10 класс. Обществознание. Сознание и мировоззрение.

10 класс. Обществознание. Сознание и мировоззрение.

Комментарии преподавателя

В про­шлый раз мы на­ча­ли наш раз­го­вор о че­ло­ве­ке и на­зва­ли ха­рак­тер­ные черты, от­ли­ча­ю­щие че­ло­ве­ка от жи­вот­ных. Одним из таких от­ли­чий мно­гие уче­ные счи­та­ют на­ли­чие со­зна­ния.

Со­зна­ние – один из самых слож­ных тер­ми­нов в об­ще­ст­во­зна­нии. Слож­ность за­клю­ча­ет­ся в том, что дан­ный тер­мин ис­поль­зу­ют мно­гие науки, и каж­дая из них пред­при­ни­ма­ет по­пыт­ки дать свое опре­де­ле­ние со­зна­ния. Так, фи­ло­соф­ское по­ни­ма­ние со­зна­ния будет от­ли­чать­ся от пси­хо­ло­ги­че­ско­го, а пси­хо­ло­ги­че­ское – от ме­ди­цин­ско­го, ко­то­рое можно про­ил­лю­стри­ро­вать фра­зой «по­те­рять со­зна­ние».

В рам­ках фи­ло­соф­ско­го по­ни­ма­ния со­зна­ния су­ще­ству­ет раз­ни­ца между ма­те­ри­а­ли­сти­че­ским и иде­а­ли­сти­че­ским по­ни­ма­ни­ем. Су­ще­ству­ет по­ня­тие ос­нов­но­го во­про­са фи­ло­со­фии. Тех, кто счи­та­ет, что ма­те­рия пер­вич­на, на­зы­ва­ют ма­те­ри­а­ли­ста­ми; тех, кто счи­та­ет, что идея воз­ни­ка­ет рань­ше ма­те­рии, на­зы­ва­ют иде­а­ли­ста­ми.

В рам­ках иде­а­лиз­ма со­зна­ние воз­ни­ка­ет рань­ше пред­ме­та. К при­ме­ру, в рам­ках хри­сти­ан­ско­го уче­ния су­ще­ству­ет пер­вич­ное, бо­же­ствен­ное со­зна­ние, а со­зна­ние каж­до­го кон­крет­но­го че­ло­ве­ка – лишь его часть или от­ра­же­ние.

В науке же при­ме­ня­ет­ся ма­те­ри­а­ли­сти­че­ский под­ход к со­зна­нию. Ма­те­ри­а­ли­сти­че­ская тео­рия воз­ник­но­ве­ния со­зна­ния на­зы­ва­ет­ся тео­ри­ей от­ра­же­ния.

При­ня­то счи­тать, что ма­те­рия об­ла­да­ет че­тырь­мя ба­зо­вы­ми свой­ства­ми: дви­же­ни­ем, спо­соб­но­стью к са­мо­ор­га­ни­за­ции, раз­ме­щен­но­стью в про­стран­стве и вре­ме­ни, а также от­ра­же­ни­ем.

От­ра­же­ни­ем на­зы­ва­ют спо­соб­ность ма­те­ри­аль­ных си­стем вос­про­из­во­дить в самих себе свой­ства вза­и­мо­дей­ству­ю­щих с ними дру­гих ма­те­ри­аль­ных си­стем. Ма­те­ри­аль­ным до­ка­за­тель­ством от­ра­же­ния яв­ля­ет­ся на­ли­чие сле­дов од­но­го ма­те­ри­аль­но­го объ­ек­та на дру­гом ма­те­ри­аль­ном объ­ек­те – следы че­ло­ве­ка на грун­те, ца­ра­пи­ны, эхо, от­ра­же­ние пред­ме­тов в зер­ка­ле и др. Эти следы, за­пе­чат­ле­ва­е­мые в дру­гом и ис­поль­зу­е­мые са­мо­ор­га­ни­зу­ю­щи­ми­ся си­сте­ма­ми, на­зы­ва­ют­ся ин­фор­ма­ци­ей.

Вы­де­ля­ют несколь­ко видов от­ра­же­ния – ме­ха­ни­че­ское, фи­зи­че­ское, хи­ми­че­ское и био­ло­ги­че­ское. Био­ло­ги­че­ское от­ра­же­ние вклю­ча­ет в себя три ста­дии – раз­дра­жи­мость, чув­стви­тель­ность и пси­хи­че­ское от­ра­же­ние (рис. 1).

Виды отражения

Рис. 1. Виды от­ра­же­ния

Да­вай­те рас­смот­рим ста­дии био­ло­ги­че­ско­го от­ра­же­ния.

1. Раз­дра­жи­мость – это ре­ак­ция живых ор­га­низ­мов на бла­го­при­ят­ные и небла­го­при­ят­ные усло­вия среды, вы­зы­ва­ю­щая ак­тив­ность. Она есть уже у рас­те­ний. При­ме­ры: вы­сы­ха­ние, сво­ра­чи­ва­ние ли­стьев на жаре, дви­же­ние под­сол­ну­ха за Солн­цем.

2. Чув­стви­тель­ность – это спо­соб­ность от­ра­жать от­дель­ные свой­ства вещей в виде ощу­ще­ний. Ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки – ак­тив­ность и це­ле­со­об­раз­ность. При­ме­ры: про­стей­шие ор­га­низ­мы из­би­ра­тель­ны в вы­бо­ре жерт­вы.

3. Пси­хи­че­ское от­ра­же­ние – это свой­ство живых ор­га­низ­мов це­ле­со­об­раз­но ре­а­ги­ро­вать на пред­мет­но-оформ­лен­ную среду с целью при­спо­со­би­тель­но­го по­ве­де­ния. Сущ­но­стью пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния яв­ля­ет­ся си­сте­ма­ти­за­ция ощу­ще­ний, спо­соб­ность живых ор­га­низ­мов, осо­бен­но выс­ших жи­вот­ных, мо­де­ли­ро­вать по­ве­де­ние в целях при­спо­соб­ле­ния к окру­жа­ю­щей среде, мно­го­ва­ри­ант­но ре­а­ги­ро­вать на воз­ни­ка­ю­щие стан­дарт­ные и нестан­дарт­ные си­ту­а­ции.

Выс­шим уров­нем пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния и счи­та­ет­ся со­зна­ние. Со­зна­ние есть ре­зуль­тат раз­ви­тия пред­ше­ству­ю­щих форм от­ра­же­ния, а зна­чит, пред­став­ля­ет собой нечто име­ю­щее при­род­ную ос­но­ву, есте­ствен­ное, а не сверхъ­есте­ствен­ное, необъ­яс­ни­мое.

От пред­ше­ству­ю­щих форм со­зна­ние от­ли­ча­ет­ся тем, что поз­во­ля­ет субъ­ек­ту уяс­нять при­ро­ду опре­де­лен­ных вещей и про­цес­сов. Пред­по­сыл­кой фор­ми­ро­ва­ния со­зна­ния яв­ля­ет­ся пред­мет­но-прак­ти­че­ская де­я­тель­ность че­ло­ве­ка, по­рож­да­ю­щая по­треб­ность в зна­нии, по­ни­ма­нии объ­ек­тив­ных за­ко­нов бытия.

Ма­те­ри­а­ли­сти­че­ский и иде­а­ли­сти­че­ский под­хо­ды к со­зна­нию тоже де­лят­ся на ряд на­прав­ле­ний. Рас­смот­рим их по­дроб­нее (рис. 2).

Край­ний ма­те­ри­а­лизм (фи­зи­ка­лизм) – под­ход к про­бле­ме со­зна­ния, со­глас­но ко­то­ро­му со­зна­ния как са­мо­сто­я­тель­ной суб­стан­ции не су­ще­ству­ет, оно есть по­рож­де­ние ма­те­рии и объ­яс­ни­мо с точки зре­ния фи­зи­ки и дру­гих есте­ствен­ных наук. Раз­но­вид­но­сти – «тео­рия тож­де­ства» (ду­хов­ные про­цес­сы отож­деств­ля­ют­ся с дру­ги­ми фи­зио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми – кро­во­об­ра­ще­ни­ем, ды­ха­ни­ем), тео­рии вуль­гар­ных ма­те­ри­а­ли­стов (Фохт: «мозг вы­де­ля­ет мысль, как пе­чень – желчь»). Ос­но­ва­ния тео­рии:

- необ­хо­ди­мость су­ще­ство­ва­ния мозга;

- со­зда­ние че­ло­ве­че­ством ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та, но­си­те­лем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ком­пью­тер – ма­те­ри­аль­ный объ­ект;

- ме­ди­ка­мен­тоз­ное вли­я­ние на ор­га­низм может от­ра­жать­ся на со­зна­нии.

Воз­ра­же­ния фи­зи­ка­ли­стам:

- об­ра­зы, су­ще­ству­ю­щие в уме че­ло­ве­ка, не имеют ма­те­ри­аль­ных ха­рак­те­ри­стик (массы, за­па­ха, чет­ких раз­ме­ров, формы);

- со­зна­ние может «гос­под­ство­вать» над об­ра­за­ми (уве­ли­чи­вать, умень­шать, вы­зы­вать);

- ни­ко­му со сто­ро­ны не уда­ва­лось «уви­деть» со­зна­ние дру­го­го че­ло­ве­ка (хи­рург, опе­ри­ру­ю­щий мозг, видит ней­ро­ны, но не видит об­ра­зов и мыс­лей). 

Различные подходы к пониманию сознания

Рис. 2. Раз­лич­ные под­хо­ды к по­ни­ма­нию со­зна­ния

Если счи­тать со­зна­ние чисто при­род­ным яв­ле­ни­ем, то воз­мож­но со­здать со­зна­ние ис­кус­ствен­ным путем. По­лу­ча­ет­ся, со­зна­ни­ем может об­ла­дать и ком­пью­тер, и робот.

Уме­рен­ный ма­те­ри­а­лизм. Со­зна­ние – осо­бое про­яв­ле­ние ма­те­рии, спо­соб­ность вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ной ма­те­рии от­ра­жать саму себя. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но в рос­сий­ской фи­ло­со­фии. Со­зна­ние не су­ще­ству­ет в виде от­дель­но­го пред­ме­та, оно иде­аль­но (нема­те­ри­аль­но). Несмот­ря на то, что пря­мо­го со­от­вет­ствия между пси­хо­ло­ги­че­ски­ми и ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ски­ми про­цес­са­ми до сих пор не об­на­ру­же­но, из­вест­но, что левое по­лу­ша­рие го­лов­но­го мозга опе­ри­ру­ет сло­ва­ми и зна­ка­ми; пра­вое опе­ри­ру­ет об­ра­за­ми и про­ду­ци­ру­ет сно­ви­де­ния.

Объ­ек­тив­ный иде­а­лизм. При­зна­ет­ся на­ли­чие как со­зна­ния, так и ма­те­рии, од­на­ко со­зна­нию от­во­дит­ся пер­вич­ная (твор­че­ская) роль, оно рас­смат­ри­ва­ет­ся в от­ры­ве от лич­но­сти ин­ди­ви­да как часть «ми­ро­во­го со­зна­ния».

Субъ­ек­тив­ный иде­а­лизм (со­лип­сизм) – дру­гая край­няя точка зре­ния, со­глас­но ко­то­рой со­зна­ние ин­ди­ви­да – един­ствен­ная до­сто­вер­ная ре­аль­ность, а ма­те­ри­аль­ный мир – его по­рож­де­ние. Ос­нов­ные пред­ста­ви­те­ли – Берк­ли, Юм, Фихте.

Со­лип­сист­ская кон­цеп­ция до­воль­но по­пу­ляр­на в со­вре­мен­ной куль­ту­ре. Так, в филь­ме «Мат­ри­ца» мил­ли­ар­ды людей вос­при­ни­ма­ют не дей­стви­тель­ность, а те об­ра­зы, ко­то­рые ге­не­ри­ру­ет для них ма­ши­на.

