1 класс. Математика. Понятия «больше», «меньше» и «равно»

1 класс. Математика. Понятия «больше», «меньше» и «равно»

Комментарии преподавателя

1. История на сравнение чисел про кошек

На дан­ном уроке будет рас­смот­ре­но срав­не­ние чисел. Два числа могут быть равны, одно число может быть боль­ше дру­го­го или мень­ше. То есть, если одно число боль­ше, то дру­гое, со­от­вет­ствен­но, - мень­ше. На ри­сун­ке видно, что в одной руке у че­ло­веч­ка ша­ри­ков боль­ше, а в дру­гой – мень­ше. (рис. 1)

Рис. 1 (Ис­точ­ник)

Для луч­ше­го по­ни­ма­ния срав­не­ния чисел рас­смот­рим ис­то­рию о кош­ках.

Ис­то­рия о кош­ках.

Жи­ли-бы­ли маль­чик и де­воч­ка, они были со­се­дя­ми. Они лю­би­ли кошек. Маль­чи­ка звали Петя, а де­воч­ку – Катя. У Пети было 2 кошки и у Кати вна­ча­ле было 2 кошки. (рис. 2)

Рис. 2 (Ис­точ­ник), (Ис­точ­ник)

Это можно за­пи­сать сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

            

То есть ко­ли­че­ство кошек у Пети и у Кати оди­на­ко­вое.

Но Катя по­до­бра­ла на улице еще одну кошку. Она при­нес­ла ее домой, по­мы­ла ее, на­кор­ми­ла. У Кати стало три кошки. (рис. 3)

Рис. 3 (Ис­точ­ник), (Ис­точ­ник)

У Кати стало кошек боль­ше, чем у Пети. А у Пети кошек стало мень­ше, чем у Кати.

Чтобы по­ка­зать, где боль­ше, а где мень­ше, в ма­те­ма­ти­ке при­ду­ма­ли спе­ци­аль­ные знаки: «боль­ше» и «мень­ше».

У Пети 2 кошки, а у Кати – 3. Это можно за­пи­сать сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

                        

Два мень­ше чем три.

- знак «мень­ше».

Это нера­вен­ство можно за­пи­сать сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

Три боль­ше чем два.

  - знак «боль­ше».

В ма­те­ма­ти­ки можно ис­поль­зо­вать сле­ду­ю­щие знаки:

  - знак «мень­ше».

  - знак «боль­ше».

 - знак «равно».

Чтобы хо­ро­шо раз­би­рать­ся в зна­ках срав­не­ния рас­смот­рим сказ­ку.

 2. Сказка на знаки при сравнении чисел

Жил-был Ко­те­нок. Это был ма­лень­кий хо­ро­ший пу­ши­стый Ко­те­нок, ко­то­рый любил изу­чать ма­те­ма­ти­ку. Ма­те­ма­ти­ке его учил Куз­не­чик. Куз­не­чик при­ска­ки­вал к до­ми­ку Ко­тен­ка, где про­во­дил ему ин­ди­ви­ду­аль­ные за­ня­тия. Вна­ча­ле они вы­учи­ли числа от 1 до 10. (рис. 4)

Рис. 4

Ко­те­нок на­учил­ся их пи­сать ак­ку­рат­но в тет­ра­ди, на­учил­ся счи­тать пред­ме­ты. Но когда они дошли до зна­ков «боль­ше», «мень­ше», ко­те­нок никак не мог их осво­ить.  То есть он хо­ро­шо по­ни­мал, то зна­чит боль­ше, а что зна­чит мень­ше. К при­ме­ру, когда ему го­во­ри­ли, что есть 1 блю­деч­ко с мо­ло­ком и есть 3 блю­деч­ка с мо­ло­ком, он по­ни­мал, что в трех блю­деч­ках го­раз­до боль­ше мо­ло­ка. Но он пу­тал­ся в самих зна­ках. Он все­гда путал, в какую сто­ро­ну, какой знак пи­шет­ся. Ко­те­нок с тру­дом их раз­ли­чал. Куз­не­чик никак не мог при­ду­мать, как проще объ­яс­нить. Тогда он со­рвал 2 тра­вин­ки и по­лу­чи­лись 2 ко­ро­тень­кие па­лоч­ки. Он сло­жил их в форме знака «боль­ше». (рис. 5)

Рис. 5

Куз­не­чик объ­яс­нил, что там, где острие этого знач­ка, там мень­шее число долж­но сто­ять. (рис. 6)

Рис. 6

Ко­те­нок все понял и по­вто­рил, что куда острие на­прав­ле­но, там и мень­шее число.

С тех пор Ко­те­нок ни­ко­гда не пу­тал­ся со зна­ка­ми «боль­ше» или «мень­ше».

То есть острие на­прав­ле­но в сто­ро­ну мень­ше­го числа.

 3. Числовой ряд

Пред­ста­вим ряд чисел от 1 до 10. (рис. 7)

Рис. 7

Чем число даль­ше идет по чис­ло­во­му ряду, чем оно пра­вее, тем оно боль­ше. Чем левее число, тем оно мень­ше.

 

 4. Пример 1

Какое из чисел мень­ше 2 или 7?

Два мень­ше семи.

 5. Пример 2

Какое из чисел мень­ше: 1 или 10?

.

Один мень­ше де­ся­ти.

 6. Пример 3

Срав­ни­те числа 8 и 4.

8 боль­ше чем 4, так как 8 идет даль­ше по чис­ло­во­му ряду. 8 яблок боль­ше чем 4 яб­ло­ка, 8 руб­лей боль­ше чем 4 рубля.

Во­семь боль­ше чем че­ты­ре.

 7. Пример 4

Срав­ни­те числа 9 и 3.

Де­вять на­хо­дит­ся пра­вее чем три.

Если воз­ни­ка­ют со­мне­ния, то можно пред­ста­вить дан­ное вы­ра­же­ние с по­мо­щью точек. (рис. 8)

Рис. 8

Можно уви­деть, что 9 боль­ше чем 3.

Де­вять боль­ше трех.

 8. Пример 5

Срав­ни­те числа 5 и 10. Какое из них боль­ше?

Де­сять боль­ше пяти.

 9. Пример 6

Срав­ни­те числа 6 и 7. Какое из них боль­ше.

Семь боль­ше шести.

 10. Пример 7 и знак «равно»

Срав­ни­те числа 3 и 3.

 

Три равно трем.

Знак «равно» очень часто ис­поль­зу­ет­ся в ма­те­ма­ти­ке.

На дан­ном уроке вы узна­ли, что зна­чит срав­не­ние чисел, в какую сто­ро­ну ста­вят­ся знаки «боль­ше» и «мень­ше». Вы по­тре­ни­ро­ва­лись пра­виль­но ис­поль­зо­вать дан­ные знаки на ве­се­лых при­ме­рах.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=aVXblZnEYhQ

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/1-klass/nachalnoe-znakomstvo-s-matematikoj/ponyatiya-bolshe-menshe-i-ravno?seconds=0&chapter_id=334

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.