11 класс. Биология. Формы борьбы за существование

11 класс. Биология. Формы борьбы за существование

Комментарии преподавателя

 1. Борьба за существование

Борь­ба за су­ще­ство­ва­ние яв­ля­ет­ся ос­но­вой есте­ствен­но­го от­бо­ра. Особи, вы­иг­рав­шие эту борь­бу, дают потом­ство и пе­ре­да­ют свои при­зна­ки сле­ду­ю­ще­му по­ко­ле­нию.

 2. Формы борьбы за существование

Дар­вин вы­де­лял три ос­нов­ные формы борь­бы за су­ще­ство­ва­ние: меж­ви­до­вую, внут­ри­ви­до­вую и борь­бу с небла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми среды (Рис. 1).

Рис. 1.

Меж­ви­до­вая борь­ба за­клю­ча­ет­ся в кон­ку­рен­ции за ре­сур­сы, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для всту­па­ю­щих в неё видов.

На­при­мер, и волки и лисы охо­тят­ся на зай­цев. Со­от­вет­ствен­но, волки и лисы будут кон­ку­ри­ро­вать друг с дру­гом за воз­мож­ность съесть зайца. Это не озна­ча­ет, что они непо­сред­ствен­но всту­па­ют борь­бу друг с дру­гом. Но успех од­но­го озна­ча­ет не успех дру­го­го. Ведь от­сут­ствие до­бы­чи об­ре­ка­ет хищ­ни­ков на голод и ги­бель. Точно так же жизнь зайца ценна для са­мо­го зайца и для хищ­ни­ка, ко­то­рый на него охо­тит­ся. От­но­ше­ния хищ­ник-жерт­ва также от­но­сят­ся к видам меж­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние.

Среди рас­те­ний ши­ро­ко рас­про­стра­не­на борь­ба за свет. Рас­те­ния, по­пав­шие в силь­ное за­те­не­ние, по­ги­ба­ют, ли­ша­ясь воз­мож­но­сти фо­то­син­те­зи­ро­вать. Раз­ные особи вы­жи­ва­ют в этой борь­бе по-раз­но­му. Дре­вес­ные формы стре­мят­ся с по­мо­щью длин­но­го ство­ла раз­ме­стить свои ли­стья там, где все­гда есть солн­це.

А рас­те­ния-эфе­ме­ро­и­ды (на­при­мер, под­снеж­ни­ки, см. видео) рас­тут и цве­тут ран­ней вес­ной, чтобы успеть дать потом­ство до того, как про­чие рас­те­ния «за­хва­тят свет».

Раз­лич­ные виды живых су­ществ могут кон­ку­ри­ро­вать за пищу, влагу, жи­ли­ще, на­се­ко­мых опы­ли­те­лей и про­чие ре­сур­сы среды. Обыч­но такая борь­ба про­те­ка­ет за­оч­но, но ино­гда особи стал­ки­ва­ют­ся лицом к лицу.

На­при­мер, лев может от­нять до­бы­чу у лео­пар­да и даже убить его.

Хо­ро­шо из­вест­но, что львы могут уби­вать гиен без ви­ди­мой при­чи­ны.

Мно­гие грибы вы­де­ля­ют в среду ан­ти­био­ти­ки, ко­то­рые уби­ва­ют мик­ро­ор­га­низ­мов-кон­ку­рен­тов. Это свой­ство гри­бов ак­тив­но ис­поль­зу­ет че­ло­век для из­го­тов­ле­ния ан­ти­био­ти­ков.

Вы­де­ля­ют еще один вид борь­бы за су­ще­ство­ва­ние – борь­бу с абио­ти­че­ски­ми фак­то­ра­ми: тем­пе­ра­ту­рой, влаж­но­стью, осве­щен­но­стью. Хотя борь­бу с усло­ви­я­ми среды вы­де­ля­ют особо, часто она яв­ля­ет­ся одной из форм меж­ви­до­вой борь­бы и внут­ри­ви­до­вой борь­бы.

На­при­мер, по­ляр­ная сова и песец кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом, вы­жи­вая в усло­ви­ях арк­ти­че­ско­го хо­ло­да. При этом, в слу­чае ги­бе­ли кон­ку­рен­та, все пи­ще­вые ре­сур­сы до­ста­ют­ся вы­жив­шим. Но такая форма борь­бы будет на­зы­вать­ся не меж­ви­до­вой, а борь­бой с небла­го­при­ят­ны­ми фак­то­ра­ми.

