3 класс. Русский язык. Склонение имён существительных. Разносклоняемые имена существительные

3 класс. Русский язык. Склонение имён существительных. Разносклоняемые имена существительные

Комментарии преподавателя

Учё­ные за­ме­ти­ли, что имя су­ще­стви­тель­ное имеет на­чаль­ную  форму и форму, как бы от­кло­ня­ю­щу­ю­ся от ос­нов­ной. От­сю­да и из­вест­ный тер­мин скло­не­ние. На уроке вы от­кро­е­те новый сек­рет имён су­ще­стви­тель­ных. Тема: «Общее по­ня­тие о скло­не­нии имён су­ще­стви­тель­ных. Нескло­ня­е­мые су­ще­стви­тель­ные».

 Изменяем существительные по падежам и наблюдаем за их окончаниями

Из­ме­ним по па­де­жам ука­зан­ные слова, по­на­блю­да­ем за окон­ча­ни­я­ми.

И.п. кто? лиса,        хомяк        что?   степь

Р.п. кого? лисы,       хо­мя­ка      чего?  степи

Д.п. кому? лисе,      хо­мя­ку      чему? степи

В.п. кого? лису,       хо­мя­ка      что?   степь

Т.п. кем? лисой,      хо­мя­ком    чем?  сте­пью

П.п. о ком? о лисе, о хо­мя­ке    о чём? о степи

Из­ме­не­ние имён су­ще­стви­тель­ных по па­де­жам учё­ные на­зва­ли скло­не­ни­ем. По­че­му? Вспом­ни «ле­сен­ку» па­де­жей. Каж­дый падеж можно пред­ста­вить себе как от­кло­не­ние от на­чаль­ной формы.

Про­скло­нять – это зна­чит из­ме­нить по па­де­жам.

По­на­блю­да­ем за окон­ча­ни­я­ми, оди­на­ко­вы ли они в одних и тех же па­де­жах.

 

 Выделяем три склонения имён существительных

На­блю­дая за окон­ча­ни­я­ми имён су­ще­стви­тель­ных при из­ме­не­нии по па­де­жам, учё­ные за­ме­ти­ли, что есть три раз­ных на­бо­ра окон­ча­ний. Вот они и вы­де­ли­ли три скло­не­ния имён су­ще­стви­тель­ных: 1-е, 2-е, 3-е.

Скло­не­ние, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся (по ко­то­ро­му из­ме­ня­ет­ся) имя су­ще­стви­тель­ное, за­ви­сит от его рода и окон­ча­ния в на­чаль­ной форме.

Имена су­ще­стви­тель­ные:

муж­ско­го и жен­ско­го рода с окон­ча­ни­ем –а (-я) – 1-го скло­не­ния (звез­да, дядя);

муж­ско­го рода с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода – 2-го скло­не­ния (хомяк, яб­ло­ко);

жен­ско­го  рода с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем – 3-го скло­не­ния (степь).

 Представляем лес склонений

Пред­ста­вим, что мы ока­за­лись не в про­стом лесу, а в лесу скло­не­ний (см. Рис. 1.)

Рис. 1. Лес скло­не­ний

По­че­му лиса, улит­ка, ро­маш­ка - под бе­рё­зой, волк, филин, гриб - под дубом, а лань и мышь – возле ели?

Лиса, улит­ка, ро­маш­ка, бе­рё­за – это слова ж.р. с окон­ча­ни­ем –а. Они от­но­сят­ся к 1-му скл.

Волк, филин, гриб, дуб – это слова м.р. с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем. Они от­но­сят­ся ко 2-му скл.

Лань, мышь, ель – это слова ж.р. с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем. Они от­но­сят­ся ко 3-му скл.

Где бы вы рас­по­ло­жи­ли в лесу скло­не­ний имена су­ще­стви­тель­ные солн­це, змея, Ваня, об­ла­ко, рысь?  (см. Рис. 2) Опре­де­лим скло­не­ние по роду и окон­ча­нию.

 

Рис. 2. Лес скло­не­ний

 По роду и окончанию определяем склонение

Ука­жем общие при­зна­ки двух слов и раз­лич­ные.

1) тишь – ти­ши­на (она, ж.р., в ед. ч.;  тишь – ну­ле­вое окон­ча­ние, 3-го скл., ти­ши­на – окон­ча­ние –а, 1-го скл.)

