Математика. Деление с остатком

Математика. Деление с остатком

Комментарии преподавателя

Повторение случаев табличного деления

Про­чи­тай­те тему урока: «Де­ле­ние с остат­ком». Что вы уже зна­е­те по этой теме?

Мо­же­те ли вы раз­ло­жить 8 слив по­ров­ну на две та­рел­ки (рис. 1)?

Рис. 1. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

В каж­дую та­рел­ку можно по­ло­жить по 4 сливы (рис. 2).

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Дей­ствие, ко­то­рое мы вы­пол­ни­ли, можно за­пи­сать так.

8 : 2 = 4

 Знакомство с делением с остатком

Как вы ду­ма­е­те, можно ли 8 слив по­ров­ну раз­ло­жить на 3 та­рел­ки (рис. 3)?

Рис. 3. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Будем дей­ство­вать так. Сна­ча­ла в каж­дую та­рел­ку по­ло­жим по одной сливе, потом по вто­рой сливе. У нас оста­нет­ся 2 сливы, но 3 та­рел­ки. Зна­чит, даль­ше по­ров­ну мы раз­ло­жить не можем. Мы по­ло­жи­ли в каж­дую та­рел­ку по 2 сливы, и 2 сливы у нас оста­лось (рис. 4).

Рис. 4. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Про­дол­жим на­блю­де­ние.

Про­чи­тай­те числа. Среди дан­ных чисел най­ди­те те, ко­то­рые де­лят­ся на 3.

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Про­верь­те себя.

12 : 3 =4

15 : 3 = 5

18 : 3 = 6

 Выполнение деления с остатком с помощью рисунка

Осталь­ные числа (11, 13, 14, 16, 17, 19) на 3 не де­лят­ся, или го­во­рят «де­лят­ся с остат­ком».

Най­дем зна­че­ние част­но­го.

17 : 3

Узна­ем, сколь­ко раз по 3 со­дер­жит­ся в числе 17 (рис. 5).

Рис. 5. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Мы видим, что по­ме­сти­лось по 3 овала 5 раз и 2 овала оста­лось.

Вы­пол­нен­ное дей­ствие можно за­пи­сать так.

17 : 3 = 5 (ост. 2)

Можно за­пи­сать и в стол­бик (рис. 6)

Рис. 6. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Рас­смот­ри­те ри­сун­ки. Объ­яс­ни­те под­пи­си к этим ри­сун­кам (рис. 7).

Рис. 7. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Рас­смот­рим пер­вый ри­су­нок (рис. 8).

Рис. 8. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Мы видим, что 15 ова­лов раз­де­ли­ли по 2. По 2 по­вто­ри­лось 7 раз, в остат­ке – 1 овал.

Рас­смот­рим вто­рой ри­су­нок (рис. 9). 

Рис. 9. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

На этом ри­сун­ке 15 квад­ра­тов раз­де­ли­ли по 4. По 4 по­вто­ри­лось 3 раза, в остат­ке – 3 квад­ра­та.

Рас­смот­рим тре­тий ри­су­нок (рис. 10).

Рис. 10. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Можно ска­зать, что 15 ова­лов раз­де­ли­ли по 3. По 3 по­вто­ри­лось 5 раз по­ров­ну. В таких слу­ча­ях го­во­рят, что оста­ток – 0.

 Решение примеров по теме урока

Вы­пол­ним де­ле­ние.

7 : 3

Семь квад­ра­тов раз­де­лим по три. По­лу­чим две груп­пы, и один квад­рат оста­нет­ся. За­пи­шем ре­ше­ние (рис. 11).

Рис. 11. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Вы­пол­ним де­ле­ние.

10 : 3

Узна­ем, сколь­ко раз по три со­дер­жит­ся в числе 10. Видим, что в числе 10 по че­ты­ре со­дер­жит­ся 2 раза и 2 квад­ра­та оста­ют­ся. За­пи­шем ре­ше­ние (рис. 12).

Рис. 12. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Вы­пол­ним де­ле­ние.

11 : 2

Узна­ем, сколь­ко раз по два со­дер­жит­ся в числе 11. Видим, что в числе 11 по два со­дер­жит­ся 5 раз и 1 квад­рат оста­ет­ся. За­пи­шем ре­ше­ние (рис. 13).

Рис. 13. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

Сде­ла­ем вывод. Раз­де­лить с остат­ком – зна­чит узнать, сколь­ко раз де­ли­тель со­дер­жит­ся в де­ли­мом и сколь­ко еди­ниц оста­нет­ся.

 Выполнение деления с остатком с помощью числового луча

Де­ле­ние с остат­ком можно вы­пол­нить и на чис­ло­вом луче.

10 : 3

На чис­ло­вом луче от­ме­тим от­рез­ки по 3 де­ле­ния и уви­дим, что по три де­ле­ния ока­за­лось три раза и одно де­ле­ние оста­лось (рис. 14).

Рис. 14. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

За­пи­шем ре­ше­ние.

10 : 3 = 3 (ост.1)

Вы­пол­ним де­ле­ние.

11 : 3

На чис­ло­вом луче от­ме­тим от­рез­ки по 3 де­ле­ния и уви­дим, что по три де­ле­ния ока­за­лось три раза и два де­ле­ния оста­лось (рис. 15).

Рис. 15. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

За­пи­шем ре­ше­ние.

11 : 3 = 3 (ост.2)

Вы­пол­ним де­ле­ние.

12 : 3

На чис­ло­вом луче от­ме­тим от­рез­ки по 3 де­ле­ния и уви­дим, что по­лу­чи­ли ровно 4 раза, оста­ток от­сут­ству­ет (рис. 16).

Рис. 16. Ил­лю­стра­ция к при­ме­ру

За­пи­шем ре­ше­ние.

12 : 3 = 4

Се­год­ня на уроке мы по­зна­ко­ми­лись  с де­ле­ни­ем с остат­ком, на­учи­лись вы­пол­нять на­зван­ное дей­ствие с по­мо­щью ри­сун­ка и чис­ло­во­го луча, по­тре­ни­ро­ва­лись в ре­ше­нии при­ме­ров по теме урока.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=PykQqGcQv2c - заставка

https://vimeo.com/111193604

http://www.youtube.com/watch?v=bjwzV_I3ZDA

http://900igr.net/prezentatsii/matematika/Delenie-s-ostatkom-3-klass/Delenie-s-ostatkom-3-klass.html

http://interneturok.ru/ru/school/matematika/3-klass/vnetablichnoe-umnozhenie-i-delenie/delenie-s-ostatkom?seconds=0&chapter_id=861

Файлы