ки Ивана III поз­во­ли­ли ему за­нять­ся ре­ше­ни­ем на­бо­лев­ших внеш­не­по­ли­ти­че­ских про­блем. Ос­нов­ны­ми на­прав­ле­ния внеш­ней по­ли­ти­ки в тот пе­ри­од были:

1) Во­сточ­ное, в част­но­сти вза­и­мо­от­но­ше­ния с хан­ства­ми, воз­ник­ши­ми на об­лом­ках Зо­ло­той Орды — Ка­зан­ском (1438 г.), Аст­ра­хан­ском (1459 г.) и Крым­ским (1455 г.);

2) За­пад­ное — борь­ба с Поль­шей и Лит­вой за воз­вра­ще­ние всех рус­ских зе­мель в лоно Моск­вы и борь­ба с Ли­во­ни­ей и Шве­ци­ей за выход в Бал­тий­ское море.

Для од­но­вре­мен­но­го ре­ше­ния всех внеш­не­по­ли­ти­че­ских задач сил и средств явно не хва­та­ло, по­это­му пер­во­на­чаль­но было вы­бра­но самое при­о­ри­тет­ное на­прав­ле­ние — свер­же­ние ор­дын­ско­го ига.

 Та­та­ры. Ста­рин­ная ли­то­гра­фия

На­ча­ло этому про­цес­су было по­ло­же­но в 1472 г., когда мос­ков­ская рать раз­гро­ми­ла под Алек­си­ным Аст­ра­хан­скую Орду хана Амата, став­шую пра­во­пре­ем­ни­цей Зо­ло­той Орды. Ито­гом этой по­бе­ды стало сна­ча­ла су­ще­ствен­ное со­кра­ще­ние суммы «ор­дын­ско­го вы­хо­да» в Сарай, а затем и пол­ный отказ от его вы­пла­ты в 1476 г.

Желая вос­ста­но­вить дан­ни­че­ские от­но­ше­ния с Моск­вой, хан Ахмат, за­клю­чив во­ен­ный союз с Ка­зи­ми­ром IV, пошел по­хо­дом на Русь. В ав­гу­сте 1480 г. он по­до­шел к по­гра­нич­ной реке Угре, где за­слон на гра­ни­це с Лит­вой дер­жа­ла мос­ков­ская рать во главе с сыном ве­ли­ко­го князя Ива­ном Мо­ло­дым. В те­че­ние двух ме­ся­цев та­та­ры без­успеш­но пы­та­лись фор­си­ро­вать Угру, но в на­ча­ле но­яб­ря «несо­ло­но хле­бав­ши» по­вер­ну­ли вспять. Это со­бы­тие, от­ра­жен­ное в рус­ских ле­то­пи­сях как «Сто­я­ние на Угре», при­ня­то счи­тать ко­неч­ной датой су­ще­ство­ва­ния ор­дын­ско­го ига на Руси.

 Сто­я­ние на Угре

Рус­ско-ли­тов­ские по­гра­нич­ные войны

В конце 1480-х гг. ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ем внеш­ней по­ли­ти­ки Моск­вы ста­но­вит­ся поль­ско-ли­тов­ское на­прав­ле­ние. В этот пе­ри­од, осо­бен­но после свер­же­ния ор­дын­ско­го ига, мно­гие удель­ные кня­зья по­гра­нич­ных рус­ско-ли­тов­ских кня­жеств из ди­на­стий Рю­ри­ко­ви­чей и Ге­ди­ми­но­ви­чей (Обо­лен­ские, Тру­бец­кие, Во­ро­тын­ские, Одо­ев­ские) стали явоч­ным по­ряд­ком пе­ре­хо­дить на служ­бу к ве­ли­ко­му мос­ков­ско­му князю и го­су­да­рю всея Руси, при­зна­вая его не толь­ко своим сю­зе­ре­ном, но и го­су­да­рем.

Этот пе­ре­ход верхне-ок­ских и чер­ни­го­во-се­вер­ских кня­зей под власть Моск­вы стал при­чи­ной Пер­вой по­гра­нич­ной рус­ско-ли­тов­ской войны 1487–1494 гг., в ходе ко­то­рой, одер­жав ряд убе­ди­тель­ных побед, Иван III вы­ну­ди­ла но­во­го ве­ли­ко­го ли­тов­ско­го князя Алек­сандра Ка­зи­ми­ро­ви­ча (1492–1506 гг.) под­пи­сать вы­год­ный для себя мир­ный до­го­вор, по ко­то­ро­му Литва при­зна­ва­ла все тер­ри­то­ри­аль­ные при­об­ре­те­ния Моск­вы по­след­них лет, в част­но­сти Вя­зем­ское кня­же­ство.

