10 класс. Обществознание. Структура и функции сознания.

10 класс. Обществознание. Структура и функции сознания.

Комментарии преподавателя

В про­шлый раз мы на­ча­ли с вами раз­го­вор о со­зна­нии. Наш се­го­дняш­ний урок по­свя­щен во­про­су о струк­ту­ре и функ­ци­ях со­зна­ния.

При­ня­то счи­тать, что со­зна­ние су­ще­ству­ет в двух фор­мах – это со­зна­тель­ное и бес­со­зна­тель­ное. У ма­лень­ко­го ре­бен­ка раз­ви­та в ос­нов­ном сфера бес­со­зна­тель­но­го, а у взрос­ло­го че­ло­ве­ка – на­о­бо­рот. Можно ска­зать, что мно­гие бес­со­зна­тель­ные ком­по­нен­ты по­сте­пен­но вы­тес­ня­ют­ся в мыш­ле­нии че­ло­ве­ка со­зна­тель­ны­ми. Если у но­во­рож­ден­но­го ре­бен­ка со­зна­тель­ный ком­по­нент прак­ти­че­ски от­сут­ству­ет, то у взрос­ло­го че­ло­ве­ка он яв­ля­ет­ся ве­ду­щим (рис 1).

Сознание и возраст

Рис. 1. Со­зна­ние и воз­раст

Но несмот­ря на это, бес­со­зна­тель­ное оста­ет­ся с нами до конца жизни; со­всем ис­чез­нуть оно не может. Ти­пич­ны­ми фор­ма­ми бес­со­зна­тель­но­го, свой­ствен­ны­ми и детям, и взрос­лым людям, яв­ля­ют­ся сно­ви­де­ния, фобии, непро­из­воль­ное за­по­ми­на­ние.

Гра­ни­ца между осо­знан­ным и неосо­знан­ным весь­ма по­движ­на: свои эмо­ции и до­гад­ки че­ло­век может ло­ги­че­ски осмыс­лить, то есть пе­ре­ве­сти их из бес­со­зна­тель­но­го в со­зна­тель­ное. Это ка­са­ет­ся, к при­ме­ру, ин­ту­и­ции: если вам ка­жет­ся, что че­го-то не сле­ду­ет де­лать или ку­да-то не сле­ду­ет идти, можно по­пы­тать­ся ме­то­дом рас­суж­де­ний уста­но­вить, от­ку­да у вас воз­ник­ла такая мысль. Если вам бес­со­зна­тель­но не хо­чет­ся се­год­ня идти в школу, это можно объ­яс­нить него­тов­но­стью к кон­троль­ной ра­бо­те, несде­лан­ным до­маш­ним за­да­ни­ем, слож­ны­ми лич­ност­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми в клас­се или даже про­сто вашей мо­раль­ной уста­ло­стью.

Воз­мо­жен и об­рат­ный про­цесс. Когда навык ста­но­вит­ся ав­то­ма­ти­че­ским, он пе­ре­хо­дит в сферу бес­со­зна­тель­но­го. Вспом­ни­те, как вы учи­лись ез­дить на ве­ло­си­пе­де: вам было труд­но по­нять, как можно од­но­вре­мен­но си­деть, кру­тить пе­да­ли, дер­жать рав­но­ве­сие да еще смот­реть, куда едешь. После того, как навык за­кре­пил­ся, он пе­ре­шел в сферу бес­со­зна­тель­но­го, и те­перь вы сами не мо­же­те объ­яс­нить, как у вас всё это од­но­вре­мен­но по­лу­ча­ет­ся.

Вза­и­мо­от­но­ше­ни­я­ми между со­зна­тель­ным и бес­со­зна­тель­ным в пси­хи­ке че­ло­ве­ка за­ни­ма­лись мно­гие фи­ло­со­фы и уче­ные. Самым из­вест­ным из них был немец­кий пси­хо­лог и пси­хи­атр Зиг­мунд Фрейд (рис. 2).

Зигмунд Фрейд

Рис. 2. Зиг­мунд Фрейд

Фрейд счи­тал, что в струк­ту­ре со­зна­ния сле­ду­ет вы­де­лять три эле­мен­та (рис 3). Это сверх­со­зна­ние (или «Сверх-Я»), со­зна­ние («Я») и бес­со­зна­тель­ное, ко­то­рое Фрейд обо­зна­чал по­ня­ти­ем «Оно». К сверх­со­зна­нию Фрейд от­но­сил мо­раль­ные нормы и прин­ци­пы. Че­ло­век не обя­за­тель­но по­ни­ма­ет, по­че­му он дол­жен вести себя так или иначе; пра­ви­ла по­ве­де­ния ему дик­ту­ет об­ще­ство.

