2 класс. Математика. Письменные приемы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48

2 класс. Математика. Письменные приемы сложения двузначных чисел с переходом через десяток вида 37 + 48

Комментарии преподавателя

 1. Сложение с помощью моделей числа

Нам нужно найти сумму двух чисел 37 и 48. Сна­ча­ла сде­ла­ем это устно, пред­ста­вив числа в виде мо­де­лей.  (Рис. 1.)

Рис. 1.

В числе 37 3 де­сят­ка и 7 еди­ниц. В числе 48 4 де­сят­ка и 8 еди­ниц. Когда мы вы­пол­ня­ем сло­же­ние, мы объ­еди­ня­ем оба числа.

Объ­еди­ним еди­ни­цы. К 8 еди­ни­цам при­бав­ля­ем 2 еди­ни­цы и у нас по­лу­ча­ет­ся де­ся­ток. Де­ся­ток мы можем пред­ста­вить мо­де­лью числа 10. (Рис. 2.)

Рис. 2.

Какое число у нас по­лу­чи­лось?

В этом числе 8 де­сят­ков и 5 еди­ниц. Это число 85.

 2. Сложение с помощью использования свойств сложения

Да­вай­те вос­поль­зу­ем­ся дру­гим спо­со­бом сло­же­ния чисел. Этот спо­соб не тре­бу­ет ис­поль­зо­ва­ния мо­де­лей чисел.

По­смот­ри­те на вы­ра­же­ния:

37 + 48

Да­вай­те пред­ста­вим вто­рое число в виде суммы чисел 40 и 8.

37 + 48 = 37 + (40 + 8)

Сгруп­пи­ру­ем числа по-дру­го­му. Сна­ча­ла най­дем сумму двух пер­вых чисел, а потом при­ба­вим тре­тье сла­га­е­мое.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8

Для того, чтобы было удоб­нее сло­жить числа, можно раз­ло­жить число 8 на сумму сла­га­е­мых, одно из ко­то­рых до­пол­нит число 77 до круг­ло­го числа. Это числа 3 и 5.

37 + 48 = 37 + (40 + 8) = (37 + 40) + 8 = 77 + 8 = 77 + 3 + 5 = 80 + 5 = 85

Как вы ду­ма­е­те, есть ли более быст­рый спо­соб сло­же­ния чисел?

 3. Сложение в столбик

Да­вай­те вос­поль­зу­ем­ся спо­со­бом сло­же­ния в стол­бик.

При сло­же­нии числа за­пи­са­ны один под дру­гим. Вы­чис­ле­ния в стол­бик мы на­чи­на­ем с наи­мень­ше­го раз­ря­да – раз­ря­да еди­ниц.

К 7 еди­ни­цам при­бав­ля­ем 8 еди­ниц и по­лу­ча­ем 15 еди­ниц. Под раз­ря­дом еди­ниц мы можем за­пи­сать толь­ко еди­ни­цы. Для этого мы долж­ны вы­яс­нить, сколь­ко еди­ниц в числе 15. Число 15 со­сто­ит из 1 де­сят­ка и 5 еди­ниц. это зна­чит, что под раз­ря­дом еди­ниц пишем цифру 5.

Де­ся­ток мы от­прав­ля­ем к раз­ря­ду де­сят­ков.

Те­перь по­счи­та­ем де­сят­ки. 3 + 4 = 7. И еще 1 де­ся­ток, 7 + 1 = 8. За­пи­сы­ва­ем под раз­ря­дом де­сят­ков цифру 8.

Мы сло­жи­ли два числа и по­лу­чи­ли число 85.

 4. Решение выражений

Ли­се­нок, бель­чо­нок и ко­те­нок тоже учи­лись скла­ды­вать числа в стол­бик. Да­вай­те по­смот­рим, все ли у них пра­виль­но по­лу­чи­лось. По­смот­ри­те на два числа, ко­то­рые сло­жил в стол­бик ли­се­нок. (Рис. 3.)

Рис. 3.

