Культура Руси в XIII – XV вв. История России. 10 класс.

Культура Руси в XIII – XV вв. История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Культура Руси XIII - XIV вв.

В ре­зуль­та­те мон­голь­ско­го на­ше­ствия на Русь были утра­че­ны за­ме­ча­тель­ные па­мят­ни­ки древ­не­рус­ской куль­ту­ры. В огне по­жа­ров по­гиб­ли про­из­ве­де­ния ар­хи­тек­то­ров и ху­дож­ни­ков, ле­то­пис­цев и ре­мес­лен­ни­ков. Мно­гие та­лант­ли­вые ма­сте­ра были угна­ны в ор­дын­ский плен. Неко­му было пе­ре­дать новым по­ко­ле­ни­ям ко­пив­ши­е­ся дол­гие годы тра­ди­ции ре­мес­ла и зод­че­ства. На­при­мер, в те­че­ние пя­ти­де­ся­ти лет после мон­голь­ско­го на­ше­ствия на Руси не стро­и­ли ка­мен­ных зда­ний. Ушло в про­шлое ис­кус­ство бе­ло­ка­мен­ной резь­бы. Юве­ли­ры на­все­гда утра­ти­ли сек­рет пе­ре­го­род­ча­той эмали. Во Вла­ди­ми­ре, Киеве и дру­гих го­ро­дах на время пре­кра­ти­лось ле­то­пи­са­ние. Даже в Нов­го­ро­де и Пско­ве, до ко­то­рых мон­го­лы не дошли, куль­тур­ная жизнь слов­но за­мер­ла.  «По­гиб­ла наша кра­со­та, бо­гат­ство наше до­ста­лось дру­гим, дело на­ше­го труда до­ста­лось по­га­ным», – го­ре­вал один из пи­са­те­лей того вре­ме­ни. 

По­сте­пен­ное воз­рож­де­ние куль­ту­ры рус­ских зе­мель на­ча­лось в конце XIII века. За­но­во от­стра­и­ва­лись го­ро­да. В Твери, Нов­го­ро­де, Москве, а потом и в дру­гих го­ро­дах снова на­ча­ли со­ору­жать ка­мен­ные зда­ния. Воз­рож­да­лось ре­мес­ло, со­зда­ва­лись новые ле­то­пи­си. 

Книги на Руси по-преж­не­му были ру­ко­пис­ны­ми. Их пе­ре­пи­сы­ва­ли как в круп­ных го­ро­дах – Москве, Нов­го­ро­де, Твери, так и в неболь­ших. Ме­ня­лись пра­ви­ла пись­ма и на­пи­са­ние букв. В XIV веке на­ча­ли ис­поль­зо­вать не толь­ко при­ня­тый ранее шрифт устав, но и по­лу­устав. На­пи­са­ние его букв было не таким стро­гим, они могли иметь на­клон, бук­вен­ная стро­ка стала менее ров­ной. Сам про­цесс пись­ма зна­чи­тель­но уско­рил­ся. Те­перь писец успе­вал сде­лать за день го­раз­до боль­ше. С конца XIV века стала рас­про­стра­нять­ся ско­ро­пись – буквы на­ча­ли пи­сать слит­но. Кроме того, ско­ро­пись до­пус­ка­ла со­кра­ще­ние слов. 

Полуустав

  По­лу­устав

В XIV веке на Руси по­яви­лась бу­ма­га, ко­то­рую при­во­зи­ли из Ита­лии и Фран­ции. Она сто­и­ла де­шев­ле пер­га­мен­та, на ней было удоб­нее пи­сать. По­яв­ле­ние бу­ма­ги при­ве­ло к тому, что книг стало го­раз­до боль­ше. 

Одним из самых круп­ных пи­са­те­лей Руси конца XIV – на­ча­ла XV века был монах Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря Епи­фа­ний Пре­муд­рый. Часть жизни он про­вел также в Москве и Твери. Епи­фа­ний был одним из луч­ших книж­ных пис­цов сво­е­го вре­ме­ни, укра­шал книги вы­ра­зи­тель­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми. Он тща­тель­но со­би­рал све­де­ния о ве­ли­ких со­вре­мен­ни­ках, об осо­бен­но­стях при­ро­ды и жизни людей в раз­ных рус­ских зем­лях. Епи­фа­ний писал свои про­из­ве­де­ния свое­об­раз­ным ви­ти­е­ва­тым язы­ком, что сви­де­тель­ство­ва­ло, как по­ла­га­ли тогда, об осо­бой уче­но­сти ав­то­ра. Его перу при­над­ле­жат жития Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, Дмит­рия Дон­ско­го. Епи­фа­ний не слу­чай­но об­ра­тил­ся к име­нам тех, кто сыг­рал такую вид­ную роль в воз­рож­де­нии стра­ны, борь­бе за ее сво­бо­ду. После Ку­ли­ков­ской битвы тема ге­ро­и­че­ско­го по­дви­га ее участ­ни­ков стала ве­ду­щей в рус­ской ли­те­ра­ту­ре. 