Структура сознания по Фрейду

Рис. 3. Струк­ту­ра со­зна­ния по Фрей­ду

На­при­мер, вос­пи­та­тель­ни­ца дет­ско­го сада, уви­дев, что дети де­рут­ся, пре­кра­ща­ет по­та­сов­ку и го­во­рит им, что драть­ся нехо­ро­шо. Дети еще не по­ни­ма­ют, зачем в об­ще­стве су­ще­ству­ет такая норма, но уже долж­ны ее со­блю­дать.

Бес­со­зна­тель­ное пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность ин­стинк­тов и ком­плек­сов, ос­нов­ны­ми из ко­то­рых яв­ля­ют­ся по­ло­вой ин­стинкт и ин­стинкт агрес­сии. Сюда от­но­сит­ся и лич­ное бес­со­зна­тель­ное (вы­тес­нен­ные пе­ре­жи­ва­ния), и те ком­плек­сы, ко­то­рые до­ста­лись че­ло­ве­ку в на­след­ство от жи­вот­но­го и пер­во­быт­но­го со­сто­я­ния. При­ме­ром та­ко­го лич­но­го бес­со­зна­тель­но­го яв­ля­ет­ся эди­пов ком­плекс.

По Фрей­ду, бес­со­зна­тель­ное давит на че­ло­ве­ка и по­сто­ян­но про­ры­ва­ет­ся на­ру­жу в виде снов, фобий и ого­во­рок. Со­глас­но тео­рии Фрей­да, в ос­но­ве каж­до­го нера­ци­о­наль­но­го стра­ха лежат некие со­бы­тия, ко­то­рые уже давно за­бы­ты че­ло­ве­ком, но оста­лись в его под­со­зна­нии. Фобия – ир­ра­ци­о­наль­ный страх, не под­да­ю­щий­ся со­зна­тель­но­му кон­тро­лю со сто­ро­ны че­ло­ве­ка.

Если про­ана­ли­зи­ро­вать ре­че­вые ошиб­ки, до­пус­ка­е­мые лю­дь­ми, мы можем уви­деть про­яв­ле­ния их бес­со­зна­тель­но­го. Такие ошиб­ки даже на­зы­ва­ют «ого­вор­ка­ми по Фрей­ду». Вы­явить бес­со­зна­тель­ное можно и спе­ци­аль­ны­ми ме­то­да­ми, ко­то­рые при­ня­то объ­еди­нять по­ня­ти­ем «пси­хо­ана­лиз».

Глав­ным по­ня­ти­ем пси­хо­ана­ли­за яв­ля­ет­ся по­ло­вое вле­че­ние, или ли­би­до, ко­то­рое на­хо­дит­ся в кон­флик­те с со­зна­ни­ем, вы­нуж­ден­ным по­сто­ян­но ре­а­ги­ро­вать на окру­жа­ю­щую со­ци­аль­ную среду с ее мо­раль­ны­ми стан­дар­та­ми и за­пре­та­ми. Часто го­во­рят, что в по­ни­ма­нии Фрей­да со­зна­ние пред­став­ля­ет собой тес­ный тем­ный чер­дак, на ко­то­ром за­пер­ты чо­пор­ная ста­рая дева и по­ме­шан­ная на сексе обе­зья­на.

Дру­гую струк­ту­ру со­зна­ния пред­ло­жил из­вест­ный швей­цар­ский пси­хо­лог Карл Гу­став Юнг. С его точки зре­ния су­ще­ству­ют со­зна­ние, ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­со­зна­тель­ное и кол­лек­тив­ное бес­со­зна­тель­ное (рис. 4).

Структура сознания по Юнгу

Рис. 4. Струк­ту­ра со­зна­ния по Юнгу

Что такое со­зна­ние и ин­ди­ви­ду­аль­ное бес­со­зна­тель­ное, по­нят­но. Что Юнг по­ни­ма­ет под кол­лек­тив­ным бес­со­зна­тель­ным? С его точки зре­ния, кол­лек­тив­ное бес­со­зна­тель­ное пред­став­ля­ет собой па­мять по­ко­ле­ний – скла­ды­вав­ши­е­ся ты­ся­че­ле­ти­я­ми пред­став­ле­ния. Оно со­сто­ит из ар­хе­ти­пов – кол­лек­тив­ных пред­став­ле­ний. Ар­хе­ти­пы – врож­ден­ные пси­хо­ло­ги­че­ские струк­ту­ры, со­став­ля­ю­щие со­дер­жа­ние кол­лек­тив­но­го бес­со­зна­тель­но­го.

