Становление государственности на Руси в IX – X вв. История России. 10 класс.

Становление государственности на Руси в IX – X вв. История России. 10 класс.

Комментарии преподавателя

Образование Киевской Руси.

В со­вре­мен­ной науке су­ще­ству­ет по­ряд­ка 30 раз­лич­ных тео­рий про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства, среди ко­то­рых наи­боль­шей из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся тео­кра­ти­че­ская тео­рия, тео­рия на­си­лия, ир­ри­га­ци­он­ная тео­рия, тео­рия об­ще­ствен­но­го до­го­во­ра, пат­ри­ар­халь­ная тео­рия и клас­со­вая, или со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ская тео­рия.

Нор­манн­ская тео­рия, ее про­ис­хож­де­ние и суть

Про­бле­ма про­ис­хож­де­ния Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства до сих пор яв­ля­ет­ся одной из самых дис­кус­си­он­ных. На­ча­ло этой дис­кус­сии по­ло­жи­ли два немец­ких уче­ных — З. Байер и Ф. Мил­лер, ко­то­рые в 1730-1740-х гг. опуб­ли­ко­ва­ли ряд своих работ («О ва­ря­гах», «О про­ис­хож­де­нии Руси», «Про­ис­хож­де­ние имени и на­ро­да рос­сий­ско­го»), в ко­то­рых прямо за­яви­ли, что Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство воз­ник­ло в ре­зуль­та­те нор­манн­ско­го за­во­е­ва­ния во­сточ­но­сла­вян­ских зе­мель.

Ф. Мил­лер

А ос­но­ва­ни­ем для воз­ник­но­ве­ния этой тео­рии по­слу­жил ле­то­пис­ный рас­сказ ПВЛ о при­зва­нии в 862 г. на кня­же­ние в Ла­до­гу, Бе­ло­озе­ро и Из­борск трех ва­ряж­ских ко­нун­гов Рю­ри­ка, Си­не­уса и Тру­во­ра.

Ва­ря­ги и сла­вяне

 Борь­ба нор­ма­ни­стов и ан­ти­нор­ма­ни­стов

С мо­мен­та воз­ник­но­ве­ния нор­манн­ской тео­рии все оте­че­ствен­ные и за­ру­беж­ные ис­то­ри­ки раз­де­ли­лись между собой на два непри­ми­ри­мых ла­ге­ря: нор­ма­ни­стов (М. По­го­дин, А. Куник, И. Шас­коль­ский, Г. Ле­бе­дев, Р. Скрын­ни­ков) и ан­ти­нор­ма­ни­стов (М. Ло­мо­но­сов, С. Ге­део­нов, М. Ти­хо­ми­ров, Б. Ры­ба­ков, А. Кузь­мин, В. Фомин).

На про­тя­же­нии всех лет они спо­рят по це­ло­му кругу про­блем, среди ко­то­рых наи­бо­лее ост­ры­ми яв­ля­ют­ся:

а) про­бле­ма эт­ни­че­ской при­ро­ды ва­ря­гов и про­ис­хож­де­ния кня­же­ской ди­на­стии;

б) про­бле­ма про­ис­хож­де­ния тер­ми­на «Русь».

 Ло­мо­но­сов М. В.

Суть раз­но­гла­сий по пер­вой про­бле­ме пре­дель­но про­ста: для всех нор­ма­ни­стов ва­ря­ги — это нор­ма­ны-ви­кин­ги, або­ри­ге­ны древ­ней Скан­ди­на­вии; для ан­ти­нор­ма­ни­стов ва­ря­ги — одно из сла­вян­ских или балт­ских пле­мен, оби­тав­ших на южном бе­ре­гу Бал­тий­ско­го (Ва­ряж­ско­го) моря.

Суть раз­но­гла­сий по вто­рой про­бле­ме более слож­на. Во-пер­вых, все ис­то­ри­ки де­лят­ся на две боль­шие груп­пы: сто­рон­ни­ков со­ци­аль­ной и сто­рон­ни­ков эт­ни­че­ской при­ро­ды этого тер­ми­на. Пред­ста­ви­те­ли пер­во­го на­прав­ле­ния (Г. Ле­бе­дев, Р. Скрын­ни­ков) по­ла­га­ют, что тер­мин «Русь» из­на­чаль­но имел со­ци­аль­ную при­ро­ду и обо­зна­чал кня­же­скую дру­жи­ну, со­сто­я­щую из нор­ман­нов-ви­кин­гов или ва­ря­гов.

