Полицентризм на Руси. История России. 10 класс.

Полицентризм на Руси. История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Политическая (феодальная) раздробленность на Руси. Ростово–Суздальская земля в XII – XIII вв.

Когда про­изо­шло кру­ше­ние еди­ной Ки­ев­ской дер­жа­вы? По дан­ной про­бле­ме су­ще­ству­ет огром­ный раз­брос мне­ний: одни ис­то­ри­ки (Н. Ка­рам­зин, А. Кузь­мин) от­прав­ной точ­кой этого про­цес­са счи­та­ли за­ве­ща­ние и смерть Яро­сла­ва Муд­ро­го (1054 г.), дру­гие (К. Ба­зи­ле­вич, В. Ко­брин) — созыв Лю­бе­че­ско­го съез­да (1097 г.), тре­тьи (Б. Ры­ба­ков, О. Рапов) утвер­жда­ли, что рас­пад еди­ной Руси про­изо­шел после смер­ти Ки­ев­ско­го князя Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го (1132 г.), чет­вер­тые (В. Ко­жи­нов) свя­зы­ва­ли его с мон­голь­ским на­ше­стви­ем на Русь (1237–1241 гг.), на­ко­нец, пятые (И. Фро­я­нов) от­ри­ца­ют сам факт су­ще­ство­ва­ния еди­но­го го­су­дар­ства у во­сточ­ных сла­вян в до­мон­голь­скую эпоху.

 Съезд в Лю­бе­че

2. Ка­ко­вы глав­ные при­чи­ны фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти? В неда­ле­ком про­шлом по дан­но­му во­про­су шли ост­рые споры, но сей­час боль­шин­ство ис­то­ри­ков (А. Кузь­мин, Р. Скрын­ни­ков) усмат­ри­ва­ют при­чи­ны на­ступ­ле­ния этого про­цес­са:

1) в бес­ко­неч­ном на­ру­ше­нии ро­до­во­го прин­ци­па на­сле­до­ва­ния ве­ли­ко­кня­же­ско­го пре­сто­ла;

2) в ко­рен­ных из­ме­не­ни­ях эко­но­ми­че­ско­го ба­зи­са, а имен­но:

а) в стре­ми­тель­ном росте го­ро­дов и пре­вра­ще­нии их в пол­но­цен­ные цен­тры ре­мес­ла и тор­гов­ли;

б) в за­вер­ше­нии про­цес­са «осе­да­ния» кня­же­ской дру­жи­ны на землю и со­зда­нии бо­яр­ско­го вот­чин­но­го зем­ле­вла­де­ния;

в) в па­де­нии меж­ду­на­род­ной роли тор­го­во­го пути «из варяг в греки».

3. Как оце­ни­вать на­чаль­ный пе­ри­од фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти? До се­ре­ди­ны ХХ в. в ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ство­вал свое­об­раз­ный «культ цен­тра­ли­за­ции», и по­се­му пе­ри­од фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти рас­це­ни­ва­ли как пе­ри­од упад­ка и ре­грес­са в раз­ви­тии рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти. Од­на­ко сей­час боль­шин­ство ав­то­ров (Б. Ры­ба­ков, А. Кузь­мин) спра­вед­ли­во по­ла­га­ют, что этот пе­ри­од был не толь­ко за­ко­но­мер­ным, но и про­грес­сив­ным, по­сколь­ку был дан мощ­ный им­пульс раз­ви­тию эко­но­ми­че­ско­го ба­зи­са, что вы­ра­зи­лось в раз­ви­тии фе­о­даль­но­го зем­ле­вла­де­ния, росте го­ро­дов как цен­тров ре­мес­ла и тор­гов­ли и бур­ном раз­ви­тии ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры древ­не­рус­ско­го об­ще­ства. Хотя, без­услов­но, этот про­цесс имел и нега­тив­ный ас­пект, в част­но­сти ослаб­ле­ние обо­ро­но­спо­соб­но­сти стра­ны, по­сто­ян­ные кня­же­ские усо­би­цы и т. д.

После смер­ти Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го (1125–1132 гг.) Ки­ев­ская Русь окон­ча­тель­но рас­па­лась на 11 су­ве­рен­ных кня­жеств-го­су­дарств: Ки­ев­ское, Чер­ни­гов­ское, Пе­ре­я­с­лав­ское, Га­лиц­кое, Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ское, Ту­ро­во-Пин­ское, Му­ро­мо-Ря­зан­ское, Смо­лен­ское, Ро­сто­во-Суз­даль­ское, По­лоц­ко-Мин­ское и Нов­го­род­ское, что зна­ме­но­ва­ло собой на­ступ­ле­ние удель­но­го пе­ри­о­да в ис­то­рии Древ­ней Руси.

Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ское кня­же­ство (Се­ве­ро-Во­сточ­ная Русь, За­лес­ская Русь)

Эта тер­ри­то­рия, вклю­чен­ная в со­став Ки­ев­ской Руси при князе Свя­то­сла­ве (966 г.), пер­во­на­чаль­но управ­ля­лась ве­ли­ко­кня­же­ским на­мест­ни­ком, ре­зи­ден­ци­ей ко­то­ро­го был Ро­стов. Но в на­ча­ле ХII в. в Се­ве­ро-Во­сточ­ной Руси воз­ник­ла мест­ная кня­же­ская ди­на­стия, ро­до­на­чаль­ни­ком ко­то­рой стал один из сы­но­вей Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха Юрий Дол­го­ру­кий (1125–1155 гг.). До смер­ти сво­е­го отца он об­ла­дал чисто но­ми­наль­ной вла­стью, но на­чи­ная с 1125 г. Юрий ста­но­вит­ся пол­но­прав­ным пра­ви­те­лем этой огром­ной тер­ри­то­рии и пе­ре­но­сит сто­ли­цу кня­же­ства в Суз­даль.

Юрий Дол­го­ру­кий

Бу­дучи в те­че­ние дол­гих лет ро­сто­во-суз­даль­ским кня­зем, Юрий Дол­го­ру­кий с боль­шой лю­бо­вью обу­стра­и­вал свой бла­го­дат­ный край: имен­но при нем воз­ник­ли мно­гие го­ро­да За­лес­ской Руси, в том числе Москва, Ко­стро­ма, Дмит­ров, Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский, Юрьев-Поль­ский и Го­ро­дец. Вме­сте с тем Юрий по­сто­ян­но во­е­вал за ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол и в конце кон­цов до­стиг своей за­вет­ной цели, но про­жил в Киеве около двух лет и в 1157 г. был отрав­лен ки­ев­ски­ми бо­яра­ми на пиру.

Еще при жизни суз­даль­ско­го князя от­цов­ский пре­стол на­сле­до­вал его стар­ший сын Ан­дрей Бо­го­люб­ский (1155/57–1174 гг.), ко­то­рый сразу после во­кня­же­ния пе­ре­нес сто­ли­цу го­су­дар­ства во Вла­ди­мир-на-Клязь­ме и по­стро­ил близ него в Бо­го­лю­бо­во ка­мен­ную кня­же­скую ре­зи­ден­цию. Глав­ны­ми за­бо­та­ми но­во­го князя стали:

1) борь­ба с се­па­ра­тиз­мом мест­но­го бо­яр­ства и укреп­ле­ние кня­же­ской вла­сти;

2) рас­ши­ре­ние и укреп­ле­ние тер­ри­то­рии кня­же­ства;

3) по­лу­че­ние ве­ли­ко­кня­же­ско­го ти­ту­ла.

 На­плеч­ни­ки Бо­го­люб­ско­го

В 1164 и 1172 гг. Ан­дрей Бо­го­люб­ский со­вер­шил удач­ные по­хо­ды про­тив со­сед­ней Волж­ской Бол­га­рии и от­во­е­вал у нее стра­те­ги­че­ски важ­ные земли в меж­ду­ре­чье Оки и Волги. В 1169 и 1170 гг. вла­ди­мир­ский князь со­вер­шил гран­ди­оз­ные по­хо­ды на Киев и Нов­го­род, где по­са­дил на пре­сто­лы своих став­лен­ни­ков млад­ше­го брата Глеба и млад­ше­го сына Юрия. Ему так же уда­лось до­воль­но быст­ро и успеш­но сло­мить се­па­ра­тизм мест­но­го бо­яр­ства и стать пол­но­прав­ным «са­мо­власт­цем» на Руси, что впо­след­ствии сто­и­ло ему жизни. В 1174 г. про­тив Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го воз­ник бо­яр­ский за­го­вор, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го он был убит.

После ги­бе­ли ве­ли­ко­го князя во на Се­ве­ро-Во­сто­ке Руси на­ча­лась меж­до­усо­би­ца (1174–1176 гг.), по­бе­ду в ко­то­рой одер­жал его млад­ший брат Все­во­лод Боль­шое Гнез­до (1176–1212 гг.).