При­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся ар­хе­ти­пы отца или ма­те­ри. В раз­ных куль­ту­рах люди по-раз­но­му иг­ра­ют эти со­ци­аль­ные роли, но пред­став­ле­ния о долж­ном по­ве­де­нии у всех будут оди­на­ко­вы­ми. Ар­хе­ти­пи­че­ски­ми счи­та­ют­ся пред­став­ле­ния муж­чин об иде­аль­ной жен­щине (так на­зы­ва­е­мой Аниме) и пред­став­ле­ния жен­щин об иде­аль­ном муж­чине (Ани­му­се). Речь идет не о внеш­нем об­ли­ке, а о пси­хо­ло­ги­че­ских ха­рак­те­ри­сти­ках тех или иных людей.

Еще один ва­ри­ант струк­ту­ры со­зна­ния опи­ра­ет­ся на раз­ни­цу между пред­ме­та­ми со­зна­ния. В со­от­вет­ствии с этой ти­по­ло­ги­ей вы­де­ля­ют «бы­тий­ное со­зна­ние», «ре­флек­сив­ное со­зна­ние» и са­мо­со­зна­ние (рис. 5). Бы­тий­ное со­зна­ние по­мо­га­ет нам ори­ен­ти­ро­вать­ся в окру­жа­ю­щем мире, ре­флек­сив­ное со­зна­ние поз­во­ля­ет оце­ни­вать и пред­ска­зы­вать дей­ствия дру­гих людей, са­мо­со­зна­ние поз­во­ля­ет оце­ни­вать себя. Кста­ти, в ка­че­стве объ­ек­та ре­флек­сии могут вы­сту­пать и от­ра­же­ние мира, и мыш­ле­ние о нем, и спо­со­бы ре­гу­ля­ции че­ло­ве­ком сво­е­го по­ве­де­ния, и сами спо­со­бы ре­флек­сии, и даже свое лич­ное со­зна­ние, по­это­му неко­то­рые пси­хо­ло­ги счи­та­ют грань между двумя по­след­ни­ми ком­по­нен­та­ми до­воль­но услов­ной.

Структура сознания. Третий вариант

Рис. 5. Струк­ту­ра со­зна­ния. Тре­тий ва­ри­ант

Раз­ные ком­по­нен­ты струк­ту­ры со­зна­ния вы­пол­ня­ют раз­ные функ­ции. Ос­нов­ны­ми функ­ци­я­ми со­зна­ния счи­та­ют­ся:

- функ­ция по­зна­ния (то есть обоб­щен­но­го от­ра­же­ния внеш­не­го мира);

- функ­ция пе­ре­жи­ва­ний и по­стро­е­ния от­но­ше­ния к миру и дру­гим людям;

- функ­ция ре­гу­ли­ро­ва­ния по­ве­де­ния (фор­ми­ро­ва­ние целей, мыс­лен­ное по­стро­е­ние дей­ствий, пред­ви­де­ние ре­зуль­та­тов, до­сти­же­ние по­став­лен­ных целей);

- твор­че­ская (кре­а­тив­ная) функ­ция.

Об­ра­тим­ся, на­ко­нец, к глав­ным осо­бен­но­стям со­зна­ния че­ло­ве­ка. Это иде­аль­ность, ин­тен­ци­о­наль­ность и иде­а­тор­ность. Под иде­аль­но­стью со­зна­ния по­ни­ма­ет­ся его про­ти­во­по­лож­ность ма­те­ри­аль­но­му миру и неза­ви­си­мость от ма­те­рии. При осу­ществ­ле­нии твор­че­ской де­я­тель­но­сти со­зна­ние даже пер­вич­но по от­но­ше­нию к ма­те­рии.

Ин­тен­ци­о­наль­ность – это на­прав­лен­ность на пред­мет. Со­зна­ние не может быть бес­пред­мет­ным. Нель­зя про­сто по­ду­мать; можно по­ду­мать лишь о чем-то.