Поды­то­жим. В рам­ках каж­дой из че­ты­рех на­зван­ных кон­цеп­ций со­зна­ние по­ни­ма­ет­ся по-сво­е­му. Край­ний ма­те­ри­а­лизм утвер­жда­ет, что со­зна­ние – часть ма­те­рии, уме­рен­ный ма­те­ри­а­лизм на­ста­и­ва­ет, что со­зна­ние – это осо­бое свой­ство толь­ко вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ной ма­те­рии, в рам­ках объ­ек­тив­но­го иде­а­лиз­ма счи­та­ет­ся, что со­зна­ние каж­до­го че­ло­ве­ка – часть «ми­ро­во­го со­зна­ния», а со­лип­сизм счи­та­ет, что в мире су­ще­ству­ет толь­ко одно со­зна­ние, по­рож­да­ю­щее ма­те­ри­аль­ный мир (рис. 3).

Философское понимание сознания

Рис. 3. Фи­ло­соф­ское по­ни­ма­ние со­зна­ния

По­лу­ча­ет­ся, что еди­но­го опре­де­ле­ния со­зна­ния даже в фи­ло­со­фии нет и пока не может быть. Но ка­кое-то ра­бо­чее опре­де­ле­ние всё-та­ки надо дать, чтобы мы смог­ли хотя бы опре­де­лить, кто может об­ла­дать со­зна­ни­ем, а кто – нет. Клас­си­че­ское опре­де­ле­ние учеб­ни­ка зву­чит так: «Со­зна­ние – это при­су­щая толь­ко че­ло­ве­ку спо­соб­ность вос­про­из­во­дить дей­стви­тель­ность в иде­аль­ных об­ра­зах».

Такое опре­де­ле­ние вполне при­ем­ле­мо. Но в нем от­сут­ству­ет очень важ­ный мо­мент. На сле­ду­ю­щем уроке мы будем с вами го­во­рить о функ­ци­ях со­зна­ния, но уже сей­час ска­жем, что одной из них яв­ля­ет­ся твор­че­ская, или кре­а­тив­ная. Со­зна­ние поз­во­ля­ет нам не толь­ко вос­при­ни­мать дей­стви­тель­ность, но и тво­рить ее, со­зда­вать новые пред­ме­ты, вы­дви­гать новые идеи.

В из­ме­нен­ном виде наше опре­де­ле­ние будет зву­чать так: «Со­зна­ние – это осо­бое свой­ство пси­хи­ки, выс­шая форма пси­хи­че­ско­го от­ра­же­ния дей­стви­тель­но­сти, спо­соб­ность вос­про­из­во­дить дей­стви­тель­ность и мо­де­ли­ро­вать ее».

Вы на­вер­ня­ка за­ме­ти­ли, что из на­ше­го опре­де­ле­ния ис­чез­ло ука­за­ние на то, что со­зна­ние свой­ствен­но толь­ко че­ло­ве­ку. Как же со­вре­мен­ная наука от­ве­ча­ет на во­прос, кому свой­ствен­но со­зна­ние?

Ответ на этот во­прос за­ви­сит от того, какой из тео­рий про­ис­хож­де­ния со­зна­ния при­дер­жи­ва­ет­ся тот или иной уче­ный. Су­ще­ству­ют три тео­рии про­ис­хож­де­ния со­зна­ния – кос­ми­че­ская, био­ло­ги­че­ская и со­ци­аль­ная (рис. 4).

Теории происхождения сознания

Рис. 4. Тео­рии про­ис­хож­де­ния со­зна­ния

Со­зна­ние имеет кос­ми­че­ское (бо­же­ствен­ное) про­ис­хож­де­ние. Со­зна­ние су­ще­ству­ет само по себе, неза­ви­си­мо от живых ор­га­низ­мов и че­ло­ве­ка. Оно ис­хо­дит непо­сред­ствен­но из кос­мо­са (ра­зу­ма Бога), едино, неде­ли­мо, цель­но. Так, немец­кий фи­ло­соф Рей­зер до­ка­зы­вал, что Га­лак­ти­ка – гро­мад­ный разум, ко­то­рый всту­па­ет в кон­такт с че­ло­ве­че­ским моз­гом и «за­ря­жа­ет» его ра­з­умом; эта тео­рия по­лу­чи­ла на­зва­ние тео­рия пси­хо­сфе­ры.

Дру­гие сто­рон­ни­ки этой тео­рии счи­та­ют, что оду­шев­лен­ность – это свой­ство любой ма­те­рии, а зна­чит, вся ма­те­рия, в том числе нежи­вая, имеет душу. Гре­че­ское слово «хюле» зна­чит «ма­те­рия», а «дзоон» – «жизнь»; эта тео­рия на­зы­ва­ет­ся тео­ри­ей ги­ло­зо­из­ма. Ги­ло­зо­изм – фи­ло­соф­ская кон­цеп­ция, сто­рон­ни­ки ко­то­рой счи­та­ют, что вся ма­те­рия яв­ля­ет­ся оду­шев­лен­ной.

Тео­рия ги­ло­зо­из­ма, ко­неч­но, в ка­че­стве шутки, неред­ко по­яв­ля­ет­ся в ли­те­ра­ту­ре и ис­кус­стве, когда нежи­вые пред­ме­ты на­чи­на­ют го­во­рить и дей­ство­вать как люди.

В рам­ках вто­рой тео­рии счи­та­ет­ся, что со­зна­ние имеет био­ло­ги­че­ское про­ис­хож­де­ние и при­су­ще толь­ко живым ор­га­низ­мам. До­ка­за­тельств этой тео­рии до­воль­но много:

- жизнь жи­вот­ных про­ис­хо­дит не спон­тан­но, а под­чи­не­на их со­зна­нию;

- ин­стинк­ты бы­ва­ют не толь­ко врож­ден­ные, но и при­об­ре­тен­ные;

- жи­вот­ное в те­че­ние жизни на­кап­ли­ва­ет и умело ис­поль­зу­ет опыт;

- мно­гие дей­ствия жи­вот­ных (охота) слож­ны и тре­бу­ют ра­бо­ты со­зна­ния;

- жи­вот­ным при­су­щи свои «мо­раль», пра­ви­ла по­ве­де­ния, ли­дер­ство, борь­ба, со­зда­ние «со­ци­аль­ной» ор­га­ни­за­ции с рас­пре­де­ле­ни­ем ролей;

- жи­вот­ные видят сны (вра­ще­ние зрач­ков, эмо­ции во сне).

Со­зна­ние – свой­ство ис­клю­чи­тель­но че­ло­ве­че­ское. Со­глас­но этой тео­рии (гос­под­ство­ва­ла в се­ре­дине XIX – се­ре­дине XX века), со­зна­ние – про­дукт ис­клю­чи­тель­но че­ло­ве­че­ско­го мозга и при­су­ще толь­ко че­ло­ве­ку, а жи­вот­ные об­ла­да­ют не со­зна­ни­ем, а толь­ко ин­стинк­та­ми.

В со­вре­мен­ной рос­сий­ской фи­ло­со­фии есть пред­ста­ви­те­ли раз­ных кон­цеп­ций. В об­ще­ст­во­зна­нии на на­сто­я­щий мо­мент до­ми­ни­ру­ет так на­зы­ва­е­мый де­я­тель­ност­ный под­ход, со­глас­но ко­то­ро­му со­зна­ние воз­ни­ка­ет и раз­ви­ва­ет­ся в про­цес­се де­я­тель­но­сти. Де­я­тель­ность же – свой­ство толь­ко че­ло­ве­че­ское, а зна­чит, и со­зна­ни­ем в фи­ло­соф­ском смыс­ле этого слова об­ла­да­ет толь­ко че­ло­век.

Так или иначе, со­зна­ние че­ло­ве­ка от­ли­ча­ет­ся от пси­хи­ки выс­ших жи­вот­ных. Среди ос­нов­ных от­ли­чий при­ня­то на­зы­вать спо­соб­ность к аб­страк­ции и на­ли­чие языка. Спо­соб­ность к аб­страк­ции про­яв­ля­ет­ся в первую оче­редь в твор­че­ском ха­рак­те­ре мыш­ле­ния че­ло­ве­ка. Если жи­вот­ное толь­ко при­спо­саб­ли­ва­ет­ся к окру­жа­ю­ще­му миру, то че­ло­век его ак­тив­но пре­об­ра­зу­ет. На­сколь­ко мы можем утвер­ждать сей­час, в жи­вот­ном мире изоб­ре­те­ний не бы­ва­ет.

