11 класс. Биология. Биотические факторы

11 класс. Биология. Биотические факторы

Комментарии преподавателя

 Классификация биотических факторов среды

Вли­я­ние ор­га­низ­мов друг на друга может при­ни­мать раз­ные формы.

Био­ти­че­ские фак­то­ры вли­я­ют на живые ор­га­низ­мы прямо или кос­вен­но. К фак­то­рам пря­мо­го вли­я­ния от­но­сят тро­фи­че­ские, то­пи­че­ские, фо­ри­че­ские и фаб­ри­че­ские фак­то­ры.

 Трофические факторы

Тро­фи­че­ские фак­то­ры – это фак­то­ры вклю­че­ния ор­га­низ­ма в цепь пи­та­ния (или тро­фи­че­скую сеть). То есть на­ли­чие пред­ста­ви­те­лей видов, ко­то­рые яв­ля­ют­ся пищей для дан­но­го вида, и на­ли­чие видов, ко­то­рые ис­поль­зу­ют дан­ный вид в ка­че­стве пищи.

Ис­поль­зо­вать­ся в пищу могут как живые, так и мерт­вые су­ще­ства или про­дук­ты их жиз­не­де­я­тель­но­сти (рис. 1).

Рис. 1. Тро­фи­че­ские (пи­ще­вые) связи: одним живые ор­га­низ­мы пи­та­ют­ся дру­ги­ми (лев – зеб­рой, гриф – пав­шей ан­ти­ло­пой, цапля – рыбой)

На­при­мер, божья ко­ров­ка, пи­та­ю­ща­я­ся тлей, волк, охо­тя­щий­ся на зайца – это все при­ме­ры тро­фи­че­ских свя­зей между ви­да­ми.

 Топические факторы

То­пи­че­ские фак­то­ры – фак­то­ры ме­сто­оби­та­ния – живые ор­га­низ­мы яв­ля­ют­ся ме­сто­оби­та­ни­ем или вли­я­ют на усло­вие оби­та­ния дру­го­го вида. 

Ель, за­те­няя почву, вы­тес­ня­ет све­то­лю­би­вые рас­те­ния из-под своих крон. Ра­ко­об­раз­ные по­се­ля­ют­ся на коже китов, мхи и ли­шай­ни­ки рас­по­ла­га­ют­ся на коре де­ре­вьев. Все эти ор­га­низ­мы свя­за­ны друг с дру­гом то­пи­че­ски­ми свя­зя­ми (рис. 2).

Рис. 2. То­пи­чес­ке связи: одни су­ще­ства оби­та­ют на дру­гих (мор­ские же­лу­ди – на коже кита, ли­шай­ни­ки – на коре де­ре­вьев) или не могут жить рядом с дру­ги­ми (све­то­лю­би­вые рас­те­ния не вы­жи­ва­ют под елью)

 Форические факторы

Фо­ри­че­скиефак­то­ры – фак­то­ры пе­ре­но­са – про­стран­ствен­ное пе­ре­ме­ще­ние пред­ста­ви­те­ля­ми одних видов пред­ста­ви­те­лей дру­гих видов.

В этой роли обыч­но вы­сту­па­ют жи­вот­ные, при­но­ся­щие се­ме­на, споры, пыль­цу рас­те­ний. Так, ши­пас­тые се­ме­на ло­пу­ха или ле­бе­ды могут пе­ре­но­сить­ся на боль­шие рас­сто­я­ния, за­це­пив­шись за шерсть жи­вот­ных. Вме­сте с мле­ко­пи­та­ю­щи­ми также пу­те­ше­ству­ют оби­та­ю­щие на них чле­ни­сто­но­гие (блохи, вши и др.) (рис. 3).

Рис. 3. Фо­ри­че­ские связи (фо­ре­зия): пе­ре­нос од­ни­ми жи­вы­ми су­ще­ства­ми дру­гих ор­га­низ­мов или их по­ло­вых струк­тур (пчела пе­ре­но­сит пыль­цу, со­ба­ка – се­ме­на ло­пу­ха, рак-от­шель­ник носит ак­ти­нию)

 Фабрические факторы

Фаб­ри­че­ские фак­то­ры – фак­то­ры про­из­вод­ства – ис­поль­зо­ва­ние дру­гих ор­га­низ­мов или их ча­стей для стро­и­тель­ства убе­жищ.