Все­во­лод Боль­шое Гнез­до

При нем Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ское кня­же­ство стало самым мощ­ным и бо­га­тым кня­же­ством на Руси. Все­во­лод быст­ро и ре­ши­тель­но по­да­вил бо­яр­скую оп­по­зи­цию, по­ло­жил конец смуте, укре­пил ве­ли­ко­кня­же­скую власть и стал про­во­дить ак­тив­ную внеш­нюю по­ли­ти­ку. В част­но­сти, он со­вер­шил ряд удач­ных по­хо­дов про­тив волж­ских бол­гар (1183 г.) и по­лов­цев (1184 г.), ак­тив­но вме­ши­вал­ся в меж­кня­же­ские рас­при на Руси. При Все­во­ло­де Се­ве­ро-Во­сточ­ная Русь пе­ре­жи­ла гран­ди­оз­ный гра­до­стро­и­тель­ный и ар­хи­тек­тур­ный бум: имен­но при нем воз­ник­ли такие го­ро­да, как Тверь, Углич, Сер­пу­хов, Зве­ни­го­род и мно­гие дру­гие.

После смер­ти Все­во­ло­да на Се­ве­ро-Во­сто­ке Руси вновь на­ча­лась меж­до­усо­би­ца (1212–1216 гг.), в ко­то­рой при­ня­ли уча­стие его сы­но­вья Кон­стан­тин, Юрий и Яро­слав. Одер­жав по­бе­ду в Ли­пец­кой битве (1216 г.), Кон­стан­тин занял ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, но вско­ре умер, и новым вла­ди­мир­ским кня­зем стал его брат Юрий Все­во­ло­до­вич (1218–1238 гг.), ко­то­ро­му суж­де­но было пасть на поле брани с мон­го­ла­ми на р. Сить.

Новгородская земля в XII – XIII вв. Галицко – Волынская Русь.

По ре­ше­нию Лю­бе­че­ско­го (1097 г.) и Ви­ти­чев­ско­го (1100 г.) съез­дов рус­ских кня­зей часть тер­ри­то­рии Га­ли­ции была пе­ре­да­на в управ­ле­ние пра­вну­кам Яро­сла­ва Муд­ро­го Ва­силь­ку и Во­ло­да­рю Ро­сти­сла­ви­чам. После их смер­ти сын Во­ло­да­ря Вла­ди­мир (1124–1153 гг.) объ­еди­нил под своей вла­стью всю тер­ри­то­рию Га­ли­ции и пе­ре­нес сто­ли­цу кня­же­ства в Галич. Затем от­цов­ский пре­стол пе­ре­шел его сыну Яро­сла­ву Осмо­мыс­лу (1153–1187 гг.), при ко­то­ром Га­ли­ция до­стиг­ла наи­выс­ше­го рас­цве­та.

В на­ча­ле 1170-х гг. в Га­ли­че раз­ра­зил­ся се­рьез­ный по­ли­ти­че­ский кри­зис, про­явив­ший­ся в пря­мом столк­но­ве­нии вли­я­тель­но­го га­лиц­ко­го бо­яр­ства с кня­зем: в 1173 г. в своем за­ве­ща­нии Яро­слав пе­ре­дал права на пре­стол не за­кон­но­рож­ден­но­му сыну Вла­ди­ми­ру, а «при­блуд­но­му» от лю­бов­ни­цы На­ста­сьи сыну Олегу. За­кон­ная жена Яро­сла­ва, кня­ги­ня Ольга (дочь Юрия Дол­го­ру­ко­го), и ее сын Вла­ди­мир, опа­са­ясь опалы, бе­жа­ли в Поль­шу, но га­лиц­ких бояр такой рас­клад не устро­ил. Они схва­ти­ли Яро­сла­ва и под угро­зой фи­зи­че­ской рас­пра­вы за­ста­ви­ли его из­ме­нить за­ве­ща­ние в поль­зу за­кон­но­го сына.

В 1187 г., неза­дол­го до своей кон­чи­ны, Яро­слав вновь пе­ре­дал пре­стол лю­би­мо­му сыну Олегу, что стало при­чи­ной меж­до­усоб­ной войны между свод­ны­ми бра­тья­ми (1187–1190 гг.), в ходе ко­то­рой Вла­ди­мир, за­ру­чив­шись под­держ­кой га­лиц­ко­го бо­яр­ства, одер­жал вверх и занял от­цов­ский пре­стол. Од­на­ко ре­аль­ной вла­сти он так и не по­лу­чил, став ма­ри­о­нет­кой в руках мо­гу­ще­ствен­ных га­лиц­ких бояр. После его смер­ти (1199/1200 гг.) во­лын­ский князь Роман Мсти­сла­вич за­хва­тил Га­ли­цию и вклю­чил ее в со­став сво­е­го Во­лын­ско­го кня­же­ства.