Пред­ста­ви­те­ли вто­ро­го на­прав­ле­ния де­лят­ся на несколь­ко ос­нов­ных групп:

нор­ма­ни­сты (Р. Пайпс, В. Том­сен, И. Шас­коль­ский, Е. Мель­ни­ко­ва, В. Пет­ру­хин) счи­та­ют, что тер­мин «Русь» имеет скан­ди­нав­скую эти­мо­ло­гию и про­ис­хо­дит от фин­ско­го слова ruotsi, что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «Шве­ция»;

ряд ан­ти­нор­ма­ни­стов (Б. Ры­ба­ков, М. Ти­хо­ми­ров, Г. Лов­мянь­ский) счи­та­ют, что тер­мин «Русь» мест­но­го сла­вян­ско­го про­ис­хож­де­ния, и этот эт­но­ним но­си­ло одно из во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен, оби­тав­шее в Сред­нем Под­не­про­вье на бе­ре­гах речки Рось;

дру­гие ан­ти­нор­ма­ни­сты (А. Кузь­мин, В. Фомин) счи­та­ют, что ис­то­ки тер­ми­на «Русь» сле­ду­ет ис­кать среди раз­лич­ных эт­ни­че­ских «русов», жив­ших на тер­ри­то­рии Бал­тий­ской, При­дне­пров­ской и Алан­ской Руси.

Каким путем воз­ник­ло Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство

В на­сто­я­щее время можно вы­де­лить несколь­ко клю­че­вых точек зре­ния:

1) часть со­вре­мен­ных нор­ма­ни­стов (В. Пет­ру­хин, Р. Скрын­ни­ков) до сих пор вы­сту­па­ют с по­зи­ций «тео­рии нор­манн­ско­го за­во­е­ва­ния» во­сточ­но­сла­вян­ских зе­мель.

2) дру­гие со­вре­мен­ные нор­ма­ни­сты (Р. Пайпс) про­по­ве­ду­ют «тео­рию нор­манн­ской ко­ло­ни­за­ции» и утвер­жда­ют, что Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство воз­ник­ло как по­боч­ный про­дукт тор­го­вых свя­зей Ви­зан­тии и Скан­ди­на­вии по тор­го­во­му пути «из варяг в греки»;

3) боль­шин­ство со­вре­мен­ных ан­ти­нор­ма­ни­стов по­ла­га­ют, что Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство есть ре­зуль­тат раз­ви­тия несколь­ких вза­и­мо­свя­зан­ных про­цес­сов:

а) на­чаль­но­го этапа клас­со­об­ра­зо­ва­ния у во­сточ­ных сла­вян;

б) объ­еди­не­ния уси­лий во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен для борь­бы с внеш­ней угро­зой;

в) тес­но­го вза­и­мо­дей­ствия трех круп­ных эт­ни­че­ских групп: во­сточ­ных сла­вян, ва­ря­гов и руси.

По­хо­ро­ны знат­но­го руса

Когда воз­ник­ло Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство

По дан­ной про­бле­ме тоже су­ще­ству­ет несколь­ко ос­нов­ных точек зре­ния:

а) боль­шин­ство со­вре­мен­ных ав­то­ров утвер­жда­ют, что Древ­не­рус­ское го­су­дар­ство воз­ник­ло во вто­рой по­ло­вине IХ в., в 862 г. или 882 г.;

б) часть со­вре­мен­ных ав­то­ров (А. Кузь­мин, А. Но­во­сель­цев, А. Са­ха­ров) по­ла­га­ют, что в во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях прак­ти­че­ски од­но­вре­мен­но сло­жи­лись два неза­ви­си­мых друг от друга цен­тра древ­не­рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти: один на ру­бе­же VIII–IX вв. в сред­нем Под­не­про­вье на тер­ри­то­рии по­лян­ско­го пле­мен­но­го союза (Киев), и дру­гой — в се­ре­дине IX в. в зем­лях кри­ви­чей и иль­мень­ских сла­вян (Нов­го­род);