Епифаний Премудрый

 Епи­фа­ний Пре­муд­рый

В Москве была на­пи­са­на ле­то­пис­ная по­весть о борь­бе с Ма­ма­ем. Она по­лу­чи­ла ши­ро­кую из­вест­ность и вошла в со­став мно­гих ле­то­пис­ных сво­дов. Автор по­ве­сти воз­да­вал долж­ное лич­но­му му­же­ству Дмит­рия Дон­ско­го. «Хочу как сло­вом, так и делом, быть впе­ре­ди всех и перед всеми сло­жить свою го­ло­ву за бра­тьев и за всех хри­сти­ан; тогда и осталь­ные, уви­дев это, ста­нут с усер­ди­ем про­яв­лять свое му­же­ство», – го­во­рит князь своим спо­движ­ни­кам перед бит­вой. Автор ле­то­пис­ной по­ве­сти не толь­ко рас­ска­зы­вал о ге­ро­и­че­ских по­дви­гах, но и ана­ли­зи­ро­вал при­чи­ны по­бе­ды над Ма­ма­ем. В его взгля­дах от­ра­зи­лось ми­ро­воз­зре­ние жи­те­лей рус­ских зе­мель того вре­ме­ни. По мне­нию пи­са­те­ля, по­бе­да на Ку­ли­ко­вом поле пред­опре­де­ле­на Бо­жьей волей, а кня­зем Дмит­ри­ем дви­жет, пре­жде всего, лю­бовь к Богу и пра­во­слав­ной церк­ви. Бо­же­ствен­ное на­ча­ло, иде­а­лы хри­сти­ан­ско­го слу­же­ния людям по­мо­га­ли жи­те­лям Руси укре­пить свой дух в эпоху тя­же­лых ис­пы­та­ний, они на­хо­ди­ли их в чи­сто­те и свя­то­сти ре­ли­гии. 

В конце XIV века по­яви­лись пер­вые по­э­ти­че­ские про­из­ве­де­ния о Ку­ли­ков­ской битве, ко­то­рые в даль­ней­шем со­ста­ви­ли об­шир­ный ли­те­ра­тур­ный цикл – «За­дон­щи­ну». Как пред­по­ла­га­ют уче­ные, на­ча­ло ему по­ло­жи­ла песня, со­чи­нен­ная ря­зан­ским бо­яри­ном Со­фо­ни­ем. Он был хо­ро­шо зна­ком с древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­рой, «За­дон­щи­на» пе­ре­кли­ка­ет­ся со «Сло­вом о полку Иго­ре­ве». «А уже со­ко­лы и кре­че­ты, бе­ло­зер­ские яст­ре­бы… воз­ле­та­ли они под синие небе­са, за­гре­ме­ли зо­ло­ты­ми ко­ло­коль­чи­ка­ми на быст­ром Доне, хотят на­пасть на мно­гие стаи гу­си­ные и ле­бе­ди­ные. Это бо­га­ты­ри, рус­ские удаль­цы, хотят на­пасть на ве­ли­кие силы царя Мамая».

«Сказание о Мамаевом побоище»

«Ска­за­ние о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще»

Вы­да­ю­щи­е­ся па­мят­ни­ки ар­хи­тек­ту­ры были со­зда­ны после воз­об­нов­ле­ния ка­мен­но­го стро­и­тель­ства зод­чи­ми Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Пер­вым из них стала цер­ковь Ни­ко­лы на Липне. Она была по­стро­е­на в конце XIII века непо­да­лё­ку от го­ро­да на ост­ров­ке среди болот («липны»). Эта неболь­шая од­но­гла­вая цер­ковь ка­жет­ся строй­ной и воз­вы­шен­ной. Но при этом она со­хра­ня­ет ха­рак­тер­ные для нов­го­род­ских хра­мов черты, род­ня­щие их с кре­пост­ны­ми, обо­ро­ни­тель­ны­ми со­ору­же­ни­я­ми. 