Сра­же­ние рус­ских с ли­тов­ца­ми

В 1500 г. на­ча­лась Вто­рая рус­ско-ли­тов­ская война, ко­то­рая сразу озна­ме­но­ва­лась круп­ной по­бе­дой рус­ских войск под ко­ман­до­ва­ни­ем кня­зей Да­ни­и­ла Щени и Ивана Во­ро­тын­ско­го над гет­ма­ном Кон­стан­ти­ном Остро­гож­ским на реке Вед­ро­ши близ До­ро­го­бу­жа (14 июля 1500 г). В со­здав­ших­ся усло­ви­ях ве­ли­кий ли­тов­ский князь пошел на за­клю­че­ние во­ен­но­го союза с ли­вон­ца­ми, од­на­ко это ему не по­мог­ло. В на­ча­ле 1501 г. рус­ская армия под ко­ман­до­ва­ни­ем во­е­во­ды Да­ни­и­ла Щени на­нес­ла кре­сто­нос­цам со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние под Дерп­том, что в оче­ред­ной раз за­ста­ви­ло Литву сесть за стол пе­ре­го­во­ров. В 1503 г. между во­ю­ю­щи­ми сто­ро­на­ми было под­пи­са­но ше­сти­лет­нее пе­ре­ми­рие и за­клю­чен новый до­го­вор, по ко­то­ро­му Литва при­зна­ла за Моск­вой все за­во­е­ван­ные ею чер­ни­го­во-се­вер­ские и смо­лен­ские земли.

Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь в конце XV в.

Эпоха прав­ле­ния Ивана III стала вре­ме­нем ост­рей­ших ре­ли­ги­оз­ных спо­ров и ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния раз­но­об­раз­ных ере­сей (стри­голь­ни­ков, жи­дов­ству­ю­щих), ко­то­рые воз­ник­ли еще во вто­рой по­ло­вине XIV в. в Нов­го­ро­де, Пско­ве и дру­гих рус­ских го­ро­дах.

Офи­ци­аль­ная цер­ковь в лице бу­ду­щих во­ждей «иоси­ф­лян­ства», нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Ген­на­дия Гон­зо­ва и игу­ме­на Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря Иоси­фа Во­лоц­ко­го, на­ча­ла ярост­ную борь­бу про­тив ере­ти­ков, и в 1490 г. Цер­ков­ный собор в Москве осу­дил «жи­дов­ству­ю­щих». Од­на­ко эта ересь ока­за­лась очень жи­ву­чей и скоро про­ник­ла во дво­рец са­мо­го ве­ли­ко­го князя: но­вы­ми ли­де­ра­ми пар­тии ере­ти­ков стали вид­ные рус­ские ди­пло­ма­ты, по­соль­ские дьяки Федор и Иван Ку­ри­ци­ны, го­су­да­рев «пись­мен­ник» Иван Чер­ный и даже невест­ка ве­ли­ко­го князя Елена Во­ло­шан­ка. Более того, в ереси об­ви­ня­ли и мит­ро­по­ли­та Зо­си­му (1490–1494 гг.), ко­то­рый под дав­ле­ни­ем своих недоб­ро­же­ла­те­лей вы­нуж­ден был оста­вить мит­ро­по­ли­чий пре­стол. Пер­во­на­чаль­но Иван III не вни­кал в бо­го­слов­ские споры и под­дер­жи­вал ере­ти­ков, по­сколь­ку они вы­сту­па­ли про­тив цер­ков­но­го зем­ле­вла­де­ния и не по­ку­ша­лись на пре­ро­га­ти­вы свет­ской вла­сти. Од­на­ко затем под жест­ким дав­ле­ни­ем но­во­го мит­ро­по­ли­та Си­мо­на (1495–1511 гг.) и осо­бен­но Ген­на­дия Гон­зо­ва и Иоси­фа Во­лоц­ко­го ере­ти­ки были от­лу­че­ны от двора и по­са­же­ны в тем­ни­цу. Позд­нее неко­то­рые из них были каз­не­ны, а Елена Во­ло­шан­ка и ее сын Дмит­рий тайно умерщ­вле­ны.