в) на­ко­нец, тре­тья груп­па ис­то­ри­ков (И. Фро­я­нов, А. Двор­ни­чен­ко, И. Да­ни­лев­ский) утвер­жда­ют, что до конца Х — на­ча­ла ХI вв. Ки­ев­ская Русь не яв­ля­лась го­су­дар­ством в пол­ном смыс­ле этого слова, а пред­став­ля­ла собой до­воль­но аморф­ную фе­де­ра­цию го­ро­дов-го­су­дарств рес­пуб­ли­кан­ско­го (по­лис­но­го или ве­че­во­го) типа.

Первые князья Киевской Руси.

Пред­ва­рить наш рас­сказ о ран­ней ис­то­рии Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства сле­ду­ет одним су­ще­ствен­ным за­ме­ча­ни­ем: да­ти­ров­ка мно­гих со­бы­тий той поры до сих пор яв­ля­ет­ся услов­ной, по­сколь­ку:

1) древ­не­рус­ские ле­то­пис­цы при на­пи­са­нии своих нетлен­ных тру­дов поль­зо­ва­лись более ран­ни­ми ви­зан­тий­ски­ми и ев­ро­пей­ски­ми хро­ни­ка­ми, где од­но­вре­мен­но встре­ча­лись кон­стан­ти­но­поль­ское, ста­ро­ви­зан­тий­ское и ан­тиох­ское ле­то­ис­чис­ле­ния, ко­то­рые пусть незна­чи­тель­но, но все же от­ли­ча­лись в да­ти­ров­ке одних и тех же со­бы­тий;

2) все ле­то­пис­цы были не толь­ко «про­фес­си­о­наль­ны­ми ис­то­ри­ка­ми», но и яр­ки­ми пуб­ли­ци­ста­ми, ко­то­рых обу­ре­ва­ли по­ли­ти­че­ские при­стра­стия, сим­па­тии и ан­ти­па­тии. По­это­му до­воль­но часто как в угоду сво­е­му за­каз­чи­ку (ве­ли­ко­му или удель­но­му князю), так и по соб­ствен­но­му ра­зу­ме­нию они «пра­ви­ли» на­сто­я­щую ис­то­рию;

3) мно­гие про­фес­си­о­наль­ные ис­то­ри­ки при изу­че­нии со­бы­тий Древ­ней Руси опи­ра­лись на раз­ные ле­то­пис­ные своды (Лав­рен­тьев­ский, Ипа­тьев­ский, Со­фий­ско-Нов­го­род­ский и др.), где при­сут­ству­ют не все­гда сов­па­да­ю­щие друг с дру­гом ре­дак­ции ПВЛ и т. д.

Ле­то­пи­си

862 г. — при­зва­ние Рю­ри­ка, Си­не­уса и Тру­во­ра на кня­же­ние в Ла­до­гу (Нов­го­род), Бе­ло­озе­ро и Из­борск. Офи­ци­аль­ная дата на­ча­ла рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти.

879 г. — кон­чи­на Рю­ри­ка и пе­ре­ход вла­сти в руки од­но­го из ва­ряж­ских ко­нун­гов Олега.

880–882 гг. — поход Олега в Киев, в ходе ко­то­ро­го он убил та­мош­них кня­зей Ас­коль­да и Дира, за­хва­тил власть и объ­явил Киев сто­ли­цей объ­еди­нен­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства.

882–912 гг. — прав­ле­ние ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя Олега.

883–885 гг. — во­ен­ные по­хо­ды Олега в со­пре­дель­ные тер­ри­то­рии и вклю­че­ние в со­став Ки­ев­ской Руси пле­мен­ных кня­же­ний древ­лян, се­ве­рян и ра­ди­ми­чей.

907 г. — пер­вый удач­ный поход Олега на Кон­стан­ти­но­поль, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го он по­лу­чил боль­шой де­неж­ный выкуп и под­пи­сал вы­год­ный для Руси тор­го­вый до­го­вор.