В XIV веке нов­го­род­цы вы­ра­бо­та­ли осо­бый ар­хи­тек­тур­ный стиль, наи­бо­лее яр­ки­ми па­мят­ни­ка­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся церк­ви Фе­до­ра Стра­ти­ла­та и Спаса на Ильине улице. Эти по­строй­ки не столь зна­чи­тель­ны по раз­ме­рам, как, на­при­мер, Со­фий­ский собор. Про­сто­та их форм со­че­та­ет­ся с ве­ли­че­ствен­но­стью. Стены укра­ша­лись очень скром­но, более на­ряд­ны­ми были главы церк­вей. Стро­и­те­ли ис­поль­зо­ва­ли самые раз­ные ма­те­ри­а­лы: в ход шли из­вест­ня­ко­вые плиты, ва­лу­ны, кир­пич. Это при­да­ва­ло по­строй­кам осо­бое свое­об­ра­зие. 

За­рож­де­ние ка­мен­но­го стро­и­тель­ства в Москве от­но­сит­ся ко вре­ме­ни прав­ле­ния Ивана Ка­ли­ты. По его при­ка­зу в связи с пе­ре­ез­дом мит­ро­по­ли­та Петра по­стро­и­ли пер­вый (потом были и дру­гие) Успен­ский собор. Князь хотел по­ка­зать, что Москва стала ду­хов­ным цен­тром рус­ских зе­мель. Зна­ме­ни­тый Успен­ский собор во Вла­ди­ми­ре слов­но пе­ре­дал эс­та­фе­ту сво­е­му мос­ков­ско­му со­бра­ту. 

Успенский собор (Москва)

Успен­ский собор (Москва)

Во вре­ме­на Ивана Ка­ли­ты по­стро­и­ли Бла­го­ве­щен­ский собор, ко­то­рый стал усы­паль­ни­цей мос­ков­ских кня­зей. К концу XIV века Мос­ков­ский Кремль был за­стро­ен мно­же­ством од­но­гла­вых бе­ло­ка­мен­ных хра­мов. Стал фор­ми­ро­вать­ся непо­вто­ри­мый ар­хи­тек­тур­ный облик глав­но­го го­ро­да Руси. К со­жа­ле­нию, по­строй­ки XIV века не дошли до наших дней. 

Наши пред­ки стре­ми­лись бе­реж­но от­но­сить­ся к ар­хи­тек­тур­но­му на­сле­дию про­шло­го. При этом они не про­сто изу­ча­ли и в чем-то по­вто­ря­ли ста­рин­ные об­раз­цы. В конце XIV века было пред­при­ня­то вос­ста­нов­ле­ние древ­них со­ору­же­ний во Вла­ди­ми­ре, Пе­ре­я­с­лав­ле-За­лес­ском, Ро­сто­ве. 

Воз­рож­де­ние ико­но­пи­си свя­за­но с име­нем при­гла­шен­но­го на Русь ви­зан­тий­ско­го ма­сте­ра Фе­о­фа­на Грека. Он сумел со­еди­нить в своем твор­че­стве об­раз­цы ви­зан­тий­ско­го ис­кус­ства и вы­ра­бо­тан­ные рус­ски­ми ма­сте­ра­ми при­е­мы. В конце XIV века Фе­о­фан ра­бо­тал в Нов­го­ро­де и Москве, изу­чал вла­ди­мир­скую ико­но­пись.  Кисти ху­дож­ни­ка при­над­ле­жат иконы Дон­ской Бо­го­ма­те­ри, Свя­тых Петра и Павла, Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Фе­о­фан рас­пи­сы­вал также стены хра­мов. Осо­бен­но силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­во­дят его фрес­ки в Нов­го­род­ской церк­ви Спаса на Ильине улице. Со­здан­ные ху­дож­ни­ком об­ра­зы ка­жут­ся су­ро­вы­ми, даже гроз­ны­ми, при этом они на­пол­не­ны оду­хо­тво­рен­но­стью, слов­но све­тят­ся из­нут­ри. 

У Фе­о­фа­на Грека учи­лись мно­гие рус­ские ху­дож­ни­ки. Самым та­лант­ли­вым из них был Ан­дрей Руб­лев. Фе­о­фан и его уче­ни­ки пре­об­ра­зи­ли убран­ство рус­ской церк­ви. На пе­ре­го­род­ке, от­де­ля­ю­щей глав­ное место в церк­ви – ал­тарь – от осталь­ной ее части, ху­дож­ни­ки со­зда­ли ико­но­стас. На нем в несколь­ко рядов были по­ме­ще­ны иконы. Те­перь они при­об­ре­ли стро­гий пря­док, об­ра­зо­ва­ли еди­ную ком­по­зи­цию. 

Пе­ре­жив тя­же­лую эпоху мон­голь­ско­го на­ше­ствия, рус­ский народ начал воз­рож­дать свою куль­ту­ру. Ли­те­ра­ту­ра и изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство XIII-XIV веков были про­ник­ну­ты стрем­ле­ни­ем к вы­со­ким ду­хов­ным иде­а­лам, идеей борь­бы за осво­бож­де­ние Ро­ди­ны. 

Культура Московской Руси.

Пре­одо­ле­вая мест­ные куль­тур­ные осо­бен­но­сти, в XV веке воз­ни­ка­ла еди­ная рус­ская куль­ту­ра. Имен­но в этот пе­ри­од скла­ды­ва­лись ее непо­вто­ри­мые са­мо­быт­ные на­ци­о­наль­ные  черты.

Зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся круг про­блем, ко­то­рые ин­те­ре­со­ва­ли де­я­те­лей  рус­ской куль­ту­ры и ис­кус­ства. Глав­ной темой мно­гих ху­до­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний стало укреп­ле­ние мощи еди­но­го го­су­дар­ства. Но в то же время все боль­ший ин­те­рес про­яв­лял­ся к семье, че­ло­ве­ку, его внут­рен­не­му миру.

 Осво­бож­де­ние от ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства и со­зда­ние еди­но­го го­су­дар­ства  дали воз­мож­ность рас­ши­рить куль­тур­ные кон­так­ты Рос­сии с дру­ги­ми стра­на­ми.

Креп­ну­щая ве­ли­ко­кня­же­ская власть по­лу­чи­ла в пер­вой чет­вер­ти XVI века свое обос­но­ва­ние в «Ска­за­ни­ях о кня­зьях Вла­ди­мир­ских». В его ос­но­ве ле­жа­ли две ле­ген­ды. Одна из них утвер­жда­ла, что мос­ков­ские кня­зья вели свое про­ис­хож­де­ние от Ав­гу­ста. В дру­гой рас­ска­зы­ва­лось, как ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Кон­стан­тин Мо­но­мах пе­ре­дал ки­ев­ско­му князю Вла­ди­ми­ру Все­во­ло­до­ви­чу цар­ские ре­га­лии. Эти ле­ген­ды обос­но­вы­ва­ли право  мос­ков­ских ве­ли­ких кня­зей как на­след­ни­ков ки­ев­ских кня­зей и рим­ских им­пе­ра­то­ров на са­мо­дер­жав­ную власть.

Шапка Мономаха

 Шапка Мо­но­ма­ха

Тогда же офор­ми­лась идея о Москве как о «тре­тьем Риме». Она была сфор­му­ли­ро­ва­на мо­на­хом Фи­ло­фе­ем  в по­сла­ни­ях к Ва­си­лию III. Со­глас­но взгля­дам Фи­ло­фея ми­ро­вой центр хри­сти­ан­ства по­сле­до­ва­тель­но пе­ре­ме­щал­ся из Рима «вет­хо­го» во «вто­рой Рим» – Кон­стан­ти­но­поль, а от­ту­да в «тре­тий Рим» – Моск­ву. Москва оста­лась верна пра­во­сла­вию, была «тре­тьим Римом», «а чет­вер­то­му Риму не бы­вать», – за­вер­ша­ет свои рас­суж­де­ния Фи­ло­фей. В тео­рии «Москва – тре­тий Рим» во­пло­ти­лось враж­деб­ное от­но­ше­ние  к ино­зем­но­му вли­я­нию, со­дер­жа­лась про­по­ведь на­ци­о­наль­ной ис­клю­чи­тель­но­сти.

