10 класс. Обществознание. Деятельность.

10 класс. Обществознание. Деятельность.

Комментарии преподавателя

Наши по­след­ние уроки были по­свя­ще­ны теме «Со­зна­ние». Мы го­во­ри­ли с вами о том, что в со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии наи­бо­лее рас­про­стра­нен так на­зы­ва­е­мый де­я­тель­ност­ный под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му со­зна­ние воз­ни­ка­ет толь­ко в про­цес­се де­я­тель­но­сти. Имен­но де­я­тель­ность будет темой этого и сле­ду­ю­ще­го уро­ков.

Де­я­тель­но­стью в фи­ло­со­фии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии на­зы­ва­ют це­ле­на­прав­лен­ную ак­тив­ность, ха­рак­те­ри­зу­ю­щу­ю­ся пре­об­ра­зо­ва­ни­ем окру­жа­ю­щей среды и са­мо­го че­ло­ве­ка.

Таким об­ра­зом, де­я­тель­ность обя­за­тель­но долж­на пред­по­ла­гать цель. Неце­ле­на­прав­лен­ные дей­ствия де­я­тель­но­стью счи­тать нель­зя. На­при­мер, во время па­ни­ки люди пред­при­ни­ма­ют дей­ствия, никак не оправ­дан­ные с точки зре­ния ра­зу­ма; можно ска­зать «па­ни­че­ские дей­ствия», но нель­зя ска­зать «па­ни­че­ская де­я­тель­ность». В свою оче­редь, если цель по­став­ле­на, но ни­ка­кие ак­тив­ные дей­ствия не пред­при­ня­ты, де­я­тель­но­стью это также счи­тать нель­зя.

Важно от­ме­тить, что любая де­я­тель­ность долж­на но­сить пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер. Если в ре­зуль­та­те дей­ствий ни­ка­ких из­ме­не­ний не про­изо­шло, это также невоз­мож­но счи­тать де­я­тель­но­стью.

Есть и дру­гое, менее рас­про­стра­нен­ное опре­де­ле­ние: «Де­я­тель­ность – это со­во­куп­ность вза­и­мо­свя­зан­ных дей­ствий, по­буж­да­е­мых по­треб­но­стя­ми и на­прав­лен­ных на до­сти­же­ние цели».

В этом опре­де­ле­нии не так хо­ро­шо по­ка­за­на сущ­ность де­я­тель­но­сти, но даны ос­нов­ные эле­мен­ты ее струк­ту­ры (рис. 1). Да­вай­те их рас­смот­рим.

Структура деятельности

Рис. 1. Струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

Мо­ти­вы де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся не толь­ко его по­треб­но­стя­ми, но также убеж­де­ни­я­ми и со­ци­аль­ны­ми уста­нов­ка­ми. Неред­ко бы­ва­ет, что у че­ло­ве­ка нет явной по­треб­но­сти в дей­ствии, но его мо­ти­вы сфор­ми­ро­ва­лись под вли­я­ни­ем об­ще­ства. Так, вы хо­ди­те в школу не толь­ко для того, чтобы удо­вле­тво­рять свою по­треб­ность в зна­ни­ях; на вас дей­ству­ют со­ци­аль­ные уста­нов­ки на по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния (их в первую оче­редь со­зда­ет семья), а также убеж­де­ние в по­лез­но­сти об­ра­зо­ва­ния. Если семья не будет тре­бо­вать от вас по­се­ще­ния школы, не ис­клю­че­но, что вы нач­не­те ее про­гу­ли­вать. Ре­бе­нок в тре­тьем или в пятом клас­се, пока у него еще не сфор­ми­ро­ва­лось убеж­де­ние в по­лез­но­сти об­ра­зо­ва­ния, ско­рее всего, так и сде­ла­ет.

Тем не менее ве­ду­щую роль в фор­ми­ро­ва­нии мо­ти­вов нашей де­я­тель­но­сти иг­ра­ют по­треб­но­сти. Тра­ди­ци­он­но по­треб­но­стя­ми на­зы­ва­ют пе­ре­жи­ва­е­мое и осо­зна­ва­е­мое че­ло­ве­ком со­сто­я­ние нужды в чем-ли­бо.