911 г. — вто­рой удач­ный поход Олега на Кон­стан­ти­но­поль и за­клю­че­ние но­во­го, более вы­год­но­го тор­го­во­го до­го­во­ра с Ви­зан­ти­ей.

Олег у стен Ца­рь­гра­да

912–945 гг. — прав­ле­ние ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя Игоря.

913 г. — поход князя Игоря в земли древ­лян, вто­рич­ное под­чи­не­ние этого пле­мен­но­го кня­же­ния Киеву.

941 г. — пер­вый поход Игоря на Ви­зан­тию, за­кон­чив­ший­ся ги­бе­лью рус­ско­го греб­но­го флота.

944 г. — вто­рой поход Игоря на Ви­зан­тию, ко­то­рый за­кон­чил­ся под­пи­са­ни­ем но­во­го, но менее вы­год­но­го тор­го­во­го до­го­во­ра с Ви­зан­ти­ей.

945 г. — Во время тра­ди­ци­он­но­го «по­лю­дья» — сбора дани с под­власт­ной тер­ри­то­рии — про­изо­шло вос­ста­ние древ­лян, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го князь Игорь был звер­ски убит.

Казнь Игоря

945–964 гг. — прав­ле­ние ве­ли­кой Ки­ев­ской кня­ги­ни Ольги.

946 г. — поход ки­ев­ской дру­жи­ны во главе со Свя­то­сла­вом, Асму­дом и Све­нель­дом на древ­лян, за­вер­шив­ший­ся окон­ча­тель­ным вклю­че­ни­ем тер­ри­то­рии этого пле­мен­но­го кня­же­ния в со­став Ки­ев­ской Руси. В тот же год кня­ги­ня Ольга ре­гла­мен­ти­ро­ва­ла сбор дани с под­власт­ных тер­ри­то­рий, про­ве­дя «ад­ми­ни­стра­тив­но-на­ло­го­вую» ре­фор­му, в ходе ко­то­рой уста­но­ви­ла «уроки» (сроки) и «по­го­сты» (места) сбора дани.

946/955/957 гг. — по­езд­ка или по­езд­ки кня­ги­ни Ольги в Кон­стан­ти­но­поль и при­ня­тие ею кре­ще­ния по ви­зан­тий­ско­му об­ря­ду.

964–972 гг. — прав­ле­ние ве­ли­ко­го Ки­ев­ско­го князя Свя­то­сла­ва.

 Свя­то­слав

964 г. — поход Свя­то­сла­ва в земли вя­ти­чей и вклю­че­ние этого пле­мен­но­го союза в со­став Ки­ев­ской дер­жа­вы.

965 г. — поход Свя­то­сла­ва в Волж­скую Бол­га­рию и ее раз­гром.

965–966 гг. — поход Свя­то­сла­ва в земли Ха­зар­ско­го Ка­га­на­та, в ходе ко­то­ро­го он сжег дотла обе сто­ли­цы Ха­за­рии — Итиль и Сар­кел, и огром­ное тюр­ко-иудей­ское го­су­дар­ство-па­ра­зит было стер­то с лица земли, а Русь по­лу­чи­ла на­деж­ный выход к Азов­ско­му и Чер­но­му морям, минуя пе­че­неж­скую степь.

967 г. — за­клю­че­ние рус­ско-ви­зан­тий­ско­го во­ен­но­го союза про­тив Ду­най­ской Бол­га­рии.

968 г. — поход Свя­то­сла­ва про­тив Ду­най­ской Бол­га­рии (Пер­вый Ду­най­ский поход), ко­то­рый за­кон­чил­ся раз­гро­мом этого го­су­дар­ства и под­пи­са­ни­ем мир­но­го до­го­во­ра, по ко­то­ро­му ниж­нее те­че­ние Дуная ото­шло к Руси. По ле­то­пис­но­му сви­де­тель­ству, Свя­то­слав на­ме­ре­вал­ся пе­ре­не­сти сюда, в Пе­ре­я­с­ла­вец, сто­ли­цу Рус­ско­го го­су­дар­ства, но набег пе­че­не­гов на Киев за­ста­вил его вер­нуть­ся домой для от­ра­же­ния орды хана Кури.

