Культура домонгольской Руси (X – начало XIII в.). История России. 10 класс.

Культура домонгольской Руси (X – начало XIII в.). История России. 10 класс.

Особенности культурного развития Руси в домонгольский период. Видеоурок.

Комментарии преподавателя

Особенности культурного развития Руси в домонгольский период.

Фольк­лор­ное твор­че­ство Древ­ней Руси, ухо­дя­щие сво­и­ми кор­ня­ми в язы­че­ские об­ря­ды во­сточ­ных сла­вян, было чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ным.Но­осо­бое место в уст­ном на­род­ном твор­че­стве все­гда за­ни­ма­ли бы­ли­ны, или ста­ри­ны, ко­то­рые стали на­сто­я­щи­ми ше­дев­ра­ми древ­не­рус­ско­го фольк­ло­ра. К числу древ­ней­ших рус­ских ста­рин, со­здан­ных в IX–ХII вв., боль­шин­ство ис­то­ри­ков (Б. Ры­ба­ков, И. Фро­я­нов, Р. Липец, В. Ко­жи­нов) от­но­сят цикл былин об Илье Му­ров­ля­нине (Му­ром­це), Ми­ку­ле Се­ля­ни­но­ви­че, о Со­ло­вье-раз­бой­ни­ке, бы­ли­ны «Доб­ры­ня и змей» и «Доб­ры­ня-сват», «Иван — го­сти­ный сын», «Ми­хай­ло Потык», «Сухан», «Алеша По­по­вич и Ту­га­рин»и др.

Со­ло­вей-раз­бой­ник. Юдин Г.

Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие пись­мен­но­сти

В со­вре­мен­ной ис­то­ри­че­ской науке до сих пор не пре­кра­ща­ет­ся спор о вре­ме­ни по­яв­ле­ния пись­мен­но­сти в Древ­ней Руси. Одни ис­то­ри­ки и фи­ло­ло­ги (Ф. Бу­сла­ев, А. Шах­ма­тов, А. Кузь­мин) утвер­жда­ют, что она по­яви­лась од­но­вре­мен­но с про­цес­сом офи­ци­аль­но­го кре­ще­ния Руси в конце Х — на­ча­ле XI вв. Их оп­по­нен­ты (В. Ис­трин, Д. Ли­ха­чев) го­во­рят о том, что есть неоспо­ри­мые сви­де­тель­ства о су­ще­ство­ва­нии во­сточ­но­сла­вян­ской пись­мен­но­сти за­дол­го до кре­ще­ния Руси. Но как бы то ни было, по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство уче­ных свя­зы­ва­ют по­яв­ле­ние рус­ской пись­мен­но­сти с име­на­ми зна­ме­ни­тых со­лун­ских бра­тьев Ки­рил­ла (827–869 гг.) и Ме­фо­дия (815–885 гг.), со­здав­ших две древ­ней­ших сла­вян­ских аз­бу­ки — гла­го­ли­цу и ки­рил­ли­цу.

 Ки­рилл и Ме­фо­дий

Среди пись­мен­ных па­мят­ни­ков Древ­ней Руси, со­хра­нив­ших­ся до наших дней, осо­бое место за­ни­ма­ют «Пу­тя­ти­на Минея» (1130 г.), Остро­ми­ро­во Еван­ге­лие (1056/57 гг.), «Из­бор­ни­ки» Свя­то­сла­ва (1073 и 1076 гг.), Ар­хан­гель­ское Еван­ге­лие (1092 г.) и Мсти­сла­во­во Еван­ге­лие (1115 г.).

 Остро­ми­ро­во Еван­ге­лие

Рас­про­стра­не­ние пись­мен­но­сти и гра­мот­но­сти на Руси со­про­вож­да­лось со­зда­ни­ем пер­вых рус­ских биб­лио­тек. Са­мы­ми круп­ны­ми хра­ни­ли­ща­ми книг были Со­фий­ские со­бо­ры в Нов­го­ро­де, Киеве и По­лоц­ке, Ки­е­во-Пе­чер­ский и Юрьев­ский мо­на­сты­ри, а также част­ные со­бра­ния кня­зей Яро­сла­ва Муд­ро­го, Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, Яро­сла­ва Осмо­мыс­ла, кня­гинь Еф­ро­си­ньи По­лоц­кой и Еф­ро­си­ньи Суз­даль­ской, ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го и мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча.

Со­фий­ский собор в Нов­го­ро­де

3. Древ­не­рус­ское ле­то­пи­са­ние и ли­те­ра­ту­ра

Раз­ви­тие пись­мен­ной куль­ту­ры Древ­ней Руси дало мощ­ный им­пульс за­рож­де­нию та­ко­го ори­ги­наль­но­го жанра рус­ской ли­те­ра­ту­ры, как ле­то­пи­са­ние, ко­то­рое, по мне­нию боль­шин­ства ав­то­ров (Л. Че­реп­нин, Д. Ли­ха­чев, Б. Ры­ба­ков, А. Кузь­мин), воз­ник­ло в конце X — на­ча­ле XI вв. К боль­шо­му со­жа­ле­нию, пер­вые рус­ские ле­то­пи­си не со­хра­ни­лись, но они дошли до нас в со­ста­ве трех ре­дак­ций зна­ме­ни­той «По­ве­сти вре­мен­ных лет» (ПВЛ), со­здан­ных мо­на­ха­ми Несто­ром, Силь­ве­стром и Иоан­ном в 1113 г., 1116 и 1118 г.