Так, птицы ис­поль­зу­ют для по­строй­ки гнезд ветви де­ре­вьев, шерсть мле­ко­пи­та­ю­щих, траву и дру­гие пред­ме­ты. Ли­чин­ки ру­чей­ни­ков стро­ят до­ми­ки из ку­соч­ков веток, коры или ли­стьев рас­те­ний, ис­поль­зу­ют пан­ци­ри ра­ко­об­раз­ных и ра­ко­ви­ны мел­кие виды ка­ту­шек, за­хва­ты­вая ино­гда до­ми­ки живых мол­люс­ков (рис. 4).

Рис. 4. Фаб­ри­че­ские связи: ис­поль­зо­ва­ние дру­гих ор­га­низ­мов для стро­и­тель­ства убе­жищ (птицы вьют гнез­да из веток и шер­сти, ру­чей­ни­ки ин­кру­сти­ру­ют свои до­ми­ки пан­ци­ря­ми ули­ток)

Кос­вен­ные от­но­ше­ния осу­ществ­ля­ют­ся не на­пря­мую, а бла­го­да­ря уча­стию ви­дов-по­сред­ни­ков. На­се­ко­мо­яд­ные птицы не едят рас­те­ний, но по­еда­ют на­се­ко­мых опы­ли­те­лей, а ко­ли­че­ство на­се­ко­мых-опы­ли­те­лей вли­я­ет на ко­ли­че­ство опы­лен­ных цвет­ков, ко­ли­че­ство за­вя­зей и об­ра­зо­вав­ших­ся пло­дов. Таким об­ра­зом, на­се­ко­мо­яд­ные птицы кос­вен­но вли­я­ют на про­дук­тив­ность рас­те­ний, а также на ак­тив­ность жи­вот­ных, по­треб­ля­ю­щие эти рас­те­ния. Но вли­я­ние это не од­но­знач­но. Точно также на­се­ко­мо­яд­ные птицы уни­что­жа­ют вре­ди­те­лей-фи­то­фа­гов и поз­во­ля­ют со­хра­нить уро­жай.

В ста­биль­ных био­це­но­зах виды свя­за­ны друг с дру­гом слож­ной сетью био­ти­че­ских вза­и­мо­дей­ствий.

В от­ли­чие от абио­ти­че­ских фак­то­ров, био­ти­че­ские фак­то­ры не имеют чет­кой зоны то­ле­рант­но­сти. По сте­пе­ни вли­я­ния они под­раз­де­ля­ют­ся на: по­зи­тив­ные (по­ло­жи­тель­ные), нега­тив­ные (от­ри­ца­тель­ные) и ней­траль­ные (см. схему 1).  

Схема 1. Био­ти­че­ские фак­то­ры

 Позитивные и негативные факторы

По­зи­тив­ные био­ти­че­ские фак­то­ры при­но­сят поль­зу рас­смат­ри­ва­е­мо­му виду, без них вид не смог бы су­ще­ство­вать. На­при­мер, цвет­ко­вые рас­те­ния вы­мрут без на­се­ко­мых-опы­ли­те­лей. Тра­во­яд­ные жи­вот­ные (а вслед за ними и все живое на Земле) не спо­соб­ны вы­жить без рас­те­ний, ко­то­ры­ми они пи­та­ют­ся и бла­го­да­ря ко­то­рым по­лу­ча­ют кис­ло­род.

Нега­тив­ные фак­то­ры при­но­сят вред рас­смат­ри­ва­е­мо­му виду. Так ко­ли­че­ство кон­ку­рен­тов и хищ­ни­ков от­ри­ца­тель­но вли­я­ет на чис­лен­ность пред­ста­ви­те­лей лю­бо­го вида.

Ней­траль­ные фак­то­ры не ока­зы­ва­ют ни­ка­ко­го су­ще­ствен­но­го вли­я­ния на жиз­не­де­я­тель­ность видов. Сле­ду­ет от­ме­тить, что ней­траль­ны­ми фак­то­ра­ми на­зы­ва­ют обыч­но те кос­вен­ные фак­то­ры, ко­то­рые ещё недо­ста­точ­но изу­че­ны. Для ил­лю­стра­ции этого эф­фек­та со­ве­ту­ем про­чи­тать рас­сказ Рэя Бр­эд­бе­ри «И гря­нул гром» 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/undefined/bioticheskie-faktory?seconds=0&chapter_id=837

источник видео - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/undefined/bioticheskie-faktory?seconds=0&chapter_id=837

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы