2 класс. Русский язык. Имя существительное. Род имён существительных

2 класс. Русский язык. Имя существительное. Род имён существительных

Изменение существительного по числам. Родовые окончания существительных.

Комментарии преподавателя

Имя су­ще­стви­тель­ное – часть речи

По­зна­вая мир, наши пред­ки да­ва­ли на­зва­ния окру­жа­ю­щим пред­ме­там и яв­ле­ни­ям. Огля­ни­тесь во­круг – всё на­зва­но, всё имеет своё имя. Имя су­ще­стви­тель­ное – самая древ­няя и важ­ней­шая часть речи.

Узна­ем о ней боль­ше.

Имя су­ще­стви­тель­ное – это часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и от­ве­ча­ет на во­прос кто? или что?

 

Что обо­зна­ча­ет су­ще­стви­тель­ное

К су­ще­стви­тель­ным от­но­сят­ся сло­ва-на­зва­ния пред­ме­тов.

На­при­мер: стол, мяч, книга.

Стол

Мяч

Книга

Рис. 1. Стол (Ис­точ­ник)

Рис. 2. Мяч (Ис­точ­ник)

Рис. 3. Книга (Ис­точ­ник)

Также слова, обо­зна­ча­ю­щие людей.

На­при­мер: маль­чик, де­воч­ка, муж­чи­на, жен­щи­на, ре­бё­нок, врач, ба­буш­ка.

Мальчик

Девочка

Мужчина и женщина

Рис. 4. Маль­чик

Рис. 5. Де­воч­ка

Рис. 6. Муж­чи­на и жен­щи­на

Ребёнок

Врач

Бабушка

Рис. 7. Ре­бё­нок

Рис. 8. Врач

Рис. 9. Ба­буш­ка

Жи­вот­ных, на­при­мер: со­ба­ка, петух, че­ре­па­ха, муха.

Собака

Петух

Черепаха

Муха

Рис. 10. Со­ба­ка

Рис. 11. Петух

Рис. 12. Че­ре­па­ха

Рис. 13. Муха

Со­сто­я­ние или яв­ле­ния при­ро­ды: гроза, дождь, снег.

Гроза

Дождь

Снег

Рис. 14. Гроза (Ис­точ­ник)

Рис. 15. Дождь (Ис­точ­ник)

Рис. 16. Снег (Ис­точ­ник)

Со­бы­тия или со­сто­я­ния: празд­ник, обида, бе­се­да.

Праздник

Обида

Беседа

Рис. 17. Празд­ник

Рис. 18. Обида

Рис. 19. Бе­се­да

Ве­ще­ства: соль, крас­ка, мука.

Соль

Краска

Мука

Рис. 20. Соль (Ис­точ­ник)

Рис. 21. Крас­ка (Ис­точ­ник)

Рис. 22. Мука (Ис­точ­ник)

Итак, су­ще­стви­тель­ные обо­зна­ча­ют пред­мет. Под пред­ме­том под­ра­зу­ме­ва­ет­ся всё, о чем можно спро­сить: кто это? что это?

Рас­смот­рим кар­тин­ку и на­зо­вём слова, обо­зна­ча­ю­щие пред­ме­ты, людей и жи­вот­ных, яв­ле­ния при­ро­ды, чув­ства.

Дети на льду 

Рис. 23. Дети на льду

При­мер­ные ва­ри­ан­ты от­ве­тов.

Пред­ме­ты: конь­ки, дом, шапка.

Люди и жи­вот­ные: маль­чик, де­воч­ка, со­ба­ка, во­ро­на.

Яв­ле­ния при­ро­ды: зима, сне­го­пад, лёд.

Чув­ства: ра­дость, испуг.

 

Род имен су­ще­стви­тель­ных

Мы уже знаем, что у каж­дой части речи есть свои при­зна­ки. У имени су­ще­стви­тель­но­го можно опре­де­лить род.

Для опре­де­ле­ния рода су­ще­стви­тель­но­го за­да­ём во­прос: чей? Если мы от­ве­ча­ем: он мой – су­ще­стви­тель­ное муж­ско­го рода.

Если мы за­да­ём во­прос: чья? И от­ве­ча­ем на него: она моя – су­ще­стви­тель­ное жен­ско­го рода.

Если к су­ще­стви­тель­но­му мы за­да­ём во­прос: чьё? И от­ве­ча­ем: оно моё – су­ще­стви­тель­ное сред­не­го рода.

