1 курс. БЖД. Терроризм и национальная безопасность России

1 курс. БЖД. Терроризм и национальная безопасность России

Комментарии преподавателя

Организационные основы борьбы с терроризмом. Национальный антитеррористический комитет

В целях совершенствования государственного управления в области противодействия терроризму Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» образован Национальный антитеррористический комитет.

Установлено, что председателем Национального антитеррористического комитета по должности является директор Федеральной службы безопасности РФ.

Этим же указом образованы для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений антитеррористические комиссии ив субъектах Российской Федерации.

Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

Положение о Национальном антитеррористическом комитете

Национальный антитеррористический комитет (далее — Комитет) является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации.

Комитет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами распоряжениями Президент Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественным объединениями и организациями. Основными задачами Комитета являются:

а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;

б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;

в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;

г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;

д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;

е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.

Руководство деятельностью Комитета осуществляет председатель Национальной антитеррористического комитета.

Состав Национальной антитеррористического комитета по должностям

Директор ФСБ России (председатель Комитета)

Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — помощник Президента Российской Федерации

Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета)

Заместитель директора ФСБ России (заместитель председателя Комитета — руководитель аппарата Комитета)

Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Руководитель Аппарат Правительства Российской Федерации — Министр Российской Федерации

Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министр иностранных дел Российской Федерации

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Министр информационных технологий и связи Российской Федерации

Министр промышленности и энергетики Российской Федерации

Министр транспорта Российской Федерации

Министр юстиции Российской Федерации

Директор СВР России

Директор ФСО России

Руководитель Росфинмониторинга

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации — первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Федеральный оперативный штаб

Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями указом Президента РФ образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб.

Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.

Установить, что:

а) решения Федерального оперативного штаба, принятые в соответствии с его компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входя в его состав и в состав оперативных штабов в субъектах Российской Федерации;

б) решения оперативный штабов в субъектах Российской Федерации, принятые в соответствии с их компетенцией, обязательны для всех государственных органов, представители которых входят в их состав.

Установлено, что:

структура аппаратов Комитета, Федерального оперативного штаба и оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, штатная численность указанных аппаратов и порядок их комплектования определяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации;

Состав Федерального оперативного штаба по должностям

— Руководитель штаба

— Министра внутренних дел Российской Федерации (заместитель руководителя штаба)

— Заместитель директор ФСБ России, заместитель председателя Национального антитеррористического комитета — руководитель аппарата Комитета (заместитель руководителя штаба)

— Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр обороны Российской Федерации

— Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий

— Министр иностранных дел Российской Федерации

— Директор СВР России — Директор ФСО России

— Руководитель Росфинмониторинга

— Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации

Состав оперативного штаба в субъекте Российской Федерации по должностям

Начальник территориального органа ФСБ России (руководитель штаба)

Начальник территориального органа МВД России (заместитель руководителя штаба)

Начальник Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации

Представитель Вооруженных Сил Российской Федерации (по согласованию)

Начальник Центра специальной связи и информации ФСО России в субъекте Российской Федерации

Заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации

Общие выводы

Созданная в РФ организация по противодействию терроризму обеспечивает своевременную и надежную защиту населения страны от терроризма, так как она располагает для этого всем необходимым, а Национальный антитеррористический комитета наделен для этого широкими полномочиями.

Для осуществления своих задач Комитет имеет право:

а) принимать решения, касающиеся организации, координации, совершенствования и оценки эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти по противодействию терроризму, а также осуществлять контроль за их исполнением;

б) запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы и информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц;

в) создавать рабочие органы для изучения вопросов, касающихся противодействия терроризму, а также для подготовки проектов соответствующих решений Комитета;

г) привлекать для участия в работе Комитета должностных лиц и специалистов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также представителей общественных объединений и организаций (с их согласия);

д) вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Контртеррористическая операция и ее правовой режим

Контртеррористическая операция — комплекс специальных оперативно боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средство по пересечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

Правовой режим контртеррористической операции

В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а случае отсутствия таких документов — доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;

2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;

3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;

4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;

5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;

6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;

7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;

9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;

10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;

11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контреррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участник, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;

12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Силы и средства, привлекаемые для проведения контртеррористической операции

1. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

2. Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

3. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Окончание контртеррористической операции

1. Контртеррористическая операция считается оконченной в случае, если террористический акт пресечен (прекращен) и ликвидирована угроза жизни, здоровью, имуществу и иным охраняемым законом интересам людей, находящихся на территории, в пределах которых проводилась контртеррористическая операция.

2. Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной.

Применение Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом

В борьбе с терроризмом Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

1) пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;

2) пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;

3) участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

4) пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Пресечение террористических актов в воздушной среде

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

2. В случае если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управлениях прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пересечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

3. В случае если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства.

1. Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта.

Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

1. Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

1) применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;

2) использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Общие выводы

Терроризм во всех его видах проявления угрожают национальной безопасности России, угрожают жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для борьбы с терроризмом и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации создана система противодействия терроризму, которая объединяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по:

а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

Роль и место гражданской обороны в ликвидации последствий крупномасштабных террористических актов

Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть готовой:

— выполнять задачи при любых вариантах развертывания военных действий и крупномасштабных террористических актов;

— принимать участие в защите населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах;

— в случае крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения отдельных работ.

(Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года. Утверждены Президентом РФ 5 января 2004 г. Пр-12)

В целях ликвидации последствий крупномасштабных террористических актов гражданской обороны может проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне чрезвычайных ситуаций (крупномасштабный террористический акт — это чрезвычайная ситуация социального характера), оказывать гуманитарную помощь населению, пострадавшему от террористического акта.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся с целью срочного оказания помощи пострадавшему населению, а также для ограничения масштабов, локализации или ликвидации последствий террористического акта.

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью поиска и удаления людей за пределы зон действия опасных и вредных для жизни и здоровья факторов, оказания первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуации их в лечебные учреждения.

Неотложные работы проводятся в целях блокирования, локализации или нейтрализации источников опасности. Эти работы предназначены для обеспечения успешного проведения спасательных работ.

Гуманитарная помощь пострадавшему населению

Гуманитарная помощь в основном предназначена:

— для обеспечения выживания наибольшего числа людей, пострадавших от теракта;

— сохранения их здоровья;

— восстановления в кратчайшие сроки работы служб жизнеобеспечения;

— восстановления пострадавшей инфраструктуры;

— возрождение экономической деятельности.

**********************************************

Действия правоохранительных органов государства по выявлению террористических организаций, их руководителей и членов и привлечение их к ответственности являются более законным и эффективным методом.

Еще в конце XIX в. стало понятно, что без информации о подготовке террористических актов эффективной борьбы с террористами не получится Поэтому в большинство организаций были внедрены агенты, которые не только занимались пропагандистской работой, но и участвовали в террористической деятельности. Подобная практика выявления и ликвидации террористических организаций применяется и сегодня. В целом операции, проводимые правоохранительными органами государств, приводят к положительному результату.

image

Антитеррористическая операция российских спецслужб в г. Нальчике (Кабардино-Балкария). 13 октября 2005 г. 

Запомните!

Отметим одну важную деталь: борьба спецслужб становится успешной только тогда, когда террористы теряют поддержку среди населения. 

Создание санитарных, или буферных, зон

В том случае, когда террористические организации действуют из-за рубежа либо имеют территориальную обособленность, появляется желание оградить себя от этих преступников стеной или заграждениями. Такая тактика защиты называется созданием санитарных, или буферных, зон.

Исследования, анализ и опыт проведения подобных действий показывают, что это не так. Особенно ярко демонстрирует подобную тактику защиты Израиль, но более чем 20-летний опыт использования санитарной зоны доказывает ее неспособность обезопасить границы любого государства. Скрыться от терроризма за буферной зоной практически невозможно: она лишь разделяет воюющие стороны и не является препятствием. 

Проведение переговоров

Проведение переговоров с террористами возможно только в том случае, когда они понесут значительные физические и материальные потери, лишатся поддержки населения и не будут способны к масштабным действиям.

Войсковые операции

Войсковые операции против государств или политических сил, поддерживающих террористов, являются сравнительно новой формой борьбы с терроризмом.

Такая форма борьбы появилась в тот период, когда силы террора стали угрожать государственной целостности и вышли на мировую арену. С ростом международного терроризма войсковые операции стали мощной формой воздействия не только на внутренние террористические силы, но и на государства-спонсоры. Первые войсковые операции проводились чаще всего государственными органами против собственных террористических организаций, пытавшихся с помощью насилия захватить власть.

image

Подразделение войск МВД на территории Республики Чечня перед выходом на боевое задание 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

В Алжире антитеррористические мероприятия 1990-х гг. напоминали крупномасштабные войсковые операции с участием армейских специальных частей и полиции. В соответствии с законом о чрезвычайном положении гражданские органы власти на местах на время передали свои полномочия военным. Кроме того, все дела о терроризме перешли в ведение военных трибуналов, квалифицирующих их как «преступления против безопасности государства». Жесткие карательные меры принесли свои плоды.