В со­вре­мен­ной фи­ло­со­фии вы­де­ля­ют три груп­пы по­треб­но­стей. Био­ло­ги­че­ские (ма­те­ри­аль­ные) – это по­треб­но­сти в еде, сне, дви­же­нии. Они есть даже у жи­вот­ных. Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти – это по­треб­но­сти, по­рож­ден­ные об­ще­ством; среди них чаще всего на­зы­ва­ют по­треб­но­сти в об­ще­нии и са­мо­ре­а­ли­за­ции. На­ко­нец, иде­аль­ные (ду­хов­ные) по­треб­но­сти фор­ми­ру­ют­ся в ходе самой де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка: к ним от­но­сят­ся по­треб­но­сти в по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира, осо­зна­нии сво­е­го места в нем, смыс­ла и пред­на­зна­че­ния сво­е­го су­ще­ство­ва­ния.

Можно за­дать во­прос: по­треб­но­сти ка­ко­го вида яв­ля­ют­ся наи­бо­лее важ­ны­ми? Оче­вид­но, что че­ло­век не может вы­жить без удо­вле­тво­ре­ния своих био­ло­ги­че­ских по­треб­но­стей. Но на­сколь­ко можно счи­тать че­ло­ве­ком и тем более лич­но­стью су­ще­ство, ко­то­рое толь­ко ест, пьет и спит? Фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти не в со­сто­я­нии со­здать об­ще­ство, куль­ту­ру, науку, они сами по себе не дают че­ло­ве­ку воз­мож­но­сти раз­ви­вать­ся. У че­ло­ве­ка, ко­то­рый на­хо­дит­ся в усло­ви­ях изо­ля­ции от об­ще­ства, быст­ро те­ря­ет все по­треб­но­сти, кроме фи­зио­ло­ги­че­ских. О таком че­ло­ве­ке го­во­рят, что он оско­ти­ни­ва­ет­ся.

По по­треб­но­стям че­ло­ве­ка и об­ще­ства можно даже опре­де­лить уро­вень их раз­ви­тия. Каж­до­му об­ще­ству со­от­вет­ству­ет опре­де­лен­ный уро­вень по­треб­но­стей (чем более раз­ви­то об­ще­ство, тем их боль­ше) и воз­мож­ность их удо­вле­тво­ре­ния. В фи­ло­со­фии и эко­но­ми­ке ана­ли­зи­ру­ют закон воз­вы­ше­ния по­треб­но­стей: по­треб­но­сти че­ло­ве­ка без­гра­нич­ны и по­сто­ян­но рас­тут, а зна­чит, необ­хо­ди­мо про­из­во­дить все боль­ше и боль­ше то­ва­ров и услуг.

Итак, мы уви­де­ли, что удо­вле­тво­ре­ние всех по­треб­но­стей, по сути, оди­на­ко­во важно для че­ло­ве­ка. Но есть и дру­гая точка зре­ния.

Аме­ри­кан­ский со­цио­лог Аб­ра­хам Мас­лоу в 1954 году пред­ло­жил свою кон­цеп­цию иерар­хии по­треб­но­стей. Он делит все по­треб­но­сти на шесть уров­ней (рис. 2).

Иерархия потребностей Маслоу

Рис. 2. Иерар­хия по­треб­но­стей Мас­лоу

1 уро­вень. Фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти (в воде, пище, ды­ха­нии, дви­же­нии, одеж­де, жилье, здо­ро­вье, сне, от­ды­хе и т.п.).

2 уро­вень. Эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в са­мо­со­хра­не­нии и лич­ной без­опас­но­сти, в обес­пе­чен­но­сти и ста­биль­но­сти сво­е­го су­ще­ство­ва­ния, в га­ран­ти­ях за­ня­то­сти и уве­рен­но­сти в  зав­траш­нем дне и т.п.).

3 уро­вень. Со­ци­аль­ные по­треб­но­сти (в любви, друж­бе, об­ще­нии и со­труд­ни­че­стве с дру­ги­ми лю­дь­ми, в при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му кругу людей, сво­е­му об­ще­ству, стране, ми­ро­во­му со­об­ще­ству и т.п.).

4 уро­вень. Пре­стиж­ные по­треб­но­сти (в лич­ном и се­мей­ном до­стат­ке и про­цве­та­нии, в хо­ро­шем об­ра­зо­ва­нии, на­деж­ной ра­бо­те и слу­жеб­ном росте, в при­зна­нии и ува­же­нии со сто­ро­ны дру­гих людей и т.п.).

5 уро­вень. Лич­ност­ные по­треб­но­сти (в са­мо­вы­ра­же­нии, са­мо­ре­а­ли­за­ции – дли­тель­ном про­яв­ле­нии себя как са­мо­сто­я­тель­ной, ори­ги­наль­ной и твор­че­ской лич­но­сти).