Опре­де­лим род су­ще­стви­тель­ных:

Пенал

Книга

Яблоко

Рис. 24. Пенал (Ис­точ­ник)

Рис. 25. Книга (Ис­точ­ник)

Рис. 26. Яб­ло­ко (Ис­точ­ник)

Пенал – чей? – он мой – муж­ской род.

Книга – чья? – она моя – жен­ский род

Яб­ло­ко – чьё? – оно моё – сред­ний род.

Крат­ко род су­ще­стви­тель­ных обо­зна­ча­ет­ся так:

муж­ской род – м.р.

Жен­ский род – ж.р.

Сред­ний род – ср.р.

У су­ще­стви­тель­ных род – по­сто­ян­ный при­знак. Су­ще­стви­тель­ное не из­ме­ня­ет­ся по родам. Это зна­чит, что стол – чей? – он мой – будет все­гда муж­ско­го рода, а кукла – чья? – она моя – жен­ско­го рода.

 

За­да­ния для за­креп­ле­ния

А те­перь за­кре­пим по­лу­чен­ные зна­ния.

Про­чи­та­ем пред­ло­же­ния. Среди вы­де­лен­ных слов опре­де­лим су­ще­стви­тель­ные.

В ма­стер­ской зве­нит пила. Оля пила из круж­ки.

Ба­буш­ка за­то­пи­ла печь. Мама стала печь пи­ро­ги.

Из крана на­ча­ла течь вода. На дне лодки от­кры­лась течь.

Про­ве­рим.

В ма­стер­ской зве­нит пила. Зве­нит что? Пила. Пила – ин­стру­мент. Зна­чит, су­ще­стви­тель­ное.

Оля пила из круж­ки. Оля что де­ла­ла? Пила. Слово обо­зна­ча­ет дей­ствие.

Ба­буш­ка за­то­пи­ла печь. За­то­пи­ла что? Печь – пред­мет. Зна­чит, су­ще­стви­тель­ное.

Мама стала печь пи­ро­ги. Мама что стала де­лать? Печь. Слово обо­зна­ча­ет дей­ствие.

Из крана на­ча­ла течь вода. Вода что на­ча­ла де­лать? Течь, слово обо­зна­ча­ет дей­ствие.

На дне лодки от­кры­лась течь. От­кры­лась что? Течь – пред­мет. Зна­чит, су­ще­стви­тель­ное.

Жен­ский род за­пом­ню я

И скажу: «Она – моя».

И за­пом­ню род муж­ской

И опять скажу: «Он – мой».

Сред­ний род: «Оно – моё».

Это пра­ви­ло – моё!

Это ма­лень­кое сти­хо­тво­ре­ние по­мо­жет нам пра­виль­но опре­де­лять род имён су­ще­стви­тель­ных.

Про­чи­та­ем слова и опре­де­лим род су­ще­стви­тель­ных. Рас­пре­де­лим пред­ме­ты по ко­роб­кам.

Предметы и коробки

Рис. 27. Пред­ме­ты и ко­роб­ки

Про­ве­рим.

Су­ще­стви­тель­ные муж­ско­го рода: мяч – он мой, кубик – он мой.

Су­ще­стви­тель­ные жен­ско­го рода: юла – она моя, ма­шин­ка – она моя.

Су­ще­стви­тель­ные сред­не­го рода: зер­ка­ло – оно моё, мыло – оно моё.

Предметы в коробках

Рис. 28. Пред­ме­ты в ко­роб­ках

На этом уроке мы узна­ли, что су­ще­стви­тель­ное – это часть речи, ко­то­рая обо­зна­ча­ет пред­мет и от­ве­ча­ет на во­про­сы кто? что? У су­ще­стви­тель­ных вы­де­ля­ют три рода: муж­ской, жен­ский, сред­ний.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем, какие су­ще­стви­тель­ные на­зы­ва­ют­ся оду­шев­лён­ны­ми и неоду­шев­лён­ны­ми.

ИСТОЧНИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=3QO2hzVcDTA

https://www.youtube.com/watch?v=SI3QJwgoKqM

http://interneturok.ru/ru/school/russian/2-klass/imya-suschestvitelnoe/imya-suschestvitelnoe-rod-imyon-suschestvitelnyh?seconds=0&chapter_id=1910

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.