969 г. — смерть кня­ги­ни Ольги и по­гре­бе­ние ее по хри­сти­ан­ско­му об­ря­ду в Киеве.

970 г. — перед новым по­хо­дом на Дунай, где Свя­то­слав окон­ча­тель­но решил обос­но­вать­ся, он делит Ки­ев­скую Русь на уделы между сво­и­ми сы­но­вья­ми: стар­ше­му Яро­пол­ку до­стал­ся Киев, сред­не­му Олегу — Ис­ко­ро­стень, а млад­ше­му Вла­ди­ми­ру — Нов­го­род.

970–971 гг. — Вто­рой Ду­най­ский поход Свя­то­сла­ва. Пер­во­на­чаль­но он на­чи­нал­ся как новый поход про­тив Бол­га­рии, но после за­клю­че­ния во­ен­но­го союза с бол­гар­ским царем Бо­ри­сом II он пре­вра­тил­ся в поход про­тив Ви­зан­тии. Свя­то­слав ок­ку­пи­ро­вал Фра­кию, за­хва­тил До­ро­стол, Фи­лип­поль, Ар­ка­дио­поль и начал бо­е­вые дей­ствия в Ма­ке­до­нии. Новый ви­зан­тий­ский им­пе­ра­тор Иоанн Ци­мис­хия, оце­нив ре­аль­ную угро­зу, ис­хо­див­шую от Свя­то­сла­ва и его бо­е­вой дру­жи­ны, начал с ним мир­ные пе­ре­го­во­ры. Од­на­ко вес­ной 971 г., на­ру­шив пе­ре­ми­рие, И. Ци­мис­хия воз­об­но­вил бо­е­вые дей­ствия про­тив ру­си­чей: ви­зан­тий­цам уда­лось за­гнать Свя­то­сла­ва в До­ро­стол, где после мно­го­ме­сяч­ной осады была при­ня­та по­чет­ная ка­пи­ту­ля­ция: Свя­то­слав с остат­ка­ми своей дру­жи­ны от­пус­кал­ся домой и брал на себя обя­за­тель­ства впредь не хо­дить по­хо­да­ми на Дунай.

Битва при До­ро­сто­ле

972 г. — ги­бель Свя­то­сла­ва и его дру­жи­ны на дне­пров­ских по­ро­гах в стыч­ке с пе­че­не­га­ми. Есть все ос­но­ва­ния по­ла­гать, что эта стыч­ка стала ре­зуль­та­том оче­ред­ной ви­зан­тий­ской ин­три­ги: Кон­стан­ти­но­поль под­ку­пи­ли пе­че­неж­ско­го хана Курю, для того чтобы он помог на­все­гда из­ба­вить­ся от опас­но­го, силь­но­го и ам­би­ци­оз­но­го про­тив­ни­ка.

Киевская Русь при Владимире.

После ги­бе­ли Свя­то­сла­ва на тер­ри­то­рии Ки­ев­ской Руси воз­ник­ло, по сути, три неза­ви­си­мых кня­же­ния в зем­лях полян, древ­лян и иль­мен­ских сла­вян, во главе ко­то­рых вста­ли его сы­но­вья Яро­полк, Олег и Вла­ди­мир. При этом фор­маль­но ве­ли­ким Ки­ев­ским кня­зем стал стар­ший из бра­тьев Яро­полк (972–980 гг.).

 Вла­ди­мир, Борис и Глеб

В 977 г. при пря­мом под­стре­ка­тель­стве вли­я­тель­но­го ки­ев­ско­го во­е­во­ды Све­нель­да между Яро­пол­ком и Оле­гом воз­ник во­ен­ный кон­фликт, ко­то­рый за­кон­чил­ся ги­бе­лью юного древ­лян­ско­го князя, по­гиб­ше­го под ко­пы­та­ми коней своих дру­жин­ни­ков, в бес­по­ряд­ке от­сту­пав­ших с поля брани. Нов­го­род­ский князь Вла­ди­мир, узнав о про­изо­шед­шей тра­ге­дии, бежал из го­ро­да, ко­то­рый за­ня­ли по­сад­ни­ки Яро­пол­ка. Но в 978 г. Вла­ди­мир с на­ем­ной ва­ряж­ской дру­жи­ной вер­нул себе нов­го­род­ский стол и пошел вой­ной на стар­ше­го брата, ко­то­рая за­вер­ши­лась его по­бе­дой и ги­бе­лью Яро­пол­ка.