6 уро­вень. Ду­хов­ные по­треб­но­сти (в новых зна­ни­ях об окру­жа­ю­щем мире, в са­мо­по­зна­нии, при­об­ще­нии к фи­ло­со­фии, на­у­кам, ис­кус­ству и т.п.).

14. Если при­смот­реть­ся, Мас­лоу вы­де­ля­ет те же по­треб­но­сти, что и оте­че­ствен­ные спе­ци­а­ли­сты. Фи­зио­ло­ги­че­ские и эк­зи­стен­ци­аль­ные по­треб­но­сти мы на­зы­ва­ем био­ло­ги­че­ски­ми, пре­стиж­ные вклю­ча­ем в со­став со­ци­аль­ных, а лич­ност­ные – в со­став ду­хов­ных (рис. 3).

Иерархия потребностей Маслоу, соотнесенная с отечественной теорией

Рис. 3. Иерар­хия по­треб­но­стей Мас­лоу, со­от­не­сен­ная с оте­че­ствен­ной тео­ри­ей

Тем не менее от­ли­чие кон­цеп­ции Мас­лоу от тео­рии, при­ня­той в оте­че­ствен­ной со­цио­ло­гии и фи­ло­со­фии, за­клю­ча­ет­ся в том, что удо­вле­тво­ре­ние по­треб­но­стей более вы­со­ко­го уров­ня, по Мас­лоу, невоз­мож­но без удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей более низ­ко­го уров­ня. То есть о ре­а­ли­за­ции ду­хов­ных по­треб­но­стей может ду­мать толь­ко че­ло­век, обес­пе­чив­ший все осталь­ные по­треб­но­сти и за­ни­ма­ю­щий проч­ное по­ло­же­ние в об­ще­стве. Наука при таком по­ни­ма­нии пре­вра­ща­ет­ся в за­ня­тие для сытых, ко­то­рым про­сто нече­го де­лать. Ко­неч­но, такое по­ни­ма­ние иерар­хии по­треб­но­стей при­знать слож­но.

Это по­ни­ма­ли и по­сле­до­ва­те­ли Мас­лоу. Один из них, Клей­тон Ал­дер­фер, до­ка­зал, что несколь­ко по­треб­но­стей могут дей­ство­вать од­но­вре­мен­но, а невоз­мож­ность удо­вле­тво­рить по­треб­ность более вы­со­ко­го по­ряд­ка (на­при­мер, по­треб­ность в ува­же­нии и раз­ви­тии) со­про­вож­да­ет­ся уси­ле­ни­ем по­треб­но­стей более низ­ко­го ха­рак­те­ра (на­при­мер, чрез­мер­ны­ми по­треб­но­стя­ми в при­об­ре­те­нии пред­ме­тов рос­ко­ши и т.п.). Так пси­хо­ло­ги объ­яс­ня­ют такое яв­ле­ние, как ме­це­нат­ство: даже не по­ни­мая ис­тин­ной цен­но­сти тех или иных про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, бо­га­тый че­ло­век на­чи­на­ет их ску­пать, чтобы хоть как-то удо­вле­тво­рить свои со­ци­аль­ные по­треб­но­сти; ему недо­ста­точ­но быть бо­га­тым че­ло­ве­ком, он хочет стать еще и об­ла­да­те­лем кар­ти­ны Шиш­ки­на или Рем­бранд­та.

Тем не менее, кон­цеп­ция Мас­лоу яв­ля­ет­ся одной из глав­ных тео­рий, объ­яс­ня­ю­щих про­цесс фор­ми­ро­ва­ния мо­ти­вов де­я­тель­но­сти. И в самом деле, если у вас оста­лось 100 руб­лей, а зар­пла­та будет толь­ко через неде­лю, вы ско­рее по­тра­ти­те эти день­ги на хлеб, а не на билет в кино. В этом вы­бо­ре вы­ра­жа­ет­ся дей­ствие по­треб­но­стей.

Такое кон­крет­ное вы­ра­же­ние по­треб­но­стей при­ня­то на­зы­вать ин­те­ре­са­ми. Если по­треб­но­сти у всех людей объ­ек­тив­ны и при­мер­но оди­на­ко­вы, то ин­те­ре­сы субъ­ек­тив­ны. Вы­де­ля­ют­ся ин­те­ре­сы лич­ные (ин­ди­ви­ду­аль­ные), груп­по­вые, клас­со­вые, об­ще­ствен­ные, го­су­дар­ствен­ные, ин­те­ре­сы всего че­ло­ве­че­ства. У каж­до­го че­ло­ве­ка, об­ще­ства или го­су­дар­ства есть опре­де­лен­ная иерар­хия ин­те­ре­сов.

