11 класс. Биология. Доказательства эволюции

11 класс. Биология. Доказательства эволюции

Комментарии преподавателя

 Доказательства эволюции

1. Пе­ре­ход­ные формы

2. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские ряды

3. Мор­фо­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство

4. Эм­брио­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство

5. Био­гео­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство

6. Ге­не­ти­че­ское до­ка­за­тель­ство

Пе­ре­ход­ная форма – ор­га­низм, об­ла­да­ю­щий при­зна­ка­ми обоих так­со­нов, от­ра­жа­ю­щий по­сте­пен­ный пе­ре­ход от од­но­го био­ло­ги­че­ско­го вида к дру­го­му.

Рис. 1. Пе­ре­ход­ные формы между так­со­на­ми живых су­ществ: ар­хео­пте­рикс (реп­ти­лии – птицы), се­мен­ной па­по­рот­ник (па­по­рот­ни­ки – го­ло­се­мен­ные), дво­я­ко­ды­ша­щая рыба (кост­ные рыбы – ам­фи­бии).

Су­ще­ству­ют виды или па­ле­он­то­ло­ги­че­ские остан­ки видов, ко­то­рые обье­ди­ня­ют черты древ­них и более со­вре­мен­ных ор­га­низ­мов. На­при­мер, ар­хео­пте­рикс имел при­зна­ки реп­ти­лий и птиц. Се­мен­ные па­по­рот­ни­ки имели при­зна­ки па­по­рот­ни­ков и го­ло­се­мен­ных рас­те­ний. Дво­я­ко­ды­ша­щие рыбы – при­зна­ки рыб и ам­фи­бий (Рис. 1).

Пе­ре­ход­ные формы счи­та­ют­ся до­ка­за­тель­ством того, что аро­мор­фо­зы про­ис­хо­ди­ли не вне­зап­но, а по­сте­пен­но.

Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские ряды – ряды ис­ко­па­е­мых род­ствен­ных форм, ко­то­рые от­ра­жа­ют ход эво­лю­ции.

На­при­мер, па­ле­он­то­ло­ги­че­ский ряд ло­ша­ди по­ка­зы­ва­ет, как раз­ви­ва­лась нога ло­ша­ди от од­но­па­лой к пя­ти­па­лой (см. видео). Ко­пы­та ло­ша­ди – это ро­го­вые на­ро­сты сред­них паль­цев ко­неч­но­стей.

Мор­фо­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство за­клю­ча­ет­ся в на­ли­чии ана­ло­гич­ных и го­мо­ло­гич­ных ор­га­нов, ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов (рис. 2).

Го­мо­ло­гич­ные и ана­ло­гич­ные ор­га­ны по­яви­лись в про­цес­се важ­ней­ших эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов – кон­вер­ген­ции и ди­вер­ген­ции при­зна­ков.

Рис. 2. Мор­фо­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство эво­лю­ции

го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны (раз­ви­ва­ют­ся из одних за­чат­ков, вы­пол­ня­ют раз­ные функ­ции) и ана­ло­гич­ные ор­га­ны (раз­ви­ва­ют­ся из раз­ных за­чат­ков, вы­пол­ня­ют оду и ту же функ­цию)

Ру­ди­мен­ты – это нефунк­ци­о­наль­ные (или умень­шив­ши­е­ся в раз­ме­рах) остат­ки ор­га­нов живых су­ществ, ко­то­рые ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись и были более раз­ви­ты у их пред­ков. 

На­при­мер, у китов со­хра­нил­ся неболь­шой ру­ди­мент зад­них ног. Это озна­ча­ет, что пред­ки китов ко­гда-то хо­ди­ли на ногах, но в ходе эво­лю­ции стали во­до­пла­ва­ю­щи­ми жи­вот­ны­ми (см. видео).

Ата­виз­мы – это по­яв­ле­ние у особи ка­ко­го-то при­зна­ка ее пред­ка. При­чем в общем слу­чае этот при­знак ни­ко­гда не про­яв­ля­ет­ся, но у неко­то­рых осо­бей он может по­явить­ся. То есть, ата­визм – это все­гда урод­ство, па­то­ло­гия.

На­при­мер, у неко­то­рых людей раз­ви­ва­ет­ся гу­стой во­ло­ся­ной по­кров, как у древ­не­го пред­ка-при­ма­та, или мно­го­сос­ко­вость, как у еще более древ­них мле­ко­пи­та­ю­щих (см. видео).

Ру­ди­мен­ты и ата­виз­мы до­ка­зы­ва­ют, что при­зна­ки пред­ков, так или иначе, со­хра­ня­ют­ся у по­том­ков. По­че­му же они так про­яв­ля­ют­ся? Ответ на это во­прос не так прост – чи­тай­те об этом в раз­де­ле Ге­не­ти­че­ские до­ка­за­тель­ства.

Эм­брио­ло­ги­че­ское до­ка­за­тель­ство. Рус­ский уче­ный Карл Бэр по­ка­зал, что на ран­них эта­пах он­то­ге­не­за за­ро­ды­ши раз­ных видов по­хо­жи, а раз­ли­чия на­кап­ли­ва­ют­ся на более позд­них эта­пах.

О по­доб­ных вещах го­во­рил Эр­нест Гек­кель, фор­му­ли­руя био­ло­ги­че­ский закон: «он­то­ге­нез есть уско­рен­ное по­вто­ре­ние фи­ло­ге­не­за».

Закон Бэра: чем более ран­ние ста­дии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тии ис­сле­ду­ет­ся, тем боль­ше сход­ства об­на­ру­жи­ва­ет­ся между раз­лич­ны­ми ор­га­низ­ма­ми.

Это пра­ви­ло можно трак­то­вать так, что все живое раз­ви­ва­лось из об­ще­го пред­ка в про­цес­се ди­вер­ген­ции видов.

Био­гео­гра­фи­че­ское до­ка­за­тель­ствоИзу­чая мор­фо­ло­гию и ге­не­ти­ку близ­ких видов, на­се­ля­ю­щие раз­де­лен­ные аре­а­лы, можно до­ка­зать важ­ность изо­ля­ции ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

На­при­мер, свое­об­ра­зие флоры и фауны Ав­стра­лии обьяс­ня­ет­ся дли­тель­ной изо­ля­ци­ей и от­сут­стви­ем по­то­ка генов.

Ге­не­ти­че­ское.до­ка­за­тель­ство. Изу­че­ние нук­лео­тид­ных по­сле­до­ва­тель­но­стей ДНК поз­во­ли­ло до­ка­зать на­ли­чие эво­лю­ции на мо­ле­ку­ляр­ном уровне.

Все эти до­ка­за­тель­ства под­твер­жда­ют право­ту эво­лю­ци­он­ной тео­рии. 

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/bmakroevolyuciyab/dokazatelstva-evolyutsii

истчоник презентации - http://www.myshared.ru/slide/276102/

источник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=KNHJA2ZUZXc

http://www.youtube.com/watch?v=XDYtbgq0q-0

http://www.youtube.com/watch?v=FtcVzPyToNQ

http://www.youtube.com/watch?v=4p7NrQJNULM

Файлы