Вос­ста­но­вив един­ство Ки­ев­ской Руси и став ве­ли­ким Ки­ев­ским кня­зем, Вла­ди­мир (980–1015 гг.) при­сту­пил к рас­ши­ре­нию гра­ниц сво­е­го го­су­дар­ства. В 981–983 гг. он про­вел удач­ную «по­гра­нич­ную войну» с поль­ским ко­ро­лем Мешко I, в ре­зуль­та­те ко­то­рой в со­став Руси вошли земли во­лы­нян, белых хор­ва­тов и ят­вя­гов.

 Мешко I

В 982 г. он со­вер­шил удач­ный поход про­тив пе­че­не­гов и начал стро­и­тель­ство гран­ди­оз­ной обо­ро­ни­тель­ной линии на южных ру­бе­жах Руси по рекам Стугне, Суле и Десне. И на­ко­нец, в 984–985 гг. Вла­ди­мир­со­вер­шил удач­ные по­хо­ды в земли вя­ти­чей, ра­ди­ми­чей и со­сед­ней Волж­ской Бол­га­рии, в ре­зуль­та­те ко­то­рых пле­мен­ные кня­же­ния вя­ти­чей и ра­ди­ми­чей окон­ча­тель­но вошли в со­став Ки­ев­ской Руси, а Волж­ская Бол­га­рия по­тер­пе­ла круп­ное по­ра­же­ние.

 По­хо­ды Вла­ди­ми­ра

Одер­жав бле­стя­щие во­ен­ные по­бе­ды, Вла­ди­мир оза­бо­тил­ся про­бле­мой идей­но­го един­ства рус­ских зе­мель и в 980/983 гг. по­пы­тал­ся про­ве­сти язы­че­скую ре­ли­ги­оз­ную ре­фор­му по ва­ряж­ско­му об­раз­цу. Он со­би­рал­ся со­здать для всех во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен, вхо­див­ших в со­став Руси, еди­ный пан­те­он язы­че­ских богов во главе с богом войны Пе­ру­ном. Од­на­ко эта «ва­ряж­ская» язы­че­ская ре­фор­ма, в ос­но­ве ко­то­рой лежал культ че­ло­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний, была от­верг­ну­та на­ши­ми пред­ка­ми.

 Се­реб­ря­ник Вла­ди­ми­ра

В 986–987 гг., при­няв уча­стие в во­ен­ном кон­флик­те между ви­зан­тий­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми Ва­си­ли­ем II и Кон­стан­ти­ном VII и на­мест­ни­ком Крыма Вар­дой Скли­ром, князь Вла­ди­мир ини­ци­и­ро­вал про­ве­де­ние новой ре­ли­ги­оз­ной ре­фор­мы, в ос­но­ву ко­то­рой было по­ло­же­но хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние.

При изу­че­нии ис­то­рии кре­ще­ния Руси ис­то­ри­ки до сих пор спо­рят по двум клю­че­вым про­бле­мам:

1) когда в дей­стви­тель­но­сти про­изо­шло это со­бы­тие;

2) какой ва­ри­ант хри­сти­ан­ства был взят за ос­но­ву при офи­ци­аль­ном кре­ще­нии Руси.

По пер­вой про­бле­ме су­ще­ству­ют две ос­нов­ных точки зре­ния:

1) одни ав­то­ры (В. Ко­жи­нов) утвер­жда­ют, что Древ­няя Русь была кре­ще­на в 867 г. при кон­стан­ти­но­поль­ском пат­ри­ар­хе Фотии;

2) Дру­гие ав­то­ры (Е. Го­лу­бин­ский, А. Кузь­мин, О. Рапов, С. Пе­ре­ве­зен­цев) утвер­жда­ют, что офи­ци­аль­ное кре­ще­ние Руси со­сто­я­лось между 986–991 гг. При этом Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь офи­ци­аль­ной датой кре­ще­ния Руси счи­та­ет 988 г.