На­ко­нец, язык – это спе­ци­фи­че­ски че­ло­ве­че­ская форма со­зна­ния. У жи­вот­ных есть опре­де­лен­ные спо­со­бы пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции, но они, во-пер­вых, не раз­ви­ва­ют­ся, а во-вто­рых, пред­на­зна­че­ны толь­ко для рас­про­стра­не­ния ин­фор­ма­ции опре­де­лен­но­го типа. Одна со­ба­ка может пе­ре­дать дру­гой свою эмо­цию, а одна пчела может свое­об­раз­ным тан­цем по­ка­зать дру­гим пче­лам, где рас­тут те или иные цветы, но объ­яс­нить таким язы­ком вто­рой закон тер­мо­ди­на­ми­ки или фи­ло­со­фию Ге­ге­ля невоз­мож­но. Уни­вер­саль­ным ха­рак­те­ром об­ла­да­ет толь­ко че­ло­ве­че­ский язык. Кроме того, язык со­ци­аль­но обу­слов­лен – он по­яв­ля­ет­ся и может раз­ви­вать­ся толь­ко в об­ще­стве. Не слу­чай­но люди, по­па­дав­шие в усло­вия со­ци­аль­ной изо­ля­ции (на­при­мер, на необи­та­е­мый ост­ров), те­ря­ли ре­че­вые на­вы­ки.

Итак, мы рас­смот­ре­ли с вами ос­нов­ные тео­рии со­зна­ния. О струк­ту­ре и функ­ци­ях этого яв­ле­ния мы по­го­во­рим в сле­ду­ю­щий раз. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Ис­кус­ствен­ный ин­тел­лект

Во­прос о воз­мож­но­сти со­зда­ния ис­кус­ствен­но­го ин­тел­лек­та был по­став­лен за­дол­го до XX века. В наше время су­ще­ству­ют ком­пью­те­ры, ко­то­рые взяли на себя мно­гие функ­ции че­ло­ве­ка. Ком­пью­те­ры об­ла­да­ют обу­ча­е­мо­стью (на них можно уста­нав­ли­вать новые про­грам­мы) и даже соб­ствен­ным язы­ком про­грам­ми­ро­ва­ния. По­че­му же все-та­ки ис­кус­ствен­но­му ин­тел­лек­ту пока не уда­ет­ся срав­нить­ся с че­ло­ве­че­ским?

Во-пер­вых, ком­пью­тер может ре­шать толь­ко те за­да­чи, ко­то­рые перед ним по­ста­вил че­ло­век, и имен­но теми спо­со­ба­ми, ко­то­рые уже были при­ду­ма­ны для него. Ге­не­ри­ро­вать новые ме­то­ды ком­пью­те­ры пока не могут.

Во-вто­рых, ком­пью­тер счи­та­ет го­раз­до быст­рее, чем че­ло­век. Но для ин­тел­лек­та этого явно недо­ста­точ­но. Со­ци­аль­ная дей­стви­тель­ность слиш­ком слож­на. Возь­мем шах­мат­ные ком­пью­те­ры: там всего 32 фи­гу­ры и пешки и дей­ству­ют жест­кие пра­ви­ла, ко­то­рых в об­ще­стве нет. По­че­му ком­пью­те­ры долго не могли обыг­рать че­ло­ве­ка? Да­вай­те возь­мем ком­пью­тер, ко­то­рый может про­счи­тать мил­ли­ард опе­ра­ций в се­кун­ду, и по­смот­рим, как он спра­вит­ся с за­да­чей.