В  XV веке воз­ро­ди­лось об­ще­рус­ское ле­то­пи­са­ние. Тро­иц­кая ле­то­пись была со­став­ле­на в на­ча­ле XV века. Мос­ков­ские ле­то­пис­цы про­ве­ли боль­шую ра­бо­ту по объ­еди­не­нию и об­ра­бот­ке раз­роз­нен­ных мест­ных ле­то­пи­сей. Около 1418 года при уча­стии мит­ро­по­ли­та Фотия было пред­при­ня­то со­став­ле­ние новой ле­то­пи­си, глав­ной идей ко­то­рой было един­ство Руси.

Во мно­гих рус­ских го­ро­дах про­дол­жа­ли со­став­лять ле­то­пи­си, рас­ска­зы­вав­шие о важ­ней­ших со­бы­ти­ях в жизни стра­ны. При этом у наших пред­ков стал уси­ли­вать­ся ин­те­рес к жизни дру­гих стран и на­ро­дов. По­яви­лись «хро­но­гра­фы», рас­ска­зы­вав­шие о все­мир­ной ис­то­рии. Пер­вый из них со­ста­вил в се­ре­дине XV века вы­хо­дец из Сер­бии Па­хо­мий Ло­го­фет. Он по­ла­гал, что все ос­нов­ные со­бы­тия в ис­то­рии раз­ных стран и на­ро­дов про­ис­хо­дят по Бо­жьей воле. 

Ав­то­ры ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний XV века про­дол­жа­ли об­ра­щать­ся к теме Ку­ли­ков­ской битвы. Вос­по­ми­на­ние о по­бе­де князя Дмит­рия Дон­ско­го рож­да­ло на­деж­ду на окон­ча­тель­ное осво­бож­де­ние стра­ны от ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства. Осо­бен­но зна­ме­ни­тым было «Ска­за­ние о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще». Его автор, имени ко­то­ро­го мы не знаем, вос­хи­щал­ся по­дви­гом рус­ских во­и­нов. Он хо­ро­шо изу­чил ис­то­рию – вста­вил в книгу имена ре­аль­ных ге­ро­ев. Речь шла при этом не толь­ко о князе и дру­гих знат­ных людях, но также и о ря­до­вых участ­ни­ках сра­же­ния. Был автор и фан­та­зе­ром – в угоду ин­те­ре­сам го­су­дар­ства и церк­ви пе­ре­ина­чи­вал неко­то­рые со­бы­тия. 

Сказание о Мамаевом побоище

Ска­за­ние о Ма­ма­е­вом по­бо­и­ще

Все чаще рус­ские люди со­вер­ша­ли пу­те­ше­ствия в да­ле­кие стра­ны. При­клю­че­ния в неве­до­мых краях опи­сы­ва­лись в «хож­де­ни­ях», ко­то­рые с увле­че­ни­ем чи­та­ли на Руси. Три года про­жил в да­ле­кой Индии твер­ской купец Афа­на­сий Ни­ки­тин. Лю­бо­зна­тель­но­го пу­те­ше­ствен­ни­ка ин­те­ре­со­ва­ло бук­валь­но все в жизни ин­дий­цев. Он изу­чил их язык, куль­тур­ные и ре­ли­ги­оз­ные тра­ди­ции, об­ще­ствен­ное устрой­ство. Все это Ни­ки­тин опи­сал в увле­ка­тель­ной книге «Хож­де­ние за три моря», ко­то­рую за­кан­чи­вал сло­ва­ми: «А Рус­скую землю Бог да со­хра­нит! На этом свете нет стра­ны по­доб­ной ей!» 

Афанасий Никитин

 Афа­на­сий Ни­ки­тин

Гра­мот­ные люди лю­би­ли чи­тать увле­ка­тель­ные по­ве­сти. Мно­гие из них от­ли­ча­лись за­ни­ма­тель­ным сю­же­том. На­при­мер, в одной по­ве­сти рас­ска­зы­ва­лось о че­ло­ве­ке, ко­то­рый слу­чай­но ока­зал­ся об­ла­да­те­лем чу­до­твор­ной иконы. Лука, так звали героя про­из­ве­де­ния, начал хо­дить с ней из го­ро­да в город. Икона по­мо­га­ла людям, а вла­де­лец с ее по­мо­щью на­би­вал себе кар­ман. И «вышел в люди», да еще как: по­ста­вил хо­ро­мы, завел слуг, стал за­ка­ты­вать пиры. Навел Лука стра­ху на всю окру­гу, даже кня­же­ские слу­жи­лые люди его по­ба­и­ва­лись. Но один хит­рец под видом за­ба­вы на­тра­вил на него мед­ве­дя, ко­то­рый чуть не до смер­ти намял вы­скоч­ке бока. Лука опом­нил­ся, пре­кра­тил раз­гуль­ную жизнь, а на свои день­ги по­стро­ил мо­на­стырь. Из этой по­ве­сти видно, что пи­са­те­ли стре­ми­лись не толь­ко раз­влечь, но и вос­пи­тать сво­е­го чи­та­те­ля. 