Проводит военные операции в своей стране и Турция. В 1995 г. турецкая армия и полиция провели несколько крупномасштабных военных операций против боевых курдских отрядов, в ходе которых погибло около 2,5 тыс. боевиков.

Соединенные Штаты Америки с союзниками 7 октября 2001 г. приступили к бомбардировкам Афганистана, где, по их сведениям, скрывался организатор террористических актов 11 сентября Усама бен Ладен. За время длительных и каждодневных бомбардировок (80—100 самолетов ежедневно) американцам удалось полностью разрушить военную инфраструктуру Афганистана.

Для искоренения или локализации терроризма, особенно международного, необходимо усилие не одного, а нескольких государств. Правительства большинства стран придают огромное значение сотрудничеству в сфере борьбы с террором. Многолетний опыт показывает, что необходимо создание системы борьбы с терроризмом.

В Российской Федерации борьба с терроризмом организуется в соответствии с действующим законодательством и другими правовыми актами в области борьбы с терроризмом, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права и положениями международных договоров РФ. 

Это должен знать каждый

В борьбе с терроризмом в Российской Федерации учитывается ряд основополагающих принципов:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 
2) законность; 
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских. социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 
7) приоритет мер предупреждения терроризма; 
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 
11) недопустимость политических уступок террористам; 
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

• защиты личности, общества и государства от терроризма; 
• предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий; 
• выявления и устранения причин и условий, приводящих к осуществлению террористической деятельности. 

Внимание!

При организации контртеррористической операции в зоне ее проведения устанавливается особый правовой режим.

Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться для:

• пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами; 
• пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море РФ, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства; 
• участия в проведении контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами РФ; 
• пресечения международной террористической деятельности за пределами территории нашей страны.

В случае если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, ВС РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к ней и при этом были исчерпаны все меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) ВС РФ применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.

Подразделения и воинские части ВС РФ привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя этой операции. Соединения ВС РФ привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации.

Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:

• применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз; 
• использования формирований ВС РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Решение о применении ВС РФ вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом РФ. Ведение переговоров с террористами

При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. 

Внимание!

К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористического акта не должны рассматриваться политические требования. 

Запомните!

Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния. Информирование общественности о террористической акции

При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористическом акте осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью

При этом не допускается распространение информации:

• раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции; 
• способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны; 
• служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма; 
• о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции. 

Окончание контртеррористической операции

Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции. 

Запомните!

Лицо, принявшее решение о проведении контртеррористической операции, по предложению руководителя контртеррористической операции объявляет контртеррористическую операцию оконченной. 

Ответственность за участие в террористической деятельности
(Извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации)

Статья 205. Террористический акт (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № Э21-ФЗ)

1. Совершение взрыва, поджога или иных действий устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

2. Те же деяния: совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; повлёкшие по неосторожности смерть человека; повлекшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, - наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они: сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; повлекли умышленное причинение смерти человеку. - наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Примечание. Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта. освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Статья 206. Захват заложника

1. Захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения заложника, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

2. Те же деяния, совершенные: группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; в отношении заведомо несовершеннолетнего;

в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

в отношении двух или более лиц: из корыстных побуждений или по найму, — наказываются лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иное тяжкое последствие, — наказываются лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет.

Примечание. Лицо, добровольно или по требованию властей освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 207. Заведомо ложные сообщения об акте терроризма Заведомо ложные сообщения о готовящемся взрыве, поджоге или действиях, создающих опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда и в размерах заработной платы или одного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем

1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного Федеральным законом, а равно руководство таким формированием, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет.

2. Участие в вооруженном формировании, не предусмотренном Федеральным законом, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании, сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. 

 

Источники

http://infourok.ru/metodicheskiy-material-k-uroku-po-obzh-sistema-borbi-s-terrorizmom-klass-596340.html

http://www.myshared.ru/slide/905327/#

http://infourok.ru/material.html?mid=5089

http://zavertjaev.ucoz.ru/load/konspekty_urokov/konspekty_i_plany_urokov/sistema_borby_s_terrorizmom/15-1-0-84

http://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_09/obzh_materialy_zanytii_09.html

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.