Если вы зна­е­те пра­ви­ла игры в шах­ма­ты, то вы по­ни­ма­е­те, что пер­вый ход белые могут сде­лать 20 спо­со­ба­ми. Чер­ные также могут от­ве­тить им 20 спо­со­ба­ми. Таким об­ра­зом, после пер­во­го хода чер­ных на доске может воз­ник­нуть 400 ва­ри­ан­тов по­зи­ции,

после вто­ро­го хода белых – 8 тысяч, после вто­ро­го хода чер­ных – 160 тысяч,

после тре­тье­го хода белых – 3 мил­ли­о­на 200 тысяч, после тре­тье­го хода чер­ных – 64 мил­ли­о­на,

после чет­вер­то­го хода белых – 1 мил­ли­ард 280 мил­ли­о­нов, после чет­вер­то­го хода чер­ных – 25 мил­ли­ар­дов 600 мил­ли­о­нов,

после пя­то­го хода белых – 512 мил­ли­ар­дов ва­ри­ан­тов, после пя­то­го хода чер­ных – 10 трил­ли­о­нов 240 мил­ли­ар­дов,

после ше­сто­го хода белых – 204 трил­ли­о­на 800 мил­ли­ар­дов, а после ше­сто­го хода чер­ных – 4 квад­рил­ли­о­на 96 трил­ли­о­нов ва­ри­ан­тов.

Если наш ком­пью­тер об­ра­ба­ты­ва­ет один мил­ли­ард опе­ра­ций в се­кун­ду, то для того, чтобы про­счи­тать эти шесть ходов, ему по­тре­бу­ет­ся 71850 минут или 1197,5 часов или почти 50 дней (рис. 5).

Количество вариантов ходов шахматной партии

Рис. 5. Ко­ли­че­ство ва­ри­ан­тов ходов шах­мат­ной пар­тии

Седь­мой ход белых он будет счи­тать ты­ся­чу дней, то есть почти три года.

Ком­пью­тер, ко­неч­но, можно на­учить от­бра­сы­вать непер­спек­тив­ные ходы, но у гросс­мей­сте­ра есть что-то такое, что поз­во­ля­ет ему вы­иг­ры­вать даже у такой ма­ши­ны. Может быть, к ин­тел­лек­ту еще тре­бу­ет­ся до­ба­вить ин­ту­и­цию?

Фи­зио­ло­гия го­лов­но­го мозга

Род­жер Спер­ри (1913-1994) про­во­дил ис­сле­до­ва­ния на го­лов­ном мозге жи­вот­ных; путем раз­ру­ше­ния связи между двумя по­лу­ша­ри­я­ми мозга у кошки было до­ка­за­но, что кошка, ко­то­рая ви­де­ла до­ро­гу через ко­рот­кий ла­би­ринт толь­ко левым гла­зом, не может впо­след­ствии найти путь, поль­зу­ясь толь­ко пра­вым гла­зом (в 1981 году Спер­ри по­лу­чил Но­бе­лев­скую пре­мию за ра­бо­ту по изу­че­нию спе­ци­а­ли­за­ции по­лу­ша­рий мозга). В конце 1950-х гг. на­ча­ли изу­чать людей, ко­то­рым в про­цес­се ле­че­ния эпи­леп­сии мо­зо­ли­стое тело (со­еди­ня­ю­щее по­лу­ша­рия го­лов­но­го мозга) было раз­де­ле­но на две части. Майкл Гэ­зе­ни­га до­ка­зал, что, если ин­фор­ма­ция об объ­ек­те по­сту­па­ла толь­ко в пра­вое по­лу­ша­рие мозга, па­ци­ен­ты не могли на­звать и опи­сать вещь. Левое по­лу­ша­рие кон­тро­ли­ру­ет про­цесс го­во­ре­ния, пись­мо, вы­пол­не­ние ма­те­ма­ти­че­ских опе­ра­ций, чте­ние; пра­вое до­ми­ни­ру­ет в об­ла­сти рас­по­зна­ва­ния лиц, ре­ше­ния задач про­стран­ствен­ной ори­ен­та­ции, сим­во­ли­че­ско­го мыш­ле­ния, ху­до­же­ствен­но-ар­ти­сти­че­ской де­я­тель­но­сти. Спер­ри и Гэ­зе­ни­га при­шли к вы­во­ду, что каж­дое по­лу­ша­рие мозга – это от­дель­ный разум.