На­ко­нец, иде­а­тор­ность – это спо­соб­ность тво­рить и вос­про­из­во­дить идеи, в том числе аб­стракт­ные. Иде­а­тор­ность со­зна­ния в наи­боль­шей сте­пе­ни про­яв­ля­ет­ся в де­я­тель­но­сти. Она и ста­нет темой на­ше­го сле­ду­ю­ще­го урока. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Эди­пов ком­плекс

Одно из самых из­вест­ных от­кры­тий, сде­лан­ных в науке Зиг­мун­дом Фрей­дом – это об­на­ру­же­ние так на­зы­ва­е­мо­го «эди­по­ва ком­плек­са». Со­глас­но древ­не­гре­че­ско­му мифу, фи­ван­ско­му царю Лаю было пред­ска­за­но, что его сын убьет его и же­нит­ся на соб­ствен­ной ма­те­ри. Царь при­ка­зал от­не­сти но­во­рож­ден­но­го сына на вер­ши­ну горы. Ре­бе­нок, ко­то­ро­го на­зва­ли Эди­пом, вырос, не зная своих на­сто­я­щих ро­ди­те­лей. Даль­ше все про­изо­шло, как и было пред­ска­за­но. Эдип убил фи­ван­ско­го царя, за­хва­тил власть в Фивах и же­нил­ся на соб­ствен­ной ма­те­ри.

Фрейд уста­но­вил, что во мно­гих се­мьях сын в опре­де­лен­ном воз­расте ис­пы­ты­ва­ет бес­со­зна­тель­ное вле­че­ние к ма­те­ри и рев­ну­ет к ней отца. Это яв­ле­ние и по­лу­чи­ло на­зва­ние «эди­по­ва ком­плек­са».

Впро­чем, со­вре­мен­ны­ми уче­ны­ми до­ка­за­но, что этот ком­плекс не имеет сек­су­аль­но­го под­тек­ста. Ан­тро­по­ло­ги Мар­га­рет Мид и Б.Ма­ли­нов­ский про­ве­ли ис­сле­до­ва­ния на ост­ро­ве Тро­бри­ан в Оке­нии и уста­но­ви­ли, что в мест­ных пле­ме­нах отец да­ле­ко не все­гда ста­но­вит­ся объ­ек­том ир­ра­ци­о­наль­ной сы­нов­ней нена­ви­сти, ко­то­рая чаще на­прав­ля­ет­ся на брата ма­те­ри, ко­то­рый в дан­ной си­сте­ме при­зван под­дер­жи­вать дис­ци­пли­ну. Из этого был сде­лан вывод, что от­ме­чен­ная Фрей­дом враж­деб­ность и непри­язнь ев­ро­пей­ско­го маль­чи­ка к отцу воз­ни­ка­ет в силу ре­прес­сив­ной роли по­след­не­го в за­пад­ной куль­ту­ре (где он вы­пол­ня­ет дис­ци­пли­нар­ные функ­ции), а не вслед­ствие его вза­и­мо­от­но­ше­ний с ма­те­рью, якобы про­во­ци­ру­ю­щих дет­скую рев­ность.

Как воз­ни­ка­ют фобии

Мно­гие пси­хо­ло­ги счи­та­ют, что в ос­но­ве фобий лежат ре­аль­ные со­бы­тия. То есть если вы бо­и­тесь собак, это зна­чит, что в глу­бо­ком дет­стве одна из таких собак вас на­пу­га­ла, и этот страх со­хра­нил­ся до се­го­дняш­не­го дня.

В 1920 году один из ос­но­во­по­лож­ни­ков со­вре­мен­ной пси­хо­ло­гии Джон Уот­сон про­вел экс­пе­ри­мент с уча­сти­ем 11-ме­сяч­но­го маль­чи­ка-си­ро­ты. До­ка­зы­вая спра­вед­ли­вость вы­во­дов И. Пав­ло­ва о при­об­ре­тен­ных ре­флек­сах, экс­пе­ри­мен­та­то­ры це­ле­на­прав­лен­но со­зда­ва­ли у ре­бен­ка фобию. Ему по­ка­зы­ва­ли жи­вот­ное бе­ло­го цвета (кро­ли­ка или крысу), ко­то­рых ре­бе­нок не бо­ял­ся. Когда маль­чик тя­нул­ся к жи­вот­но­му, у него над ухом раз­да­вал­ся рез­кий звук, ко­то­ро­го ре­бе­нок, ра­зу­ме­ет­ся, пу­гал­ся (экс­пе­ри­мен­та­тор силь­но бил мо­лот­ком по ме­тал­ли­че­ской трубе). Гром­кий звук со­про­вож­дал любое по­яв­ле­ние жи­вот­но­го бе­ло­го цвета, и через очень непро­дол­жи­тель­ное время ре­бе­нок устра­и­вал ис­те­ри­ку еще до того, как раз­даст­ся звук. Даже когда по­яв­ле­ние белых кро­ли­ков или крыс пе­ре­ста­ли со­про­вож­дать зву­ком, страх у ре­бен­ка со­хра­нял­ся. Такую же ре­ак­цию вы­зы­ва­ли по­хо­жие пред­ме­ты, на­при­мер, ме­хо­вое паль­то ас­си­стен­та пси­хо­ло­га и бо­ро­да Сан­та-Клау­са.