Роман Га­лиц­кий и послы папы Ин­но­кен­тия III

Со­глас­но за­ве­ща­нию Яро­сла­ва Муд­ро­го тер­ри­то­рия Во­лын­ско­го кня­же­ства до­ста­лась его сыну Игорю (1054–1060 гг.), а затем — его внуку Да­вы­ду (1060–1100 гг.). Но в 1100 г. по ре­ше­нию Ви­ти­чев­ско­го съез­да Давыд как за­чин­щик новой смуты был лишен кня­же­ния, и Во­лынь от­да­ли ма­ло­лет­не­му сыну Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха князю Ан­дрею (1100–1142 гг.). После его смер­ти во­лын­ским кня­зем стал его пле­мян­ник, внук Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха Изя­с­лав Мсти­сла­вич (1142–1154 гг.), ко­то­рый одно время за­ни­мал и ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол (1146–1154 гг.). После смер­ти Изя­с­ла­ва во­лын­ским кня­зем стал его сын Мсти­слав (1154–1172 гг.), а затем — его внук Роман (1172–1205 гг.).

После ги­бе­ли Ро­ма­на Мсти­сла­ви­ча в по­гра­нич­ной войне с Поль­шей на тер­ри­то­рии Чер­вон­ной Руси на­ча­лась новая смута, в ко­то­рой по­ми­мо рус­ских кня­зей ак­тив­ное уча­стие при­ня­ли поль­ский и вен­гер­ский ко­ро­ли Лешек Белый и Андраш II.

Лешек Белый

Толь­ко после смер­ти Мсти­сла­ва Уда­ло­го (1221–1228 гг.) от­цов­ский пре­стол занял его за­кон­ный на­след­ник Да­ни­ил Ро­ма­но­вич Га­лиц­кий, ко­то­рый повел из­ну­ри­тель­ную мно­го­лет­нюю борь­бу за воз­вра­ще­ние всех от­цов­ских зе­мель. Она по­бе­до­нос­но за­вер­ши­лась неза­дол­го до мон­голь­ско­го на­ше­ствия в 1234 г., и с этого мо­мен­та вплоть до своей ско­ро­по­стиж­ной кон­чи­ны в 1264 г. Да­ни­ил Ро­ма­но­вич за­ни­мал га­лиц­ко-во­лын­ский пре­стол.

 Нов­го­род­ская бо­яр­ская рес­пуб­ли­ка (Гос­по­дин Ве­ли­кий Нов­го­род)

До 1136/38 г. Нов­го­род, по праву счи­тав­ший­ся вто­рой сто­ли­цей Руси, управ­лял­ся ве­ли­ко­кня­же­ским на­мест­ни­ком, в ка­че­стве ко­то­ро­го обыч­но вы­сту­пал стар­ший сын ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя. Од­на­ко в от­ли­чие от дру­гих рус­ских зе­мель, власть нов­го­род­ско­го князя уже тогда но­си­ла до­ста­точ­но огра­ни­чен­ный ха­рак­тер. А после зна­ме­ни­то­го вос­ста­ния 1136/38 г. и из­гна­ния из го­ро­да князя Все­во­ло­да в Нов­го­ро­де на­чи­на­ет скла­ды­вать­ся осо­бая форма рес­пуб­ли­кан­ско­го прав­ле­ния.

3. Вече

Глав­ная осо­бен­ность нов­го­род­ско­го по­ли­ти­че­ско­го устрой­ства со­сто­я­ла в том, что на­чи­ная с се­ре­ди­ны ХII в. князь стал вто­рич­ной (под­чи­нен­ной) фи­гу­рой го­род­ско­го управ­ле­ния. От­ныне он при­гла­шал­ся на пре­стол толь­ко нов­го­род­ским вече и под­пи­сы­вал с ним осо­бый ряд (до­го­вор), ко­то­рый преду­смат­ри­вал, что князь:

1) не имел права при­об­ре­тать соб­ствен­ность в нов­го­род­ской земле;

2) не мог вме­ши­вать­ся в дела нов­го­род­ско­го управ­ле­ния, на­хо­дя­щи­е­ся вне его ком­пе­тен­ции;

3) не имел права су­дить нов­го­род­цев без вес­ких до­ка­за­тельств их вины и т. д.

Также в этом до­го­во­ре ого­ва­ри­ва­лись и функ­ции кня­же­ской вла­сти:

1) за­щи­та по­гра­нич­ных ру­бе­жей и от­ра­же­ние ино­зем­ных втор­же­ний;

2) охра­на об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка;

3) управ­ле­ние кня­же­ским до­ме­ни­аль­ным хо­зяй­ством;

4) ис­пол­не­ние функ­ций выс­ше­го су­деб­но­го ар­бит­ра и т. д.