2) ко­лен­ка – ко­ле­но (в ед.ч.; ко­лен­ка – она, ж.р., окон­ча­ние –а, 1-го скл., ко­ле­но – оно, ср.р., окон­ча­ние –о, 2-го скл.)

3) по­вид­ло – джем (в ед.ч.; по­вид­ло – оно, ср.р., окон­ча­ние –о, 2-го скл., джем, он, м.р., окон­ча­ние ну­ле­вое, 2-го скл.

4) ска­терть – по­кры­ва­ло (в ед.ч.; ска­терть – она, ж.р., окон­ча­ние ну­ле­вое, 3-го скл., по­кры­ва­ло – оно, ср.р., окон­ча­ние –о, 2-го скл.)

 Узнаём склонение имён существительных по начальной форме

Имена су­ще­стви­тель­ные  ка­ко­го скло­не­ния ис­поль­зо­вал поэт, со­зда­вая свой зим­ний пей­заж?

Зим­няя ба­хро­ма. (см. Рис. 3)

На сосне и на бе­рё­зе –

Ба­хро­ма:

Белой пря­жей

Их за­пу­та­ла зима.

И оста­ви­ла

Рас­пу­ты­вать весне

Эту пряжу на бе­рё­зе

И сосне.                     (Вла­ди­мир Орлов)

 

Рис. 3. Зим­ний лес (Ис­точ­ник)

Скло­не­ние имени су­ще­стви­тель­но­го узна­ют по его на­чаль­ной форме. На­чаль­ная форма от­ве­ча­ет на во­прос кто? что? По­ста­вим имена су­ще­стви­тель­ные в на­чаль­ную форму.

(Что?) Ба­хро­ма (это ряд сви­са­ю­щих нитей и ки­стей), сосна, бе­рё­за, пряжа, зима, весна – это слова жен­ско­го рода с окон­ча­ни­ем –а,  1-го скло­не­ния.

 Тренируемся

К ка­ко­му скло­не­нию от­но­сят­ся имена су­ще­стви­тель­ные ки­сточ­ка, ко­сточ­ка, гор­сточ­ка, ла­до­шка, сетка?          

Су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода, окон­ча­ние  -а, 1-го скло­не­ния.

Под­бе­рём к каж­до­му слову од­но­ко­рен­ное имя су­ще­стви­тель­ное 3-го скло­не­ния (ж.р. с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем).

ки­сточ­ка       кисть

ко­сточ­ка       кость

гор­сточ­ка     горсть

ла­до­шка       ла­донь

сетка             сеть

Какие при­зна­ки у слов в парах оди­на­ко­вые – род, число, падеж, скло­не­ние?

Петя – Пётр, Се­рё­жа – Сер­гей, Алёша - Алек­сей

Род муж­ской, един­ствен­ное число, име­ни­тель­ный падеж – оди­на­ко­вые при­зна­ки. Петя, Се­рё­жа, Алёша – окон­ча­ние – я, -а, 1-го скл.,

Пётр, Сер­гей, Алек­сей – окон­ча­ние ну­ле­вое, 2-го скл.

Скло­не­ние раз­ное.

 Определяем склонение существительных, употреблённых во множественном числе

Как опре­де­лять скло­не­ние имён су­ще­стви­тель­ных во мно­же­ствен­ном числе?

По­ста­вим су­ще­стви­тель­ные в на­чаль­ную форму. Это форма име­ни­тель­но­го па­де­жа, един­ствен­но­го числа.

гроз­ди - гроздь (кисть ягод, цве­тов), она, ж.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 3-го скл.

про­ру­би – про­рубь (от­вер­стие, про­руб­лен­ное во льду на реке), она, ж.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 3-го скл.

при­ста­ни – при­стань (место на бе­ре­гу во­до­ё­ма, обо­ру­до­ван­ное для при­ча­ла судов), она, ж.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 3-го скл.

брови – бровь, она, ж.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 3-го скл.

си­ре­ни – си­рень, она, ж.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 3-го скл.

Очки, во­ро­та, ма­ка­ро­ны, ка­че­ли, обои – эти слова нель­зя по­ста­вить в един­ствен­ное число. Род и скло­не­ние не опре­де­лить.

 Несклоняемые имена существительные

Все ли имена су­ще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся? По­на­блю­да­ем.