Пре­по­доб­ные Иосиф Во­лоц­кий и Нил Сор­ский

Конец XV в. стал вре­ме­нем рож­де­ния двух ос­нов­ных на­прав­ле­ний рус­ской цер­ков­ной мысли, по­лу­чив­ших в рус­ской ис­то­рио­гра­фии на­зва­ние нес­тя­жа­те­лей и иоси­ф­лян. Ли­де­ром пер­вой груп­пи­ров­ки стал быв­ший монах Ки­рил­ло-Бе­ло­озер­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Нил Сор­ский (1434–1508 гг.), а идей­ным во­ждем вто­рой груп­пи­ров­ки — вли­я­тель­ный на­сто­я­тель Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря пре­по­доб­ный Иосиф Санин (Во­лоц­кий) (1440–1521 гг.).

В ли­бе­раль­ной и со­вет­ской ис­то­рио­гра­фии сло­жи­лось устой­чи­вое пред­став­ле­ние о том, что по своим идей­ным уста­нов­кам дви­же­ние нес­тя­жа­те­лей было близ­ко к ере­ти­кам. Од­на­ко по­след­ние ис­сле­до­ва­ния (Р. Скрын­ни­ков, В. Ко­жи­нов, Я. Лурье) убе­ди­тель­но до­ка­за­ли, что и Нил Сор­ский, и Иосиф Во­лоц­кий ярост­но бо­ро­лись про­тив ере­ти­ков и были со­ав­то­ра­ми зна­ме­ни­то­го бо­го­слов­ско­го трак­та­та «Про­све­ти­тель». Но по от­но­ше­нию к свет­ской вла­сти и про­бле­ме мо­на­стыр­ско­го зем­ле­вла­де­ния их по­зи­ции были диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­ны­ми.

Идео­ло­ги­че­ской ос­но­вой нес­тя­жа­тель­ства стала уче­ние ис­и­хаз­ма, ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми ко­то­рой были мо­на­хи зна­ме­ни­то­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря Гри­го­рий Си­на­ит и его уче­ник Гри­го­рий Па­ла­ма. От­вер­гая сил­ло­гиз­мы как путь по­зна­ния ис­ти­ны, ис­их­а­сты утвер­жда­ли, что разум уби­ва­ет веру, и что ис­тин­ный хри­сти­а­нин со­вер­шен­ству­ет­ся не через раз­мыш­ле­ние, а через са­мо­углуб­ле­ние и без­мол­вие. По­это­му Па­и­сий Яро­сла­вов, Нил Сор­ский и их уче­ни­ки при­зы­ва­ли пра­во­слав­ных хри­сти­ан уйти от мир­ской суеты и бо­гат­ства, ис­кренне по­ла­гая, что толь­ко ни­ще­та и без­мол­вие яв­ля­ют­ся един­ствен­но вер­ным спо­со­бом до­сти­же­ния иде­а­ла ду­хов­ной жизни.

Идео­ло­ги иоси­ф­лян­ства Ген­на­дий Гон­зов и Иосиф Во­лоц­кий вы­сту­па­ли как по­бор­ни­ки иного ре­ли­ги­оз­но­го иде­а­ла. В мо­на­ше­ской жизни они ясно усмат­ри­ва­ли ее со­ци­аль­ное пред­на­зна­че­ние. По­это­му ре­ши­тель­но от­вер­гая стя­жа­ние как сред­ство лич­но­го обо­га­ще­ния, они не менее ре­ши­тель­но от­ста­и­ва­ли зе­мель­ную соб­ствен­ность и бо­гат­ства мо­на­стыр­ской об­щи­ны, рас­смат­ри­вая их как сред­ства воз­рож­де­ния цер­ков­ной жизни и бла­го­тво­ри­тель­но­сти. Кроме того, в от­ли­чие от нес­тя­жа­те­лей, иоси­ф­ляне вы­сту­па­ли с по­зи­ций при­о­ри­те­та ду­хов­ной вла­сти над свет­ской, став ро­до­на­чаль­ни­ка­ми идеи рус­ско­го тео­кра­тиз­ма.

В пе­ри­од острой борь­бы нес­тя­жа­те­лей и иоси­ф­лян ро­ди­лась зна­ме­ни­тая док­три­на «Москва — тре­тий Рим», ав­то­ром ко­то­рой стал монах псков­ско­го Ели­а­за­ро­ва мо­на­сты­ря Фи­ло­фей. Имен­но эта кон­цеп­ция рус­ско­го пра­во­сла­вия, ос­но­ван­ная на жест­ком про­ти­во­сто­я­нии с ка­то­ли­че­ской цер­ко­вью, и ста­нет вско­ре офи­ци­аль­ной го­су­дар­ствен­ной док­три­ной са­мо­дер­жа­вия и Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://www.youtube.com/watch?v=sX5Nul7jEBQ
  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/

Файлы