Культура Московской Руси. Развитие живописи и архитектуры.

К на­ча­лу XV века от­но­сит­ся рас­цвет твор­че­ства вы­да­ю­ще­го­ся рус­ско­го ху­дож­ни­ка Ан­дрея Руб­ле­ва (он ро­дил­ся около 1360 года, умер в 1430 году). Мы уже знаем о том, что он был самым та­лант­ли­вым уче­ни­ком Фе­о­фа­на Грека. О жизни Руб­ле­ва из­вест­но немно­гое. Он был мо­на­хом Тро­и­це-Сер­ги­е­ва, а потом Спа­со-Ан­д­рон­ни­ко­ва мо­на­сты­рей. Рас­пи­сы­вал храмы. Ра­бо­тал также в Москве, Вла­ди­ми­ре, Дмит­ро­ве, Зве­ни­го­ро­де. Жиз­нен­ный путь, стра­да­ния са­мо­го та­лант­ли­во­го ху­дож­ни­ка Руси скры­ты от нас тьмою веков. 

Андрей Рублев

 Ан­дрей Руб­лев

Пер­вое ле­то­пис­ное упо­ми­на­ние о твор­че­стве ху­дож­ни­ка от­но­сит­ся к 1405 году. Он при­ни­мал уча­стие в рос­пи­си Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра в Москве. Здесь Руб­лев тру­дил­ся вме­сте с Фе­о­фа­ном Гре­ком над со­зда­ни­ем ико­но­ста­са. Тво­ре­ние ви­зан­тий­ско­го и рус­ско­го ху­дож­ни­ков по­ра­зи­ло со­вре­мен­ни­ков, стало об­раз­цом для мно­гих дру­гих хра­мов Руси. Не слу­чай­но о со­зда­нии ико­но­ста­са Бла­го­ве­щен­ско­го со­бо­ра упо­мя­нул ле­то­пи­сец. Вме­сте с ху­дож­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным Руб­лев ра­бо­тал в Успен­ском со­бо­ре Вла­ди­ми­ра. Его кисти при­над­ле­жат несколь­ко кар­тин и фре­сок. Осо­бен­но вы­ра­зи­тель­на фрес­ка «Ше­ствие пра­вед­ни­ков в рай». Лица свя­тых, на­пи­сан­ные Руб­ле­вым, ис­пол­не­ны внут­рен­не­го до­сто­ин­ства и бла­го­род­ства, их фи­гу­рам при­да­на уди­ви­тель­ная гра­ция. Для работ ху­дож­ни­ка ха­рак­тер­но ис­поль­зо­ва­ние мяг­ких, спо­кой­ных жи­во­пис­ных тонов. Вер­ши­ной твор­че­ства ве­ли­ко­го ма­сте­ра яв­ля­ет­ся икона «Тро­и­ца». Она была на­пи­са­на в 1425-1427 годах для Тро­иц­ко­го со­бо­ра Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря. Мно­гие счи­та­ют эту икону самым ве­ли­ким тво­ре­ни­ем древ­не­рус­ской жи­во­пи­си. «Тро­и­ца» на­пол­не­на живым чув­ством, необы­чай­ной оду­хо­тво­рен­но­стью. На ней изоб­ра­же­ны три ан­ге­ла, си­дя­щие за тра­пе­зой. На столе чаша с жерт­вой – го­ло­вой яг­нен­ка. Юно­ше­ские фи­гу­ры ан­ге­лов скло­ни­лись перед сим­во­лом жерт­вы, невин­но про­ли­той крови. Икона несет идею мира и че­ло­ве­ко­лю­бия, вы­со­кой нрав­ствен­ной чи­сто­ты. Иконы и фрес­ки, на­пи­сан­ные Ан­дре­ем Руб­ле­вым, стали об­раз­цом для рус­ских ико­но­пис­цев. 