Ве­сен­ний день. В окно трам­вая

Вле­те­ла ба­боч­ка живая.

Вле­те­ла ба­боч­ка в окно,

Цвет­ная, как в цвет­ном кино. ( А Барто)

Опре­де­лим скло­не­ние имён су­ще­стви­тель­ных.

день -  он, м.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 2-го скл.

окно – оно, ср.р., окон­ча­ние –о, 2-го скл.

трам­вая – что? трам­вай, он, м.р., окон­ча­ние ну­ле­вое, 2-го скл.

ба­боч­ка – она, ж.р., окон­ча­ние –а, 1-го скл.

кино – оно, ср.р.

По­про­бу­ем про­скло­нять это имя су­ще­стви­тель­ное:

нет чего? кино,

рад чему? кино,

вижу что? кино,

гор­жусь чем? кино,

думаю о чём? о кино.

Это слово не из­ме­ня­ет­ся.

Про­дол­жим этот ряд слов сред­не­го рода, ко­то­рые не из­ме­ня­ют­ся: метро, паль­то, пи­а­ни­но, кафе, какао.

Можно ли вы­де­лить окон­ча­ния у этих имён су­ще­стви­тель­ных?

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, как вы­пол­нен раз­бор по со­ста­ву дан­ных слов. 

 

Вы за­ме­ти­ли, что у неиз­ме­ня­е­мых слов нет из­ме­ня­е­мой части  -  окон­ча­ния? Всё слово яв­ля­ет­ся кор­нем.

Вот 5 нескло­ня­е­мых су­ще­стви­тель­ных: кофе, шим­пан­зе, кашне, ка­ка­ду, фойе. Какие из них можно упо­тре­бить в сло­во­со­че­та­нии «чёр­ный…»?

Чёр­ный кофе, чёр­ный шим­пан­зе, чёр­ный ка­ка­ду. Это  слова муж­ско­го рода. За­гля­нем в тол­ко­вый сло­варь.

Кашне – ср.р., узкий шей­ный шарф, на­де­ва­е­мый под паль­то.

Чёр­ное кашне.

Фойе – ср.р., зал в те­ат­ре для пре­бы­ва­ния зри­те­лей перед на­ча­лом спек­так­ля, во время ан­трак­тов.

Чёр­ное фойе.

 Проверь себя

Опре­де­ли­те  скло­не­ние имён су­ще­стви­тель­ных.

Осень со­всем уже по­се­ли­лась в нашем го­ро­де. Она сама рас­кле­и­ла по­всю­ду яркие афиши. Птицы со­би­ра­ют­ся в до­ро­гу. Даже во­ро­бьи при­уны­ли. Де­ре­вья в парке на­мок­ли и сник­ли. Толь­ко дуб стоит по-преж­не­му прямо и гордо. Можно по­ду­мать, что лишь дубу всё ни­по­чём, что он один ни­че­го не бо­ит­ся.

осень – она, ж.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 3-го скл.

в  го­ро­де – что? город, он, м.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 2-го скл.

афиши – что? афиша, она, -а, 1-го скл.

птицы – кто? птица, она, -а, 1-го скл.

в до­ро­гу – что? до­ро­га, она, -а, 1-го скл.

во­ро­бьи – кто? во­ро­бей, он, м.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 2-го скл.

де­ре­вья – что? де­ре­во, оно, ср.р., -о, 2-го скл.

в парке – что? парк, он, м.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 2-го скл.

дубу  - дуб, он, м.р., ну­ле­вое окон­ча­ние, 2-го скл.

 Заключение

На уроке вы узна­ли, что про­скло­нять – это зна­чит из­ме­нить по па­де­жам.

Имена су­ще­стви­тель­ные:

муж­ско­го и жен­ско­го рода с окон­ча­ни­ем –а (-я) – 1-го скло­не­ния;

муж­ско­го рода с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода – 2-го скло­не­ния;

жен­ско­го  рода с ну­ле­вым окон­ча­ни­ем – 3-го скло­не­ния.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/imya-suschestvitelnoe/obschee-ponyatie-o-sklonenii-imyon-suschestvitelnyh-nesklonyaemye-suschestvitelnye?seconds=0&chapter_id=2148

http://www.youtube.com/watch?v=pxsxoPYP7VA

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.