Для того, чтобы вы­ле­чить такую фобию, необ­хо­ди­мо ее ра­ци­о­на­ли­зи­ро­вать, то есть пе­ре­ве­сти в сферу со­зна­тель­но­го. Если че­ло­век по­ни­ма­ет, что его страх не имеет под собой ни­ка­ких ос­но­ва­ний (есть люди, ко­то­рые бо­ят­ся опре­де­лен­ных чисел, при­чем даже не обя­за­тель­но числа «13»), то это уже пер­вый шаг на пути к устра­не­нию фобии. Пси­хо­лог Джо­зеф Воль­пе пред­ло­жил ле­чить фобии неболь­ши­ми до­за­ми кон­так­та с пред­ме­том стра­ха. Если ре­бе­нок, к при­ме­ру, бо­ит­ся собак, то можно ку­пить ему щенка; сна­ча­ла кон­такт с ним будет огра­ни­чи­вать­ся несколь­ки­ми се­кун­да­ми, затем ре­бе­нок при­вык­нет к своей со­ба­ке, а потом пе­ре­ста­нет бо­ять­ся и дру­гих собак. Этот метод на­зы­ва­ет­ся ме­то­дом си­сте­ма­ти­че­ской де­сен­се­би­ли­за­ции (от слова «sense» – чув­ство), то есть по­сте­пен­но­го сни­же­ния чув­стви­тель­но­сти че­ло­ве­ка к объ­ек­ту его стра­ха.

Уот­сон пла­ни­ро­вал из­ба­вить от фобии и сво­е­го под­опыт­но­го ре­бен­ка, ре­а­ги­ру­ю­ще­го на жи­вот­ных бе­ло­го цвета. Он со­би­рал­ся по­ка­зы­вать ему таких жи­вот­ных, со­про­вож­дая это при­ят­ны­ми для ре­бен­ка дей­стви­я­ми, на­при­мер, лас­кой или уго­ще­ни­ем. Од­на­ко ре­бен­ка (на­пом­ню, он был си­ро­той) неожи­дан­но усы­но­ви­ли, и про­ве­сти се­ан­сы из­бав­ле­ния от фобии не уда­лось. Судь­ба маль­чи­ка неиз­вест­на, но он на­вер­ня­ка до конца жизни со­хра­нил необъ­яс­ни­мый страх перед жи­вот­ны­ми бе­ло­го цвета.

Игра в ас­со­ци­а­ции

Вы­удить из че­ло­ве­ка его бес­со­зна­тель­ное – вот на что на­прав­ле­ны все дей­ствия пси­хо­ана­ли­ти­ков. Один из наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных ме­то­дов пси­хо­ана­ли­за – про­ве­де­ние ас­со­ци­а­тив­но­го теста. Пси­хо­ана­ли­тик на­зы­ва­ет слово и про­сит па­ци­ен­та на­звать первую по­пав­шу­ю­ся ас­со­ци­а­цию.

Немец­кий пси­хо­лог Гер­ман Рор­шах в 1922 году пред­ло­жил тест чер­ниль­ных пятен как метод ин­тер­пре­та­ции слу­чай­ных форм. Чаще всего люди видят в чер­ниль­ных пят­нах жи­вот­ных (от 25% до 50% от­ве­тов). На самом деле об­ра­зы можно объ­яс­нить вер­баль­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, воз­рас­том ин­ди­ви­да, уров­нем об­ра­зо­ва­ния и т.д. Этот тест ис­поль­зу­ет­ся и для дру­гих целей; на­при­мер, по числу сов­па­де­ний можно опре­де­лить сте­пень пси­хо­ло­ги­че­ской бли­зо­сти двух или более че­ло­век.

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/struktura-i-funktsii-soznaniya?seconds=0&chapter_id=348

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=UXTItuHjQ5o

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cY4cygHQU4c

источник презентации - http://knowledge.allbest.ru/philosophy/d-2c0b65625b3bd78b4c43b89421316d26.html

Файлы