Да­вай­те про­ве­рим пра­виль­ность его вы­чис­ле­ний. Най­дем сумму еди­ниц. 5 + 7 = 12. Под раз­ря­дом еди­ниц мы пишем число 2 и пе­ре­да­ем 1 де­ся­ток к раз­ря­ду де­сят­ков. Ли­се­нок этого не по­ка­зал. Да­вай­те по­смот­рим, не забыл ли он потом его при­ба­вить?.

 

Скла­ды­ва­ем де­сят­ки. 3 + 2 = 5. Нам нужно при­ба­вить еще один де­ся­ток. 5 + 1 = 6. По­это­му нужно по­ме­нять цифру в раз­ря­де де­сят­ков. По­это­му на­пом­ним Ли­сен­ку, что не нужно за­бы­вать от­да­вать де­ся­ток. (Рис. 4.)

Рис. 4.

По­смот­рим на вы­чис­ле­ния Ко­тен­ка. (Рис. 5.)

Рис. 5.

Сна­ча­ла скла­ды­ва­ем еди­ни­цы. 7 + 6 = 13. У Ко­тен­ка на­пи­са­на цифра 1, это зна­чит, что до­пу­ще­на ошиб­ка. Те­перь скла­ды­ва­ем де­сят­ки. 4 + 1 = 5. И еще до­бав­ля­ем тот де­ся­ток, ко­то­рый мы от­да­ли из раз­ря­да еди­ниц. 5 + 1 = 6. Мы видим, что у Ко­тен­ка по­лу­чил­ся непра­виль­ный ответ. Вы до­га­да­лись, в чем Ко­те­нок до­пу­стил ошиб­ку? Он пе­ре­пу­тал дей­ствие. Он вычел из числа 47 число 16. По­это­му за­ме­ним знак и по­лу­чим пра­виль­ное вы­ра­же­ние. (Рис. 6.)

Рис. 6.

Про­ве­рим при­мер Бель­чон­ка. (Рис. 7.)

Рис. 7.

Скла­ды­ва­ем еди­ни­цы. 8 + 5 = 13. За­пи­сы­ва­ем цифру 3 и от­да­ем 1 де­ся­ток раз­ря­ду де­сят­ков. Те­перь скла­ды­ва­ем де­сят­ки. 2 + 1 = 3. И еще при­бав­ля­ем 1 де­ся­ток, ко­то­рый мы от­да­ли от раз­ря­да еди­ниц. 3 + 1 = 4. Нужно не за­бы­вать за­пи­сы­вать еди­нич­ку, ко­то­рую от­да­ем от раз­ря­да еди­ниц раз­ря­ду де­сят­ков. (Рис. 8.)

Рис. 8.

 5. Итоги урока

На этом уроке мы рас­смот­ре­ли несколь­ко спо­со­бов сло­же­ния чисел с пе­ре­хо­дом через де­ся­ток и убе­ди­лись, что удоб­нее всего это де­лать в стол­бик.

 6. Вычисления с переходом через десяток

Очень часто при­хо­дит­ся вы­пол­нять сло­же­ние, когда оба сла­га­е­мых на­хо­дят­ся в пер­вом де­сят­ке, а сумма – число из вто­ро­го де­сят­ка. Такие вы­чис­ле­ния на­зы­ва­ют­ся с пе­ре­хо­дом через де­ся­ток. По­смот­ри­те на вы­ра­же­ние (Рис. 9.):

Рис. 9.

К числу 8 нужно при­ба­вить число 5. В таком слу­чае нужно раз­ло­жить вто­рое сла­га­е­мое на сумму удоб­ных сла­га­е­мых. Удоб­ных таким об­ра­зом, чтобы одно из этих сла­га­е­мых до­пол­ни­ло пер­вое сла­га­е­мое до 10. Число 5 удоб­но раз­ло­жить на сумму чисел 2 и 3. Число 2 до­пол­ня­ет число 8 до 10. 8 + 2 = 10. Те­перь к 10 при­бав­ля­ем число 3 и по­лу­ча­ем число 13.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=wHkmatC3UrI

http://www.youtube.com/watch?v=A9fy2_E6cJc

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/2-klass/slozhenie-i-vychitanie-pismennye-priyomy/pismennye-priemy-slozheniya-dvuznachnyh-chisel-s-perehodom-cherez-desyatok-vida-37-48

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.