Имен­но ин­те­ре­сы че­ло­ве­ка за­став­ля­ют пред­при­ни­мать те или иные дей­ствия, на­прав­лять свою де­я­тель­ность на раз­лич­ные объ­ек­ты, ста­вить перед собой кон­крет­ные за­да­чи. В сле­ду­ю­щий раз мы рас­смот­рим струк­ту­ру де­я­тель­но­сти. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Со­ци­аль­ные сте­рео­ти­пы

Одним из важ­ней­ших видов со­ци­аль­ных уста­но­вок яв­ля­ют­ся так на­зы­ва­е­мые со­ци­аль­ные сте­рео­ти­пы. У людей нет по­треб­но­сти де­лать то, что они де­ла­ют; в своем по­ве­де­нии они ру­ко­вод­ству­ют­ся при­выч­ны­ми уста­нов­ка­ми. Если че­ло­век по­пы­та­ет­ся пе­ре­ве­сти со­ци­аль­ную уста­нов­ку в сферу со­зна­ния, она может раз­ру­шить­ся.

Во мно­гих об­ще­ствах рас­про­стра­не­ны на­ци­о­на­ли­сти­че­ские со­ци­аль­ные уста­нов­ки, ко­то­рые рас­па­да­ют­ся под вли­я­ни­ем ре­аль­ных об­сто­я­тельств. Так, в 1934 году пси­хо­лог из Стэн­форд­ско­го уни­вер­си­те­та Ричард Ла Пьер про­вел ис­сле­до­ва­ния свя­зей между со­ци­аль­ны­ми уста­нов­ка­ми и по­ве­де­ни­ем. В 1930-1931 гг. он ездил по стране вме­сте с ки­тай­ским сту­ден­том и его су­пру­гой (16 тыс. км), и их нор­маль­но при­ни­ма­ли во всех 251 оте­лях, мо­те­лях и ре­сто­ра­нах. Когда через пол­го­да вла­дель­цев этих мест опра­ши­ва­ли по почте, при­мут ли они у себя ки­тай­цев, более 90% от­ве­ти­ли от­ри­ца­тель­но. Вывод, сде­лан­ный пси­хо­ло­гом, гла­сил: мотив де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка да­ле­ко не все­гда сов­па­да­ет с со­ци­аль­ной уста­нов­кой.

Впро­чем, бы­ва­ет и на­о­бо­рот. При ис­сле­до­ва­нии свя­зей между со­ци­аль­ны­ми уста­нов­ка­ми и по­ве­де­ни­ем в аме­ри­кан­ской и ан­глий­ской пси­хо­ло­гии 1990-х гг. упо­треб­ля­ет­ся аб­бре­ви­а­ту­ра NIMBY (not in my back yard – не на моем зад­нем дворе). Обыч­но NIMBY про­яв­ля­ет­ся в кон­тек­сте раз­но­го рода со­бы­тий, про­ек­тов или из­ме­не­ний в при­ро­де, к ко­то­рым при­ко­ва­но все­об­щее вни­ма­ние. Люди со­глас­ны, что нужно стро­ить дома пре­ста­ре­лых и под­зем­ные хра­ни­ли­ща ра­дио­ак­тив­ных от­хо­дов, но ка­те­го­ри­че­ски про­тив того, чтобы это де­ла­лось рядом с их домом. Здесь, на­о­бо­рот, со­ци­аль­ная уста­нов­ка опе­ре­жа­ет по­треб­но­сти.

Как ро­ди­те­ли вли­я­ют на тор­на­до?

Сте­пень раз­ви­тия об­ще­ства вли­я­ет не толь­ко на со­сто­я­ние его по­треб­но­стей, но и на сте­пень вли­я­ния со­ци­аль­ных уста­но­вок. При­ня­то счи­тать, что в тра­ди­ци­он­ном об­ще­стве со­ци­аль­ные уста­нов­ки даже важ­нее по­треб­но­стей, а в со­вре­мен­ном их роль осла­бе­ва­ет.

Мно­гие япон­ские горы носят на­зва­ния, в ко­то­рых есть слово «ба­буш­ка» или «де­душ­ка». В древ­но­сти и сред­не­ве­ко­вье среди япон­цев бы­то­вал обы­чай: в го­лод­ные годы ста­ри­ки, чтобы не быть обу­зой для своей об­щи­ны, со­би­ра­лись и ухо­ди­ли из своих де­ре­вень в горы и уми­ра­ли там го­лод­ной смер­тью. Так они сбе­ре­га­ли про­пи­та­ние для своих детей и вну­ков. Такое яв­ле­ние рас­про­стра­не­но во мно­гих тра­ди­ци­он­ных об­ще­ствах и носит на­зва­ние «ге­рон­ти­цид» (до­слов­но: «убий­ство ста­ри­ков»). Фи­зио­ло­ги­че­ские по­треб­но­сти у этих людей явно под­чи­не­ны со­ци­аль­ным по­треб­но­стям и со­ци­аль­ным уста­нов­кам.