«Троица»

 «Тро­и­ца»

Ра­бо­ты зна­ме­ни­то­го ху­дож­ни­ка вто­рой по­ло­ви­ны XV века Ди­о­ни­сия по­ка­зы­ва­ют нам, что ико­но­пи­сец мог от­ра­зить не толь­ко ду­хов­ные, от­вле­чен­ные по­ня­тия. Ди­о­ни­сий вы­пол­нял за­ка­зы мит­ро­по­ли­та и ве­ли­ко­го князя. На своих ико­нах он сумел по­ка­зать и уси­ле­ние Моск­вы, и рост вли­я­ния ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти. Изоб­ра­жая Хри­ста, бла­го­слов­ля­ю­ще­го ос­но­ва­ние го­ро­да, мит­ро­по­ли­тов, на­хо­дя­щих­ся среди тех, кто окру­жа­ет Бо­го­ро­ди­цу, ху­дож­ник слов­но под­чер­ки­вал незыб­ле­мость Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства.  Мно­гих ле­ген­дар­ных во­и­нов и му­че­ни­ков Ди­о­ни­сий по­ка­зы­вал с ко­пья­ми в руках, в до­спе­хах, они на­по­ми­на­ли мо­гу­чих бо­га­ты­рей, го­то­вых встать на за­щи­ту своей земли. 

Ико­но­пис­ные про­из­ве­де­ния XV века стали вер­ши­ной древ­не­рус­ской жи­во­пи­си.  

В XV веке ве­ду­щим цен­тром рус­ско­го зод­че­ства стала Москва. Во вто­рой по­ло­вине сто­ле­тия по при­ка­зу Ивана III была пред­при­ня­та ос­но­ва­тель­ная пе­ре­строй­ка Крем­ля. Гран­ди­оз­ные ра­бо­ты на­ча­лись с по­строй­ки но­во­го Успен­ско­го со­бо­ра. Он дол­жен был за­ме­нить ста­рое зда­ние, со­ору­жен­ное ещё при Иване Ка­ли­те. Но почти за­кон­чен­ный новый собор, воз­ве­ден­ный мос­ков­ски­ми зод­чи­ми, рух­нул. При­чи­ной этого стало пло­хое ка­че­ство стро­и­тель­но­го рас­тво­ра и от­ме­чен­ное в ле­то­пи­си зем­ле­тря­се­ние. Тогда для воз­ве­де­ния со­бо­ра был при­гла­шен из Ита­лии зна­ме­ни­тый ар­хи­тек­тор Ари­сто­тель Фи­о­ра­ван­ти. Перед тем как при­сту­пить к стро­и­тель­ству, он по за­да­нию ве­ли­ко­го князя по­ехал во Вла­ди­мир, а затем – в Нов­го­род. Там ита­льян­ский зод­чий вни­ма­тель­но изу­чил зна­ме­ни­тые ар­хи­тек­тур­ные па­мят­ни­ки Руси. Про­ек­ти­руя собор в Москве, он ис­поль­зо­вал ста­рин­ные об­раз­цы, глав­ным из ко­то­рых стал вла­ди­мир­ский Успен­ский собор.  Фи­о­ра­ван­ти на­ла­дил в Москве вы­пуск кир­пи­ча, на­учил рус­ских ма­сте­ров го­то­вить проч­ный рас­твор, поль­зо­вать­ся раз­лич­ны­ми при­бо­ра­ми – и стро­и­тель­ство на­ча­лось. Оно про­дол­жа­лось с 1475 по 1479 год (зимой тогда стро­и­тель­ные ра­бо­ты не вели). Тво­ре­ние Фи­о­ра­ван­ти вошло в число наи­бо­лее вы­да­ю­щих­ся ше­дев­ров рос­сий­ской ар­хи­тек­ту­ры. Успен­ский собор стал глав­ным со­ору­же­ни­ем Моск­вы, сим­во­лом Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства, об­раз­цом для дру­гих по­стро­ек сво­е­го вре­ме­ни. 

Успенский собор Московского Кремля

Рис. 3. Успен­ский собор Мос­ков­ско­го Крем­ля

Вско­ре в Крем­ле были со­ору­же­ны Бла­го­ве­щен­ский и Ар­хан­гель­ский со­бо­ры, ко­ло­коль­ня Ивана Ве­ли­ко­го, Гра­но­ви­тая па­ла­та – трон­ный зал, пред­на­зна­чен­ный для при­е­ма ино­стран­ных по­слов. В их по­строй­ке так же при­ни­ма­ли уча­стие ита­льян­ские ар­хи­тек­то­ры (Але­виз Новый, Пьет­ро Ан­то­нио Со­ла­ри и дру­гие). 