К числу наи­бо­лее зна­чи­мых ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ков Древ­ней Руси сле­ду­ет от­не­сти такие раз­но­жан­ро­вые про­из­ве­де­ния, как «Слово о за­коне и бла­го­да­ти», «Ис­по­ве­да­ние веры» и «Слово к бра­ту-столп­ни­ку», на­пи­сан­ные мит­ро­по­ли­том Ила­ри­о­ном, «Па­мять и по­хва­лу Вла­ди­ми­ра» Иа­ко­ва Мниха, «Чте­ние о житии и о по­губ­ле­нии бла­жен­ную стра­сто­терп­цу Бо­ри­са и Глеба» и «Житие Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го», ав­то­ром ко­то­рых был монах Нестор, «Житие кня­ги­ни Ольги», «По­весть об ослеп­ле­нии князя Ва­силь­ка Те­ре­бо­вль­ско­го», «По­уче­ние Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха», «Житие Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го», «Мо­ле­ние Да­ни­и­ла За­точ­ни­ка», «По­хва­ла Ро­ма­ну Га­лиц­ко­му», «Хож­де­ние 40 нов­го­род­цев ко граду Иеру­са­ли­му», «Хож­де­ние игу­ме­на Да­ни­и­ла в Свя­тые места», «По­уче­ние к бра­тии» Луки Жи­дя­ты и мно­гие дру­гие.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на Руси по­лу­чи­ли и раз­но­об­раз­ные свет­ские со­чи­не­ния Ан­тич­но­сти и ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья, в част­но­сти «Хро­ни­ки» Иоан­на Ма­ла­лы, Ге­ор­гия Амар­то­ла и Ге­ор­гия Син­ке­ла, «Ле­то­пи­сец вско­ре» ви­зан­тий­ско­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, «Ис­то­рия иудей­ской войны» Иоси­фа Фла­вия, «По­весть о Ва­си­лии Ди­ге­ни­се Акри­те», «По­весть об Акире Пре­муд­ром», «По­весть о Вар­ла­а­ме и ца­ре­ви­че Иоаса­фе», «Хри­сти­ан­ская то­по­гра­фия» Кузь­мы Ин­ди­копло­ва и др.

Ар­хи­тек­ту­ра Древ­ней Руси

О вы­со­ком уровне раз­ви­тия ар­хи­тек­ту­ры Древ­ней Руси можно су­дить по мно­гим куль­то­вым по­строй­кам той поры, в ос­но­ву ко­то­рых был по­ло­жен ста­ро­ви­зан­тий­ский стиль. Среди самых зна­чи­тель­ных па­мят­ни­ков древ­не­рус­ско­го зод­че­ства сле­ду­ет на­звать: Де­ся­тин­ную Бо­го­ро­дич­ную цер­ковь (989–996 гг.), Со­фий­ский собор (1037–1054 гг.), Зо­ло­тые во­ро­та (1037 г.) и цер­ковь Ирины и Ге­ор­гия (1037 г.) в Киеве, Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский собор в Чер­ни­го­ве (1036 г.), Со­фий­ские со­бо­ры в Нов­го­ро­де (1045–1050 гг.) и По­лоц­ке (1065 г.), ка­фед­раль­ные со­бо­ры в Дмит­ри­ев­ском (1070–1075 гг.), Вы­ду­биц­ком (1070–1088 гг.), Ми­хай­ло-Зла­то­вер­хов­ском (1085 г.) и Ки­рил­лов­ском (1089 г.) ки­ев­ских мо­на­сты­рях, Ве­ли­кий Успен­ский собор (1075–1078 гг.), На­дврат­ную (1106 г.) и Ми­хай­лов­скую (1108 г.) церк­ви в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, Ге­ор­ги­ев­ский собор Юрье­ва мо­на­сты­ря (1120 г.), собор Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы Ан­то­ни­е­ва мо­на­сты­ря (1117–1119 гг.) и цер­ковь Ни­ко­лы на Яро­сла­во­вом дво­ри­ще (1113 г.) в Нов­го­ро­де, Бо­ри­со­глеб­ский собор (1128 г.) и цер­ковь Пят­ни­цы на Торгу (1130–1133 гг.) в Чер­ни­го­ве и др.

 Де­ся­тин­ная цер­ковь в Киеве

Стро­и­тель­ство круп­ных хра­мо­вых, мо­на­стыр­ских и двор­цо­вых ком­плек­сов в раз­ных го­ро­дах Древ­ней Руси со­про­вож­да­лось бур­ным раз­ви­ти­ем мо­ну­мен­таль­ной и стан­ко­вой жи­во­пи­си.

Мо­ну­мен­таль­ное ис­кус­ство Ки­ев­ской Руси (мо­за­и­ки, фрес­ки и тем­пер­ная жи­во­пись) наи­бо­лее ярко было пред­став­ле­но в Ки­ев­ской Софии, Де­ся­тин­ной церк­ви, Ки­е­во-Пе­чер­ском Успен­ском со­бо­ре, Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском храме, ка­фед­раль­ном со­бо­ре Ми­хай­ло­во-Зла­то­вер­хо­го мо­на­сты­ря и дру­гих куль­то­вых по­строй­ках той поры

К древ­ней­шим ра­ри­те­там стан­ко­вой жи­во­пи­си Ки­ев­ской Руси, со­здан­ных во вто­рой по­ло­вине XI — XII в., сле­ду­ет от­не­сти такие зна­ме­ни­тые иконы, как «Вла­ди­мир­ская бо­го­ма­терь», «Бо­го­люб­ская бо­го­ма­терь», «Устюж­ское бла­го­ве­ще­ние», «Ангел Зла­тые власы», «Спас Неру­ко­твор­ный», «Успе­ние Бо­го­ро­ди­цы», «Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец» и мно­гие др.

 Ангел Зла­тые власы

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://www.youtube.com/watch?v=6iM9aQU7gWg
  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/

Файлы