4 класс. Математика. Чтение и запись многозначных чисел.

4 класс. Математика. Чтение и запись многозначных чисел.

Комментарии преподавателя

На уроке все желающие смогут изучить тему «Нумерация. Счет предметов. Разряды». Учащиеся смогут узнать определение нумерации. Также учитель расскажет о том, что представляют собой разряды при счете и как правильно применять различные счетные единицы на практике.

 Счетные единицы

Вы уме­е­те счи­тать пред­ме­ты. Если за­пи­сать числа в том по­ряд­ке, в ко­то­ром они на­зы­ва­ют­ся при счете, то мы по­лу­чим ряд чисел: один, два, три, че­ты­ре, пять и т. д. (см. Рис. 1).

Ряд чисел

Рис. 1. Ряд чисел

Этот ряд чисел на­чи­на­ет­ся с 1, и каж­дое сле­ду­ю­щее число боль­ше преды­ду­ще­го на 1, со­от­вет­ствен­но, каж­дое преды­ду­щее число мень­ше сле­ду­ю­ще­го на 1 (см. Рис. 2).Ряд чисел

Рис. 2. Ряд чисел

При счете каж­дые де­сять еди­ниц объ­еди­ня­ют­ся в де­ся­ток. Де­сять де­сят­ков объ­еди­ня­ют­ся в сотню, а де­сять сотен об­ра­зу­ют ты­ся­чу (см. Рис. 3).

Образование 10, 100, 1000

Рис. 3. Об­ра­зо­ва­ние 10, 100, 1000

Де­ся­ток можно на­звать новой счет­ной еди­ни­цей, так как де­сят­ка­ми можно счи­тать как еди­ни­ца­ми: один де­ся­ток, два де­сят­ка, три де­сят­ка и т.д. (см. Рис. 4).

Счет десятками

Рис. 4. Счет де­сят­ка­ми

Вспом­ни­те, на­при­мер, в ма­га­зине яйца про­да­ют и счи­та­ют де­сят­ка­ми (см. Рис. 5).

Десяток яиц

Рис. 5. Де­ся­ток яиц

Сотню тоже можно на­звать счет­ной еди­ни­цей. Можно счи­тать сот­ня­ми (см. Рис. 6).

Счет сотнями

Рис. 6. Счет сот­ня­ми

 Задание 1: ряды чисел

Рас­смот­ри­те ряды чисел. По ка­ко­му пра­ви­лу со­став­лен каж­дый ряд? Про­дол­жи­те ряды, на­звав в каж­дом еще 6 чисел.

1) 1, 2, 3, 4,…

2) 10, 20, 30, 40,…

3) 100, 200, 300, 400,…

Про­верь­те свой ответ. В пер­вом ряду каж­дое сле­ду­ю­щее число на 1 боль­ше преды­ду­ще­го. Про­дол­жим ряд, при­счи­ты­вая по од­но­му: 5, 6, 7, 8, 9, 10. Мы по­лу­чи­ли 10 еди­ниц, или один де­ся­ток.

Во вто­ром ряду каж­дое сле­ду­ю­щее число на 10 боль­ше преды­ду­ще­го. Про­дол­жим ряд, при­счи­ты­вая по 10: 50, 60, 70, 80, 90, 100. Про эти же числа можно ска­зать, что каж­дое сле­ду­ю­щее число боль­ше преды­ду­ще­го на один де­ся­ток, и при­счи­ты­вать де­сят­ка­ми: пять де­сят­ков, шесть де­сят­ков, семь де­сят­ков, во­семь де­сят­ков, де­вять де­сят­ков, де­сять де­сят­ков. При счете мы по­лу­чи­ли де­сять де­сят­ков, или одну сотню.

В тре­тьем ряду каж­дое сле­ду­ю­щее число боль­ше преды­ду­ще­го на 100. Про­дол­жим ряд, при­счи­ты­вая по 100: 500, 600, 700, 800, 900, 1000. Про эти же числа можно ска­зать, что каж­дое число боль­ше преды­ду­ще­го на одну сотню, и тогда при­счи­ты­вать сот­ня­ми: пять сотен, шесть сотен, семь сотен, во­семь сотен, де­вять сотен, де­сять сотен. При счете сот­ня­ми мы по­лу­чи­ли де­сять сотен, или одну ты­ся­чу.