По вто­рой про­бле­ме раз­но­гла­сия носят более су­ще­ствен­ный ха­рак­тер. Одни ав­то­ры (Е. Го­лу­бин­ский, В. Ва­си­лев­ский) под­дер­жи­ва­ют в этом споре офи­ци­аль­ную цер­ковь и утвер­жда­ют, что Русь из­на­чаль­но вос­при­ня­ла ви­зан­тий­ский ва­ри­ант пра­во­сла­вия. Дру­гие ис­то­ри­ки (М. При­сел­ков, А. Прес­ня­ков) по­ла­га­ют, что Древ­няя Русь была кре­ще­на по бол­гар­ско­му об­ря­ду, рас­про­стра­нен­но­му в Ор­хид­ском ар­хи­епи­скоп­стве. Тре­тьи ав­то­ры (Н. Ни­коль­ский, А. Кузь­мин) ищут ис­то­ки рус­ско­го пра­во­сла­вия на тер­ри­то­рии Ве­ли­кой Мо­ра­вии, где были силь­ны тра­ди­ции ари­ан­ства, и ос­но­ван­ная на этих тра­ди­ци­ях ран­не­го хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния ки­рил­ло-ме­фо­дьев­ская тра­ди­ция.

Как бы то ни было, но, на наш взгляд, ближе всего к ис­тине те ис­то­ри­ки (А. Кузь­мин, С. Пе­ре­ве­зен­цев), ко­то­рые счи­та­ют, что в Киеве и дру­гих го­ро­дах Древ­ней Руси со­су­ще­ство­ва­ло несколь­ко хри­сти­ан­ских общин, ис­по­ве­до­вав­ших раз­ные хри­сти­ан­ские ве­ро­уче­ния, и не одна из этих общин не имела офи­ци­аль­но­го ста­ту­са.

Кре­ще­ние ки­ев­лян

Затем, по мере укреп­ле­ния ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти, при Яро­сла­ве Муд­ром на Руси вос­тор­же­ство­вал ви­зан­тий­ский ва­ри­ант пра­во­сла­вия, по­сколь­ку имен­но при нем в 1036/1037 г. на Русь при­был пер­вый рус­ский мит­ро­по­лит Фе­о­пемт, на­зна­чен­ный кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Алек­се­ем Сту­ди­том.

В бли­жай­шей пер­спек­ти­ве при­ня­тие хри­сти­ан­ства спо­соб­ство­ва­ло:

1) эт­ни­че­ской кон­со­ли­да­ции во­сточ­но­сла­вян­ских пле­мен и воз­ник­но­ве­нию еди­ной древ­не­рус­ской на­род­но­сти;

2) фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го куль­тур­но­го про­стран­ства Древ­ней Руси;

3) уси­ле­нию ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти и лик­ви­да­ции мест­ных, неза­ви­си­мых от Киева кня­же­ний, пре­сто­лы ко­то­рых за­ня­ли удель­ные кня­зья из числа сы­но­вей-на­мест­ни­ков ве­ли­ко­го князя;

4) уси­ле­нию со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции древ­не­рус­ско­го об­ще­ства и фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го по­ли­ти­че­ско­го клас­са Древ­ней Руси;

5) воз­ник­но­ве­нию и раз­ви­тию фе­о­даль­ной зе­мель­ной соб­ствен­но­сти, по­сколь­ку имен­но тогда на­ря­ду с кня­же­ским до­ме­ни­аль­ным хо­зяй­ством про­ис­хо­дит ста­нов­ле­ние и укреп­ле­ние цер­ков­но­го, мо­на­стыр­ско­го и бо­яр­ско­го вот­чин­но­го зем­ле­вла­де­ния.

К занятию прикреплен файл  «Это интересно!». Вы можете скачать файл  в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

  • http://interneturok.ru/ru/school/istoriya-rossii/10-klass/istoriya-rossii-10-klass-zhuravleva-o-n
  • http://www.youtube.com/watch?v=HVYu5zznm7M

Файлы