В усло­вии за­со­ле­ния почв, боль­шин­ство рас­те­ний по­ги­ба­ет. Толь­ко га­ло­то­ле­рант­ные (со­ле­устой­чи­вые) виды вы­жи­ва­ют в борь­бе с солью за воду.

В силь­ные мо­ро­зы уве­ли­чи­ва­ет­ся смерт­ность среди жи­вот­ных, оби­та­ю­щих в почве – это кроты и дож­де­вые черви. Вы­жи­ва­ют толь­ко самые мо­ро­зо­устой­чи­вые.

Летом, при силь­ной жаре, от недо­ста­чи кис­ло­ро­да, рас­тво­рен­но­го в воде, гиб­нет рыба.

При­ме­ров борь­бы с небла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми среды очень много.

Все формы борь­бы за су­ще­ство­ва­ние при­во­дят к есте­ствен­но­му от­бо­ру, то есть к вы­жи­ва­нию осо­бей с таким ком­плек­сом при­зна­ков (фе­но­ти­пом), ко­то­рый дает пре­иму­ще­ство в кон­ку­рент­ной борь­бе с дру­ги­ми осо­бя­ми.

При этом не сле­ду­ет за­бы­вать, что при из­ме­не­нии усло­вий среды по­лез­ны­ми могут ока­зать­ся ка­кие-то дру­гие при­зна­ки, ней­траль­ные или вред­ные пре­жде.

 2.1. Антибиотики

В при­ро­де ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны хи­ми­че­ские войны. Наи­бо­лее часто встре­ча­ет­ся это яв­ле­ние в мик­ро­ми­ре. Очень много мик­ро­ор­га­низ­мов вы­де­ля­ют в среду ве­ще­ства, уби­ва­ю­щие дру­гих мик­ро­бов.

Че­ло­век на­учил­ся ис­поль­зо­вать эти со­еди­не­ния, чтобы уни­что­жать бо­лез­не­твор­ные мик­ро­ор­га­низ­мы. При­ня­то счи­тать, что ан­ти­био­ти­ки, ис­поль­зу­е­мые че­ло­ве­ком, в ос­нов­ном про­из­во­дят­ся гри­ба­ми, так как впер­вые ан­ти­био­тик был вы­де­лен из пе­ни­цил­ла – плес­не­во­го гриба, но это не так.

Боль­шин­ство со­вре­мен­ных ан­ти­био­ти­ков про­ду­ци­ру­ют­ся бак­те­ри­я­ми.

 2.2. Примеры борьбы с условиями среды

Из­вест­ны при­ме­ры борь­бы рас­те­ний с арид­ны­ми усло­ви­я­ми, т. е. опу­сты­ни­ва­ни­ем тер­ри­то­рий. В за­суш­ли­вых рай­о­нах рас­те­ния от­ра­щи­ва­ют кор­не­вую си­сте­му ис­клю­чи­тель­ной длины, спо­соб­ной до­стать воду из очень глу­бо­ких грун­то­вых вод. В такой си­ту­а­ции над­зем­ная часть рас­те­ний яв­ля­ет­ся как бы над­вод­ной ча­стью айс­бер­га, ухо­дя­ще­го глу­бо­ко в почву.

Од­но­вре­мен­но пу­стын­ные рас­те­ния вы­ра­ба­ты­ва­ют плот­ную ку­ти­ку­лу на по­верх­но­сти ли­стьев, ко­то­рая предот­вра­ща­ет ис­па­ре­ние влаги.

У силь­но спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных рас­те­ний пу­сты­ни ли­стья вы­рож­да­ют­ся в жест­кие ко­люч­ки (как­ту­сы и пу­стын­ные мо­ло­чаи).

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/formy-borby-za-suschestvovanie?seconds=0&chapter_id=734

исчтоник презентации - http://prezentacii.com/biologiya/2001-borba-za-suschestvovanie.html

исчтоник видео:

http://www.youtube.com/watch?v=WhvdNczGMYY

http://www.youtube.com/watch?v=cEIOP-DHFd0

http://www.youtube.com/watch?v=8jMY2553Qmo

Файлы