Ариф­ме­ти­че­ские дей­ствия с де­сят­ка­ми и сот­ня­ми вы­пол­ня­ют­ся так же, как и с еди­ни­ца­ми.

 Задание 2: найти значение выражений

Най­ди­те зна­че­ние вы­ра­же­ний:

Де­сят­ки и сотни можно умно­жать и де­лить.

 Задание 3: найти значение выражений

Най­ди­те зна­че­ние вы­ра­же­ний:

 Задание 4: найти значение выражений

Най­ди­те зна­че­ние вы­ра­же­ний:

Чтобы найти зна­че­ние сле­ду­ю­ще­го вы­ра­же­ния, надо вспом­нить, что одна сотня – это 10 де­сят­ков.

Те­перь можем вы­пол­нить дей­ствия:

Пе­ре­ве­дем одну ты­ся­чу в сотни. Одна ты­ся­ча – это 10 сотен.

 Понятие «разряд»

Вспом­ним по­ня­тие раз­ряд. Про раз­ряд можно ска­зать, что это ра­бо­чее место цифр в числе, в за­ви­си­мо­сти от того, на каком месте в числе стоит цифра, она ука­зы­ва­ет на ко­ли­че­ство еди­ниц, или ко­ли­че­ство де­сят­ков, или ко­ли­че­ство сотен. Со­ста­вим таб­ли­цу раз­ря­дов и на­зо­вем раз­ря­ды, дви­га­ясь спра­ва на­ле­во (см. Рис. 7).

Таблица разрядов

Рис. 7. Таб­ли­ца раз­ря­дов

Пер­вый раз­ряд спра­ва – это раз­ряд еди­ниц, вто­рой раз­ряд – это де­сят­ки, тре­тий раз­ряд – сотни. Еди­ни­цы, де­сят­ки и сотни – это еди­ни­цы трех раз­ря­дов, ко­то­рые со­став­ля­ют пер­вый класс чисел – класс еди­ниц.

Про­чи­тай­те числа, за­пи­сан­ные в таб­ли­це (см. Рис. 8).

Таблица разрядов

Рис. 8. Таб­ли­ца раз­ря­дов

Мы видим, что в числе 2 сотни 4 де­сят­ка и 5 еди­ниц. Две сотни – это 200, че­ты­ре де­сят­ка – это 40. Про­чи­та­ем число: 245.

Сле­ду­ю­щее число со­дер­жит 4 сотни, 5 де­сят­ков, 0 еди­ниц. Че­ты­ре сотни – это 400, пять де­сят­ков – это 50. Чи­та­ем число: 450.

В тре­тьем числе 7 сотен, 0 де­сят­ков и 5 еди­ниц. Семь сотен – это 700. Число 705.

 Задание 5: назвать количество единиц каждого разряда

На­зо­ви­те ко­ли­че­ство еди­ниц каж­до­го раз­ря­да в чис­лах 869, 340, 506.

Итак, число 869.

800 – это 8 сотен, 60 – это 6 де­сят­ков, 9 – это 9 еди­ниц.

Число 340.

300 – это 3 сотни, 40 – это 4 де­сят­ка, еди­ниц 0.

Число 506.

500 – это 5 сотен, де­сят­ков 0, 6 еди­ниц.

 Задание 6: записать числа в виде суммы разрядных слагаемых

За­пи­ши­те числа 527, 360, 109 в виде суммы раз­ряд­ных сла­га­е­мых.

Число 527 со­дер­жит 5 сотен – это 500, 2 де­сят­ка – это 20 и 7 еди­ниц.

Число 360 со­дер­жит 3 сотни – это 300, 6 де­сят­ков – это 60, 0 еди­ниц.

Число 109 со­дер­жит 1 сотню – это 100, 0 де­сят­ков и 9 еди­ниц.

 Заключение

Мы се­год­ня по­вто­ри­ли счет еди­ни­ца­ми, де­сят­ка­ми, сот­ня­ми, об­ра­зо­ва­ние трех­знач­ных чисел и их раз­ряд­ный со­став.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/matematika/4-klass/undefined/numeratsiya-schet-predmetov-razryady?konspekt

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=jykUg0VzFmE

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.