На самом деле и в со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ные уста­нов­ки иг­ра­ют огром­ную роль. Это про­яв­ля­ет­ся в боль­шем зна­че­нии со­ци­аль­но­го (внеш­не­го) кон­тро­ля за по­ве­де­ни­ем че­ло­ве­ка по срав­не­нию с са­мо­кон­тро­лем. Аме­ри­кан­ский пси­хо­лог Джу­ли­ан Рот­тер в 1966 году опуб­ли­ко­вал ста­тью, в ко­то­рой объ­яс­нял, по­че­му в штате Ала­ба­ма тор­на­до при­во­дят к боль­шим раз­ру­ше­ни­ям и жерт­вам, чем в штате Ил­ли­нойс. Он до­ка­зал, что в Ала­ба­ме го­раз­до боль­ше ав­то­ри­тар­ных семей, в ко­то­рых ре­ше­ние при­ни­ма­ет отец. У детей тем самым фор­ми­ру­ет­ся со­ци­аль­ная уста­нов­ка на без­дей­ствие, от­сут­ствие ини­ци­а­ти­вы, и сами став от­ца­ми се­мей­ства, они реже укреп­ля­ют свои дома. В Ил­ли­ной­се более рас­про­стра­не­ны семьи де­мо­кра­ти­че­ско­го типа, и го­раз­до боль­ше людей осо­зна­ют соб­ствен­ную от­вет­ствен­ность за то, что про­ис­хо­дит с ними и их се­мьей.

Со­вре­мен­ные тео­рии мо­ти­ва­ции

Кроме тео­рии Мас­лоу, су­ще­ству­ют и дру­гие тео­рии мо­ти­ва­ции.

Тео­рия Ду­гла­са Мак-Гре­го­ра преду­смат­ри­ва­ет раз­де­ле­ние всех ра­бот­ни­ков в за­ви­си­мо­сти от типа их мо­ти­ва­ции на две груп­пы – X и Y. Люди типа X обыч­но бы­ва­ют ле­ни­вы, не любят ра­бо­тать и из­бе­га­ют от­вет­ствен­но­сти (роль ру­ко­во­ди­те­ля – ис­поль­зуя ав­то­ри­тар­ный стиль управ­ле­ния, да­вать рас­по­ря­же­ния, кон­тро­ли­ро­вать и при­зы­вать к дис­ци­плине); люди типа Y – за­ме­ча­тель­ные ини­ци­а­тив­ные ра­бот­ни­ки, ко­то­рым при­су­щи твор­че­ство и са­мо­мо­ти­ва­ция (роль ру­ко­во­ди­те­ля – ис­поль­зуя де­мо­кра­ти­че­ский стиль управ­ле­ния, предо­став­лять пол­но­мо­чия для ре­ше­ния задач, при­вле­кать к при­ня­тию управ­лен­че­ских ре­ше­ний).

Тео­рия ожи­да­ния (Вик­тор Врум) пред­по­ла­га­ет, что мо­ти­ва­ция ра­бот­ни­ка по­вы­ша­ет­ся в том слу­чае, если его преж­ние уси­лия по­лу­ча­ли ожи­да­е­мую по­ло­жи­тель­ную оцен­ку со сто­ро­ны ру­ко­вод­ства.

Автор тео­рии ра­вен­ства Джон Стей­си Адамс рас­смат­ри­ва­ет со­от­но­ше­ние между тем, что ра­бот­ни­ки по­лу­чи­ли за свою ра­бо­ту, и тем, что они вло­жи­ли (уси­лия, время и зна­ние). Если ра­бот­ник счи­та­ет со­от­но­ше­ние неспра­вед­ли­вым, он либо тре­бу­ет для себя более вы­со­кой зар­пла­ты, либо на­чи­на­ет ра­бо­тать хуже и в конце кон­цов может во­об­ще пе­рей­ти в дру­гую ор­га­ни­за­цию.

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/deyatelnost?seconds=0&chapter_id=348

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=9-EgkJPyKjs

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=B2A9gU16UoE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=airMaG9BiDc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=hEYv_kjKMRU

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6865-deyatelnost-vidy-deyatelnosti.html

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9177-chto-takoe-deyatelnost.html 

Файлы