Из­ме­ни­лись и обо­ро­ни­тель­ные укреп­ле­ния. На смену бе­ло­ка­мен­ным при­шли стены из крас­но­го кир­пи­ча. Оформ­ле­ние башен, зуб­цов род­нит крем­лев­ские стены с кре­по­стя­ми Ита­лии. 

В об­ли­ке Мос­ков­ско­го Крем­ля сли­лись тра­ди­ции древ­не­рус­ско­го зод­че­ства и ма­стер­ство ита­льян­ских ар­хи­тек­то­ров эпохи Воз­рож­де­ния. 

В это же время в Москве на­чи­на­ли стро­ить ка­мен­ные дома, при­над­ле­жав­шие от­дель­ным людям. На­при­мер, кир­пич­ные па­ла­ты со­ору­ди­ли для себя один из куп­цов и мит­ро­по­лит. Так было по­ло­же­но на­ча­ло ка­мен­ной за­строй­ке в го­ро­дах. 

По­яв­ля­ет­ся еще одна черта в рус­ской ар­хи­тек­ту­ре – со­ору­же­ние церк­вей «под звоны», когда звон­ни­ца рас­по­ла­га­лась над хра­мом, а над ней – глава. По та­ко­му об­раз­цу псков­ски­ми зод­чи­ми была по­стро­е­на Ду­хов­ная цер­ковь Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря. Празд­нич­ность храму при­да­ет от­дел­ка из зе­ле­ных, крас­ных и ко­рич­не­вых из­раз­цов. 

Стены и башни Мос­ков­ско­го Крем­ля были по­стро­е­ны с уче­том по­след­них до­сти­же­ний во­ен­ной тех­ни­ки того вре­ме­ни. По­это­му они по­слу­жи­ли об­раз­цом для обо­ро­ни­тель­ных со­ору­же­ний дру­гих го­ро­дов Рос­сии. Го­су­дар­ство на­ча­ло стро­и­тель­ство несколь­ких кре­по­стей. Ру­ко­во­дил им Пуш­кар­ский при­каз. 

На за­пад­ных гра­ни­цах го­су­дар­ства, «на немец­ком ру­бе­же», в 1492 году был воз­ве­ден Иван­го­род. Он имел ред­кую для того вре­ме­ни чет­кую, пра­виль­ную пла­ни­ров­ку. Укреп­ля­лись также земли, под­вер­гав­ши­е­ся на­па­де­ни­ям «ка­зан­цев». В на­ча­ле XVI века ка­мен­ный кремль был по­стро­ен в Ниж­нем Нов­го­ро­де. На южных гра­ни­цах, за Окой, там, где на­чи­на­лись степ­ные до­ро­ги в Крым, со­ору­жа­лись целые линии кре­по­стей для за­щи­ты от на­бе­гов «крым­цев». Вско­ре и здесь по­яви­лись мощ­ные ка­мен­ные кре­по­сти – в Туле, Ко­ломне, За­рай­ске. 

Нижегородский кремль

 Ни­же­го­род­ский кремль

Рус­ские го­ро­да по­сте­пен­но оде­ва­лись в «ка­мен­ный наряд». Рус­ская куль­ту­ра от­ра­зи­ла ос­нов­ные со­бы­тия ис­то­рии Мос­ков­ской Руси (осво­бож­де­ние от ор­дын­ской за­ви­си­мо­сти и со­зда­ние Рос­сий­ско­го го­су­дар­ства). Ос­но­вой ду­хов­но­го раз­ви­тия стра­ны стало воз­рож­де­ние куль­тур­ных и го­су­дар­ствен­ных тра­ди­ций до­мон­голь­ской Руси, утвер­жде­ние пра­во­слав­ной веры. В то же время куль­ту­ра рус­ско­го на­ро­да обо­га­ща­лась обы­ча­я­ми и до­сти­же­ни­я­ми дру­гих на­ро­дов. Все это за­кла­ды­ва­ло ос­но­вы рос­сий­ской ци­ви­ли­за­ции.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://www.youtube.com/watch?v=ZfeNI4FHR8Y
  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/

 

Файлы