Есть ли со­зна­ние у жи­вот­ных?

Ко­неч­но, про­щать­ся с мыс­лью о том, что у жи­вот­ных тоже есть со­зна­ние, со­вер­шен­но не хо­чет­ся. За по­след­ние годы уче­ные по­лу­чи­ли нема­ло до­ка­за­тельств того, что жи­вот­ным все-та­ки свой­ствен­ны неко­то­рые ка­че­ства, ко­то­рые можно на­звать со­зна­ни­ем – пусть даже не таким со­вер­шен­ным, как у че­ло­ве­ка. Выс­шие жи­вот­ные, на­при­мер, обе­зья­ны, вполне в со­сто­я­нии ре­шать за­да­чи в два дей­ствия, то есть со­зда­вать ору­дия труда.

Про­во­ди­лись даже опыты, до­ка­зы­ва­ю­щие на­ли­чие у жи­вот­ных за­ча­точ­ных форм са­мо­со­зна­ния. Так, взрос­лые со­ба­ки не ре­а­ги­ру­ют на свое от­ра­же­ние в зер­ка­ле, а слоны, к го­ло­ве ко­то­рых при­креп­ля­ли яркие пред­ме­ты, за­ме­тив их в зер­ка­ле, на­чи­на­ли ощу­пы­вать себя, а не от­ра­же­ние.

Жи­вот­ные неред­ко де­мон­стри­ру­ют по­ра­зи­тель­ные спо­соб­но­сти к обу­че­нию. В США в 1970-е годы про­во­ди­ли опыт по обу­че­нию обе­зьян языку глу­хо­не­мых, и наи­бо­лее успеш­ные уче­ни­ки успе­ва­ли за пол­го­да вы­учить несколь­ко сотен слов и к месту их ис­поль­зо­вать. После этого уче­ные за­да­ва­лись во­про­сом: гу­ман­но ли дер­жать в клет­ках обе­зьян, про­де­мон­стри­ро­вав­ших столь явные ин­тел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти.

На­ко­нец, обе­зья­ны спо­соб­ны к слож­ным фор­мам кол­лек­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Опе­ра­то­рам ВВС уда­лось снять целую войну между двумя груп­па­ми шим­пан­зе. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­ли­чие во­жа­ка, ко­то­рый дает сиг­нал к на­ча­лу битвы.

Тем не менее, во­прос о на­ли­чии у жи­вот­ных со­зна­ния до сих пор не про­яс­нен. На­ли­чие эмо­ций и чувств можно счи­тать до­ка­зан­ным, цели дей­ствий жи­вот­ных также часто оче­вид­ны. Но можно ли ска­зать, что жи­вот­ные осу­ществ­ля­ют по­зна­ние, тем более си­сте­ма­ти­че­ское? Есть ли до­ка­за­тель­ства твор­че­ско­го ха­рак­те­ра мыш­ле­ния жи­вот­ных? Пред­став­ля­ют ли жи­вот­ные себе те­че­ние вре­ме­ни? На эти во­про­сы од­но­знач­ных от­ве­тов у уче­ных пока нет.

 

 

Тек­сто­вые снос­ки

Ин­фор­ма­ция (Ис­точ­ник).

Джордж Берк­ли (Ис­точ­ник).

Дэвид Юм (Ис­точ­ник).

Иоганн Гот­либ Фихте (Ис­точ­ник).

 

Ви­део­ро­ли­ки

Кош­мар­ный сон у со­ба­ки (Ис­точ­ник).

Шим­пан­зе раз­би­ва­ет орехи кам­нем (Ис­точ­ник).

Войны между шим­пан­зе (Ис­точ­ник).

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovekb/soznanie-i-mirovozzrenie?seconds=0&chapter_id=348

иточник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Fpy32DwlL-E

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Lv4c7ps0bQM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=P5lS73RkTgU

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cRUAFPWnZ38

источник презентации - http://knowledge.allbest.ru/philosophy/d-3c0b65625a3bd78a5d53a88421216c37.html

исчтоник презентации - http://pedsovet.su/load/130-1-0-22995

Файлы