Выс­шим ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти в Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке было го­род­ское вече. Надо ска­зать, что в ис­то­ри­че­ской науке до сих пор идет мно­го­лет­няя дис­кус­сия о нов­го­род­ском вече. Одни уче­ные, сто­рон­ни­ки «об­щин­но-ве­че­вой тео­рии» (В. Сер­ге­е­вич, М. Дья­ко­нов, И. Фро­я­нов, А. Пет­ров), утвер­жда­ют, что нов­го­род­ское вече из­на­чаль­но пред­став­ля­ло собой де­мо­кра­ти­че­ский ин­сти­тут го­су­дар­ствен­ной вла­сти, в ко­то­ром при­ни­ма­ло уча­стие все муж­ское на­се­ле­ние го­ро­да. Сто­рон­ни­ки «фе­о­даль­ной тео­рии» (В. Янин, П. То­лоч­ко, М. Сверд­лов) го­во­рят о том, что вече было элит­ным со­бра­ни­ем так на­зы­ва­е­мых 300 зо­ло­тых по­я­сов, т. е. нов­го­род­ских бояр, нети­ту­ло­ван­ных зем­ле­вла­дель­цев и вер­хуш­ки го­род­ско­го ку­пе­че­ства. На­ко­нец, сто­рон­ни­ки «ре­ви­зи­о­нист­ской тео­рии» (Ю. Гран­берг, Т. Вил­кул) го­во­рят, что нов­го­род­ское вече не яв­ля­лось го­су­дар­ствен­ным ин­сти­ту­том, а было обыч­ным сбо­ри­щем го­ро­жан.

Тем не менее, по мне­нию по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства ис­то­ри­ков, нов­го­род­ское вече было ор­га­ном го­су­дар­ствен­ным вла­сти и об­ла­да­ло чрез­вы­чай­но ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми: на нем ре­ша­лись во­про­сы войны и мира, от­ме­ня­лись уста­рев­шие и при­ни­ма­лись новые за­ко­ны, по­да­ти и по­вин­но­сти и т. д. Кроме того, на вече из­би­ра­лись выс­шие долж­ност­ные лица нов­го­род­ско­го го­род­ско­го управ­ле­ния: по­сад­ник, ты­сяц­кий и ар­хи­епи­скоп.

По­сад­ник (с 1126 г.) был выс­шей фи­гу­рой го­род­ско­го управ­ле­ния, ко­то­рый вме­сте с кня­зем ру­ко­во­дил всеми во­ен­ны­ми по­хо­да­ми, воз­глав­лял ис­пол­ни­тель­ную власть и вы­бор­ный бо­яр­ский совет (оспо­ду), а также ведал всеми ди­пло­ма­ти­че­ски­ми сно­ше­ни­я­ми Нов­го­ро­да с ино­стран­ны­ми дер­жа­ва­ми. Вы­би­рал­ся он на неопре­де­лен­ный срок из числа очень узкой касты нов­го­род­ских бояр, куда вхо­ди­ли несколь­ко самых знат­ных и бо­га­тых фа­ми­лий, в част­но­сти Ми­рош­ки­ни­чи, Ми­хал­ко­ви­чи, Бо­рец­кие и др.

Ты­сяц­кий (с 1130 г.), ко­то­рый, как пра­ви­ло, был пред­ста­ви­те­лем нети­ту­ло­ван­ных зем­ле­вла­дель­цев и вер­хуш­ки ку­пе­че­ства, в мир­ное время ведал сбо­ром на­ло­гов и по­да­тей, а в во­ен­ное яв­лял­ся ру­ко­во­ди­те­лем нов­го­род­ско­го опол­че­ния (по­со­хи).

 Ска­за­ние о битве Суз­даль­цев с Нов­го­род­ца­ми

Ар­хи­епи­скоп (вла­ды­ка) (с 1156 г.) был не толь­ко гла­вой нов­го­род­ской церк­ви, но и об­ла­дал целым рядом чисто свет­ских функ­ций: он яв­лял­ся хра­ни­те­лем го­род­ской казны и пе­ча­ти, при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в ди­пло­ма­ти­че­ских сно­ше­ни­ях Нов­го­ро­да с ино­стран­ны­ми дер­жа­ва­ми и скреп­лял своей под­пи­сью все меж­ду­на­род­ные до­го­во­ра и со­гла­ше­ния.

 

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://www.youtube.com/watch?v=Jltza4EyhLA
  • http://www.youtube.com/watch?v=zRhVkxxMZYg
  • http://www.youtube.com/watch?v=UfWPuxdvDRs
  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/

Файлы